Социальная
адаптация детей с ограниченными возможностями на уроках трудового обучения.
Основным направлением специальной коррекционной школы
является социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья. Эти
воспитанники не в состоянии сами выделить, освоить и усвоить те звенья
социальных структур, которые позволяют личности комфортно поддерживать
существование в социальной сфере и успешно реализовывать в ней свои потребности
и цели. По сути, они лишены основы самостоятельного, благополучного существования
в сложном современном социуме. Поэтому социальная адаптация является не только
важнейшей задачей обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями, но
и средством компенсации первичного дефекта, правильной ориентации учащихся в
профессиональном отношении, для того, чтобы войти в жизнь достаточно
подготовленными, найти своё место и продуктивно трудиться в производственных
коллективах. А помочь им в этом может только сотрудничество с взрослыми т.к.
ребёнок должен стать оптимально развитой, воспитанной личностью способной к
адекватному вхождению в общественную среду.
Специфика воспитания таких детей определяется тем, что
она осуществляется не только в рамках общей с нормой системы воспитания, но ещё
и параллельно с системой социальной реабилитации. Т.е. воспитание данной
категории детей представляет собой совокупность психологических,
педагогических, коррекционных методов работы, направленных на создание условий
для освоения социально-адаптированных навыков и формирования типологических свойств
и качеств личности, позволяющих адаптироваться в обществе.
Являясь учителем трудового обучения, считаю, что вопросы
трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации занимают
центральное место в общей системе учебно-воспитательной работы, поскольку от их
решения зависит успех социальной реабилитации и адаптации уч-ся. Сущность
процесса социальной адаптации заключается, прежде всего, во включении индивида
в систему совместной с другими деятельности. В этом процессе активизируется
становление и перестройка способов деятельности и социального взаимодействия
субъекта, приведение индивидуальных особенностей личности в соответствии с
изменяющимися содержанием и условиями деятельности.
В нашей школе производится обучение по трём профилям:
слесарное, столярное и швейное дело. Мастерские оснащены необходимым
оборудованием, инструментами и материалами, проводится большая работа по
улучшению материальной базы трудовой подготовки, пополнению дидактического
материала, Т.С.О. Выделение зон ручной и машинной работы позволяют сочетать
теоретическое обучение с выполнением практических заданий. Значительное место
отводится производительному труду на занятиях практического повторения.
Учащиеся выполняют заказы для школы: пошив голиц, фартуков, халатов, штор, постельных
принадлежностей, мелкий ремонт одежды по швейному делу. Изготавливают садовый
инвентарь: грабли, черенки для лопат, урны для мусора, лопаты для уборки снега,
мелкий ремонт мебели на уроках слесарного и столярного дела
Трудовое обучение рассматривается не только как
средство профессиональной подготовки, но и как средство коррекции недостатков
детей с ограниченными возможностями. Под коррекцией недостатков психического и
физического развития понимается исправление или ослабление этих недостатков, и
содействие возможно большему приближению развития этих детей к уровню развития
нормальных школьников. При обучении учащихся с ограниченными возможностями
особую значимость имеет формирование положительной мотивации к учению, которая
способствует «включению» компенсаторных функций организма, коррекции аномалий
развития, обусловленных заболеванием, позволяет преодолеть физический барьер. Важность
этой задачи определяется тем, что нарушение познавательных процессов, строения
и мотивизации деятельности сказывается на характере и результатах труда
школьника.
Урок трудового обучения, построенный с использованием
форм и приёмов современной методики, обеспечивает выработку необходимых умений
и навыков. Формирование умений, развитие активности достигается при условии
дифференцированного подхода с учётом особенностей детей. Цель дифференциации:
обучение каждого ребёнка на уровне его возможностей, способностей.
Осуществление дифференцированного подхода требует высокой организованности от
уч-ся и настойчивости в достижении педагогических целей от учителя. Качество
знаний и умений во многом определяется правильным выбором и умелым применением
методов обучения. Без такой работы учащиеся оказываются не подготовленными для
сознательного усвоения трудовых знаний и самостоятельности в трудовой
деятельности. Сложным процессом является формирование общетрудовых знаний и
умений. Сложность состоит в том, что обучить человека с отклонениями в
психическом развитии выполнять работу так, как это делает полноценный работник.
Для формирования знаний и умений на уроках трудового обучения целесообразно
шире использовать такие приёмы, как создание психологической установки на
восприятие теоретического материала, осуществление связи нового материала с
ранее усвоенным при выполнении трудового задания. Большая роль здесь отводится
учителю.
Помогая учащимся репродуцировать необходимые знания, обращая их
внимание в процессе работы на определённые ориентиры, учитель тем самым
способствует развитию у них умения актуализировать и использовать усвоенные
ранее знания при выполнении трудового задания.
Одним, из наиболее действенных способов является
применение наглядности это: технологические и инструкционные карты, натуральные
объекты, готовые образцы, применение технических средств обучения, раздаточного
материала, дидактических игр, ребусов. Которые дают возможность не только
лучше понять и усвоить программный материал, но и оказывают благотворное
влияние на их умственное, нравственное и эстетическое развитие, расширяют круг
представлений, способствуют совершенствованию познавательных способностей,
формируют основные процессы умственной деятельности, ограничивают развитие
комплекса неполноценности. Постоянная и посильная деятельность, если она
правильно организована, приносит учащимся радость, становится привычной и
необходимой. Каждый учитель, работающий творчески, постоянно озабочен
проблемой эффективности урока, думает о том, как сделать его интересным.
Считаю, что уроки трудового обучения немыслимы без наглядных средств обучения,
без наглядности не может быть и речи о коррекционной работе учителя.
В процессе обучения школьников труду большое внимание
должно быть уделено не только выработке трудовых навыков и умений, но и
развитию познавательных компонентов трудовой деятельности, это проведение
интегрированных уроков с привлечением сопутствующих предметов.(учитель истории,
медицинский работник) При помощи специальных приёмов обучения и коррекции
необходимо продвинуть школьника в общем психическом развитии, иначе у него не
сформируется умение работать по плану, контролировать свои действия, адекватно
использовать свои знания и навыки при решении трудовых задач. Мы прекрасно
понимаем, что именно через труд приходит путь к процветанию, к подлинному
счастью каждого человека. Дети, приходящие в школьные мастерские ограниченны в
своих возможностях. Недостаточная развитость мелкой материки, неуклюжесть
движений, неумение пользоваться инструментами, слабая ориентация в жизненных и
бытовых ситуациях, малый объём знаний, составляет широкое поле коррекционной
работы на уроках.
Коррекция недостатков психического развития школьников с
ограниченными возможностями в процессе трудового обучения тесно связана с
процессом формирования у них общественных, интеллектуальных умений.
Отличительной особенностью формирования этих умений является то, что оно
находится в неразрывной связи с формированием самостоятельности действий. Для
того, чтобы правильно организовать трудовую деятельность, осуществлять её по
плану, контролировать и корректировать её выполнение, учащиеся должны обладать
необходимым опытом самостоятельной работы. Для этого каждый урок должен быть практически
направлен и соответствовать изучаемой теме. Учителю как можно больше давать
возможность учащимся проявлять самостоятельность при составлении плана работы
по изготовлению изделия, при выполнении практического задания. (различные
виды работ с технологической картой).
Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что помощь,
оказываемая учащимся не должна заключаться в показе готовых способов
выполнения задания. В зависимости от того, как школьник воспринимает объяснения
и указания, ориентирующие его деятельность, и должна конкретно развёртываться
коррекционная работа учителя. Оказывая школьнику помощь в работе, необходимо в
то же время не лишать его возможности проявлять самостоятельность и инициативу.
Задача заключается не в том, чтобы подробными объяснениями и указаниями
предупредить действия ученика, подсказать ему то, что он сам в состоянии
осознать и сделать, а в том, чтобы помочь ему правильно организовать свою
деятельность, осуществить её планомерно и целенаправленно.
Одной из важных задач коррекции недостатков психического
развития детей с задержкой психического развития в процессе трудового обучения
является формирование у них целенаправленных способов деятельности. В ряде
случаев школьники, в особенности учащиеся младших классов, не соотносят свои
действия с требованиями трудового задания. Это можно заметить при выполнении
практических действий по образцу. В процессе выполнения задания школьники
допускают ряд ошибок и неточностей. При столкновении с трудностями в работе
они отходят от стоящей перед ними задачи и производят такие действия, и
операции, которые уводят их в сторону от поставленной цели. Такое смещение
мотивов обусловлено тем, что с одной стороны, ребёнок поставлен перед
необходимостью, так или иначе выполнять предложенную задачу, но, с другой, он
не в состоянии правильно осознать её.
В процессе труда, осуществляемого под руководством и
направляющим воздействием учителя, у школьника происходят значительные сдвиги в
умственном развитии, в развитии познавательных, учебных, общественных и иных
потребностей и интересов. Всё это оказывает благотворное влияние на развитие
целенаправленных способов деятельности у школьников.
С.Л. Выготский считал, что задачей воспитания ребёнка с
нарушением развития является его интеграция в жизнь и создание условий
компенсации его недостатка с учётом не только биологических и физических
нарушений, но и от системы отношений к таким детям со стороны социального
окружения, в котором ребёнок находится. Интегрированное обучение поможет
ребёнку совершить в жизни самый трудный выбор-выбор быть человеком. Ключ к
воспитанию личности лежит в организации таких видов деятельности, в которых
осуществляется саморазвитие личности. При обучении, какому- либо ремеслу важно
приобретение общего опыта работы и знаний, чтобы иметь возможность работать на
пользу другим и получать удовлетворение от проделанной работы
В задачи урока входит и профориентационная работа,
которая должна органично осуществляться в процессе овладения ими учебным
материалом. Основной компонент профориентационной работы - формирование
общетрудовых умений, а одновременно с этим идёт воспитание положительного
отношения к профессии, только на этой основе может быть воспитана потребность в
труде. Общетрудовые умения позволяют действовать в новых условиях. Эта
способность формируется на основе определённых знаний и навыков. Чем больше
ученик знает, тем интереснее для него труд, тем больше удовлетворения он
испытывает от работы. С этой целью проводим уроки-беседы, такие как:
«Человеческое счастье в труде», «В труде и только в труде велик человек» и
другие, где учащиеся знакомятся с различными рабочими профессиями, значимостью
их в реальном мире.
В профориентационной работе большое место должно
уделяться производственной практике, в целях совершенствования, у учащихся
профессиональных знаний и навыков. В тоже время должна вестись углубленная
воспитательная работа по формированию у учащихся интереса к труду, профессии,
навыков культуры труда, трудовой дисциплины. Правильное отношение к труду
возможно лишь тогда, когда будет систематически организована их практическая
деятельность. Каждое трудовое усилие должно завершиться видимым, ощутимым и для
самого ученика результатом. Школьник должен получить трудовую закалку, которая,
как бы, не сложилась его дальнейшая судьба, потребуется ему в любой сфере
деятельности.
Из этого следует, что такие школьники нуждаются в
специальном обучении действовать в соответствии с ясно осознанной целью и
средствами, ведущими к её достижению. Ведь заинтересованность школьника в получении
возможно лучших результатов побуждает ответственно относиться к своим
действиям, выполнять их продуманно и с учётом требований, предъявляемых к
продукции труда.
Привитию
интереса к предмету способствует также проведение праздников труда,
конкурсов лучшего по профессии, экскурсии на предприятия, которые дают стимул
развитию ребёнка, совершенствованию трудовых навыков.
Одним из эффективных педагогических средств в успешной
адаптации детей с ограниченными возможностями социуму является, оказание помощи
в осознании полезности своего существования, обретения в свои силы.
Немаловажное значение в данном вопросе имеет кружковая работа, способствующая
развитию творческих способностей, эстетического вкуса, выработке устойчивого
интереса к изучаемому предмету. Бесталанных детей нет. Важно только во время
научить их, помочь раскрыть свои способности, поверить в себя. И это задача
каждого учителя. Учащиеся нашей школы с большим желанием посещают кружки «
Кружевница», Юный слесарь», «Юные умельцы», здесь они могут развивать свои
творческие способности, эстетический вкус. В школе функционирует выставочный
зал, посещение которого всегда вызывает у посетителей восхищение и восторг.
Работы учащихся экспонируются на выставках детского творчества в районном,
областном и республиканском масштабе, где неоднократно занимали призовые
места.
Обобщая сказанное, необходимо подчеркнуть, что трудовое обучение детей с
ограниченными возможностями должно обеспечить решение широкого круга задач,
главной из которых является формирование трудовых умений и навыков. А также тех
качеств личности, которые позволили бы учащимся адаптироваться в той ситуации
неопределённости, в которую он попадает, выходя из школы. Благодаря только
такому подходу к работе можно достичь максимально возможного для каждого
ребёнка уровня развития, образования и социальной адаптации.
Песчанская специальная общеобразовательная школа –
интернат № 2 для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Доклад на тему:
«Социальная
адаптация детей с ограниченными возможностями на уроках трудового обучения».
Учитель трудового обучения: Шарапова Н.В.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.