Социализация подростков при обучении спорт. игре
Шестакова
Ольга Васильевна
Учитель физической культуры МАОУ СОШ № 12
Проблема социализации личности - одна из важнейших в наше время. Технический
прогресс, увеличение информационного потока, хронический цейтнот – все это
сказывается на образе жизни современного человека. Общество становится все
более агрессивным, все чаще сталкивается с проблемами отношений, общения,
социализации, гуманности. Замещение виртуальным миром реальных повседневных
отношений неизбежно приводит к конфликту как внутриличностному, так
и в сфере реальных контактов между людьми.
Конфликты возникают и во время спортивных игр. Вынужденный находиться в рамках
школы и общаться с одноклассниками, учителями, другими учащимися, подросток,
имеющий невысокий уровень социализации, в арсенал которого скуден на навыки
общения и не позволяет ему успешно функционировать в обществе, не имеет
возможности, в отличие от виртуальной игры, «перезапустить программу» и пройти
уровень заново. И, порой, казалось бы, несложная для разрешения ситуация,
заводит ребенка в тупик.
Рассмотрим пример. Предмет: Физическая культура. Класс: 5. Раздел учебного
материала: «Спортивная игра. Волейбол». Тип урока – разучивание нового
материала. Когда осуществляется переход от разучивания отдельных приемов к
овладению игрой, сразу возникает трудность: принимающая команда, если
выигрывает розыгрыш, получает очко и право подавать, и ее игроки переходят на
одну позицию. Так написано в правилах ФИВБ. Но не каждому ребенку это понятно?
Решение мною было найдено в процессе неоднократного использования ассоциаций.
Ранее ассоциации мы могли наблюдать в таких играх, как лапта или городки.
Представим, что перед нами не две игровые площадки, а два «дома» – «родной
дом», или просто «дом» – площадка, с которой мяч подается, и «гости», куда мяч
оправится «гулять» через сетку. Для полноты картины, снабдим мяч некоторыми
качествами. Например, уважение (гостей надо встречать – это проявление уважения
к гостю), обида (как проявление уважения к собственному «я»), великодушие
(умение прощать). То есть «оживим» или, скорее, «одушевим» его. Остановлюсь на
этом подробнее.
Ситуация первая. Мяч подается из «дома», т.е. – «идет гулять». Куда «идет
гулять»? Конечно – «в гости». Если, во время игры, «гости» допустили ошибку,
т.е. – «обидели» мяч, то он «возвращается» «домой». А «дома» его всегда ждут, и
ничего особенного не происходит. Подыграв ребятам и дав им возможность
«пожалеть» мяч, ненавязчиво, воспитываем их гуманное отношение, в данном случае
к одушевленному мячу. Но что происходит в «гостях»? Раз «мяч» «обидели»,
значит, надо просить прощение, либо искуплять свою вину. В своей практике,
особенно на первых этапах обучения, делая упор на то, что гостей не надо
обижать, а их надо если не любить, то, хотя бы, терпеть такими, какими бы они
ни были, использую аналогию «искупления вины». Часто это происходит следующим образом:
«обидевшие» мяч «гости», «в искупление своей вины», выполняют одно
приседание.
Другая ситуация. Подача – мяч снова «идет гулять из дома в гости». Но на этот
раз ошибку допускают уже «дома», т.е. команда, подававшая мяч. Что происходит с
теми, кто «обидел» мяч на этот раз? Ничего! «Обидели» «дома», а раз дома,
значит – свои. А «своим» мы прощаем. Прощая одноклассникам из своей команды
проигранное очко, ребята получают опыт проявления великодушия, как бескорыстной
снисходительности, отсутствии злопамятства. Умение прощать, лежит и в основе
воспитания любого вида толерантности.
Но давайте вернемся к мячу? Он не остается там, где его «обидели», а уходит «в
гости». Все не сложно, но по правилам приличия, гостей положено встречать. В
данном случае, подобным ритуалом «встречи гостя» и является переход, указанный
выше, который выполняет команда «гостей», куда на подачу «уходит» мяч. Переход
выполнили, гостя встретили, как бы «породнились», оставили «жить в своем доме».
Теперь уже это его «дом». Игра продолжается. А ребенок, в игре, ненавязчиво,
учится прощать и просить прощение, учится взаимодействовать с одноклассниками,
учится общаться, перенося образец поведения со спортивной площадки в свой мир.
Сегодня – он простил своих, пусть и не совсем умелых, одноклассников в «доме»
на спортивной площадке, а завтра?! Возможно, навык такого безконфликтного
общения поможет ему успешно найти свое место не только в своем социуме, но и в
жизни в целом.
В подростковом возрасте, по сравнению с детьми младших классов, дети
обнаруживают у себя способность определять собственное поведение, мысли и
чувства. Воспитание толерантности, великодушия, гуманности в этом возрасте
создает благоприятную основу для их дальнейшей социализации.
Список использованной литературы:
1. Немов Р.С. Психология: Кн. 2: Психология образования. – М.:
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – С. 129, 230, 231.
2. Волейбол нашего тысячелетия. Официальные правила волейбола. Утверждены ФИВБ.
[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gvcvolley.ru/ – Загл. с
экрана.
3. Психологос: энциклопедия практической психологии. Категория «Личность».
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psychologos.ru/ – Загл.
с экрана.
Приложение.
Толерантность - уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия
культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Похожее
по смыслу слово Терпимость ассоциируется часто с непротивлением, толерантность
же предполагает активную жизненную позицию.
Подлинная толерантность является ценным качеством развитой личности, такой
личности, которой ради самоутверждения не требуется унижение кого-то другого. В
то же время это качество требует сохранения естественной, здоровой неприязни к
негативным явлениям в плане идеологии, общения и поведения.
Гуманность (от лат. humanus - человечный) — обусловленная нравственными нормами
и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека,
группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями
сострадания и сорадования и реализуется в общении и деятельности в актах
содействия, соучастия, помощи.
Терпимость - способность и умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть
снисходительным к поступкам других людей.
Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических
установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему
успешно функционировать в обществе.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.