ФИО
|
Гутарина
Светлана Викторовна
|
Место работы
|
ТОГБОУ
кадетская школа «Многопрофильный кадетский корпус имени Л. С. Дёмина»
|
Должность
|
Учитель
русского языка и литературы
|
Предмет
|
Литература
|
Класс
|
7
«А»
|
Тема урока
|
«Смерть ради
жизни» (по рассказу И.А. Бунина «Лапти»).
|
Кол-во часов
|
1
урок (45 минут)
|
Педагогическая
технология
|
Технология
развития критического мышления на основе чтения и письма
|
Приемы и
стратегии используемой технологии
|
чтение с
остановками (методическая стратегия), обращение к личному опыту,
прогнозирование по названию, кластер, синквейн.
|
Оборудование
|
тексты с
рассказом И. А. Бунина «Лапти», рабочие тетради, шляпы мышления, компьютер,
компьютерная презентация к уроку.
|
Цели урока: формировать
представление о композиции, сюжете, литературном герое художественного
произведения, совершенствовать умение анализировать художественный текст,
формировать умение интерпретировать текст, соотносить содержание с
поставленной проблемой.
Задачи урока:
Образовательные (формирование
познавательных УУД):
·
продолжить
знакомство с творчеством И.А. Бунина;
·
выявить
особенности сюжета и композиции, характеров героев рассказа.
Развивающие (формирование
регулятивных УУД):
·
планировать
свою деятельность в зависимости от конкретных условий;
·
развивать
логическое мышление; формирование умения систематизировать материал в виде
схемы, когда выделяются смысловые единицы текста (освоение графической
техники представления информации);
·
развитие
приемов умственной деятельности, внимания, памяти, творческой активности;
·
контролировать
и оценивать процесс и результаты действия.
Воспитательные (формирование
коммуникативных и личностных УУД):
·
уметь
слушать и вступать в диалог;
·
участвовать
в коллективном обсуждении проблем;
·
развивать
умение работать в группе;
·
формировать
умение проверять результаты деятельности;
·
воспитывать
ответственность и аккуратность;
·
воспитывать
положительное отношение к учению.
|
Содержание
этапа
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
ученика
|
Формирование
УУД
|
|
1. Организационный
момент.
|
Включение в деловой ритм
|
Подготовка класса к уроку.
|
Самоопределение (Л) Планирование
учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)
|
|
- Здравствуйте,
кадеты! Садитесь. У нас сегодня необычный урок. Поэтому я желаю вам
познавательного путешествия в мир литературы.
|
Слушают учителя.
|
|
Задача
учителя: создать доброжелательную атмосферу в классе,
настроить учеников на урок, проложить невидимую нить понимания, единой
устремлённости к познанию в сотрудничестве, пробудить интерес у кадет к
получению новой информации, актуализация имеющихся знаний.
|
|
I. Стадия
вызова
Задачи:
-
актуализировать имеющиеся у кадет знания;
-
пробудить познавательный интерес у кадет;
-
мотивировать кадет для дальнейшей работы по теме.
Функции:
1.
Мотивационная: побуждение к работе с новой информацией, стимулирование
интереса к теме.
2.
Информационная: вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме.
3.
Коммуникационная: бесконфликтный обмен мнениями.
Задача
этапа: учить самостоятельно определять цели урока в
соответствии с темой.
Задача
учителя: обозначив тему урока, включить кадет в работу по
формированию учебной цели.
|
|
2.
Введение в тему урока. Актуализация знаний и фиксация затруднений в
деятельности. Проблемная ситуация.
|
- задает
вопросы
-
создает ситуацию актуализации опыта ученика
- формирует
мотивацию ученика
На
слайде портрет И.А. Бунина.
-
Сегодня мы познакомимся с творчеством Ивана Алексеевича Бунина. Перед вами
портрет писателя. Вглядитесь в его лицо, серьезное, строгое. Глаза - зеркало
души. Вглядитесь в них.
Какие они, глаза писателя?
Иван Бунин – выдающийся
русский писатель, почетный академик императорской Академии и лауреат
Нобелевской премии, проживший 34 года за границей, но продолжавший любить
Россию, восхищаться ее природой, людьми, удивляться загадочной русской душе. Именно
о русской душе, о ее широте, об умении сострадать другим людям пойдет речь
сегодня на уроке. Тема нашего урока: «Смерть ради жизни».
- Как вы думаете, о чем пойдет разговор на уроке?
- Как вы понимаете выражение «Смерть ради жизни»?
- А
можно ли погибнуть в мирное время? Приведите примеры.
Работа
с ассоциативным рядом.
-
Посмотрите на слайд. На нем представлен ассоциативный ряд картинок. Они
подскажут вам ключевые слова, которые необходимы для работы на уроке.
Перед
вами находится «Рабочая тетрадь к уроку», познакомьтесь с определениями этих
понятий.
|
-
вспоминают все, что знают по данной теме
-
формулируют первые гипотезы
- определяются
в своих мотивах и целях
Рассматривают портрет писателя.
Отвечают на вопрос учителя.
Глаза - удивительные, задумчивые, проницательные.
Это взгляд человека, который, кажется, все видит, замечает,
чувствует.
Отвечают на вопросы.
Работают в тетрадях.
Актером
театра и кино Константином Хабенским был создан Благотворительный
фонд. Фонд занимается организацией помощи детям с онкологическими и
другими тяжелыми заболеваниями головного мозга.
Сестры-милосердия.
Сострадание
братьям нашим меньшим.
Сострадание – это чуткость и внимательность к окружающим, неподдельное уважение к их интересам
и их переживаниям.
Милосердие -
сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому
человеку.
Благотворительность — оказание бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) помощи тем, кто в
этом нуждается.
|
Поиск и выделение
необходимой информации, выдвижение гипотез и их обоснование (П)
Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации; учет
разных мнений, умение оформлять свои мысли в устной форме (К)
|
|
3.
Постановка учебной задачи.
Цель:
обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы еще не
знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит
ответить, или в виде темы урока.
|
- Посмотрите на название рассказа, который мы будем
изучать.
- Подумайте и ответьте на вопрос, как будет связана
тема урока с названием рассказа? Запишите тему урока в рабочую тетрадь.
сформулируйте цель урока.
Цель, формулируемая учителем: познакомиться
с рассказом «Лапти» И. Бунина, произвести его анализ и подумать над
выражением «смерть ради жизни».
|
Ставят цели урока.
Цели урока:
- познакомиться с рассказом «Лапти»;
- увидеть работу ключевых слов в тексте;
- выяснить, как связана тема урока с рассказом.
|
Самостоятельно формулируют цели урока по схеме «познакомиться
– увидеть – выяснить»; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено
и что еще подлежит усвоению. (Р)
Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учет
разных мнений (К)
|
|
II. Стадия
осмысления
Задачи:
-
сохранение интереса к теме при непосредственной работе с текстом;
- помочь
учащимся активно воспринимать материал;
- помочь
соотнести старые знания с новыми.
Функции:
1.Информационная:
получение новых знаний по теме.
2.Систематизационная:
классификация полученной информации по категориям знания.
3.Мотивационная:
сохранение интереса к изучаемой теме.
Задача
этапа: вызвать интерес к учебному материалу.
Задача
учителя: сформировать у учеников мотивацию к работе по теме
урока, выявить уровень литературного кругозора в области обсуждаемых на уроке
вопросов.
|
|
4. Открытие нового знания.
|
-
организует процесс чтения, обсуждения, понимания;
-
управляет групповой динамикой;
- учит работать сообща.
- Весь рассказ мы читать сразу не будем. А будем читать с
остановками. В достижении цели урока нам помогут
работа в группах с рассказом «Лапти» и шляпы. «Примеряя» на себя шляпу определённого цвета, вы будете учиться думать
в заданном направлении.
Синяя
- помощь. Это я (учитель);
Желтая
– радостная;
Черная –
грустная;
Красная
– эмоциональная;
Зеленая
– информационно-итоговая;
|
- слушают,
задают вопросы, пишут, выделяют главные моменты в новой информации
|
Планирование
учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)
|
|
Восприятие текста
Задача
этапа: учить принимать позицию слушателя, создать условия
для эмоционального поступков героев.
Задача
учителя: организовать работу учащихся с текстом
анализируемого произведения, учитывая их индивидуальные особенности, с целью
поиска ответов на вопросы групп.
|
|
5.
Работа в группах.
|
-
предлагает текст рассказа;
-
поддерживает мотивацию
-
контролирует работу, отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на
уроке;
-
демонстрирует презентацию по теме урока.
Чтение с
остановками
1 часть
(аудиокнига)
Синяя - помощь. Это я
(учитель);
3. Желтая – радостная:
- Кем был Нефед в доме?
- Как представляете себе Нефеда (словесное рисование).
Подберите и запишите ключевые слова.
- Как барыня относилась к Нефеду? Выпишите в тетрадь слова из
текста.
1. Черная
– грустная:
- Какое
настроение вызывает у вас музыкальное сопровождение чтения?
- Какое
событие произошло в семье?
- Какими
эпитетами (прилагательными) описана вьюга? Внесите их в рабочую тетрадь.
2. Красная – эмоциональная:
- Какие чувства испытывает мать больного ребенка? Найдите в тексте
доказательства и выпишите их в тетрадь.
- Какие чувства испытывает Нефед к ребенку?
4. Зеленая – информационно-итоговая:
- Что такое лапти? Это слово является самым значимым в рассказе. Как вы думаете, почему
мальчик просит красные лапти?
У кого мог мальчик видеть их?
- Что такое фуксин? (с использованием интернет-ресурсов)
- Почему Нефед хочет выполнить просьбу больного мальчика, ведь
его никто не просил об этом?
- Какой вывод
можно сделать по 1 отрывку?
|
- включаются
в процессы чтения, обсуждения, дискуссии;
-
участвуют в групповом взаимодействии;
- слушают,
задают вопросы, пишут, выделяют главные моменты в новой информации;
- учатся
работать сообща.
Кадеты слушают 1 часть текста, отвечают на вопросы, заносят
информацию в рабочую тетрадь.
|
Выработка уверенности в собственных силах (Л)
Формирование умения понимать
прочитанное, извлекать необходимую информации (П)
Осуществление поиска и выделение необходимой информации (П)
Выделение объектов и процессов с точки зрения целого и частей
(П)
Умение выбирать смысловые единицы текста и устанавливать
отношения между ними (П)
Выявление основной и второстепенной информации (П)
Составление мысленного плана и последовательности действий (Р)
Внесение корректив и дополнений (Р)
Достижение договоренностей и
согласованности в принятии общего решения (К)
Развитие умения интегрироваться в
группе сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и
взрослыми (К)
Понимание возможности различных точек
зрения, не совпадающих с собственной (К)
Использование адекватных языковых средств для отображения
своих чувств, мыслей и побуждений (К)
|
|
|
Чтение с
остановками
2 часть
(чтение учащимся)
Синяя - помощь. Это я
(учитель);
4. Желтая – радостная:
- Что положительного несет поступок Нефеда для матери
мальчика?
- Какие качества характера помогли Нефеду решиться на этот
поступок?
3. Черная – грустная:
- Как вы
думаете, поход за лаптями чем мог закончиться для Нефеда?
-
Найдите в отрывке текста описание погоды. Какой исход события предвещает
природа?
2. Красная – эмоциональная:
- Как вы думаете, какие чувства испытывает Нефед, готовясь идти за
лаптями? Докажите материалом из текста.
- О чем говорит строение предложения: - Нет,
пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет
мне в зад, пыль-то...
1, 4. Зеленая – информационно-итоговая:
- Ребята, пошёл ли Нефёд в Новосёлки?
- Что взял с собой Нефёд? Для чего? Версию ответа запишите в
тетрадь.
- Можно ли сказать, что Нефед совершил
самоотверженный поступок, решив добыть лапти для больного мальчика? Подберите
синонимы к слову «ПОСТУПОК» и запишите их в тетрадь.
|
Кадеты слушают 2 часть текста, отвечают на вопросы, заносят
информацию в рабочую тетрадь.
|
|
|
Чтение с
остановками
3 часть
(чтение учителем)
1. Синяя - помощь. Это я
(учитель):
- Итак, Нефед ушел за лаптями для
больного ребенка. Как в рассказе звучит мотив времени, мотив долгого
ожидания? (Вопрос ко всем группам!!!)
2. Желтая – радостная:
- Как вы думаете, ребята, барыня надеялась, что Нефед вернется
или нет?
5. Черная
– грустная:
- Как
автор показывает, что в доме в отсутствии Нефёда было неуютно? Зачитайте из
текста.
- Как вы
думаете, почему Бунин называет стук в дверь «зловещим»?
3. Красная – эмоциональная:
- Опишите состояние бедной матери в минуты ожидания?
- Что она делает в минуты просьб сына?
4. Зеленая – информационно-итоговая:
- Что означает слово «обыденкой»?
- Как вы понимаете слова «Бог донёс»?
|
Кадеты слушают 3 часть текста, отвечают на вопросы, заносят
информацию в рабочую тетрадь.
|
|
|
|
Чтение с
остановками
4 часть
(чтение учащимся)
Синяя - помощь. Это я
(учитель):
3. Желтая – радостная:
-
Можно ли сказать, что своей смертью Нефёд спас мужиков?
-
Как вы думаете, увидев заветные лапти, мальчик выздоровеет?
- Можно ли сказать, что Нефёд совершил подвиг? А ради чего? 1.Черная –
грустная:
- Что
узнаем мы о судьбе Нефеда в этом отрывке?
2. Красная – эмоциональная:
- Какие эмоции переполняли вас во время прочтения этой части
текста?
- Вы ожидали такого финала?
4. Зеленая – информационно-итоговая:
-
Ребята, как вы думаете, что хотел сказать автор этим рассказом?
-Только
ли жизнью можно жертвовать ради людей?
|
Кадеты слушают 4 часть текста, отвечают на вопросы, заносят
информацию в рабочую тетрадь.
|
|
|
III.
Рефлексия
Задачи:
- помочь
учащимся самостоятельно обобщить материал;
- помочь
самостоятельно определиться в дальнейшей обработке материала.
Функции:
1.Коммуникационная:
обмен мнениями о новой информации.
2.Мотивационная:
побуждение к дальнейшему расширению информационного поля.
3.Оценочная:
соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной
позиции, оценка процесса.
Задача
этапа: понимать цель и смысл выполняемых заданий,
осуществлять первоначальный контроль своих действий, формировать
коммуникативные умения.
Задача
учителя: выяснить представления детей о том, что было
предметом обсуждения на уроке; дать возможность ученикам поразмышлять над
уроком.
|
|
6.
Творческая работа.
|
-
управляет подведением итогов;
- ставит
новые вопросы и задачи на будущее;
-
оценивает деятельность учащихся.
Организация беседы по вопросам:
- Что же связывает тему урока и этот
рассказ?
- Каков жанр произведения?
- Каков сюжет рассказа? (Произведение Бунина «Лапти» рассказывает о том, что в
ситуациях, даже безвыходных,
смерть одного человека может дать жизнь множеству других).
- Какова тема? (Тема долга, чести, совести, нравственного
подвига. Главная тема рассказа — тема гуманизма).
- Идея (своя
жизнь не только для себя).
- Подумайте, какая проблема затронута
в этом тексте? (записываем в родительном падеже – проблема чего?)
- Что сближает Нефеда и современников,
о которых мы говорили?
- Составьте кластер по рассказу «Лапти».
- А сейчас я предлагаю вам написать синквейн, в котором
ключевыми словами будут «подвиг», «Нефед».
|
-
суммируют в групповой работе весь изученный материал;
- задают
вопросы на будущее;
- дают
самооценку своей деятельности.
Отвечают на вопросы.
Представляют кластеры на магнитной доске.
Синквейн – своеобразное
стихотворение-миниатюра из 5 строк, имеющее определённое строение:
Правила составления синквейна.
· правая строка – одно слово, обычно существительное,
отражающее главную идею;
· вторая строка – два слова, прилагательные,
описывающие основную мысль;
· третья строка – три слова, глаголы, описывающие
действия в рамках темы;
· четвертая строка - фраза из нескольких слов,
показывающая
отношение к теме;
· пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие
сущность темы.
Пример:
русский язык
живой, удивительный
учит, объясняет, творит
Берегите наш родной язык!
познание
|
Построение речевых высказываний в устной форме (П)
Выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями
коммуникации (К)
Использование адекватных языковых средств для отображения
своих чувств, мыслей и побуждений (К)
Умение делать выводы и кратко их формулировать (К)
|
|
7. Домашнее задание.
|
Задача
учителя: мотивировать учеников для успешного выполнения домашнего задания;
познакомить с его содержанием и провести инструктаж по его выполнению;
стимулировать творческую активность детей.
Люди живы любовью: любовь к себе - начало смерти, любовь к
Богу и людям - начало жизни. Л.Н.Толстой.
Вдумайтесь в эти слова. Дайте письменный ответ на вопросы:
Что значит любить людей?
Нужны ли в жизни подвиги?
|
Записывают домашнее задание.
|
|
|
8. Итог
урока. Выставление оценок.
|
Наш урок
заканчивается. Но мы совсем забыли про наши шляпы. Надевая их, вы думали и
анализировали текст с какой-либо одной стороны. Но мир не прямолинеен.
Согласитесь, он будет интересным, если менять шляпы. Вам предлагаются
вопросы. Отвечать будет тот, на кого я надену шляпу.
Сегодня на
уроке мы прикоснулись к творчеству И.А. Бунина. Познакомились еще с одним его
рассказом, очень емким, но таким важным и нужным и в наши дни. В жизни всегда
есть место подвигу и если когда- нибудь от ваших действий или поступков будет
зависеть судьба другого человека, не важно, знаком он вам или нет,
обязательно станьте участными в его жизни, ведь, даже самый незначительный,
по вашему мнению, поступок, может стать великим.
|
Ребята по кругу высказываются одним предложением,
выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.