МБОУ СОШ №10 с УИОП, г. Елец
Тема
«Сохранение и укрепление здоровья младших школьников
в условиях реализации ФГОС»
Автор
Зиборова Татьяна Валерьевна
2014год.
Сохранение
и укрепление здоровья младших школьников
в условиях реализации ФГОС
«Забота
о здоровье – это важнейший труд педагога.
От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»
В.А. Сухомлинский
Повышение качества знаний и воспитанности зависит,
прежде всего, от здоровья детей. И хотя образовательная функция школы
по-прежнему остаётся ведущим аспектом её деятельности, важным фактором в оценке
степени и качества обученности становится состояние здоровья детей.
Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную
тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия
является то, что здоровье школьников ухудшается по
сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При
этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит
в возрастные периоды, совпадающие с обучением в школе. По данным
Института возрастной физиологии РАО, за период обучения в школе у детей в 5 раз
возрастает частота нарушений зрения и осанки, в 4 раза – психоневрологических
отклонений, в 3 раза – патология органов пищеварения. По данным
Минздрава России, только 5% выпускников школ являются сегодня практически
здоровыми .
Учитывая тревожную тенденцию снижения качества
здоровья обучающихся, проблема сохранения и укрепления здоровья детей в школе в
настоящее время приобрела острую актуальность.
Успешная учебная деятельность и состояние здоровья
детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Они
взаимосвязаны и требуют к себе пристального внимания. Чем лучше здоровье
ребёнка, тем больше у него возможностей показать высокие результаты обучения.
Поэтому главная задача школы – заложить основы, которые в дальнейшем
способствовали бы укреплению и сохранению здоровья, совершенствовали бы
физические способности детей.
На состояние здоровья детей влияют следующие факторы:
20 % - наследственность
20 % -экология
10 % -развитие здравоохранения
50 % - образ жизни
Исследования ИВФ РАО (Институт возрастной физиологии
Российской академии образования) позволили выделить факторы риска по
убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
а) внешние факторы (за пределами
образовательного учреждения):
·
экология;
·
семья и микроклимат в ней;
·
наследственность
недостаточная
грамотность родителей в вопросах
сохранения здоровья детей ;
·
круг общения, вредные привычки;
·
питание;
• особенности
отношения младших школьников к своему здоровью, что связано с отсутствием у
детей опыта «нездоровья» за исключением детей с серьезными хроническими
заболеваниями) и восприятием ребенком состояния
болезни главным образом как ограничения
свободы.
Можно сослаться на ряд причин: ухудшение качества жизни, нехватка средств на
образование и здравоохранение, ухудшение экономической обстановки и т.д.
Вероятно, нельзя сводить проблему только к биологическим и социально-экономическим
проблемам.
Недостатки в
организации учебно-воспитательного процесса также вызывают ряд негативных
последствий в обучении и развитии детей: тревожность и закомплексованность учащихся,
слабая мотивация учения, несформированность
рациональных способов в работе с
учебным материалом, слабое развитие
приемов логического мышления, способов систематизации учебного
материала и комбинаторных действий и т.п. Эти и другие причины снижают устойчивость внимания, прилежание, работоспособность у значительной части младших
школьников.
б) внутренние факторы (в самом
образовательном учреждении):
·
Стрессовая педагогическая тактика;
·
Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и
функциональным возможностям школьников;
·
Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических
требований к организации учебного процесса;
·
Провалы в существующей системе физического воспитания;
·
Интенсификация учебного процесса;
·
Функциональная неграмотность педагога в
вопросах охраны и укрепления здоровья ;
·
Частичное разрушение служб школьного медицинского
контроля;
·
Отсутствие системной работы по формированию ценности
здоровья и здорового образа жизни.
Анализ
школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся
создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е.
связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти
резервы собственной деятельности в сохранении и
укреплении здоровья учащихся.
В
соответствии с требованиями ФГОС была разработана Программа
формирования экологической культуры, здорового и безопасного
образа жизни обучающихся.
Программа
формирования экологической культуры, здорового и безопасного
образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования представлений
об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения
в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды, знаний,
установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и
укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных
составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка,
достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы
начального общего образования.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования Программа формирования экологической
культуры, здорового и безопасного образа жизни, школа обеспечивает решение
следующих задач на ступени начального общего образования:
·
пробуждение в детях желания заботиться о своём здоровье
(формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путём
соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего
характера учебной деятельности и общения;
·
формировать у ребенка позиции признания ценности здоровья;
·
развивать чувства ответственности за сохранение и укрепление
своего здоровья;
·
формирование установок на использование здорового питания;
·
формирование познавательного интереса и бережного отношения к
природе;
·
учить радоваться и видеть красоту жизни;
·
использование оптимальных двигательных режимов для детей с учётом
их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в
занятиях физической культурой и спортом;
·
соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;
·
формирование негативного отношения к факторам риска здоровью детей
(сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие
психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
·
становление умений противостояния вовлечению в табакокурение,
употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
·
формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу
по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния
здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на
основе использования навыков личной гигиены;
·
формирование основ здоровьесберегающей учебной культуры: умений
организовывать успешную работу, создавая здоровьесберегающие условия, выбирая
адекватные средства и приёмы выполнения заданий с учетом индивидуальных
особенностей;
·
формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и
простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях;
·
расширять знания и навыки по экологической культуре;
·
сформировать представление о позитивных и негативных
факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и
негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач,
участия в азартных играх;
·
обучить элементарным навыкам эмоциональной
разгрузки (релаксации);
·
сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
·
формировать личность, живущую по законам ЗОЖ.
Среди
детей-третьеклассников мной был проведён опрос: «Что нужно делать, чтобы быть
здоровым? Были получены следующие ответы: не курить; соблюдать правила
здорового питания; быть физически активным; поддерживать нормальный вес;
не употреблять алкоголь; не реже одного раза в год проходить полное медицинское
обследование; при любых признаках ухудшения здоровья сразу обращаться к врачу.
Реализация
программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа
жизни учащихся включает в себя 5 организационных этапов:
• организация
здоровьесберегающей инфраструктуры в общеобразовательной организации ;
• рациональная
организация учебной и внеучебной деятельности учащихся;
• эффективная
организация физкультурно-оздоровительной работы;
• реализация
программ курсов внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной и общеинтеллектуальной
направленности;
• организация
просветительской работы с родителями (законными представителями) учащихся.
Отдельно
можно выделить этап управления реализацией программы формирования
экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни учащихся.
В начальной школе должна быть создана
необходимая предметно-пространственная среда , а именно:
• обеспечение каждого класса
начальной школы учебным кабинетом, в котором оборудован гигиенический уголок
(раковина для мытья рук, мыло, полотенце);
• комплектация физкультурного зала
оборудованием, необходимым для проведения занятий с младшими школьниками;
• выделение пространств для
проведения в начальной школе занятий внеурочной деятельности в рамках
спортивно-оздоровительного направления. Обеспечение
учащихся удобным рабочим местом в соответствии с ростом и состоянием слуха и
зрения. Для детей с нарушениями слуха и зрения парты независимо от роста
учащихся ставятся первыми, причем для детей с пониженной остротой зрения они
размещаются в первом ряду от окна.
• Обеспечение
хранения в классе дидактических пособий для первоклассников.
В
начальной школе должен быть организован режим, соответствующий ФГОС:
- 5-дневный
режим обучения в 1 -4-х классах с соблюдением требований к максимальному объему
учебной нагрузки;
- «ступенчатый
режим» постепенного наращивания учебного процесса в сентябре - октябре в 1-х
классах;
-облегченный
день в середине учебной недели;
- 35-минутный
уроков в течение всего учебного года в 1 -х классах и 45-минутный во 2-4-х
классах;
-ежедневная
40-минутная динамическая пауза на свежем воздухе после 3-го урока
--составление
учебного расписания с учетом динамики умственной работоспособности
учащихся в течение дня и недели,
В
начальной школе должна быть организована учебно-познавательная деятельность
обучающихся, включающая:
• введение
в начальной школе третьего часа физической культуры;
• разработку
курсов внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления;
• реализацию
планов индивидуального обучения для детей с ограниченными возможностями
здоровья.
• организацию
безотметочного обучения в 1-х классах
•применение
ИКТ с учетом требований СанПиН 2.4.2.1178-02.
•реализацию
раздела «Я и мое здоровье» программы духовно-нравственного воспитания и развития
личности, в т. ч.: реализацию плана мероприятий по профилактике детского
травматизма, изучению пожарной безопасности; проведение
физкультурно-оздоровительных мероприятий («Весёлые старты», спортивные
праздники, День здоровья), экскурсий в парк и т. д.
•проведение
часов здоровья, классных часов, досуговых мероприятий (конкурсов, праздников,
викторин, экскурсий и т. п.) по темам ведения здорового образа жизни,
•включение
тем, направленных на здоровьесбережение и формирование
основ безопасного образа жизни (поведения в быту ,правила общения, правила ОБЖ,
ПДД) в преподавание уроков физической
культуры, технологии, окружающего мира, курса «ОРКСЭ».
Примерное
содержание работы в начальных классах по формированию экологической культуры,
здорового и безопасного образа жизни в урочной деятельности младших школьников
включает в себя изучение материала и выполнение учебных заданий по ознакомлению
со здоровым образом жизни и опасностями, угрожающими здоровью людей.
В
рамках учебного курса «Физическая культура» предполагается овладение учащимися
комплексами упражнений, навыками двигательной активности, участия и ведения
спортивных игр, а также понимание их смысла и значения для укрепления здоровья.
На
уроках окружающего мира младшие школьники изучают устройство человеческого
организма, опасности для здоровья в поведении людей, питании, в отношении к
природе, способы сбережения и укрепления здоровья.
Уроки
технологии прививают ученикам навыки соблюдения техники безопасности при
использовании различного оборудования.
В
рамках организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности
осуществляется ознакомление учащихся с правилами здорового образа жизни,
укрепления здоровья, взаимосвязью здоровья физического, психического и здоровья
общества, семьи в ходе различных мероприятий, таких как:
• спортивные
праздники, подвижные игры (в т. ч. с участием родителей младших школьников);
• занятия
в спортивных секциях;
• туристические
походы (развитие выносливости, интереса к физической активности);
•
коллективно-творческие дела по примерным
темам:
- «Вредные
и полезные для здоровья привычки»;
- «Человек
есть то, что он ест»;
- «Убийцы
людей - табак, алкоголь, наркотики»;
- «Болезни,
которые порождаются увлечениями компьютерными играми, телевидением»;
- «Можно
ли словом помочь человеку (убедить в чем-то, отказаться от вредных привычек и
др.)?» и т. п.;
• система
классных часов: беседы о том, как заботиться о своём здоровье, встречи
с медсестрой школы, выполнение режима дня, обсуждение необходимости
правильного питания. Для этого используются следующие приёмы: беседа, лекция,
работа с книгой.
• экскурсии,
видеопутешествия, знакомящие с людьми, их образом жизни, укрепляющим или
губящим здоровье;
• встречи-беседы
с интересными людьми, ведущими активный образ жизни (путешественники, любители
активного отдыха), сумевшими сохранить хорошее здоровье в сложной ситуации
(преклонный возраст, травма и т. п.), с представителями профессий,
предъявляющих высокие требования к здоровью, со спортсменами-любителями и
профессионалами.
В
основе обеспечения здоровьесбережения младших школьников
лежит рациональная организация учебной деятельности учащихся, направ-
ленная на повышение эффективности учебного процесса, снижение функционального
напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки,нормального
чередования труда и отдыха. Рациональная организация учебной деятельности
подразумевает следующее:
• соблюдение
гигиенических норм и требований к организации и объему учебной нагрузки
учащихся (выполнение домашних заданий, занятия внеурочной деятельности) на
всех этапах обучения;
• использование
методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям
школьников;
• введение
любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;
• индивидуализация
обучения (учет индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа
деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего
образования;
• ведение
систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и детьми с
ограниченными возможностями здоровья под строгим контролем медицинских
работников.
Известно, что школьный урок
оказывает серьезнейшее влияние (положительное или отрицательное) на здоровье
учащихся.
Так каким же должен быть урок, помогающий
сохранять и укреплять здоровье школьников?
1. С целью предупреждения утомления
и усталости учащихся применяются дидактические игры, включаются в
урок физкультминутки, включаются школьники в групповую и парную
работу, используются эмоциональная передача содержания учебного
материала, юмор, перевод школьников к новым видам
деятельности, которых должно быть в течение урока от 4 до 7;
планируется смена вида занятий через 7-10 мин; выдача
заданий, развивающих воображение, интуицию, эмоционально-чувствительное
восприятие.
2. Решая проблему гиподинамии и
снижения интеллектуальной активности школьников в течение урока,
необходимо следить за посадкой учащихся; проводить
психофизические паузы, физкультурные минутки, зарядку для глаз; использовать
методы обучения, способствующие активизации и развитию инициативы
школьников, их личного творчества: свободную беседу, исследовательскую работу,
поисковую работу (с дополнительной литературой), и т.п.
3. Для рациональной организации
учебной деятельности учащихся используются на уроках
видеоматериалы, средства ИКТ, так как это способствует развитию и
стимулирует познавательный интерес учащихся; обеспечивается индивидуальный
и дифференцированный подход в процессе обучения. Необходимо наличие
комплекта учебных пособий и карточек, материалов с
уровневыми заданиями, учет интенсивности и длительности самостоятельной работы.
4. С целью укрепления
психологического здоровья школьников важно добиться на уроке
благоприятного психологического настроения с помощью создания ситуаций
успеха для учащихся, корректности и объективности
оценки деятельности учеников на уроке; избегать в собственном
поведении отрицательных эмоций для себя и для учащихся, так как они
являются здоровьеразрушающими; с целью создания
ситуации успеха школьникам разрешается при ответе пользоваться опорным
конспектом, составленным в тетради.
5. Решая проблему ценностного
отношения учащихся к собственному здоровью, необходимо соблюдать
санитарно-гигиенические требования к организации учебно-воспитательного
процесса (температурный и воздушный режим, освещение, чистота и порядок в
помещении кабинета) в соответствии нормами СанПиНа; обращать особое
внимание на сохранность зрения учащихся: рассаживать детей на своих уроках с
учетом состояния их зрения, корректировать освещение в кабинете;
освещение классной доски, использование подвижных перемен, введение
утренней зарядки перед первым уроком.
6. Формируя у учащихся знания о
здоровье, включать в содержание урока вопросы, связанные со здоровым образом
жизни, использовать задания для проведения самоанализа.
Эффективная
организация физкультурно-оздоровительной работы в школе, направленной на
обеспечение рациональной организации двигательного режима, нормального
физического развития учащихся, на повышение адаптивных возможностей организма,
сохранение и укрепление здоровья детей и формирование у них культуры здоровья,
включает в себя:
• полноценную
и эффективную работу с учащимися всех групп здоровья (на уроках физической
культуры, на занятиях внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного
направления и т. п.);
• рациональную
организацию уроков физической культуры на уровне начального общего
образования;
• регулярное
проведение спортивных оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований,
олимпиад, походов и т. п.);
• организацию:
- занятий лечебной физической культурой;
- часа
активных движений (динамическая пауза) между 3-м
и 4-м уроками;
- работы
курсов внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления и
создание условий для их эффективного функционирования.
•
динамических перемен, физкультурных
минуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной
активности детей;
Реализация
программ курсов внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной
направленности предусматривает:
внедрение в систему работы программ
курсов внеурочной деятельности, ставящих своей целью формирование у детей ценности
здоровья и здорового образа жизни.
Просветительская работа с родителями
(законными представителями)
учащихся включает в себя организацию:
• лекций,
семинаров, консультаций по различным вопросам роста и развития детей,
факторам, положительно и отрицательно влияющим на их здоровье и т. п.; по
вопросам повышения экологической культуры учащихся;
• совместной
работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных
соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.
Существуют
различные мониторинги , оценивающие состояние реализации программы.
Инструментарий мониторинга:
•
анкеты
(«Хорошо ли ребёнку в школе», «Самочувствие школьника и физминутки», «Режим
дня», «Здоровое питание», «Изучение удовлетворённости родителей дозировкой
домашних заданий», «Изучение мнения родителей о влиянии школьного режима дня на
здоровье школьника», «Изучение удовлетворённости родителей учебной нагрузкой
ребёнка», «Я и природа» и др.;
•
тестирование
(«Можно ли ваш образ жизни назвать здоровым», «В хорошей ли вы форме?», «Знаете
ли вы, как обезопасить свою жизнь и здоровье?», тест-анкета ориентировочной
оценки риска нарушений здоровья учащегося, тест- анкета для ориентировочной
оценки риска нарушений зрения, тест–анкета для самооценки школьниками факторов
риска ухудшения здоровья и др);
•
опросы
(отношение к своему здоровью, отношение к здоровому образу жизни, ценностные
установки, отношение к природе и др);
·
наблюдения;
·
диагностические
методики («Градусник», «Настроение», «Солнце, тучка, дождик»);
·
комплексная
оценка состояния здоровья (проводит медработник);
·
оценка
функционального состояния и уровня физической подготовленности (проводит
учитель физической культуры);
·
оценка
уровня социально-психологической адаптации к школе, оценка уровня тревожности
(проводит педагог-психолог);
·
анализ
данных медицинских осмотров;
·
анализ
данных по сезонной заболеваемости, по распространённости астенических
состояний и вегетативных нарушений, по группам здоровья, по школьному
травматизму;
·
проверка
гигиенического состояния школы перед началом учебного года;
·
контроль
учебной нагрузки при организации образовательного процесса;
·
контроль
соблюдения санитарно-гигиенических требований.
Таким
образом, по итогам работы по программе формирования экологической культуры,
здорового и безопасного образа жизни учащихся планируется достижение целого
комплекса образовательных и воспитательных результатов, повышение активности
педагогов и родителей младших школьников в организации здоровьесберегающей
деятельности в нашем образовательном учреждении.
Здоровый образ жизни не занимает пока
первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но
если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и
укреплять свое здоровье, если школа станет «школой здоровья», а сохранение и
укрепление здоровья учащихся приоритетной функцией образовательного
учреждения, то будущие поколения будут более здоровы и развиты личностно,
интеллектуально, духовно и физически.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.