Инфоурок Школьному психологу Другие методич. материалыСоциально психологическая, социометрическая игра

социально психологическая, социометрическая игра

Скачать материал

Администрации Ленинска- Кузнецкого городского округа

Муниципальное образовательное учреждение для детей,

нуждающихся в психолого – педагогической

 и медико – социальной помощи

«Центр психолого- медико –социального соправождения»

 

 

Составители:

 

                                                                                  Ольга Александровна Горшкова

                                                           Азарова Наталья  Кирилловна

 

Международные переговоры

                    социально  психологическая, социометрическая игра

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Ленинск  - Кузнецкий

                                                         2014

Автор — составитель: Горшкова Ольга Александровна, педагог – психолог.                                                           Азарова Наталя  Кириловна, педагог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Данная игра  направлена на изучение и коррекцию неблагоприятного климата в коллективе.  Игра адресована педагогам и психологам, работающим с детьми  от 8 до 12лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

© Горшкова, Азарова 2014

Пояснительная записка

 

«Обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу,

чем изменить каждого из них в отдельности»

Курт Левин

Термин "Социометрия" возник в конце XIX в.  Теоретическое и идеологическое обоснование социометрии как метода познания и измерения социальных явлений дал Л.Морено. Во-первых, социометрия есть общая теория социальных групп; во-вторых, социометрия означает всякое измерение всех социальных отношений; в-третьих, социометрией называется математическое изучение психологических свойств населения, экспериментальная техника и результаты, полученные при применении количественного и качественного метода. Объектом социометрической теории являются реально существующие малые социальные группы, имеющие достаточный опыт совместной групповой жизни. Предметная область социометрии - эмоциональные отношения людей в группах (симпатии, неприязнь, безразличие).

Прикладная социометрия в виде специальной техники опроса и обработки данных (социометрический тест) была разработана в исследованиях по ликвидации различных конфликтов в малых группах. Современные социологические и социально-психологические исследования малых групп и первичных (контактных) коллективов почти всегда включают в качестве основного или дополнительного метода социометрию.

       Актуальность данного метода является измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 25 мин.) Социометрия весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе.

       Соцмитрическая игра «Межднродные переговоры» проводятся в комплексе игровых упражнений,  и является как дополнением к занятию.

 

Целью социометрической игры является измерение степени сплоченности в группах  и выявление авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, («лидер»  и «отвергнутый»), а также развитие толерантного отношения друг к другу.

 

Задачи:

 

1.Измерение степени сплоченности-разобщенности в группе.
        2.Выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам
 симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый». 
        3.Обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

4.Создать психоэмоциональный комфорт в коллективе.

5.Развитие толерантного отношения в коллективе.

6. Содействовать  условия формированию позитивных эмоции. имеющих определяющие значение для формирования адекватных социальных контактов ребенка.

 

                           

Основными принципами игры является повышение значимости обучающегося в коллективе.

Ожидаемый результат:

1.Снижение  негативного поведения;                                                                             2.Развитие толерантного отношения друг к другу;                           3.Сплочение коллектива, улучшение эмоционального комфорта в классе.

Длительность игра: рассчитана на 35 минут.

 

Оборудование:

1.Заранее заготовленный ватман.

  2.Цветы – ромашки. Размер лепестков ромашек – 10 см. Ромашки можно нарисовать.

        3.Два комплекта фотографий детей, размер фотографий диаметром – 3 см.

Количество фотографий и ромашек зависит от количества детей. Ромашки клеят на ватман так, чтобы они поместились на ватмане.   Один комплект фотографий вклеивают в каждую ромашку, а второй отдают детям.         Дети должны получить только свои фотографии.                                                В процессе игры с детьми психолог или воспитатель обеспечивает безопасность и поддержку. 

Примечание для ведущего:

1.  Обозначить правило для детей   не бить друг друга и не выражаться нецензурно.

2.  Демонстрировать положительное отношение к детям.   

3.  Проводить игру в сформированном классе, группе.

4. При необходимости провести индивидуальное консультирование с проблемным ребенком.

 

Данная игра имеет два направления:

       Диагностическое направление предполагает  наблюдение учащегося в ситуациях игры, изучение его личностных  проблем, характера межличностных отношений, социального статуса в группе.                    Развивающее направление направленно на   создание условий для развития личностного роста учащихся, бесконфликтного общения, саморегуляции эмоций и поведения,  Создание ситуации достижения успеха, предоставляется возможность, выражать  свое отношение к негативному поведению.                                                                                  

1.Коррекционное направление предполагает создание условий для коррекции  конфликтности в общении, сплочение коллектива. Развитие толерантного отношения в группе.                                                          

2.Воспитательная направленность обеспечивает усвоение этических норм поведения. Эти задачи решаются в процессе игры.

Ход игры:

Психолог предлагает разделиться детям на две команды и придумать название своей страны.

Командам необходимо привествовать инострацев, придумав всей команой жест приветствия, а также подарить цветы прибывшим иностранцам(приклеить свои фотогрфии тем, с кем они хотели побщаться).

- Ребята, представите, что вы иностранцы, вы приехали в другую страну, и никто из вас не знает иностранного языка. Ваша задача подружиться с иностранцами.  Психолог,  предлагает детям приклеить фотографии на лепестки. Фотографии нужно клеить на тот цветок, в центре которого есть фотография с кем вы хотели бы познакомиться. Дети приклеивают свои фотографии по очереди.

А теперь давайте посмотрим, кто больше всего  из ребят познакомился с иностранцами, а кто меньше.

Психолог смотрит, на каком цветке больше всего фотографий. Где больше всего фотографий -  там лидер. Где  одна, две, три психолог спрашивает у детей, почему у этого иностранца мало друзей. Дети дают ответы.

Психолог предлагает помочь этому иностранцу приобрести друзей. Решить проблему в общении с другими иностранцами.

Вопросы для обсуждения:

-Почему у этого иностранца нет друзей, почему?

-Что необходимо сделать этому иностранцу  для того чтобы приобрести друзей?

Задать ребенку, который имеет меньше всего фотографий, в чем он видит свою проблему, какой выход он видит в сложившейся ситуации.

При необходимости ребенок может попросить помощи в решении проблемы.

 В конце недели можно провести социометрическое исследование и занятие,  направленное на сплочение коллектива.  

 

Вопросы для поиска решений выхода из конфликтной ситуации.

-Как бы ты решил эту ситуацию?                                                                                 

 Что бы ты изменил в этой ситуации, чтобы ситуация разрешилась благополучно?                                                                                                              Исходя из ситуации,  вопросы могут быть разные.                                                            

 В результате игры детям приходиться учиться общаться друг с другом, учиться договариваться. Благодаря этой игре дети учатся сотрудничать, принимать себя и других, таким, какие они есть.  Проявляется толерантное отношение  друг к другу. Научатся выходить из негативной ситуации без конфликта.                                                                                                  

 Ведущему важно делать акцент на положительных качествах или ситуациях, помогать увидеть в каждой ситуации решение и положительные моменты. Ведущий должен заострить внимание детей  на то, что в каждом ребенке есть положительные качества.     

Важно, чтобы проблемный ребенок поставил задачу перед собой изменить ситуацию взаимоотношения, сам определим срок  в течение которого ситуация должна измениться.                                 

  Создать традицию в классе, по окончании учебной недели дети организовывают круглый стол с чаепитием, где обсуждают свои достижении и ставят новые цели и пути их достижений. В конце каждого месяца, ребята дарят открытки с пожеланиями. Открытки дети делают сами.

                                                                                                                                          

Анализ и оценка эффективности тренинга.

На первых же занятиях общая разобщенность в группах и трудности в общении и взаимопонимании проявились в полной мере. В каждом классе, где проводились занятия, были выявлены дети, не принимаемые основной группой, группировки, конфликтующие между собой или сплоченные против одного члена класса. В процессе занятия приходится иногда сталкиваться со своими внутренними конфликтами. Но, поскольку ситуация в группе требовала мгновенного принятия решения, то и свои проблемы приходилось решать быстро.  Использовалась обратная связь с классными руководителями.

Занятие,  несомненно, оказывало позитивное влияние на учащихся, появилась положительная тенденция в развитии взаимоотношений учащихся в классе,  появился интерес и доброжелательность в отношениях.

 Занятие оказало положительное влияние на психоэмоциональное состояние в классе, и общий психологический климат изменился в лучшую сторону. Дети стали больше контактировать между собой, в том числе девочки с мальчиками, чего в начале занятий не отмечалось, научились сопереживать и поддерживать друг друга, лучше осознавать и выражать свои чувства, находить пути выхода из конфликтов, а также получили положительный опыт сотрудничества для решения поставленной задачи. 

 Самой же главной оценкой тренинга стала оценка детей, когда они делились впечатлениями.

 

 

Список литературы

1. Морено, Я. Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Пер. с англ. А. Боковикова. — М. : Академический Проект, 2001.

2. Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. Л., 1970

3. Основы психологии: Практикум/ Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: «Феникс», 2001.

4. Р.А.Золотовицкий. Социометрия Я.Л. Морено: мера общения // Социологические исследования. 2002. № 4. С. 103-113.

 

5.Морено Д.Л. Социометрия. М., 1958. Морено, Я. Л. Социометрия:{Текст} Экспериментальный метод и наука об обществе / Пер. с англ. А. Боковикова. — М. : Академический Проект, 2001.

6.© PsyLab.info 2009-2012 Подбор, оформление, расположение материалов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Социально психологическая, социометрическая игра"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Главный хранитель

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Термин "Социометрия" возник в конце XIX в.  Теоретическое и идеологическое обоснование социометрии как метода познания и измерения социальных явлений дал Л.Морено. Во-первых, социометрия есть общая теория социальных групп; во-вторых, социометрия означает всякое измерение всех социальных отношений; в-третьих, социометрией называется математическое изучение психологических свойств населения, экспериментальная техника и результаты, полученные при применении количественного и качественного метода. Объектом социометрической теории являются реально существующие малые социальные группы, имеющие достаточный опыт совместной групповой жизни. Предметная область социометрии - эмоциональные отношения людей в группах (симпатии, неприязнь, безразличие).

Прикладная социометрия в виде специальной техники опроса и обработки данных(социометрический тест) была разработана в исследованиях по ликвидации различных конфликтов в малых группах. Современные социологические и социально-психологические исследования малых групп и первичных (контактных) коллективов почти всегда включают в качестве основного или дополнительного метода социометрию.

       Актуальность данного метода является измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временныхзатрат (до 25 мин.) Социометрия весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе.

       Соцмитрическая игра «Межднродные переговоры» проводятся в комплексе игровых упражнений,  и является как дополнением к занятию.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 828 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 940
    • DOCX 25.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Горшкова Ольга Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Горшкова Ольга Александровна
    Горшкова Ольга Александровна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3372
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 34 регионов

Курс повышения квалификации

Современные технологии профилактики зависимого поведения среди подростков и молодежи

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 22 регионов

Курс повышения квалификации

Основы медицинской психологии в деятельности педагога-психолога

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 20 регионов

Курс повышения квалификации

Взаимосвязь пищевого поведения и формирования образа тела у детей и подростков в контексте детско-родительских отношений

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Финансы и управление в медиакоммуникациях

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии и инструменты для эффективного привлечения и удержания клиентов

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Фитнес: особенности построения смешанных групповых тренировок

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе