Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Сочинение
по картине А.А. Пластова «Первый снег».
(4 класс)
Задачи урока:
Учить соотносить художественный текст и художественные средства картины.
Ход урока
1. Подготовка к восприятию картины.
- Прочитайте на доске два слова: первый и последний. Прислушайтесь к себе: какие чувства вызывают у вас эти слова? С какими воспоминаниями, событиями жизни ассоциируется у вас слово первый? (первый цветок, первая печаль, первый грач, первый урок, первый снег и т.д.)
- Каким представляете первый снег? Какие чувства он у вас вызывает? Каким вы его видели?
2. Сопоставление личных наблюдений детей и описание первого снега в литературных произведениях.
- Послушайте, как о первом снеге сказал К.Г.Паустовский:
«Снег сыпался, как стеклянный дождь, падающий с ёлки. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали снежинки. Зима начала хозяйничать над землёй».
- А вот отрывок из стихотворения И.А.Бунина «Первый снег»:
…Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.
(Стихи записаны на странице ИАД)
- Найдите образные выражения о снеге, о зиме в тексте Паустовского.
- Какого отношение писателя к первому снегу? Как он это показал? А ваше отношение к первому снегу? Что вы чувствуете, когда его видите?
- Как говорит Бунин, что снег идёт? (снегом понесло)
- Как вы понимаете это выражение? Подберите синонимы к слову понесло.
3. Знакомство с творчеством А.А.Пластова.
- Аркадий Александрович пластов родился в семье крестьянина-иконописца. Начал рисовать с раннего детства. А в 15 лет дал себе клятву: «Быть только живописцем и никем более». Художественное образование получил в Москве, где в 1917 году закончил скульптурное отделение Училища живописи, ваяния и зодчества. Темы и сюжеты для своих картин он черпал в близкой ему жизни деревни, в жизни и труде русских крестьян. Природа и человек в его произведениях связаны неразрывно.
4. Рассматривание картины.
- Художник написал эту картину в 1946 году. Это одно из самых лирических произведений Аркадия Александровича Пластова. Он передал своё ощущение свежего зимнего дня и того особого состояния природы, которое бывает в час первого снегопада. Пластов хорошо знает жизнь русской деревни, и в своей картине сумел показать сельский зимний пейзаж во всей его красоте и прелести.
5. Беседа по содержанию картины.
- Какое время года изобразил художник? (начало зимы)
- Почему вы догадались, что это именно начало зимы? (нет сугробов, местами видна ещё голая земля)
- Какое время суток изображено? Как вы догадались? (снег выпал ночью, сейчас утро, дети второпях выбежали на крыльцо, они ещё не выходили из дома.)
- Кого изобразил художник на переднем плане? (Девочку и мальчика. Это деревенские ребята.)
- Опишите их внешний вид. (Мальчик в пальто, девочка без верхней одежды, только набросила платок. Они, наверное, торопились. Им хочется поскорее увидеть первый снег. У девочки валенки не по размеру, видно, одевались второпях. Ребята поднимают головы вверх, смотрят на хлопья снега.)
- Что можно сказать, глядя на выражение лиц детей? Можно ли сказать, что детям нравится первый снег? ( Их очень заинтересовал первый снегопад, дети любознательны и наблюдательны, они рады снегу, для них это праздник.)
6. Работа со словарём настроений.
- Посмотрите на карточки, выберите слова – названия чувств, которые помогут вам передать настроение детей.
Радость восторг волнение
Удивление восхищение беспокойство
Испуг грусть интерес
(Дети удивлены, обрадованы, им интересно смотреть на первый снег)
- Почему их удивляет первый снег? (Снег мягкий, тёплый, добрый. Он тихо падает с неба крупными хлопьями.)
- Что ещё показывает художник на переднем плане? (В палисаднике большая старая берёза с раскидистыми ветвями. Кажется, что она тоже обрадовалась снегу. Берёза давно ждала этого события, она как будто для встречи первого снега раскинула ветви.)
- Здесь есть ещё один герой – ворона. А что она переживает? (Ворона около берёзы тоже рада снегу, хочет его попробовать.)
- Как художник показывает единство живой и неживой природы. В чём это проявляется? (Снег покрывает землю, крыши домов, ветви деревьев. На заднем плане уже появились люди на санях. Кажется, что природа ликует, радуется первому снегу вместе с человеком, со всем живым на земле.)
7. Выявление изобразительных средств картины.
- Обратите внимание на фон картины. Какой он, тёмный или светлый? (В картине преобладают тёплые и светлые тона: розоватые, лиловые, бледно-голубые, серовато-розовые, светло-коричневые.)
- А какой здесь главный цвет и почему? (Розовый. Он помогает ощутить красоту природы, свежесть, праздник первого снегопада. Он везде: на земле, веточках дерева, в небе.)
- Почему художник показал только часть берёзы, а не всё дерево? (Берёза это часть зимнего пейзажа, а художник хотел показать, что главное в картине – дети и их настроение.)
- Почему художник использовал вертикальный формат картины, случайно ли это сделано? (Снег сыплется сверху, дети запрокинули головы, художник хочет усилить впечатление от бездонности неба, долгого полёта снежинок.)
8. Речевая подготовка к сочинению.
- Выберите несколько опорных слов, которые являются главными для описания картины:
снег дети берёза земля ворона небо
- Попробуйте описать снег, используя сравнения, эпитеты, слова, характеризующие действия снега.
Снег как стеклянный дождь укрыл землю
очень к лицу земле порошил
как чистые капли воды щекотал лицо
белая скатерть полей кружился
робкий и тихий порхал
пушистый и мохнатый танцевал
опускался большими хлопьями
дети улыбка на лице смотрели с удивлением и радостью
наспех одетые только набросила платок
валенки не по размеру одевались второпях
поднимают головы к небу
берёза с раскидистыми ветвями пушистая и красивая
вчера ещё голая и прозрачная
покрылась как белой шубкой
блестящий и переливающийся наряд
ворона хочет попробовать снег клевала
протоптала немало дорожек
небо бездонность отражалось на снегу
тёмно-фиолетового цвета
тяжёлое от множества пуховых снежинок
земля покрыта тонким слоем снега
небольшая проталина
фиолетовые, голубоватые полосы
покрывают мягкие и пушистые сугробы
Так же учащиеся подбирают характеристики ко всем опорным словам.
- Попробуйте смотреть глазами художника. Будьте при подборе слов более внимательными, наблюдательными. Вспоминайте произведения о зиме, они вам помогут.
- Какие чувства и настроения вызывает у вас эта картина? (Нельзя оставаться равнодушным, глядя на это великолепие природы.)
- Как бы вы закончили свой рассказ по этой картине? Выберите лучший вариант из предложенных на доске.
У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину.
Я благодарен художнику, что ещё раз могу пережить чувство радости при виде первого снега.
Трудно оставаться равнодушным, когда видишь первый снег.
9. Составление плана сочинения.
1) Творчество А.А.Пластова.
2) Радость детей.
3) Цвет и настроение картины.
4) Моё отношение к картине.
10. Самостоятельная работа.
6 662 871 материал в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Рябова Галина Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
36/72/108 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72/144/180 ч.
Мини-курс
2 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.