Инфоурок География Другие методич. материалыСоциальный проект – как способ исследовательской деятельности учащихся

Социальный проект – как способ исследовательской деятельности учащихся

Скачать материал

               Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

           « Старогольчихинская основная общеобразовательная школа»

 

 

 

Круглый стол:  « Школьный музей – мотивация исследовательской деятельности»

 Тема выступления  « Мотивируя – создавай» (Социальный проект – как способ исследовательской деятельности учащихся)

 

                                Руководитель музея:  Смирнова Любовь Тихоновна

 

Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с конкретно поставленной целью. Мы определяем исследовательскую деятельность учащихся как творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного.

 Роль  педагога важна и необходима, поскольку именно он является направляющим вектором, ориентиром в данной работе. Я работаю в сельской основной общеобразовательной школе, в которой, в конечном счете, не так много обучающихся, у которых достаточно сформирован кругозор, аналитическое мышление, навыки учебно-исследовательской работы, потребность в получении новых знаний. Как искренне заинтересовать и привлечь ребят к исследовательской деятельности?  Считаем, что одним из способов  мотивации данной деятельности является социально- значимый проект.  На примере  нескольких проектов я хочу рассказать о том, каким образом переплетаются стержни исследовательской деятельности и практических реальных творческих дел. Прежде всего, отмечу, что одним из решающих условий является – внутренняя потребность обучающихся в реализации своей идеи, чтобы эта проблема, над которой они работают, была для них субъективна интересна.   

Итак, выбор темы исследования, на самом деле интересной для ученика и совпадающей с кругом интереса учителя и окружающего сообщества.  Что еще важно при построении исследовательской деятельности?  Это хорошее осознание учеником сути проблемы, иначе весь ход поиска ее решения будет бессмыслен. В - третьих, - организация хода работы над раскрытием проблемы исследования во взаимоответственности и взаимопомощи учителя и ученика друг перед другом. Взаимопомощь, совместная деятельность, результат, который приносит что-то новое – вот то, что необходимо достигнуть  в исследовательской деятельности. С возникновением вопросов « Я хочу узнать, почему…» или « хочу выяснить, а как…», появляется желание, которое  и можно считать мотивацией. Но чтобы его усилить, считаем, что эти знания необходимо превратить во что-то реальное, чтобы оставить след на этой земле, чтобы об этом исследовании узнали и другие люди, те, которые с тобой рядом, те, которым тоже это будет интересно. Цепочка этапов исследовательской работы в этом случае выглядит так: социально значимая проблема → изучение теории → сбор материала и  анализ, обобщение своего материала → собственные выводы (новый интеллектуальный продукт, имеющий общественное значение).
В этом случае - мотивом становится не далёкая от понимания «чистая» наука,  не соображения личной выгоды ( например - победить в каком - то конкурсе или олимпиаде, или в  краеведческих чтениях, а социально значимый результат.

Итак, пример. Исследовательская работа «Происхождение названий деревень Гольчихинской сельской администрации».     С 1997 года занимаются ребята из краеведческого отряда «Поиск» под руководством  Беззубова С.С.  топонимикой  и ономастикой.

Отряд Поиск начал свою работу в 1996 году и за это время проделал огромную работу в исследовательской деятельности по истории родного края – Гольчихинского  сельского поселения. Работа начиналась с белого листа, так как до 1996 года краеведческое направление школьной научной жизни было затронуто поверхностно и неглубоко. Не было четкой программы действий по исследованию истории родного края, хотя определенные  поисковые изыскания велись. За 11 лет работа отряда поиск была разбит на несколько основных направлений:

1.Наш край до  1917 года

2.Промышленность и сельское хозяйство после 1917  года.

3 Великая Отечественная война.

4 Культура и образование.

В итоге была сделана попытка -  обобщить все данные о деревнях на сегодняшний день, проанализировать  возникновение названия деревень, их прошлое;  выяснить самые распространенные фамилии. Эта работа стала

призером  районных краеведческих чтений 2000г. Участник очного тура 9 краеведческих чтений  ученик 6 класса Бродин Владимир. Прошло 14 лет. А идея сохранения истории малой Родины получила новое дыхание и продолжение  в социальном проекте « Мы сохраняем память в камне». Возле  школы находится  большой цветник, зона отдыха для обучающихся. Именно здесь, в 2013 году был установлен камень – валун с надписью « В честь исчезнувших деревень  Октябрьского поселения». Перечислены названия этих деревень.

Другой пример. Исследовательские работы: Из истории переписей населения в России; Старообрядчество  в деревне  Старая Гольчиха; Вичугские наркомы и министры;  Жизнь и судьба. Замечательные люди края А. К. Чуланова; Фабрики д. Старая Гольчиха стали основой  социального проекта « Дело, которым гордится школа», в результате которого в школе создана новая музейная экспозиция « Времен, связующая нить». Школьный музей стал одним из любимых мест посещения для ребят и гостей нашей школы. И это не случайно – все, что собрано и хранится здесь – найдено и передано ребятами, многие из которых уже выросли, получили образование, обзавелись семьями и уже их дети узнают на  стендах своих родителей, посещая наш музей.

Сегодня музейные экспозиции располагаются в  двух классах

  В музей народного быта, где есть разделы:

1.     Русская изба

2.     Предметы крестьянского быта

3.     Мебель и посуда

4.     Ремесла нашего края.

5.     Деньги и денежные знаки.

6.     Литература и периодические издания.

В отделе краеведения размещены стенды по истории  деревень Гольчихинского сельского поселения, а также коллекция старинных предметов быта: прялки, ступы, жернова, керамика и коллекция денежных ассигнаций и монет. 

В кабинете №8 находятся разделы музея:

·       История школы

·       Наши односельчане в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

·       Учителя - фронтовики

·       Женские судьбы

·       Война в фашистских застенках.

      В отделе боевой славы, фотостенды о  генералах победы, Жукове, Баграмяне, маршале Василевском, маршале авиации Жаворонкове, генерале Сандалове, о вичужанах - Героях Советского Союза, чьи  имена увековечены в Книге памяти. На стендах музея рассказывается о нашем крае  в годы В. О. В. альбомы, фотокопии документов, связанных   с  Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

    Исследовательская деятельность по теме «  Семейная книга памяти» привела к тому, чтоб в школе был   реализован еще один важный проект под названием « Чтобы помнили». Результатом его стало открытие еще 15 имен – фронтовиков, участников Великой Отечественной войны. Все имена были увековечены на гранитной плите памятника погибшим воинам, что находится в липовом саду  школы. Другой очень важной на наш взгляд работой – стала КНИГА  ПАМЯТИ, в которой записаны все имена участников Великой Отечественной войны – жителей нашего поселения. 

С 2000 по 2013  годы исследовательские работы учащихся нашей школы 10 раз становились лауреатами и призерами районных краеведческих чтений. В 2001, 2003, 2005, 2006, 2009, 2010, 2011, 2012гг исследования проходили на очный тур Областных краеведческих чтений. В 2007 доклад Беззубовой Анастасии 

« Знаменитые земляки. П. И. Бухмиров» стал победителем 17 областных краеведческих чтений учащихся Ивановской области.

Весной 2013 ученица 9 класса нашей школы Володина Екатерина заняла II место в областной научно- исследовательской конференции «Герои земли Ивановской». 

Очень важна, на наш взгляд, и эмоциональная составляющая любой исследовательской деятельности. В этом году  в  адрес нашей школы пришло письмо от  уроженца деревни  Старая Гольчиха Шилова  Н.В., которому  91 год . Летом довелось  ему побывать на своей малой  родине, поклонится своим землякам, погибшим во время войны и  он  искренне благодарит коллектив школы за сохранение исторической памяти о наших односельчанах, павших на полях Великой отечественной войны.

Таким образом,  на этих примерах можно понять, что сама исследовательская деятельность интересна и увлекательна, результатом ее  становится общее коллективно-творческое дело. Отметим, что историческое краеведение стало краеугольным камнем всей системы воспитательной работы в школе, которая  охватывает такие направления работы как духовно- нравственное,  гражданско- патриотическое, трудовое, экологическое. В совокупности  – исследовательская деятельность, работа краеведческого отряда по сбору экспонатов для музея, путешествие по родному краю,  архивная деятельность,  помощь ветеранам войны и труда, реализация значимых проектов для школьного сообщества  - дают огромный потенциал для решения важной задачи – научить детей жить и работать на той земле, где родился.

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Социальный проект – как способ исследовательской деятельности учащихся"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Ландшафтный архитектор

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с конкретно поставленной целью. Мы определяем исследовательскую деятельность учащихся как творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного.

 Роль  педагога важна и необходима, поскольку именно он является направляющим вектором, ориентиром в данной работе. Я работаю в сельской основной общеобразовательной школе, в которой, в конечном счете, не так много обучающихся, у которых достаточно сформирован кругозор, аналитическое мышление, навыки учебно-исследовательской работы, потребность в получении новых знаний. Как искренне заинтересовать и привлечь ребят к исследовательской деятельности?  Считаем, что одним из способов  мотивации данной деятельности является социально- значимый проект.  На примере  нескольких проектов я хочу рассказать о том, каким образом переплетаются стержни исследовательской деятельности и практических реальных творческих дел. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 127 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

УРОК. Презентация." Достопримечательности Дагестана"
  • Учебник: «География. Экономическая и социальная география мира (базовый и углублённый уровни)», Бахчиева О.А.
  • Тема: §1. Экономическая и социальная география в системе географических наук
  • 01.10.2020
  • 493
  • 2
«География. Экономическая и социальная география мира (базовый  и углублённый уровни)», Бахчиева О.А.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 380
    • DOCX 22.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Смирнова Любовь Тихоновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Смирнова Любовь Тихоновна
    Смирнова Любовь Тихоновна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 38310
    • Всего материалов: 31

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления с учетом ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 114 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «География» в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 69 человек из 33 регионов
  • Этот курс уже прошли 760 человек

Курс повышения квалификации

Игровые приемы и методы обучения в школьном курсе физической географии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 178 человек

Мини-курс

Введение в инвестиции и инвестиционный процесс

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 12 регионов

Мини-курс

Сенсорная интеграция: типовые и инновационные методы

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 75 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 44 человека

Мини-курс

Основы изучения творческих дисциплин: введение в пропедевтику дизайна и изобразительного искусства

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек