Социальное
проектирование как метод деятельностного подхода в воспитании младших
школьников.
«Коль
человек - существо общественное, то только
в обществе он может развить свою природу»
Аристотель
Школьный дом…
Зимой и летом, весной и осенью ты приходишь в него и каждый раз он такой разный.
Наполненный тишиной шелестящих тетрадей и веселыми переливами звонка,
внимательными глазами первоклашек и серьезными взглядами выпускников. Ты
чувствуешь себя неразрывно связанным с этой особой, неповторимой школьной
жизнью. Ты - учитель, ты - классный руководитель и от тебя зависит, какими станут
твои ученики, как примет их этот сложный и противоречивый мир?
Вот
уже 22 года, будучи классным руководителем, задаюсь вопросами: как найти
наиболее эффективные пути формирования классного сообщества, создать среду,
содействующую становлению личности ребенка, сделать его деятельность в школе интересной
и общественно – полезной. Наша совместная, долгосрочная работа направлена
на изменения социальной ситуации в классе, школе, микрорайоне, городе.
Взяв
за основу воспитательной системы класса социализацию личности, я открываю новые
возможности, используя ресурсы школы, семьи и окружающего социума.
В
течение восьми последних лет, на основе психолого - педагогической диагностики
личности учащихся, изучения интересов, запросов и ценностей родителей,
взаимоотношений в семье, взаимодействий в социуме, у меня сложился образ
воспитательного пространства, который позволил сформулировать основные цели,
задачи воспитания и наметить направления работы:
Цель воспитательной работы:
формирование
социально – активной гражданской позиции школьника через
Совместно
с
Задачи
воспитания:
•
развивать социальную активность младших
школьников;
•
принимать участие в решении экологических
проблем города;
•
формировать в семье позитивное отношение к
активной общественной деятельности детей через создание и реализацию
совместных социальных проектов.
Направления
воспитательной работы:
Совместно
с родителями и учащимися мы занимаемся разработкой и реализацией социально –
значимых проектов.
В
ходе проектной деятельности, я пришла к выводу, что для детей младшего
школьного возраста целесообразнее превратить эту работу в интересную игру -
путешествие, которую мы назвали
«Путешествие по Радужной стране».
Каждый
этап проектной деятельности у ребят стал ассоциироваться с образом:
1. Подготовительный
этап (мотивации) – Капля желаний
В
соответствии с интересами учащихся и родителей, а так же, исходя из
воспитательных задач, определяем тему, цель и актуальность проекта.
2. Планирование
проектной деятельности – Водопад
вопросов
Выдвигаем
гипотезы, определяем источники информации, способы представления результатов,
распределяем обязанности в группах.
3. Исследование
– Река поиска
4.
Собираем и анализируем информацию,
привлекаем к деятельности родителей, специалистов общественных организаций,
учреждений, предприятий. Практическая и творческая деятельность по реализации
проекта – Радуга добрых дел
Используем
такие формы работы как выставки, создание книги, презентации, игры,
театрализованные представления, творческие мастерские, тренинги общения,
выпуски газет, экскурсии, походы, акции.
5. Оценка
результатов деятельности – Залив
Мечты
Организуем
рефлексию в форме анкетирования, социологических опросов, интервьюирования,
круглых столов, игры, при этом привлекаем к оценке нашей деятельности всех
членов школьного сообщества, СМИ города, специалистов, принявших участие в
работе над проектом.
Первый
проект «Я и моя семья» включает в себя и психолого – педагогическую
диагностику воспитательного процесса, изучение взаимоотношений в семье,
разработку и реализацию программы взаимодействия с семьей, организацию
родительского всеобуча. В рамках исследовательского проекта «Родословная
моей семьи» каждая семья предложила направления работы классного коллектива,
исходя из своих интересов и возможностей. Это очень помогло мне при разработке
плана воспитательной деятельности. Результатом проекта стало понимание
ребятами роли семьи в жизни человека, конкретизация плана работы классного
руководителя, а его практическим воплощением - совместно
подготовленные работы: альбомы, презентации, рисунки, стихи, рассказы. В
ходе реализации проекта «Родословная моей семьи» мы неоднократно
обращали внимание на то, как тесно переплетается жизнь семьи с историей
родного города. Первым шагом к краеведческому проекту «Моя малая
родина» стало предложение родителей провести автобусно – пешеходную
экскурсию по Димитровграду. Дети расширили свои представления о растительном и
животном мире Мелекесского района в городском Краеведческом музее.
После посещения каждый ребенок создал свою страницу книги «Береги родную
природу», в которую вошли фото материалы из семейных альбомов. Следующая
встреча в Краеведческом музее была посвящена изучении истории города.
Фотографии и предметы быта позволили нам узнать, на сколько изменился наш город
за последние 100 – 150 лет. Результатом посещения считаю возникший стойкий
интерес к изучению истории города и сотрудничество с Дворцом Книги. Встречи
с интересными людьми города, посещение выставок студии декоративно -
прикладного искусства «Берегиня», беседы и праздники, мастер – классы
позволили посмотреть на массовую библиотеку как на организатора интересного
и полезного досуга, место неформального общения. Продолжая
знакомство с родным городом, мы не могли оставить без внимания крупнейший
центр машиностроения – ДААЗ (Димитровградский автоагрегатный завод).
Наш краеведческий проект «Моя малая Родина» завершился
посещением Культурно – Выставочного
центра «Радуга». Неподдельный восторг ребят, их восхищение славным
прошлым Руси вывел нас на новый уровень изучения истории нашей великой
Родины. В этом учебном году мы начали новый исследовательский,
краеведческий проект «След войны в моей семье». Началом его стало составление
«Книги Памяти» участников войны, ветеранов - наших родных. Изучение истории
семьи и родного края, вклада земляков в его развитие и процветание, сложившаяся
система работы с социумом позволили нам поставить перед собой более серьезные
задачи и перейти к разработке и реализации социально – экологического проекта
«Мы и природа» Нас заинтересовала совместная работа со станцией юных
натуралистов, мы побывали там на экскурсии и наметили план работы. После
новогодних праздников возникла идея создания социально - экологического проекта
«, сосна!». Результатом реализации стали не только творческие
работы детей, но и социально – значимая деятельность по пропаганде
экологических знаний, понимание своей роли в решении проблем современного
общества. Подводя итог, хочется отметить, что проектная деятельность – это эффективная
форма взаимодействия классного руководителя с детским коллективом, родителями,
окружающим социумом. Я привлекла к
сотрудничеству общественные организации, специалистов дополнительного
образования, учреждения и предприятия нашего города, родителей, с которыми
занимаемся реализацией социально - значимых проектов.
Направления
деятельности
|
Учреждения
и организации
|
Формы
взаимодействия
|
Граданско-патриотическое
воспитание
|
Городской
краеведческий музей, городские общества «Блокадник», «Преодоление»
|
Посещение
выставок, встречи, участие в конкурсах творческих работ учащихся, совместные
праздники
|
Духовно-нравственное воспитание
|
Дом Детского
творчества,
Дворец Книги,
Научно-культурный
центр
им.
Славского,
Центр
культуры и досуга «Восход»,
Культурно-выставочный
центр «Радуга», Областная библиотека для детей и юношества им. С.Т.Аксакова
|
Праздники,
посещение выставок, встречи с интересными людьми, мастер – классы, творческие
проекты
|
Экологическое воспитание
|
Городская
станция юннатов, Муниципальное учреждение «Служба охраны окружающей среды»,
парки и лесная зона города
|
Совместные
экологические проекты, походы, экскурсии
|
Дети видят проблемы окружающего социума и пытаются их решить.
Такая деятельность способствует формированию активной гражданской позиции
Воспитательный
процесс в классе стал целенаправленным, творческим, системным:
Ø Фундаментом,
которого являются различные формы взаимодействия с семьей, способствующие
сплочению коллектива детей и родителей;
Ø Прогнозирующим:
диагностика воспитательного процесса, позволяет проводить мониторинг и
определять эффективность воспитательной работы для создания благоприятной психологической
атмосферы;
Ø Спланированным:
деятельность коллектива и классного руководителя, опирается на запросы учащихся
и их родителей, в соответствии с воспитательной программой школы и города;
Ø В
результате совместной деятельности формируются традиции класса, КТД, тренинги
общения, диалоговые и игровые формы работы позволяют выйти на реализацию социальных
проектов, в процессе которых формируются органы ученического
самоуправления
Ø Вся
воспитательная деятельность направлена на то, чтобы превратить маленького
человека в Человека с большой буквы.
Позитивный опыт проектной
деятельности безусловно способствует формированию гражданской позиции младших
школьников через участие в изменении и улучшении окружающего пространства. Он
позволяет ребенку адаптироваться к быстро меняющимся условиям современного
мира, помогает ответить на два главных вопроса, которые рано или поздно встают
перед любым человеком: каков окружающий меня мир и каково мое место в
этом мире?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.