Главная / Другое / Смыслообразование как универсальное учебное действие.

Смыслообразование как универсальное учебное действие.

Скачать материал
Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовётся… Ф.И.Тютчев, 1868 г.
Создание условий для формирования действий смыслообразования
Значение — содержание, связываемое с тем или иным выражением (слова, предложе...
Смысл (разновидности) Смысл — осознание человеком того, какое значение имеет ...
Типы учебных дисциплин Структурно-ориентированные; Позиционно-ориентированные...
Смыслообразование Смыслообразование — установление обучащимися связи между це...
Чтобы формировать действия смыслообразования: Учитель сам учится находить смы...
1. Смысл как значение для учителя и его профессиональной группы Какое значени...
2. Смысл как отношение Что Вам может дать федеральный государственный образов...
2. Смысл как отношение мотива учителя к цели его деятельности Зачем Вам нужно...
3. Смысл как понимание части целого 1. Что такое для Вас математическая культ...
Смысл как понимание части целого (на примере учащегося) Возведение в степень ...
Смысл как понимание части целого Нам не дано предугадать, Как слово наше отзо...
Смыслообразование (как мы обнаруживаем смысл) Смысл всегда индивидуален. Смыс...
Средство открытия смыслов Диалог - информативное и экзистенциальное взаимодей...
Основные идеи герменевтики 1. Диалектика части и целого. 2. Предварительное п...
Герменевтический круг Чтобы понять, надо объяснить (интерпретировать). Чтобы ...
«Тёмное место» Да будет проклят правды свет, Когда посредственности хладной, ...
Диалог как условие смыслообразования Диалог с обучающемся о его миропонимании...
Критерии смыслообразующего диалога: 1. Вопросы на смысл. Например, объединяющ...
Создание ситуаций смыслообразования 1. Выбор основной темы, объекта феноменол...
Выбор темы диалога 1. Целесообразность, связанность с предметным содержанием ...
Выбор объекта 1. Может быть представлен в любой форме: текст, картина, музыка...
Особые объекты — из области точных наук 1. Понимание части — целого (связей о...
Вопросы на обнаружение и формулирование смыслов: Направляющие вопросы: Что пр...
Уточняющие вопросы учителя: «Правильно ли я понимаю, что…», «Почему?» «То ест...
Уточняющие вопросы (примеры): 1. Правильно ли я поняла.. 2. То есть... 3. Ты ...
Портрет В. М. Максимова (1878, И. В. Крамской)
Максимов Василий Максимович Знаменитая картина Василия Максимова «Всё в прошл...
Художник изображает сцену в старом поместье, с заколоченным барским домом, пе...
Федотов Павел Андреевич Картина «Завтрак аристократа» написана П. А. Федотовы...
Инна Борисовна Мелентьева
Мелентьева Инна Борисовна – учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 87 г....
Качества текста (по О.Ю. Стреловой) субъективность – абсолютная зависимость е...
Поработаем с текстом! Что такое истина? Это слово – истина – в собственном св...
Вопросы к тексту 1. Что объединяет высказывания Декарта и Лейбница? В чём вы ...
Чат моего детства (там, где можно обменяться смыслами )
Будьте внимательны к своим смыслам. Они — пример и начало отношения к миру.
Да будет проклят правды свет, Когда посредственности хладной, Завистливой, к ...
1 из 43

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовётся… Ф.И.Тютчев, 1868 г.
Описание слайда:

Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовётся… Ф.И.Тютчев, 1868 г.

№ слайда 2 Создание условий для формирования действий смыслообразования
Описание слайда:

Создание условий для формирования действий смыслообразования

№ слайда 3 Значение — содержание, связываемое с тем или иным выражением (слова, предложения
Описание слайда:

Значение — содержание, связываемое с тем или иным выражением (слова, предложения, знака и т.п.) некоторого языка (языка математики, физики, языка образов) Обобщенное отражение свойств объекта (например, в определении понятия)

№ слайда 4 Смысл (разновидности) Смысл — осознание человеком того, какое значение имеет про
Описание слайда:

Смысл (разновидности) Смысл — осознание человеком того, какое значение имеет происходящее для него или группы, с которой он себя идентифицирует (личностный смысл). Смысл — отношение мотива к цели деятельности. Смысл — отражение части целого, связанное с частичным пониманием явления или его модели (и непониманием как отсутствием смысла или его трансформацией).

№ слайда 5 Типы учебных дисциплин Структурно-ориентированные; Позиционно-ориентированные; С
Описание слайда:

Типы учебных дисциплин Структурно-ориентированные; Позиционно-ориентированные; Смысло-ориентированные; Технолого-ориентированные. Не ориентированные на смыслы учебные дисциплине несут смысловой потенциал* (часть-целое; история дисциплины; основание моего отношения; необходимо в жизни).

№ слайда 6 Смыслообразование Смыслообразование — установление обучащимися связи между целью
Описание слайда:

Смыслообразование Смыслообразование — установление обучащимися связи между целью деятельности и своими мотивами.

№ слайда 7 Чтобы формировать действия смыслообразования: Учитель сам учится находить смыслы
Описание слайда:

Чтобы формировать действия смыслообразования: Учитель сам учится находить смыслы (все три разновидности смыслов); Учитель учится создавать условия проявления, поиска, обмена, открытия смыслов обучающимися.

№ слайда 8 1. Смысл как значение для учителя и его профессиональной группы Какое значение и
Описание слайда:

1. Смысл как значение для учителя и его профессиональной группы Какое значение имеют для Вас федеральный государственный образовательный стандарт? Какое значение для Вас имеет новый профессиональный стандарт?

№ слайда 9 2. Смысл как отношение Что Вам может дать федеральный государственный образовате
Описание слайда:

2. Смысл как отношение Что Вам может дать федеральный государственный образовательный стандарт? Что Вы можете получить от нового профессионального стандарта?

№ слайда 10 2. Смысл как отношение мотива учителя к цели его деятельности Зачем Вам нужно по
Описание слайда:

2. Смысл как отношение мотива учителя к цели его деятельности Зачем Вам нужно понимать историю, иметь историческое мышление? Почему Вам нужно не только знать свой предмет, но и владеть культурой, созданной вокруг этого предмета (например, математику владеть математической культурой)? Зачем нужно понимать историю, иметь историческое мышление? Почему Вам нужно не только знать свой предмет, но и владеть культурой, созданной вокруг этого предмета (например, математику владеть математической культурой)?

№ слайда 11 3. Смысл как понимание части целого 1. Что такое для Вас математическая культура
Описание слайда:

3. Смысл как понимание части целого 1. Что такое для Вас математическая культура? (пример для учителя) 2. Возведение числа в степень с положительным показателем. Возведение числа в степень с отрицательным показателем (на примере понимания учеником).

№ слайда 12 Смысл как понимание части целого (на примере учащегося) Возведение в степень (по
Описание слайда:

Смысл как понимание части целого (на примере учащегося) Возведение в степень (положительный показатель, отрицательный показатель); Основное тригонометрическое тождество (доказательство).

№ слайда 13
Описание слайда:

№ слайда 14
Описание слайда:

№ слайда 15 Смысл как понимание части целого Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовет
Описание слайда:

Смысл как понимание части целого Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовется,- И нам сочувствие дается, Как нам дается благодать...

№ слайда 16 Смыслообразование (как мы обнаруживаем смысл) Смысл всегда индивидуален. Смысл е
Описание слайда:

Смыслообразование (как мы обнаруживаем смысл) Смысл всегда индивидуален. Смысл есть только там, где есть другой смысл. Но его можно позаимствовать; Можно найти в себе, если поискать; Можно придумать, сотворить; Можно открыть в пограничных ситуациях.

№ слайда 17 Средство открытия смыслов Диалог - информативное и экзистенциальное взаимодейств
Описание слайда:

Средство открытия смыслов Диалог - информативное и экзистенциальное взаимодействие между коммуницирующими сторонами, посредством которого происходит понимание (постижение значений и смыслов). Это может быть диалог с самим собой, с другим (непосредственный), с артефактом, автором артефакта (опросредованный диалог) и др.

№ слайда 18 Основные идеи герменевтики 1. Диалектика части и целого. 2. Предварительное пони
Описание слайда:

Основные идеи герменевтики 1. Диалектика части и целого. 2. Предварительное понимание. 3. Идея герменевтического круга.

№ слайда 19 Герменевтический круг Чтобы понять, надо объяснить (интерпретировать). Чтобы объ
Описание слайда:

Герменевтический круг Чтобы понять, надо объяснить (интерпретировать). Чтобы объяснить (интерпретировать), надо понять. Для понимания целого необходимо понять его отдельные части, но для понимания отдельных частей уже необходимо иметь представление о смысле целого. «Темное место», «трудное место».

№ слайда 20 «Тёмное место» Да будет проклят правды свет, Когда посредственности хладной, Зав
Описание слайда:

«Тёмное место» Да будет проклят правды свет, Когда посредственности хладной, Завистливой, к соблазну жадной, Он угождает праздно! - Нет! Тьмы низких истин мне дороже Нас возвышающий обман.. . Оставь герою сердце! Что же Он будет без него? Тиран.. . А.С.Пушкин, сентябрь 1930 г. из стихотворения «Герой»

№ слайда 21 Диалог как условие смыслообразования Диалог с обучающемся о его миропонимании; Д
Описание слайда:

Диалог как условие смыслообразования Диалог с обучающемся о его миропонимании; Диалог в вопросах; Диалог — направляющий на определенные стороны объектов, явлений; Организация учителем диалога учащегося с объектом смыслообразования.

№ слайда 22 Критерии смыслообразующего диалога: 1. Вопросы на смысл. Например, объединяющие
Описание слайда:

Критерии смыслообразующего диалога: 1. Вопросы на смысл. Например, объединяющие мотивы и цели деятельности обучающегося (Зачем тебе это нужно? Для чего ты это делаешь?) или отражающие его частичное понимание объекта (Что думаешь? Как понимаешь?) 2. Выявление оснований отношения. (Как относишься и почему?). 2. Вопросы-обращения к обучающемуся (Что ты видишь? Как ты понимаешь?) 3. Ответы от собственного лица (Я думаю..., понимаю под этим.., мне это нужно для... )

№ слайда 23 Создание ситуаций смыслообразования 1. Выбор основной темы, объекта феноменологи
Описание слайда:

Создание ситуаций смыслообразования 1. Выбор основной темы, объекта феноменологического диалога. 2. Подготовка направляющих вопросов. 3. «Встреча» с объектом смыслообразования. 4. Организация диалога с объектом смыслообразования. Разворачивание системы смыслов с помощью направляющих вопросов. Помощь в формулировании и уточнении смыслов (в вопросной форме). Демонстрация собственных смыслов. 5. Управление смыслами-обобщениями.

№ слайда 24 Выбор темы диалога 1. Целесообразность, связанность с предметным содержанием уро
Описание слайда:

Выбор темы диалога 1. Целесообразность, связанность с предметным содержанием урока. 2. Важность для жизни в обществе, для группы; 3.Направленность в «область последних вопросов»; 4. Соответствие возрасту и возрастным особенностям понимания темы...

№ слайда 25 Выбор объекта 1. Может быть представлен в любой форме: текст, картина, музыкальн
Описание слайда:

Выбор объекта 1. Может быть представлен в любой форме: текст, картина, музыкальное произведение, мультипликационный или художественный фильм, инсталляция. 2. Особые объекты — из области точных наук (формула, математическая модель). 2. Двойственность эмоциональных, когнитивных, смысловых полей. 3. Наличие истории создания артефакта, осведомленность о позиции автора. 4. Знание исторического и бытового контекста создания артефакта.

№ слайда 26 Особые объекты — из области точных наук 1. Понимание части — целого (связей объе
Описание слайда:

Особые объекты — из области точных наук 1. Понимание части — целого (связей объектов: отношение одной величины к другой.) 2. Понимание возможности применить в других дисциплинах или в жизни (степень с отрицательным показателем, нано-). 3. Понимание влияния на психику, её развитие. 4. Понимание логики развития науки, познания, формулирование знания (истина). Роли науки (история науки).

№ слайда 27 Вопросы на обнаружение и формулирование смыслов: Направляющие вопросы: Что привл
Описание слайда:

Вопросы на обнаружение и формулирование смыслов: Направляющие вопросы: Что привлекает твое внимание...? Какие эмоции вызывает у тебя... Что запоминается больше всего...? Какие мысли вызывает у тебя...? Что думаешь.. Какое отношение у тебя к... Как думаешь, что хотел сообщить зрителям... Зачем автор выбрал такой сюжет...

№ слайда 28 Уточняющие вопросы учителя: «Правильно ли я понимаю, что…», «Почему?» «То есть,
Описание слайда:

Уточняющие вопросы учителя: «Правильно ли я понимаю, что…», «Почему?» «То есть, ….», «Ты хочешь сказать…», «Ты имеешь в виду …». В окончаниях формулировок можно использовать профессиональные термины, понятные обучающимся.

№ слайда 29 Уточняющие вопросы (примеры): 1. Правильно ли я поняла.. 2. То есть... 3. Ты хот
Описание слайда:

Уточняющие вопросы (примеры): 1. Правильно ли я поняла.. 2. То есть... 3. Ты хотел(а) сказать... 4. Ты имел(а) в виду... 5. Почему?

№ слайда 30
Описание слайда:

№ слайда 31 Портрет В. М. Максимова (1878, И. В. Крамской)
Описание слайда:

Портрет В. М. Максимова (1878, И. В. Крамской)

№ слайда 32 Максимов Василий Максимович Знаменитая картина Василия Максимова «Всё в прошлом»
Описание слайда:

Максимов Василий Максимович Знаменитая картина Василия Максимова «Всё в прошлом» была написана в 1889 году, в усадьбе Любша. На ней художник изобразил свою тёщу – помещицу Надежду Константиновну Измайлову, и заброшенный барский дом – на втором плане.

№ слайда 33 Художник изображает сцену в старом поместье, с заколоченным барским домом, переж
Описание слайда:

Художник изображает сцену в старом поместье, с заколоченным барским домом, пережившим некогда лучшие времена, а теперь лишь напоминающим о них бывшей владелице, переехавшей в крестьянский домик и отдыхающей в кресле под его окнами. Немощная, но величественная фигура старой дамы, погрузившейся в воспоминания, становится еще более красноречивой от противопоставления ее трогательному облику компаньонки - старой крестьянки.

№ слайда 34
Описание слайда:

№ слайда 35 Федотов Павел Андреевич Картина «Завтрак аристократа» написана П. А. Федотовым в
Описание слайда:

Федотов Павел Андреевич Картина «Завтрак аристократа» написана П. А. Федотовым в 1849-50 гг. В картине автор показывает молодого аристократа, без состояния, но стремящегося к внешнему блеску и к жизни напоказ.

№ слайда 36 Инна Борисовна Мелентьева
Описание слайда:

Инна Борисовна Мелентьева

№ слайда 37 Мелентьева Инна Борисовна – учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 87 г. Во
Описание слайда:

Мелентьева Инна Борисовна – учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 87 г. Волгограда, кандидат педагогических наук

№ слайда 38 Качества текста (по О.Ю. Стреловой) субъективность – абсолютная зависимость его
Описание слайда:

Качества текста (по О.Ю. Стреловой) субъективность – абсолютная зависимость его содержания от людей, составляющих и изучающих документы; неисчерпаемость – многообразие информации и проблем в содержании документов и «между строк», т.е. в контексте; открытость – возможность постановки самых разных вопросов к содержанию и автору текста, многозначность и версионность ответов на большинство из них; интертекстуальность – внутренняя, скрытая связь данного теста с другими текстами, которая становится явной только для человека эрудированного, знающего или желающего понять коды конкретной исторической эпохи; сенситивность – чувствительность текста к разным способам его исследования, в результате чего документ каждый раз раскрывается новыми гранями и аспектами.

№ слайда 39 Поработаем с текстом! Что такое истина? Это слово – истина – в собственном своём
Описание слайда:

Поработаем с текстом! Что такое истина? Это слово – истина – в собственном своём смысле означает соответствие мысли предмету, но в применении а вещам, находящимся вне досягаемости мысли, оно означает лишь, что эти вещи могут служить объектами истинных мыслей – наших ли или Бога; однако мы не можем дать никакого логического определения, помогающего познать природу истины (Декарт). Истинным следует всегда признавать лишь столь очевидное, в чём невозможно было бы найти ничего, что дало бы какой-либо повод для сомнения (Лейбниц).

№ слайда 40 Вопросы к тексту 1. Что объединяет высказывания Декарта и Лейбница? В чём вы вид
Описание слайда:

Вопросы к тексту 1. Что объединяет высказывания Декарта и Лейбница? В чём вы видите различие их суждений об истине? 2. Почему нет единства в подходах к проблеме истины и её критериев? 3. В чём вы видите специфику языка философских текстов, чем он отличается, например, от описаний мемуарного характера? Объясни свой ответ, используя ПОПС-формулу: Позиция – (я считаю, что…) Объяснение – (потому что…) Пример – (например…) Следствие – (следовательно…) Вопрос 1 требует сопоставления взглядов Декарта и Лейбница. Вопрос 2 требует установления связи содержащихся в документе утверждений с другими известными учащимся теоретическими положениями, на определение значений идей, содержащихся в документе, для науки и практики. Вопрос 3 направлен на определение личного отношения, формирование оценочных суждений.

№ слайда 41 Чат моего детства (там, где можно обменяться смыслами )
Описание слайда:

Чат моего детства (там, где можно обменяться смыслами )

№ слайда 42 Будьте внимательны к своим смыслам. Они — пример и начало отношения к миру.
Описание слайда:

Будьте внимательны к своим смыслам. Они — пример и начало отношения к миру.

№ слайда 43 Да будет проклят правды свет, Когда посредственности хладной, Завистливой, к соб
Описание слайда:

Да будет проклят правды свет, Когда посредственности хладной, Завистливой, к соблазну жадной, Он угождает праздно! - Нет! Тьмы низких истин мне дороже Нас возвышающий обман... Оставь герою сердце! Что же Он будет без него? Тиран... А.С.Пушкин, 1830

Смыслообразование как универсальное учебное действие.

Выберите специальность, которую Вы хотите получить:

Обучение проходит дистанционно на сайте проекта "Инфоурок".
По итогам обучения слушателям выдаются печатные дипломы установленного образца.

ПЕРЕЙТИ В КАТАЛОГ КУРСОВ

Скачать материал
  • Другое
Описание:

 Смыслообразование - это личностное универсальное учебное действие. Смысл - это суть вещей. Смысл - понимание того, насколько явление, процесс, объект важны для меня или моей группы. Смысл - это понимание того, насколько это важно для меня лично. Смысл - это качество понимания, понимание части целого. Смыслообразование - процесс. В некоторых случаях учитель легко может организовать процесс смыслообразования. Обычно мы находим смыслы, придумываем их или "крадём". Мы можем обнаруживать эти смыслы, открывать их вместе с детьми в процессе диалога. Объектом этого особого диалога может быть и формула и закон и картина и литературное произведение, любой артефакт

Идёт приём заявок на международный конкурс по математике "Весенний марафон" для учеников 1-11 классов и дошкольников

Уникальность конкурса в преимуществах для учителей и учеников:

1. Задания подходят для учеников с любым уровнем знаний;
2. Бесплатные наградные документы для учителей;
3. Невероятно низкий орг.взнос - всего 38 рублей;
4. Публикация рейтинга классов по итогам конкурса;
и многое другое...

Подайте заявку сейчас - https://urokimatematiki.ru

Скачать материал
Автор Шадрина Виктория Владимировна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 1771
Номер материала 39049
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓