Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Русский язык и литература / «Смерть ради жизни» (по рассказу И.А. Бунина «Лапти»).

«Смерть ради жизни» (по рассказу И.А. Бунина «Лапти»).

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал"

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС


hello_html_m35ef5ad2.gifhello_html_48284f82.gifhello_html_793b0842.gifhello_html_m36fd7725.gifhello_html_76287514.gifhello_html_793b0842.gifhello_html_m4809fa03.gifТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ФИО

Гутарина Светлана Викторовна

Место работы

ТОГБОУ кадетская школа «Многопрофильный кадетский корпус имени Л. С. Дёмина»

Должность

Учитель русского языка и литературы

Предмет

Литература

Класс

7 «А»

Тема урока

«Смерть ради жизни» (по рассказу И.А. Бунина «Лапти»).

Кол-во часов

1 урок (45 минут)

Педагогическая технология

Технология развития критического мышления на основе чтения и письма

Приемы и стратегии используемой технологии

чтение с остановками (методическая стратегия), обращение к личному опыту, прогнозирование по названию, кластер, синквейн.

Оборудование

тексты с рассказом И. А. Бунина «Лапти», рабочие тетради, шляпы мышления, компьютер, компьютерная презентация к уроку.

Цели урока: формировать представление о композиции, сюжете, литературном герое художественного произведения, совершенствовать умение анализировать художественный текст, формировать умение интерпретировать текст, соотносить содержание с поставленной проблемой.

Задачи урока:

Образовательные (формирование познавательных УУД):

  • продолжить знакомство с творчеством И.А. Бунина;

  • выявить особенности сюжета и композиции, характеров героев рассказа.

Развивающие (формирование регулятивных УУД):

  • планировать свою деятельность в зависимости от конкретных условий;

  • развивать логическое мышление; формирование умения систематизировать материал в виде схемы, когда выделяются смысловые единицы текста (освоение графической техники представления информации);

  • развитие приемов умственной деятельности, внимания, памяти, творческой активности;

  • контролировать и оценивать процесс и результаты действия.

Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

  • уметь слушать и вступать в диалог;

  • участвовать в коллективном обсуждении проблем;

  • развивать умение работать в группе;

  • формировать умение проверять результаты деятельности;

  • воспитывать ответственность и аккуратность;

  • воспитывать положительное отношение к учению.


Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

1. Организационный момент.

Включение в деловой ритм

Подготовка класса к уроку.

Самоопределение (Л) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

 Здравствуйте, кадеты! Садитесь. У нас сегодня необычный урок. Поэтому я желаю вам познавательного путешествия в мир литературы.

Слушают учителя.

Задача учителя: создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить учеников на урок, проложить невидимую нить понимания, единой устремлённости к познанию в сотрудничестве, пробудить интерес у кадет к получению новой информации, актуализация имеющихся знаний.

I. Стадия вызова

Задачи:

- актуализировать имеющиеся у кадет знания;

- пробудить познавательный интерес у кадет;

- мотивировать кадет для дальнейшей работы по теме.

Функции:

1. Мотивационная: побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к теме.

2. Информационная: вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме.

3. Коммуникационная: бесконфликтный обмен мнениями.

Задача этапа: учить самостоятельно определять цели урока в соответствии с темой.

Задача учителя: обозначив тему урока, включить кадет в работу по формированию учебной цели.

2. Введение в тему урока. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Проблемная ситуация.


- задает вопросы

- создает ситуацию актуализации опыта ученика

- формирует мотивацию ученика

На слайде портрет И.А. Бунина.

 - Сегодня мы познакомимся с творчеством Ивана Алексеевича Бунина. Перед вами портрет писателя. Вглядитесь в его лицо, серьезное, строгое. Глаза - зеркало души. Вглядитесь в них.

Какие они, глаза писателя?





Иван Бунин – выдающийся русский писатель, почетный академик императорской Академии и лауреат Нобелевской премии, проживший 34 года за границей, но продолжавший любить Россию, восхищаться ее природой, людьми, удивляться загадочной русской душе. Именно о русской душе, о ее широте, об умении сострадать другим людям пойдет речь сегодня на уроке. Тема нашего урока: «Смерть ради жизни».

- Как вы думаете, о чем пойдет разговор на уроке? 

- Как вы понимаете выражение «Смерть ради жизни»?

- А можно ли погибнуть в мирное время? Приведите примеры.

Работа с ассоциативным рядом.

- Посмотрите на слайд. На нем представлен ассоциативный ряд картинок. Они подскажут вам ключевые слова, которые необходимы для работы на уроке.

Перед вами находится «Рабочая тетрадь к уроку», познакомьтесь с определениями этих понятий.

















- вспоминают все, что знают по данной теме

- формулируют первые гипотезы

- определяются в своих мотивах и целях




Рассматривают портрет писателя.






Отвечают на вопрос учителя.

Глаза - удивительные, задумчивые, проницательные.

Это взгляд человека, который, кажется, все видит, замечает, чувствует.




















Отвечают на вопросы.









Работают в тетрадях.


Актером театра и кино Константином Хабенским был создан Благотворительный фонд. Фонд занимается организацией помощи детям с онкологическими и другими тяжелыми заболеваниями головного мозга.C:\Users\Света\Desktop\хабенский.jpg



Сестры-милосердия.C:\Users\Света\Desktop\милосерд2.jpg



Сострадание братьям нашим меньшим.C:\Users\Света\Desktop\соб.jpg






Сострадание  это чуткость и внимательность к окружающим, неподдельное уважение к их интересам и их переживаниям.

Милосердие - сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку.

Благотворительность — оказание бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) помощи тем, кто в этом нуждается.









Поиск и выделение необходимой информации, выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации; учет разных мнений, умение оформлять свои мысли в устной форме (К)








3. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы еще не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.


- Посмотрите на название рассказа, который мы будем изучать. 

-  Подумайте и ответьте на вопрос, как будет связана тема урока с названием рассказа? Запишите тему урока в рабочую тетрадь. сформулируйте цель урока.

Цель, формулируемая учителем: познакомиться с рассказом «Лапти» И. Бунина, произвести его анализ и подумать над выражением «смерть ради жизни».


Ставят цели урока.

Цели урока:

- познакомиться с рассказом «Лапти»;

- увидеть работу ключевых слов в тексте;

- выяснить, как связана тема урока с рассказом.

Самостоятельно формулируют цели урока по схеме «познакомиться – увидеть – выяснить»; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учет разных мнений (К)

II. Стадия осмысления

Задачи:

- сохранение интереса к теме при непосредственной работе с текстом;

- помочь учащимся активно воспринимать материал;

- помочь соотнести старые знания с новыми.

Функции:

1.Информационная: получение новых знаний по теме.

2.Систематизационная: классификация полученной информации по категориям знания.

3.Мотивационная: сохранение интереса к изучаемой теме.

Задача этапа: вызвать интерес к учебному материалу.

Задача учителя: сформировать у учеников мотивацию к работе по теме урока, выявить уровень литературного кругозора в области обсуждаемых на уроке вопросов.

4. Открытие нового знания.


- организует процесс чтения, обсуждения, понимания;

- управляет групповой динамикой;

- учит работать сообща.

- Весь рассказ мы читать сразу не будем. А будем читать с остановками. В достижении цели урока нам помогут работа в группах с рассказом «Лапти» и шляпы. «Примеряя» на себя шляпу определённого цвета, вы будете учиться думать в заданном направлении. 

Синяя - помощь. Это я (учитель);

Желтая – радостная;

Черная – грустная;

Красная – эмоциональная;

Зеленая – информационно-итоговая;

- слушают, задают вопросы, пишут, выделяют главные моменты в новой информации


Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

Восприятие текста

Задача этапа: учить принимать позицию слушателя, создать условия для эмоционального поступков героев.

Задача учителя: организовать работу учащихся с текстом анализируемого произведения, учитывая их индивидуальные особенности, с целью поиска ответов на вопросы групп.

5. Работа в группах.

- предлагает текст рассказа;

- поддерживает мотивацию

- контролирует работу, отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке;

- демонстрирует презентацию по теме урока.

Чтение с остановками

1 часть (аудиокнига)

Синяя - помощь. Это я (учитель);

3. Желтая – радостная:

- Кем был Нефед в доме?

- Как представляете себе Нефеда (словесное рисование). Подберите и запишите ключевые слова.

- Как барыня относилась к Нефеду? Выпишите в тетрадь слова из текста.

1. Черная – грустная:

- Какое настроение вызывает у вас музыкальное сопровождение чтения?

- Какое событие произошло в семье?

- Какими эпитетами (прилагательными) описана вьюга? Внесите их в рабочую тетрадь.

2. Красная – эмоциональная:

- Какие чувства испытывает мать больного ребенка? Найдите в тексте доказательства и выпишите их в тетрадь.

- Какие чувства испытывает Нефед к ребенку?

4. Зеленая – информационно-итоговая:

- Что такое лапти? Это слово является самым значимым в рассказе. Как вы думаете, почему мальчик просит красные лапти?  

У кого мог мальчик видеть их?

- Что такое фуксин? (с использованием интернет-ресурсов)

- Почему Нефед хочет выполнить просьбу больного мальчика, ведь его никто не просил об этом?

- Какой вывод можно сделать по 1 отрывку?

- включаются в процессы чтения, обсуждения, дискуссии;

- участвуют в групповом взаимодействии;

- слушают, задают вопросы, пишут, выделяют главные моменты в новой информации;

- учатся работать сообща.


Кадеты слушают 1 часть текста, отвечают на вопросы, заносят информацию в рабочую тетрадь.



Выработка уверенности в собственных силах (Л)

Формирование умения понимать прочитанное, извлекать необходимую информации (П)

Осуществление поиска и выделение необходимой информации (П)

Выделение объектов и процессов с точки зрения целого и частей (П)

Умение выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними (П)

Выявление основной и второстепенной информации (П)

Составление мысленного плана и последовательности действий (Р)

Внесение корректив и дополнений (Р)

Достижение договоренностей и согласованности в принятии общего решения (К)

Развитие умения интегрироваться в группе сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми (К)

Понимание возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной (К)

Использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей и побуждений (К)








Чтение с остановками

2 часть (чтение учащимся)

Синяя - помощь. Это я (учитель);

4. Желтая – радостная:

- Что положительного несет поступок Нефеда для матери мальчика?

- Какие качества характера помогли Нефеду решиться на этот поступок?

3. Черная – грустная:

- Как вы думаете, поход за лаптями чем мог закончиться для Нефеда?

- Найдите в отрывке текста описание погоды. Какой исход события предвещает природа?

2. Красная – эмоциональная:

- Как вы думаете, какие чувства испытывает Нефед, готовясь идти за лаптями? Докажите материалом из текста.

- О чем говорит строение предложения: - Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то...

1, 4. Зеленая – информационно-итоговая:

- Ребята, пошёл ли Нефёд в Новосёлки?

- Что взял с собой Нефёд? Для чего? Версию ответа запишите в тетрадь.

- Можно ли сказать, что Нефед совершил самоотверженный поступок, решив добыть лапти для больного мальчика? Подберите синонимы к слову «ПОСТУПОК» и запишите их в тетрадь.

Кадеты слушают 2 часть текста, отвечают на вопросы, заносят информацию в рабочую тетрадь.


Чтение с остановками

3 часть (чтение учителем)

1. Синяя - помощь. Это я (учитель):

- Итак, Нефед ушел за лаптями для больного ребенка. Как в рассказе звучит мотив времени, мотив долгого ожидания? (Вопрос ко всем группам!!!)

2. Желтая – радостная:

- Как вы думаете, ребята, барыня надеялась, что Нефед вернется или нет?

5. Черная – грустная:

- Как автор показывает, что в доме в отсутствии Нефёда было неуютно? Зачитайте из текста.

- Как вы думаете, почему Бунин называет стук в дверь «зловещим»?

3. Красная – эмоциональная:

- Опишите состояние бедной матери в минуты ожидания?

- Что она делает в минуты просьб сына?

4. Зеленая – информационно-итоговая:

- Что означает слово «обыденкой»?

- Как вы понимаете слова «Бог донёс»?

Кадеты слушают 3 часть текста, отвечают на вопросы, заносят информацию в рабочую тетрадь.



Чтение с остановками

4 часть (чтение учащимся)

Синяя - помощь. Это я (учитель):

3. Желтая – радостная:

- Можно ли сказать, что своей смертью Нефёд спас мужиков?

- Как вы думаете, увидев заветные лапти, мальчик выздоровеет?

- Можно ли сказать, что Нефёд совершил подвиг? А ради чего? 1.Черная – грустная:

- Что узнаем мы о судьбе Нефеда в этом отрывке?

2. Красная – эмоциональная:

- Какие эмоции переполняли вас во время прочтения этой части текста?

- Вы ожидали такого финала?

4. Зеленая – информационно-итоговая:

- Ребята, как вы думаете, что хотел сказать автор этим рассказом?

-Только ли жизнью можно жертвовать ради людей?

Кадеты слушают 4 часть текста, отвечают на вопросы, заносят информацию в рабочую тетрадь.


III. Рефлексия

Задачи:

- помочь учащимся самостоятельно обобщить материал;

- помочь самостоятельно определиться в дальнейшей обработке материала.

Функции:

1.Коммуникационная: обмен мнениями о новой информации.

2.Мотивационная: побуждение к дальнейшему расширению информационного поля.

3.Оценочная: соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса.

Задача этапа: понимать цель и смысл выполняемых заданий, осуществлять первоначальный контроль своих действий, формировать коммуникативные умения.

Задача учителя: выяснить представления детей о том, что было предметом обсуждения на уроке; дать возможность ученикам поразмышлять над уроком.

6. Творческая работа.


- управляет подведением итогов;

- ставит новые вопросы и задачи на будущее;

- оценивает деятельность учащихся.

Организация беседы по вопросам:

- Что же связывает тему урока и этот рассказ?

- Каков жанр произведения?

- Каков сюжет рассказа? (Произведение Бунина «Лапти» рассказывает о том, что в ситуациях, даже безвыходных, смерть одного человека может дать жизнь множеству других).

- Какова тема? (Тема долга, чести, совести, нравственного подвига. Главная тема рассказа — тема гуманизма).

- Идея (своя жизнь не только для себя).

- Подумайте, какая проблема затронута в этом тексте? (записываем в родительном падеже – проблема чего?)

- Что сближает Нефеда и современников, о которых мы говорили?

- Составьте кластер по рассказу «Лапти».

- А сейчас я предлагаю вам написать синквейн, в котором ключевыми словами будут «подвиг», «Нефед».
















- суммируют в групповой работе весь изученный материал;

- задают вопросы на будущее;

- дают самооценку своей деятельности.

Отвечают на вопросы.













Представляют кластеры на магнитной доске.

Синквейн – своеобразное стихотворение-миниатюра из 5 строк, имеющее определённое строение:

Правила составления синквейна.

· правая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

· вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

· третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

· четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая














отношение к теме;

· пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Пример:

русский язык

живой, удивительный

учит, объясняет, творит

Берегите наш родной язык!

познание


Построение речевых высказываний в устной форме (П)

Выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К)

Использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей и побуждений (К)

Умение делать выводы и кратко их формулировать (К)

7. Домашнее задание.

Задача учителя: мотивировать учеников для успешного выполнения домашнего задания; познакомить с его содержанием и провести инструктаж по его выполнению; стимулировать творческую активность детей.

Люди живы любовью: любовь к себе - начало смерти, любовь к Богу и людям - начало жизни. Л.Н.Толстой.

Вдумайтесь в эти слова. Дайте письменный ответ на вопросы:

Что значит любить людей?

Нужны ли в жизни подвиги?

Записывают домашнее задание.


8. Итог урока. Выставление оценок.

Наш урок заканчивается. Но мы совсем забыли про наши шляпы. Надевая их, вы думали и анализировали текст с какой-либо одной стороны. Но мир не прямолинеен. Согласитесь, он будет интересным, если менять шляпы. Вам предлагаются вопросы. Отвечать будет тот, на кого я надену шляпу.







Сегодня на уроке мы прикоснулись к творчеству И.А. Бунина. Познакомились еще с одним его рассказом, очень емким, но таким важным и нужным и в наши дни. В жизни всегда есть место подвигу и если когда- нибудь от ваших действий или поступков будет зависеть судьба другого человека, не важно, знаком он вам или нет, обязательно станьте участными в его жизни, ведь, даже самый незначительный, по вашему мнению, поступок, может стать великим.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…











Кластер

Герои

И.А. Бунин «Лапти»

Жанр

Чему учит произведение

Актуальность сегодня

Ключевые слова

Тема













«Смерть ради жизни»













Идея






16


  • Русский язык и литература
Описание:

Урок построен с использованием технологии развития критического мышления на основе чтения и письма.

Цели урока: формировать представление о композиции, сюжете, литературном герое художественного произведения, совершенствовать умение анализировать художественный текст, формировать умение интерпретировать текст, соотносить содержание с поставленной проблемой.


Автор Гутарина Светлана Викторовна
Дата добавления 11.11.2017
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 730
Номер материала MA-072108
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы