Инфоурок Физическая культура Другие методич. материалыСоциализация подростков при обучении спорт. игре

Социализация подростков при обучении спорт. игре

Скачать материал

Социализация подростков при обучении спорт. игре

Шестакова Ольга Васильевна
Учитель физической культуры МАОУ СОШ № 12

Проблема социализации личности - одна из важнейших в наше время. Технический прогресс, увеличение информационного потока, хронический цейтнот – все это сказывается на образе жизни современного человека. Общество становится все более агрессивным, все чаще сталкивается с проблемами отношений, общения, социализации, гуманности. Замещение виртуальным миром реальных повседневных отношений неизбежно приводит к конфликту  как внутриличностному, так и  в сфере реальных контактов между людьми.
 
Конфликты возникают и во время спортивных игр. Вынужденный находиться в рамках школы и общаться с одноклассниками, учителями, другими учащимися, подросток, имеющий невысокий уровень социализации, в арсенал которого скуден на навыки общения и не позволяет ему успешно функционировать в обществе,  не имеет возможности, в отличие от виртуальной игры, «перезапустить программу» и пройти уровень заново. И, порой, казалось бы, несложная для разрешения ситуация, заводит ребенка в тупик. 
 
Рассмотрим пример. Предмет: Физическая культура. Класс: 5. Раздел учебного материала: «Спортивная игра. Волейбол». Тип урока – разучивание нового материала. Когда осуществляется переход от разучивания отдельных приемов к овладению игрой, сразу возникает трудность: принимающая команда, если выигрывает розыгрыш, получает очко и право подавать, и ее игроки переходят на одну позицию. Так написано в правилах ФИВБ. Но не каждому ребенку это понятно? Решение мною было найдено в процессе неоднократного использования ассоциаций. Ранее ассоциации мы могли наблюдать в таких играх, как лапта или городки. Представим, что перед нами не две игровые площадки, а два «дома» – «родной дом», или просто «дом» – площадка, с которой мяч подается, и «гости», куда мяч оправится «гулять» через сетку. Для полноты картины, снабдим мяч некоторыми качествами. Например, уважение (гостей надо встречать – это проявление уважения к гостю), обида (как проявление уважения к собственному «я»), великодушие (умение прощать). То есть «оживим» или, скорее, «одушевим» его. Остановлюсь на этом подробнее.
 
Ситуация первая. Мяч подается из «дома», т.е. – «идет гулять». Куда «идет гулять»? Конечно – «в гости». Если, во время игры, «гости» допустили ошибку, т.е. – «обидели» мяч, то он «возвращается» «домой». А «дома» его всегда ждут, и ничего особенного не происходит. Подыграв ребятам и дав им возможность «пожалеть» мяч, ненавязчиво, воспитываем их гуманное отношение, в данном случае к одушевленному мячу.  Но что происходит в «гостях»? Раз «мяч» «обидели», значит, надо просить прощение, либо искуплять свою вину. В своей практике, особенно на первых этапах обучения, делая упор на то, что гостей не надо обижать, а их надо если не любить, то, хотя бы, терпеть такими, какими бы они ни были, использую аналогию «искупления вины». Часто это происходит следующим образом: «обидевшие» мяч «гости», «в искупление своей вины», выполняют  одно приседание.
 
Другая ситуация. Подача – мяч снова «идет гулять из дома в гости». Но на этот раз ошибку допускают уже «дома», т.е. команда, подававшая мяч. Что происходит с теми, кто «обидел» мяч на этот раз? Ничего! «Обидели» «дома», а раз дома, значит – свои. А «своим» мы прощаем. Прощая одноклассникам из своей команды проигранное очко, ребята получают опыт проявления великодушия, как бескорыстной снисходительности, отсутствии злопамятства. Умение прощать, лежит и в основе воспитания любого вида толерантности.
 
Но давайте вернемся к мячу? Он не остается там, где его «обидели», а уходит «в гости». Все не сложно, но по правилам приличия, гостей положено встречать. В данном случае, подобным ритуалом «встречи гостя» и является переход, указанный выше, который выполняет команда «гостей», куда на подачу «уходит» мяч. Переход выполнили, гостя встретили, как бы «породнились», оставили «жить в своем доме». Теперь уже это его «дом». Игра продолжается. А ребенок, в игре, ненавязчиво, учится прощать и просить прощение, учится взаимодействовать с одноклассниками, учится общаться, перенося образец поведения со спортивной площадки в свой мир. Сегодня – он простил своих, пусть и не совсем умелых, одноклассников в «доме» на спортивной площадке, а завтра?! Возможно, навык такого безконфликтного общения поможет ему успешно найти свое место не только в своем социуме, но и в жизни в целом.
 
В подростковом возрасте, по сравнению с детьми младших классов, дети обнаруживают у себя способность определять собственное поведение, мысли и чувства. Воспитание толерантности, великодушия, гуманности в этом возрасте создает благоприятную основу для их дальнейшей социализации.

Список использованной литературы:
1. Немов Р.С. Психология: Кн. 2: Психология образования. –  М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. –  С. 129, 230, 231.
2. Волейбол нашего тысячелетия. Официальные правила волейбола. Утверждены ФИВБ. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gvcvolley.ru/ – Загл. с экрана.
3. Психологос: энциклопедия практической психологии. Категория «Личность». [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.psychologos.ru/ – Загл. с экрана.

Приложение.
Толерантность - уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Похожее по смыслу слово Терпимость ассоциируется часто с непротивлением, толерантность же предполагает активную жизненную позицию.
 
Подлинная толерантность является ценным качеством развитой личности, такой личности, которой ради самоутверждения не требуется унижение кого-то другого. В то же время это качество требует сохранения естественной, здоровой неприязни к негативным явлениям в плане идеологии, общения и поведения.
 
Гуманность (от лат. humanus - человечный) — обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуется в общении и деятельности в актах содействия, соучастия, помощи.
 
Терпимость - способность и умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей.
Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
 


Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Социализация подростков при обучении спорт. игре"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Научный сотрудник музея

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Статья на тему:" Социализация подростков при обучении спорт. игре".

Проблема социализации личности - одна из важнейших в наше время. Технический прогресс, увеличение информационного потока, хронический цейтнот – все это сказывается на образе жизни современного человека. Общество становится все более агрессивным, все чаще сталкивается с проблемами отношений, общения, социализации, гуманности. Замещение виртуальным миром реальных повседневных отношений неизбежно приводит к конфликту  как внутриличностному, так и  в сфере реальных контактов между людьми. 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 609 957 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Урок по физической культуре ''Технологическая карта урока по разделу спортивные игры» (4 класс)
  • Учебник: «Физическая культура», Матвеев А.П.
  • Тема: 2.4. Разработка планов-конспектов уроков физической культуры
  • 05.10.2020
  • 214
  • 1
«Физическая культура», Матвеев А.П.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 487
    • DOCX 16.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Шестакова Ольга Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Шестакова Ольга Васильевна
    Шестакова Ольга Васильевна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 10595
    • Всего материалов: 26

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика осуществления тренировочного процесса в гандболе

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы учебно-тренировочного процесса в учреждениях физкультурно-спортивной направленности (плавание)

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 54 человека из 20 регионов

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы психологии детского спорта в деятельности тренера-преподавателя, спортивного психолога в учреждениях физкультурно-спортивной направленности

108/144 ч.

от 2500 руб. от 1250 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 18 регионов

Мини-курс

Психологическая экспертиза в юридической сфере: теоретические аспекты

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Финансовые аспекты и ценности: концепции ответственного инвестирования

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективное управление проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе