Инфоурок Классному руководителю Другие методич. материалыСоциальный проект "Дети войны. Земля Сибирская"

Социальный проект "Дети войны. Земля Сибирская"

Скачать материал

 

2013 год

motion.jpg


201

Содержание

 

                                                                               

1.      Введение __________________________________________________________ 3

 

2.      Семья      ___________________________________________________________5

 

3.      На колхозном фронте ________________________________________________7

 

4.      Школа в годы войны ________________________________________________12

 

5.      Заключение ________________________________________________________17

 

6.      Литература ________________________________________________________19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Введение.

 

… В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки строили шалаши и играли в "дочки-матери", непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. "Дети войны" - так называют сегодняшних 68-90-летних людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война.

Но война не стёрлась из людской памяти, и забыть те дни нельзя. Потому что история – это судьба каждого, кто вынес на себе четыре года ожидания и надежды,  кто проявил поразительное, беспримерное мужество. Нам хотелось больше узнать о военном времени, о детях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом…. О людях, которые живут рядом с нами, об их судьбах, о жизни в военные годы мы почти ничего не знаем. Этим было продиктовано наше желание узнать от живых свидетелей того времени о жизни детей в годы Великой Отечественной войны, познакомить со своими исследованиями как можно больше людей. В этом заключается практическое значение нашей работы.

Тогда, в годы Великой Отечественной войны, невыносимо трудно было всем – и старым, и малым, и солдатам, и их близким. Но особенно страдали дети. Страдали от голода и холода, от невозможности вернуться в детство, от страшной тишины сиротства…

 Как же жили тогда, дети войны?

 Поставили перед собой цель исследования – изучить и раскрыть  жизненную  позицию советских  детей  в  годы ВОВ  на  примере жизни  сибирских детей, выяснить какова была их роль в годы войны.

         Для этого были определены следующие задачи:

1.        Работа с документами, анализ исторических и архивных материалов.

2.        Встреча с очевидцами, изучение степени участия детей в работе тыла в годы войны.

3.        Проведение интервьюирования «детей войны».

4.        Работа с литературой.

Нами была составлена анкета по выбранной теме для того, чтобы выяснить, что современные ребята знают о своих сверстниках, живших в те далёкие военные годы.

Мы провели анкетирование среди школьников 4-11 классов МБОУ «Чилинская СОШ». В опросе участвовало 72 человека

 

 

Уважаемые ребята!

Мы просим вас ответить на наши вопросы:

 

1.      Знаете ли вы имена своих бабушек и дедушек, которые были детьми во время Великой Отечественной войны?

2.      Можете ли вы привести примеры помощи детьми фронту?

3.      Учились ли дети во время Великой Отечественной войны?

4.      Что вы знаете о том, как жили ваши ровесники во время войны?

5.      Помогает ли государство сейчас детям войны?

 

 

Результатом опроса стали следующие данные:

 

Проанализировав результаты опроса, мы  сделали следующие выводы. Тема эта действительно очень актуальна, т.к. современные дети почти ничего не знают о тех годах, о своих ровесниках, поэтому надо изучать материалы и знакомить с ними ребят.

Таким образом:

объектом нашего исследования стала - жизнь и роль детей  нашего региона в Великой Отечественной войне.

предметом исследования  - образ жизни детей в глубоком сибирском тылу в годы Великой Отечественной войны.

В ходе работы мы познакомились с тружениками тыла. Встречаясь с ними,  отметили нежелание некоторых из них вспоминать о тех страшных годах. Объясняют они это тем, что вспоминать это тяжело и больно. Они как бы заново переживают то время. Ведь многие из них потеряли на войне своих самых родных и близких людей, вся их жизнь изменилась, перевернулась.

Самое главное, что мы поняли, что все уходит в историю. Страдания людей, разруха, голод в военные и послевоенные годы. Наше поколение имеет возможность прикоснуться к прошлой войне в воспоминаниях живых свидетелей того времени. Это мы и хотели показать в своей работе и составить цельное впечатление о детях военной поры, живших на нашей Сибирской земле.

 

2. Семья.

Военное время всем вспоминается только по работе: пилили чурочки для тракторов, дрова для школы и фермы, помогали матерям ухаживать за колхозным и домашним скотом; возили сено, солому на лошадях, затем сами разгружали телеги и складывали корма, молотили и жали хлеб. Постоянно болели руки, спина. Было очень тяжело. В военное время все это делали женщины и дети. Летом жара, мухи и комары. За время войны было только одно дождливое лето. Не было керосина, соли, хлеба, пекли овсяный хлеб из не сеяной муки. Зимы были холодные, температура понижалась до -50, -60 градусов. Птицы мерзли на лету. Сено в зародах перемерзало сверху. За сеном ездили по двое двенадцати-четырнадцатилетних подростков. Мерзлое сено было очень тяжело кидать на сани. Обратно ехали, обмораживались.        

Из воспоминаний Трифоновой Л.Г.: «В день на одного человека полагалось всего лишь 150 граммов хлеба, и, чтобы не умереть с голода, ребята копали в лесу саранки, из которых вечером мать варила для всей семьи суп, рвали крапиву, зелень, которая хоть как-то годилась для еды. Осенью приходилось собирать даже гнилую картошку, а зимой я ходила за несколько километров на зерноток и, раскапывая сугробы, которые были выше меня ростом раза в два, собирала по зернышку пшеницу, рассыпавшуюся осенью, которую женщины не домели после молотьбы. Летом я вынуждена была выращивать табак, который затем носила на продажу. С этих денег она покупала в дом спички, керосин, соль, книги для учебы.  В свободное время, когда шел дождь, работать в поле было нельзя, ходили по ягоды: по два ведра набирали земляники, смородины, костяники.

Все, что собиралось с полей, отправляли на фронт, оставляя себе самый минимум. По вечерам все собирались дома: вязали, шили, а затем все собирали и отправляли своим родным на фронт. Работали на полях: собирали сено, солому; вязали снопы, матери молотили зерно. Наши детские руки пухли от непосильных работ, колючих сорняков».

Из воспоминаний Сухановой (Беляковой) Веры Дмитриевны

Когда началась война я была ещё маленькая (с 1938 года).    В школу мне ходить было ещё рано. Поэтому мама нас с сестрой усаживала рядом с собой за работу – прясть пряжу. А света тогда не было. Пряли мы под светом лучин, а в лучшем случае, под керосинкой. Напрясть пряжи надо было много, ведь на посевную, весной, нужно было много мешков, куда необходимо ссыпать зерно. У нас в доме стояла красна. Это такой  станок, на котором пряли это полотно.           А затем мы шили мешки. А играть нам было совершенно некогда. У нас в доме часами были курочки с петушком. Мама всегда говорила, как петушок запоёт: «Вот, первый певень пропел, значит уже час». Мы сидим, прядем вместе с нею. Второй петушок пропоёт: «Вот второй певень пропел, значит уже два часа. Надо ложиться, успеть, хоть отдохнуть». Вставали рано. Мама уходила и приходила домой только затемно.  Ведь мы все ходили только пешком, техники – то почти не было. Мы работали вместе с мамой. Сдавали государству яйца, шерсть, молоко, масло, мясо, картофель. Чтобы помогать тем, кто воевал. Даже если кто-то не хотел (были и такие) растить скотину на мясо, овощи, нам приходилось это делать, потому что   надо было платить налог государству.    А себе – что останется. Денег не платили, работали за трудодни. А если маме давали, то рубля 3. А их она пускала на соль, спички и мыло – это был главный товар во время войны. Жили все дружно. Никто никогда никого не обижал. На работу в поле уходили всем селом – и малые и старые, а дома оставались только очень старые люди – на случай пожара, может быть, спасут что.   

Надпись: Снимок взят из Интернета

3. На колхозном фронте.

В каких только работах не участвовали сельские школьники! Они проводили рейды проверок готовности в колхозах к полевым работам, собирали колоски, ухаживали за молодняком на животноводческих фермах, за рабочими лошадьми. Большую помощь оказали школьники в сборе дикорастущих плодов и лекарственных растений, которые помогали в лечении наших бойцов на фронте.

В напряженной борьбе за хлеб первого военного года активное участие приняли свыше 200 тысяч пионеров и школьников Западной Сибири. Около миллиона трудодней выработали они вместе со своими учителями. В те трудные дни колхозы и совхозы были во многом обязаны юным патриотам - школьникам.

Тяжелой ношей легли на детские плечи заботы трудового фронта. И по истине «гулливеровскими» были нормы выработки на полях, где трудились мальчишки и девчонки, тысячи гектаров скошенного хлеба, тысячи связанных снопов, тысячи намолоченного зерна.

Тысячи... Язык цифр лаконичен и бесстрастен. Но именно цифры наиболее убедительно рассказывают о том, как много было сделано юной школьной армией в трудный для Родины год. В 1942 году пионеры и школьники края вновь оказали большую помощь в уборке урожая. На сельскохозяйственных работах было занято 193 тысячи учащихся. Вместе с учителями они выработали около двух миллионов трудодней, заработали 800 тысяч рублей, которые были отправлены на фронт.

Дети войны. Все они были родными для фронта. Дети войны верили в победу и, как могли, приближали ее. Родина, теряя в смертельной схватке с врагом их отцов, верила в светлое, счастливое будущее своего юного поколения.

Из воспоминаний Лобачевой Натальи Степановны.

Никому не было легко в те далекие годы: все испытывали холод и голод, ведь почти всех мужчин забрали на фронт, а вся их работа легла на плечи матерей и детей. Наряду со взрослыми дети готовили дрова, косили и гребли сено, собирали с таким трудом выращенный урожай, а после уборки всеми классами ходили на поля собирать колоски ржи, которые остались там и не попали на тока, участвовали в субботниках и воскресниках. Дома их тоже ждала работа - каждый старался помочь своей матери по хозяйству: прополоть огород, убрать в доме, присмотреть за младшими братьями и сестрами. А когда наступало время идти в школу, то ребята старались учиться так, чтобы их отцам, воюющим на фронте, не было за них стыдно. Хоть и шла война, но дети оставались детьми: они находили время для игр, развлечений... К сожалению, не все могли ходить в школу: кому-то было нечего надеть, кому-то приходилось вместе со старшими выйти на работу, чтобы заработать лишний трудодень.

Но тяжелую и трудную жизнь детей всегда старались хоть немного скрасить учителя. Они не только давали им новые знания, но и проводили для них различные праздники, викторины. Устраивали вместе с ними концерты, с которыми выступали перед жителями села, делали для детей качели, устраивали экскурсии в лес, на реку…. В будни учителя вместе со своими школьниками выходили на поля собирать оставшийся урожай, летом ходили за несколько километров на покосы, помогали копать картофель... Дети наравне с родителями и учителями участвовали в субботниках и воскресниках. Они выходили с ними на поля за 5-6 км собирать колосья пшеницы, ржи, овса; дергали лен; сгребали сено...

Из воспоминаний Суханова Николая Николаевича.

05032013365.jpgРодился я в 1935 году, в селе Чилино. Когда началась            война, он пошел в первый класс. Учеба проходила тяжело. Помню, в школе, в кабинете у директора стоял радиоприемник. Каждое утро все ученики собирались на линейку, на которой директор рассказывал в основном о погоде. О военных действиях никогда не сообщал. Единственной новостью о войне было ее окончание.

Каждый год с наступлением весны всем приходилось работать на полях, сеять табак, картошку, пшеницу в колхозе. Ранней весной, когда сходил снег нас, пацанов, прямо из-за парт забирали на работу, на бригаду, которая находилась от Чилино в 1,5 км. С нами находился один бригадир  Липов Алексей, который нами управлял. Очень часто мы оставались там с ночёвкой. Спали на топчане. Это такая большая лежанка, безо всего. Мы только под голову что-нибудь кинем, и все. Вот так и спали. Когда привозили кино, мы бегом бежали в деревню, а после – сразу обратно, чтобы не наказали.

Летом, когда начинался покос, всех ребят собирали для работы по уборке сена. Мы сидели на «копнах», возили их на лошадях. Считать, сколько сена убрали, мы не умели, только ставили палочки. Учетчик вечером приходил, мы ему показывали свою «работу», сколько волокуш навозили. Один раз женщина пришла проверять: «Ну, сынок, сколько навозил волокуш? – посмотрела на палочки, посчитала само сено. – Нет, не доставил палочек, – и еще палочку мне нарисовала».

Осенью нас, всех ребят отправляли на уборку картофеля, пшеницы – девчата все, от мала до велика убирали вручную хлеб, ведь комбайнов как сейчас не было. Конка пройдёт, а они начинают следом вязать снопы. Потому и руки у них были все обрезанные и поцарапанные.

Из воспоминаний Ромашовой Елены Ивановны.

Родилась 14 сентября 1928 года в селе Королёвка. Годы войны навсегда врезались в память. Когда грянула война, Елена Ивановна была подростком. Она вспоминает о том, что с первого дня войны все дети и подростки несли «трудовую вахту»: садили табак, ухаживали за ним, пасынковали, рубили, вешали сперва на палочки, затем на жерди сушить и отправляли на фронт. Жилось трудно. Приходилось работать на быках, на прицепах, пахать на плугах, вручную готовить сено. Работали наравне со всеми, им никто не делал скидку. С родителями на

 

полях сеяли зерно, косили сено, помогали готовить обед рабочим. Никто в годы войны не сидел дома - ни мал, ни стар.

А когда Елене Ивановне исполнилось 16 лет, её вместе с другими подростками отправили в Тимирязево на лесозаготовки, где было ещё тяжелее. Там девушкам пришлось жить «по людям», вручную резать лес наравне с мужчинами. Не все выдерживали такие трудности, просились домой у начальства, но никого не отпускали. Тогда они сбегали ночами, пешком, чтобы не поймали и многие зимой обмораживались. А в конце войны её посадили работать на трактор, на котором она проработала без малого 10 лет. В то время часто голодали, трудно было с продуктами, не у всех было, что поесть. Всегда с надеждой ждали весну - «Вот появится зелень, значит проживем».

Из воспоминаний Орловой Марии Ликандровны.

Мария родилась 12 марта 1933 года в селе Чилино. В 1941 году, когда ей исполнилось 8 лет, она пошла в первый класс чилинской школы. Вспоминая свое школьное детство, она рассказывает о том, что было нелегко. Помимо учебы, все ребята, вместе со взрослыми, ходили на поля собирать лён, косить траву, грести сено. Председатель колхоза, чтобы хоть как-то

заинтересовать ребят, усилить их интерес к трудной и монотонной работе, поощрял их, выдавая в конце дня по одной конфетке, или давал по ложечке меда. Но и этому дети были безумно рады, они с гордостью несли их домой, родителям. Дома тоже приходилось не сладко. Дрова для дома приходилось заготавливать вместе с мамой и младшим братом, возить их на лодке издалека. Дома старались держать хозяйство - кур, корову, сено ходили готовить всей семьёй за несколько километров от села. Благодаря этому и удалось их семье пережить это тяжелое время.

Надпись: Настольный календарь колхозника. 1941 года.Мария Ликандровна вспоминает, что она вместе с братом ходила за село, собирала семена конопли, из которых мать затем пекла пирожки, помогала в колхозе матери зарабатывать трудодни, чтобы помочь не только семье, но и солдатам на фронте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Надпись: Обязательные поставки мяса и овощей. Календарь колхозника. 1941год.
 


Наравне со взрослыми дети должны были по обязательным поставкам сдавать государству сельскохозяйственную продукцию. В справке от 1941 года говориться, что «колхозные дворы и единоличные хозяйства привлекаются к обязательным поставкам картофеля с площади фактического посева картофеля по нормам:  25% - колхозникам, 45% - единоличным хозяйствам.

Причём, обязательная поставка овощей государству распространялась на следующие культуры: капусту, свёклу столовую, морковь, лук репчатый, огурцы и помидоры.

Надпись: Школьники вскапывают землю перед посадкой картофеляИз воспоминаний Лагуновой А.И.: «Нас, детей, вместе с учителями осенью гоняли на прополку пшеницы с самого раннего утра до темноты, а в награду за помощь давали в день по 2-3 ложки муки.          

 

Старшие ребята - подростки пропадали на полях целыми сутками, помогая родителям зарабатывать трудодни. Из-за голода только чтобы не умереть с голода приходилось тайком выкапывать оставшуюся на полях мерзлую картошку и стряпать из неё оладушки. Весной огороды копали вручную, а садили картошку глазками, ведь чуть не половину урожая приходилось сдавать государству, а нам до весны картошки не хватало. Мама, когда чистила картофель, вырезала все глазки и хранила их в подполе, в опилках.  Помню, однажды односельчанку, мать троих детей, не помню её фамилию, поймали с подолом мёрзлой картошки. Её суд осудил на 15 лет».

А происходило так потому, что  ещё до войны появился  чудовищный закон от 7 августа 1932 года. Он оглашал:  «За хищение колхозного и кооперативного имущества, хищение грузов на железнодорожном и водном транспорте закон предусматривал расстрел с конфискацией имущества, который при смягчающих обстоятельствах мог быть заменён на лишение свободы на срок не менее 10 лет с конфискацией имущества. Осуждённые по этому закону не подлежали амнистии». В народе это постановление прозвали “законом о пяти колосках”. Ровно столько их требовалось суду, чтобы приговорить мать или отца к … вышке.» Закон подписали Калинин, Молотов и Енукидзе. А во время войны он был ужесточён в связи с военным положением. Даже детей по этой статье с 10 лет отправляли в лагеря.

… Помимо овощей дети вместе наравне со взрослыми «ходили» и за скотиной, которую очень тяжело было держать во время войны. Но держали, так как государству необходимы были поставки мяса и шерсти. Нормы сдачи мяса  для колхозников были – от 32 до 45 кг, для единоличных хозяйств – от 54 до 90 кг. 

Зимин И.В. рассказывал, что в начале войны у них была корова, которая помогала выжить семье – матери и трём детишкам, из которых он был самый старший. Но надо было государству сдать мясо, и поэтому пришли из сельского совета и увели корову со двора. После этого они едва не умерли с голода, хоть и держали свиней, ведь мясо необходимо было сдавать                                      государству. А для себя, к сожалению, держать скотины не было ни сил, ни кормов.                                                                                     

Надпись: «Обязательные поставки мяса» - календарь колхозника, 1941 г. 

 

 

 


С 7 лет детей привлекали и к полевым работам  по обязательным поставкам сена. Все школьники почти 2/3 лета проводили на лугах, помогая в заготовке сена. Суханов Н.Н. вспоминает: «Летом, когда начинался покос, всех ребят собирали для работы по уборке сена. Мы сидели на «копнах», возили их на лошадях. Считать, сколько сена убрали, мы не умели, только ставили палочки. Учетчик вечером приходил, мы ему показывали свою «работу», сколько волокуш навозили. Один раз женщина пришла проверять: «Ну, сынок, сколько навозил волокуш? – посмотрела на палочки, посчитала само сено. – Нет, не доставил палочек, – и еще палочку мне нарисовала».

Надпись: «Обязательные поставки шерсти» - календарь колхозника, 1941 г.

 

 

А осенью нас отправляли на уборку картофеля, пшеницы – девчата все, от мала до велика убирали вручную хлеб, ведь комбайнов как сейчас не было. Конка пройдёт, а они начинают следом вязать снопы. Потому и руки у них были все обрезанные и поцарапанные.

Школьники работали также на уборке табака, льна, конопли. Всячески помогали старшим.

 

4. Школа в годы войны.

Очень тяжела была школьная жизнь во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Дети слышали о том, какую политику проводила Германия в отношении советских детей: “Государственный муж Адольф Гитлер, – заявлял … «Начальная школа должна ставить своей целью обучение учащихся только счёту максимум до 500 и умению расписаться, а так же распространение учению о том, что подчинение немцам, честность, прилежание и послушание являются божьей заповедью. Умение читать … не обязательно”…  Поэтому наперекор фашистам, все школьники старались получить образование, этим показывая    Гитлеру свою борьбу с ним.

 

Старожилы села - Зимин Григорий Ильич, Лагунова Александра Ильинична, Олова Мария Ликандровна, Ромашова Елена Ивановна, рассказывали нам об учёбе в эти самые трудные военные годы. Чтобы ходить на занятия, сумки для книг ребята шили из мешков, чернил тогда на всех не хватало, и дети, вместе с учителями, делали их из сажи и свёклы. Писать приходилось не только на бумаге, её на всех не хватало, но и на бересте.

Классы отапливались дровами, и каждый ученик должен был заготовить для школы 5 м³ дров для отопления (без этого к занятиям не допускали). Поэтому все школьники «от мала до велика» летом, семьями, готовили дрова. А вспомните, по сколько детей было в каждой семье? (от 5 до12 детей, правда, не все могли ходить в школу – не хватало одежды). Многие посещали школу не регулярно, а 2-3 раза в неделю из-за того, что не в чем было идти  на уроки – по очереди надевали валенки (их было 1-2 пары на семью). А те, у кого их не было вовсе, ходили в лаптях, куда клали шерсть  для тепла, но в морозы это не помогало.

Надпись: Одно из 4-ёх зданий старой школы в с. Чилино          

 

 

Из воспоминаний Попеляевой М.И.: «На ногах у нас были обутки – самодельная обувь, набитая соломой, чтобы было не так холодно. Ведь мы ходили в них круглый год и зимой, и весной, и осенью.1192_356564692_big[1] Помню, в нашем классе училась девочка Оксана, у которой мама для отправки на фронт, чесала шерсть для пряжи. Так вот, её мама украдкой приносила в кармане эту  шерсть домой, а затем связала из неё носки, набив их этой же шерстью. Как мы ей завидовали! Ведь она ходила в настоящих шерстяных носках (по снегу, без обуток – это и была её обувь).                     Домашние задания все старались делать пораньше, засветло. Электричества в домах в то время не было, и если не успеешь в светлое время сделать уроки, то вечером приходилось жечь керосин (а достать его было сложно), либо матери рассаживали детей вокруг печки, открывая дверку, заставляя учить уроки при свете огня.

Но жизнь не стояла на месте. Детские души бурлили, жаждали новых знаний, впечатлений. Ребята читали новую литературу, ставили спектакли, разучивали танцы, стихи, проводили Новогодние карнавалы, для которых изготавливали костюмы... Также школьники организовали тимуровское движение.  Пионеры помогали семьям, в которые пришли похоронки. Они складывали дрова, чистили снег, помогали ухаживать за огородами. Каждый дом был на учёте у школьников. Быть тимуровцем было почётно!

Все ребята вечерами готовили подарки для своих отцов, братьев, которые была отправлены в действующую армию. Нетрудно представить, какую радость они доставляли воинам – фронтовикам.

Из воспоминаний Зимина Григория Ильича.

…Зимин Г.И. рассказывал нам о том, что в 1941 году он пошёл в 1-ый класс, но, едва выучившись читать и писать, вынужден был бросить школу и пойти работать, чтобы выжить и не умереть с голода. Таких как он, в военное время было не мало. Их класс в начале учебного года насчитывал 42 ученика, а к концу – уже чуть больше 30 человек. Многие посещали школу не регулярно, а 2-3 раза в неделю из-за того, что не в чем было идти  на уроки – по очереди надевали валенки (их было 1-2 пары на семью). А те, у кого их не было вовсе, ходили в лаптях, куда клали шерсть  для тепла, но в морозы это не помогало.

Из воспоминаний Попеляевой Марии Ивановны.

Я в семье была 8-ым ребёнком. Но в школу пошла только с 10 лет, т.к. одеть мне было нечего. Мои старшие братья закончили только по 3 класса, а когда подошла моя очередь, мама перешила мне свою одежду, и только тогда отправила меня в школу. Там все были одеты так же, как и я – очень бедно, в заштопанной одежде. Но никто из нас никогда не смеялся над одеждой товарищей. На ногах у нас были обутки – самодельная обувь, набитая соломой, чтобы было не так холодно. Ведь мы ходили в них круглый год и зимой, и весной, и осенью.

Помню, в нашем классе училась девочка Оксана, у которой мама чесала шерсть для пряжи. Так вот, её мама украдкой приносила в кармане шерсть домой, а затем связала из этой шерсти носки, набив их этой же шерстью. Как мы ей завидовали! Ведь она ходила в настоящих шерстяных носках (по снегу, без обуток – это и была её обувь).

У нас все в классе писали не чернилами, как нам хотелось бы, а своими сделанными из сажи – это были чёрные чернила, либо из свёклы – красные. А мой старший брат каждое лето ходил перед самой школой в лес и заготавливал ягоду. Из неё дома он выжимал сок, который был намного лучше чернил моих одноклассников, чем я очень гордилась!

Каждый год за отличную учёбу нас награждали ценными подарками. Но вы сейчас смеётесь над таким поощрением, а для нас это было огромным счастьем, потому что вручали нам простой карандаш! Это вызывало в нас гордость за свои успехи, за свою семью, перед которой ты ответе.  

Я хочу вам рассказать о том, в чём я ходила в школу зимой в 3 классе.… У меня было пальто, но его одевать самостоятельно я не могла. Утром его на меня надевала мама, а после уроков – наша учительница. А одеваться самостоятельно я не могла потому, что было это пальто очень тяжёлым, так как мама сшила его из старых, изношенных пальто и дох, не знаю, сколько оно весило, но носить я его могла с трудом из-за его «огромного» веса. Вот такие грустные мои воспоминания.…  Но никто из нас, детей, не отчаивался, все ждали победы!

 

Из воспоминаний Трифоновой Любовь Георгиевны.

1193_1458555872_big[1]Родилась 27 января 1929г. в г. Новосибирске в многодетной семье. Перед самой войной, в 1940 г., она пошла в первый класс Чилинской школы. Тогда школа располагалась на ул. Ленинской в трех зданиях (бывших купеческих домах), которые состояли из двух комнат каждое. Начальные классы занимали две школы, а старшеклассники - одно здание. В каждом классе обучалось по 40 учеников. Когда началась война, Люба училась во втором классе. Жилось очень трудно - был и холод, и голод. Большинство мужчин ушло на фронт, и все тяготы жизни легли на плечи женщин и детей. В день на одного человека полагалось всего лишь 150 граммов хлеба, и, чтобы не умереть с голода, ребята копали в лесу саранки, из которых вечером мать варила для всей семьи суп, рвали крапиву, зелень, которая хоть как-то годилась для еды. Осенью приходилось собирать даже гнилую картошку, а зимой Люба ходила за несколько километров на зерноток и, раскапывая сугробы, которые были выше ее ростом раза в два, она собирала по зернышку пшеницу, рассыпавшуюся осенью, которую женщины не домели после молотьбы.

Чтобы пойти в школу, Люба вынуждена была летом выращивать табак, который затем носила на продажу. С этих денег она покупала в дом спички, керосин, соль, книги для учебы. Но все равно 3 класс Люба пропустила из-за того, что ей не в чем было ходить на занятия.

 

Сумки для книг ребята шили из мешков, чернил на всех не хватало, их делали сами из сажи и свеклы, писать приходилось не только на бумаге, ведь ее на всех не хватало, но даже и на бересте. Все ребята старались учиться как можно лучше, переживали, если получали плохую отметку. Получая тетради, ребята с интересом заглядывали в тетрадь друг к другу, интересуясь, у кого выше оценка... Домашние задания старались делать пораньше, засветло. Электричества в домах в то время не было, и если не успеешь в светлое время сделать уроки, то вечером приходилось жечь керосин (а достать его было сложно), либо мать рассаживала детей вокруг печки, открывая дверку, заставляла учить уроки при свете огня.

... Военные 1941-1945гг. Все жили только надеждой на скорую победу. Но жизнь не стояла на месте. Детские души бурлили, жаждали новых знаний, впечатлений. Ребята читали новую литературу, ставили спектакли, разучивали танцы, стихи, проводили Новогодние карнавалы, для которых изготавливали костюмы...

Весной 1945года Любовь вместе со своими односельчанами встречала солдат, в числе которых возвращался её отец, Афанасьев Егор Павлович, кавалер многих орденов и медалей, радовалась наступившему миру. Но детство, прошедшее сквозь военные годы она никогда не забывала и не забудет. Они остались в её памяти навсегда...    

 

Из воспоминаний Лагуновой Александры Ильиничны.

Александра Ильинична родилась 5 мая 1932 года в деревне Летяжье. Перед самой войной она пошла в первый класс летяжинской начальной школы. Но проучиться смогла только 2 года из-за того что семья была очень бедная - детям нечего было на себя одеть и обуть: летом и весной до снега бегали босиком а зимой ходили в лаптях.

Учиться и жить было тяжело: в школе не хватало тетрадей и приходилось писать даже на берёзовых коринках простыми заострёнными палочками, которые выдёргивали из мётел. Чернила тоже делали сами - из сажи или свёклы. Александра Ильинична вспоминает: «Школа в деревне была маленькая, не все ребятишки могли её посещать т.к. жизнь была тяжела и трудна. А зимой в здании школы было так холодно, что чернила покрывались льдом, и их приходилось сначала отогревать возле печки. Мела не было. В столах и скамейках сами делали дырочки для чернил, чтобы они не падали. Перед занятиями все ребятишки собирались вокруг маленькой круглой печки, и если было пасмурно, ждали, пока станет на улице светлее (ведь электричества тогда не было). Детей вместе с учителями осенью гоняли на прополку пшеницы с самого раннего утра до темноты, а в награду за помощь давали в день по 2-3 ложки муки. Старшие ребята - подростки пропадали на полях целыми сутками, помогая родителям зарабатывать трудодни. Из-за голода только чтобы не умереть с голода приходилось выкапывать оставшуюся на полях мерзлую картошку и стряпать из неё оладушки. Весной огороды копали вручную, а садили картошку глазками». Но как бы ни было трудно все равно для детей устраивались праздники на улице ребята бегали, играли, веселились все вместе и ждали окончания войны. 9 мая Александра Ильинична никогда не забудет! В этот день радовались и веселились всем селом

5.        Заключение.

Мы  постарались осветить наиболее важные аспекты темы. Показали большой вклад детей в победу над фашизмом, рассказали об их нелёгкой жизни.

Работая с документами,  анализируя исторические и архивные материалы, беседуя с очевидцами, мы пришли к выводу, что поднятая нами тема чрезвычайно важна. Необходимо сейчас, ежедневно встречаться с нашими стариками, которые могут нам «показать» живую историю нашей страны. И хоть и нет у них фотографий того страшного времени, но есть их слово, которое даёт нам возможность взглянуть в те далёкие годы, где дети вместе с взрослыми  ковали победу. На своих хрупких плечах они занимались тяжелейшим крестьянским трудом. И их вклад неоценим, так как без детей в глубоком сибирском тылу невозможно было   вынести всю тяжесть того страшного времени!

Мы поняли, что дети войны – это одно из мало раскрытых страниц минувшей войны. Мы хотим с привлечением архивного материала и свидетельств очевидцев составить летопись “Дети войны” Сибири, хотим через СМИ донести до людей информацию о нашей работе “Дети войны”, о её целях и задачах. Хотим, чтобы люди запомнили:

1.      Горе и страдания, боль и утраты помогли воспитать в том поколении стремление к достойной жизни, любовь к ней, самопожертвование, сострадание, доброту, отзывчивость, трудолюбие – все те качества, которых так не хватает сегодняшнему поколению.

2.      Война отбирает у мальчиков и девочек детство – настоящее, солнечное, с книгами и тетрадями, смехом, играми и праздниками.

3.      У войны не детское лицо.

4.      Образ жизни и поведение детей в годы войны характеризовались преданностью Родине, любовью к своему народу и гражданской активностью;

5.       Необходимо вести просветительскую работу среди учащихся и населения о том, что Победа ковалась и на трудовом фронте: женщинами, стариками и детьми,  чье детство прошло в годы Великой Отечественной войны

6.      Продолжить дальнейший сбор материала по теме, используя архивные документы и воспоминания современников

7.      Война и дети - эти слова никогда не должны стоять рядом.

Дети войны – самые мужественные дети … Дети, почувствовавшие войну на вкус. Мы мечтаем, чтобы подобных страданий для детей никогда больше не повторялось. И  верим в светлое, мирное будущее. Низкий поклон всем тем, кто пережил эти страшные годы и спасибо всем тем, кто боролся за наше будущее.

                                               Над вьюгами и стужами седыми

Вновь торжествует юная весна!

И как огонь с водой несовместимы,

Несовместимы дети и война

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.        Литература.

1.      Авраменко Александр. Гонцы из неволи / Новосибирское книжное издательство 1989

2.      Бурчик С. В. Подвиг переживёт века / Издательство – полиграфическое предприятие “Советская Сибирь” 1955

3.      Виноградов И. В. Герои и судьбы / Лениздат 1988

4.      Караев Владимир. В бою и труде. Подростки в Великой Отечественной войне / Москва “Молодая гвардия” 1982

5.      Стишова Л. И. в тылу и на фронте / Москва Издательство политической литературы 1984

6.      Комсомольская правда №28, 3 февраля 1990

7.      Архив / Сообщения Совинформбюро 1941 – 1945

8.       Конвенция о правах детей

9.      www.wikipedia.ru http://ru.wikipedia.org/wiki/%C7%E0%EA%EE%ED_%EE_%F2%F0%B8%F5_%EA%EE%EB%EE%F1%EA%E0%F5

10.  http://wiki.istmat.info/%D0%B4%D0%BE%D0%BA:%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD_%D0%BE_%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%85_%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%85.

11.  http://yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%84+%D0%B3%D0%B8%D1%82%D0%BB%D0%B5%D1%80+%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&clid=1955451&lr=67

12.  Настольный календарь колхозника. 1941 год./ Огиз – сельхозгиз. 1941 г.

 

 

·         Естествознание (137)

·         Журналистика (637)

·         Зоология (40)

·         Издательское дело и полиграфия (271)

·         Инвестиции (120)

·         Иностранный язык (4422)

·         Информатика (74)

·         Информатика, программирование (7324)

·         Исторические личности(436)

·         История (10671)

·         История техники (672)

·         Кибернетика (83)

·         Коммуникации и связь(2320)

·         Компьютерные науки (75)

·         Косметология (20)

·         Краеведение и этнография (528)

·         Краткое содержание произведений (963)

·         Криминалистика (136)

·         Криминология (53)

·         Криптология (5)

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Социальный проект "Дети войны. Земля Сибирская""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Копирайтер

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Проект, цель  исследования которого – изучить и раскрыть  жизненную  позицию советских  детей  в  годы ВОВ  на  примере жизни  сибирских детей, выяснить какова была их роль в годы войны. 

         Для этого были определены следующиезадачи:

1.        Работа с документами, анализ исторических и архивных материалов.

2.        Встреча с очевидцами, изучение степени участия детей в работе тыла в годы войны.

3.        Проведение интервьюирования «детей войны».

4.        Работа с литературой.

Нами была составлена анкета по выбранной теме для того, чтобы выяснить, что современные ребята знают о своих сверстниках, живших в те далёкие военные годы.

 

Мы провели анкетирование среди школьников 4-11 классов МБОУ «Чилинская СОШ». В опросе участвовало 72 человека

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 478 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 833
    • DOCX 2.1 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Морозова Ольга Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Морозова Ольга Алексеевна
    Морозова Ольга Алексеевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 4136
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы профориентационной работы в деятельности педагога

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 98 человек из 36 регионов
  • Этот курс уже прошли 121 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы взаимодействия образовательной организации с семьями обучающихся

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Курс повышения квалификации

Деятельность классного руководителя в соответствии с ФГОС в условиях современной школы

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 760 человек из 75 регионов
  • Этот курс уже прошли 6 979 человек

Мини-курс

Психология личности: свойства и характеристики личности

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 60 человек из 27 регионов

Мини-курс

Современные инструменты инвестирования и управления затратами

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Анализ эффективности проектов

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе