Инфоурок Другое Другие методич. материалыСоциальное проектирование как метод деятельностного подхода в воспитании младших школьников.

Социальное проектирование как метод деятельностного подхода в воспитании младших школьников.

Скачать материал

Социальное проектирование как метод деятельностного подхода в воспитании младших школьников.

                                               «Коль человек - существо общественное, то                                                только в  обществе он может развить свою                                               природу»

                                                                                              Аристотель

         Школьный дом… Зимой и летом, весной и осенью ты приходишь в него  и каждый раз он такой разный. Наполненный тишиной шелестящих тетрадей и веселыми переливами звонка, внимательными глазами первоклашек и серьезными взглядами выпускников. Ты чувствуешь себя неразрывно связанным с этой особой, неповторимой школьной жизнью. Ты - учитель, ты - классный руководитель и от тебя зависит, какими станут твои ученики, как примет их этот сложный и противоречивый мир?

 Вот уже 22 года, будучи классным руководителем, задаюсь вопросами: как найти наиболее эффективные пути формирования классного сообщества, создать среду, содействующую становлению личности ребенка,  сделать его деятельность  в школе интересной и общественно – полезной.  Наша совместная, долгосрочная  работа направлена на изменения социальной ситуации в классе, школе, микрорайоне, городе.

 Взяв за основу воспитательной системы класса социализацию личности, я открываю новые возможности, используя ресурсы школы, семьи и  окружающего социума.

В течение восьми  последних лет, на основе психолого - педагогической диагностики личности учащихся, изучения интересов, запросов и ценностей родителей, взаимоотношений в семье, взаимодействий в  социуме, у меня сложился образ воспитательного пространства, который позволил сформулировать основные  цели, задачи воспитания и наметить направления работы:

 Цель воспитательной работы:

формирование социально – активной гражданской позиции школьника через

Прямоугольник: скругленные углы: использование
ресурсов
семьи
Прямоугольник: скругленные углы: использование 
ресурсов 
окружающего 
социума
Прямоугольник: скругленные углы: использование
ресурсов
образовательного
учреждения
 

 

 

 

 


Совместно с

 

Задачи воспитания:

         развивать социальную активность младших школьников;

         принимать участие в решении экологических проблем города;

         формировать в семье позитивное отношение к активной общественной   деятельности детей через создание и реализацию совместных социальных        проектов.

 

Направления воспитательной работы:

 

Прямоугольник: скругленные углы: «Я и моя семья»
Прямоугольник: скругленные углы: «Моя малая Родина»
Прямоугольник: скругленные углы: «Мы и природа»
 

 

 


 

 

Совместно  с родителями и учащимися мы занимаемся разработкой и реализацией социально – значимых проектов.

В ходе проектной деятельности, я пришла к выводу, что для детей младшего школьного возраста целесообразнее превратить  эту работу в интересную  игру - путешествие, которую мы назвали

 

«Путешествие по Радужной стране».

Каждый этап проектной деятельности у ребят стал  ассоциироваться с образом:

1.     Подготовительный этап (мотивации) – Капля желаний

В соответствии с интересами учащихся и родителей, а так же, исходя из воспитательных задач, определяем тему, цель и актуальность проекта.

2.      Планирование проектной деятельности – Водопад вопросов

Выдвигаем гипотезы, определяем источники  информации, способы представления результатов, распределяем обязанности в группах.

3.      Исследование – Река поиска

4.      Собираем и анализируем информацию, привлекаем к деятельности родителей, специалистов общественных организаций, учреждений, предприятий. Практическая и творческая деятельность по реализации проекта – Радуга  добрых дел

Используем такие формы работы как выставки, создание книги, презентации, игры, театрализованные представления, творческие мастерские, тренинги общения, выпуски газет, экскурсии, походы, акции.

5.     Оценка результатов деятельности – Залив Мечты

Организуем рефлексию в форме анкетирования, социологических опросов, интервьюирования, круглых столов, игры, при этом привлекаем к оценке нашей деятельности всех членов школьного сообщества, СМИ города, специалистов, принявших участие в работе над проектом.

rainbow15  Первый  проект «Я и моя семья» включает в себя и психолого – педагогическую диагностику воспитательного процесса, изучение  взаимоотношений в семье, разработку и реализацию программы взаимодействия с семьей,  организацию родительского всеобуча. В рамках исследовательского проекта  «Родословная моей семьи» каждая семья предложила направления работы классного коллектива, исходя из своих интересов и возможностей. Это очень помогло мне при разработке плана воспитательной деятельности. Результатом проекта стало понимание ребятами роли семьи в жизни человека, конкретизация плана работы классного руководителя, а его  практическим воплощением -  совместно подготовленные работы:  альбомы, презентации, рисунки, стихи, рассказы. В ходе реализации проекта «Родословная моей семьи»  мы неоднократно обращали внимание на то, как тесно переплетается жизнь семьи с  историей родного города. Первым шагом к краеведческому проекту «Моя малая родина»  стало предложение родителей провести  автобусно – пешеходную экскурсию по  Димитровграду. Дети расширили свои представления о растительном и животном мире Мелекесского района  в  городском Краеведческом музее. После посещения каждый ребенок создал свою страницу книги «Береги родную природу», в которую вошли фото материалы из семейных альбомов. Следующая встреча в Краеведческом музее была посвящена изучении истории города. Фотографии и предметы быта позволили нам узнать, на сколько изменился наш город за последние 100 – 150 лет. Результатом посещения считаю возникший стойкий интерес к изучению  истории города и сотрудничество с Дворцом Книги.  Встречи с интересными людьми города, посещение выставок студии декоративно - прикладного искусства «Берегиня»,  беседы и праздники, мастер – классы позволили посмотреть  на массовую библиотеку как на организатора интересного и полезного досуга, место неформального общения. Продолжая знакомство с родным городом, мы не могли оставить без внимания крупнейший центр машиностроения – ДААЗ (Димитровградский автоагрегатный завод). Наш краеведческий проект «Моя малая Родина» завершился  посещением Культурно – Выставочного центра «Радуга». Неподдельный восторг ребят, их восхищение славным прошлым Руси вывел нас на новый уровень изучения истории нашей великой Родины.  В этом учебном году мы начали новый исследовательский, краеведческий проект «След войны в моей семье».  Началом его стало составление «Книги Памяти» участников войны, ветеранов -  наших родных. Изучение истории семьи и родного края, вклада земляков в его развитие и процветание, сложившаяся система работы с социумом позволили нам поставить перед собой более серьезные задачи и перейти к  разработке и реализации социально – экологического проекта «Мы и природа» Нас заинтересовала совместная работа со станцией юных натуралистов, мы побывали там на экскурсии и наметили план работы. После новогодних праздников возникла идея создания социально - экологического проекта  «, сосна!».  Результатом реализации стали не только творческие работы детей, но и социально – значимая деятельность по пропаганде экологических знаний, понимание своей  роли в решении проблем современного общества. Подводя итог, хочется отметить, что проектная деятельность – это  эффективная форма взаимодействия классного руководителя с детским коллективом, родителями, окружающим социумом. Я привлекла к  сотрудничеству  общественные организации, специалистов дополнительного образования, учреждения и предприятия нашего города, родителей,  с которыми занимаемся реализацией социально - значимых проектов.

Направления

деятельности

Учреждения и организации

Формы взаимодействия

Граданско-патриотическое воспитание

Городской краеведческий музей, городские общества «Блокадник», «Преодоление»

Посещение выставок, встречи, участие в конкурсах творческих работ учащихся, совместные праздники

Духовно-нравственное воспитание

Дом Детского творчества,

Дворец Книги,

Научно-культурный центр

им. Славского,

Центр культуры и досуга «Восход»,

Культурно-выставочный центр «Радуга», Областная  библиотека для детей и юношества им. С.Т.Аксакова

Праздники, посещение выставок, встречи с интересными людьми, мастер – классы, творческие проекты

Экологическое воспитание

Городская станция юннатов, Муниципальное учреждение «Служба охраны окружающей среды»,   парки и лесная зона города

Совместные экологические проекты, походы, экскурсии

Дети видят проблемы окружающего социума и пытаются их решить. Такая деятельность способствует формированию активной гражданской позиции

Воспитательный процесс в классе стал целенаправленным, творческим, системным:

Ø  Фундаментом, которого являются различные формы взаимодействия  с семьей, способствующие сплочению коллектива детей и родителей;

 

Ø  Прогнозирующим: диагностика воспитательного процесса, позволяет проводить мониторинг и определять эффективность воспитательной работы для создания благоприятной психологической атмосферы;

 

Ø  Спланированным: деятельность коллектива и классного руководителя, опирается на запросы учащихся и их родителей, в соответствии с воспитательной программой школы и города;

 

Ø  В результате совместной деятельности формируются  традиции класса,  КТД, тренинги общения, диалоговые и игровые формы работы позволяют выйти на реализацию  социальных проектов, в процессе которых формируются  органы ученического самоуправления

 

Ø Вся воспитательная деятельность направлена на то,  чтобы превратить маленького человека в Человека с большой буквы.

Позитивный опыт проектной деятельности безусловно способствует формированию гражданской позиции младших школьников через участие в изменении и улучшении окружающего пространства. Он позволяет ребенку адаптироваться к быстро меняющимся условиям современного мира, помогает ответить на два главных вопроса, которые рано или поздно встают перед любым человеком:  каков окружающий меня мир и каково мое место в этом мире?

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Социальное проектирование как метод деятельностного подхода в воспитании младших школьников."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Инструктор по туризму

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 517 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 21.04.2020 78
    • DOCX 120.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Бочулинская Валентина Дмитриевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 89455
    • Всего материалов: 249

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 282 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 849 человек

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 153 человека

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 483 человека из 70 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 325 человек

Мини-курс

Искусство переговоров: стратегии и тактики в различных сферах жизни

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Введение в инвестиции и инвестиционный процесс

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 11 регионов

Мини-курс

Институциональные основы современного инвестирования

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе