Инфоурок Литература Конспекты«Смерть ради жизни» (по рассказу И.А. Бунина «Лапти»).

«Смерть ради жизни» (по рассказу И.А. Бунина «Лапти»).

Скачать материал

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ФИО

Гутарина Светлана Викторовна

Место работы

ТОГБОУ кадетская школа «Многопрофильный кадетский корпус имени Л. С. Дёмина»

Должность

Учитель русского языка и литературы

Предмет

Литература

Класс

7 «А»

Тема урока

«Смерть ради жизни» (по рассказу И.А. Бунина «Лапти»).

Кол-во часов

1 урок (45 минут)

Педагогическая технология

Технология развития критического мышления на основе чтения и письма

Приемы и стратегии используемой технологии

чтение с остановками (методическая стратегия), обращение к личному опыту, прогнозирование по названию, кластер, синквейн.

Оборудование

тексты с рассказом И. А. Бунина «Лапти», рабочие тетради, шляпы мышления,  компьютер, компьютерная презентация к уроку.

Цели урока: формировать представление о композиции, сюжете, литературном герое художественного произведения,  совершенствовать умение анализировать художественный текст, формировать умение интерпретировать текст, соотносить содержание с поставленной проблемой.

Задачи урока:

Образовательные (формирование познавательных УУД):

·         продолжить знакомство с творчеством И.А. Бунина;

·         выявить особенности сюжета и композиции, характеров героев рассказа.

Развивающие (формирование регулятивных УУД):

·         планировать свою деятельность в зависимости от конкретных условий;

·         развивать логическое мышление; формирование умения систематизировать материал в виде схемы, когда выделяются смысловые единицы текста (освоение графической техники представления информации);

·         развитие приемов умственной деятельности, внимания, памяти, творческой активности;

·         контролировать и оценивать процесс и результаты действия.

Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

·         уметь слушать и вступать в диалог;

·         участвовать в коллективном обсуждении проблем;

·         развивать умение работать в группе;

·         формировать умение проверять результаты деятельности;

·         воспитывать ответственность и аккуратность;

·         воспитывать положительное отношение к учению.

 

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

 

1. Организационный момент.

 

Включение в деловой ритм

Подготовка класса к уроку.

Самоопределение (Л) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

 

 Здравствуйте, кадеты!  Садитесь. У нас сегодня необычный урок. Поэтому я желаю вам познавательного путешествия в мир литературы.

Слушают учителя.

 

Задача учителя: создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить учеников на урок, проложить невидимую нить понимания, единой устремлённости к познанию в сотрудничестве, пробудить интерес у кадет к получению новой информации, актуализация имеющихся знаний.

 

I. Стадия вызова

Задачи:

- актуализировать имеющиеся у кадет знания;

- пробудить познавательный интерес у кадет;

- мотивировать кадет для дальнейшей работы по теме.

Функции:

1. Мотивационная: побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к теме.

2. Информационная: вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме.

3. Коммуникационная: бесконфликтный обмен мнениями.

Задача этапа: учить самостоятельно определять цели урока в соответствии с темой.

Задача учителя: обозначив тему урока, включить кадет в работу по формированию  учебной цели.

 

2. Введение в тему урока. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Проблемная ситуация.

 

- задает вопросы

- создает ситуацию актуализации опыта ученика

- формирует мотивацию ученика

На слайде портрет И.А. Бунина.

 - Сегодня мы познакомимся с творчеством Ивана Алексеевича Бунина. Перед вами портрет писателя. Вглядитесь в его лицо, серьезное, строгое. Глаза - зеркало души. Вглядитесь в них.

Какие они, глаза писателя?

 

 

Иван Бунин – выдающийся русский писатель, почетный академик императорской Академии и лауреат Нобелевской премии, проживший 34 года за границей, но продолжавший любить Россию, восхищаться ее природой, людьми, удивляться загадочной русской душе. Именно о русской душе, о ее широте, об умении сострадать другим людям пойдет речь сегодня на уроке. Тема нашего урока: «Смерть ради жизни».

- Как вы думаете, о чем пойдет разговор на уроке? 

- Как вы понимаете выражение «Смерть ради жизни»?

- А можно ли погибнуть в мирное время? Приведите примеры.

Работа с ассоциативным рядом.

- Посмотрите на слайд. На нем представлен ассоциативный ряд картинок. Они подскажут вам ключевые слова, которые необходимы для работы на уроке.

Перед вами находится «Рабочая тетрадь к уроку», познакомьтесь с определениями этих понятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- вспоминают все, что знают по данной теме

- формулируют первые гипотезы

- определяются в своих мотивах и целях

 

 

 

Рассматривают портрет писателя.

 

 

 

 

 

Отвечают на вопрос учителя.

Глаза - удивительные, задумчивые, проницательные.

Это взгляд человека, который, кажется, все видит, замечает, чувствует.                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают в тетрадях.

 

Актером театра и кино Константином Хабенским был создан Благотворительный фонд.   Фонд занимается организацией помощи детям с онкологическими и другими тяжелыми заболеваниями головного мозга.

 

 

Сестры-милосердия.

 

 

Сострадание братьям нашим меньшим.

 

 

 

 

 

Сострадание  это чуткость и внимательность к окружающим, неподдельное уважение к их интересам и их переживаниям.

Милосердие - сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку.

Благотворительность — оказание бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) помощи тем, кто в этом нуждается.

 

 

 

 

 

 

 

 

Поиск и выделение необходимой информации, выдвижение гипотез и их обоснование  (П)

Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации; учет разных мнений, умение оформлять свои мысли в устной форме (К)

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы еще не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

 

- Посмотрите на название рассказа, который мы будем изучать. 

-  Подумайте и ответьте на вопрос, как будет связана тема урока с названием рассказа? Запишите тему урока в рабочую тетрадь. сформулируйте цель урока.

Цель, формулируемая учителем: познакомиться с рассказом «Лапти» И. Бунина, произвести его анализ и подумать над выражением «смерть ради жизни».

 

Ставят цели урока.

Цели урока:

- познакомиться с рассказом «Лапти»;

- увидеть работу ключевых слов в тексте;

- выяснить, как связана тема урока с рассказом.

Самостоятельно формулируют цели урока по схеме «познакомиться – увидеть – выяснить»; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учет разных мнений (К)

 

II. Стадия осмысления

Задачи:

- сохранение интереса к теме при непосредственной работе с текстом;

- помочь учащимся активно воспринимать материал;

- помочь соотнести старые знания с новыми.

Функции:

1.Информационная: получение новых знаний по теме.

2.Систематизационная: классификация полученной информации по категориям знания.

3.Мотивационная: сохранение интереса к изучаемой теме.

Задача этапа: вызвать интерес к учебному материалу.

Задача учителя: сформировать у учеников мотивацию к работе по теме урока, выявить уровень литературного кругозора в области обсуждаемых на уроке вопросов.

 

4. Открытие нового знания.

 

- организует процесс чтения, обсуждения, понимания;

- управляет групповой динамикой;

- учит работать сообща.

- Весь рассказ мы читать сразу не будем. А будем читать с остановками. В достижении цели урока нам помогут работа в группах  с рассказом «Лапти» и    шляпы. «Примеряя» на себя шляпу определённого цвета, вы будете учиться думать в заданном направлении. 

Синяя -  помощь. Это я (учитель);

Желтая – радостная;

Черная – грустная;

Красная – эмоциональная;

Зеленая – информационно-итоговая;

- слушают, задают вопросы, пишут, выделяют главные моменты в новой информации

 

Планирование учебного  сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

 

Восприятие текста

Задача этапа: учить принимать позицию слушателя, создать условия для эмоционального поступков героев.

Задача учителя: организовать работу учащихся с текстом анализируемого произведения, учитывая их индивидуальные особенности, с целью поиска ответов на вопросы групп.

 

5. Работа в группах.

- предлагает текст рассказа;

- поддерживает мотивацию

- контролирует работу, отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке;

- демонстрирует  презентацию по теме урока.

Чтение с остановками

1 часть (аудиокнига)

Синяя -  помощь. Это я (учитель);

3. Желтая – радостная:

- Кем был Нефед в доме?

- Как представляете себе Нефеда (словесное рисование). Подберите и запишите ключевые слова.

- Как барыня относилась к Нефеду? Выпишите в тетрадь слова из текста.

1. Черная – грустная:

- Какое настроение вызывает у вас музыкальное сопровождение чтения?

- Какое событие произошло в семье?

- Какими эпитетами (прилагательными) описана вьюга? Внесите их в рабочую тетрадь.

2. Красная – эмоциональная:

- Какие чувства испытывает мать больного ребенка? Найдите в тексте доказательства и выпишите их в тетрадь.

- Какие чувства испытывает Нефед к ребенку?

4. Зеленая – информационно-итоговая:

- Что такое лапти? Это слово является самым значимым в рассказе. Как вы думаете, почему мальчик просит красные лапти?  

У кого мог мальчик видеть их?

- Что такое фуксин? (с использованием интернет-ресурсов)

- Почему Нефед хочет выполнить просьбу больного мальчика, ведь его никто не просил об этом?

- Какой вывод можно сделать по 1 отрывку?

- включаются в процессы чтения, обсуждения, дискуссии;

- участвуют в групповом взаимодействии;

- слушают, задают вопросы, пишут, выделяют главные моменты в новой информации;

- учатся работать сообща.

 

Кадеты слушают 1 часть текста, отвечают на вопросы, заносят информацию в рабочую тетрадь.

 

 

Выработка уверенности в собственных силах (Л)

Формирование умения понимать прочитанное, извлекать необходимую информации (П)

Осуществление поиска и выделение необходимой информации (П)

Выделение объектов и процессов с точки зрения целого и частей (П)

Умение выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними (П)

Выявление основной и второстепенной информации (П)

Составление мысленного плана и последовательности действий (Р)

Внесение корректив и дополнений (Р)

Достижение договоренностей и согласованности в принятии общего решения (К)

Развитие умения интегрироваться в группе сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми (К)

Понимание возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной (К)

Использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей и побуждений (К)

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение с остановками

2 часть (чтение учащимся)

Синяя -  помощь. Это я (учитель);

4. Желтая – радостная:

- Что положительного несет поступок Нефеда для матери мальчика?

- Какие качества характера помогли Нефеду решиться на этот поступок?

3. Черная – грустная:

- Как вы думаете, поход за  лаптями чем мог закончиться для Нефеда?

- Найдите в отрывке текста описание погоды. Какой исход события предвещает природа?

2. Красная – эмоциональная:

- Как вы думаете, какие чувства испытывает Нефед, готовясь идти за лаптями? Докажите материалом из текста.

- О чем говорит строение предложения:  - Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то...

1, 4. Зеленая – информационно-итоговая:

- Ребята, пошёл ли Нефёд в Новосёлки?

- Что взял с собой Нефёд? Для чего? Версию ответа запишите в тетрадь.

- Можно ли сказать, что Нефед совершил самоотверженный поступок, решив добыть лапти для больного мальчика? Подберите синонимы к слову «ПОСТУПОК» и запишите их в тетрадь.

Кадеты слушают 2 часть текста, отвечают на вопросы, заносят информацию в рабочую тетрадь.

 

 

Чтение с остановками

3 часть (чтение учителем)

1. Синяя -  помощь. Это я (учитель):

- Итак, Нефед ушел за лаптями для больного ребенка. Как в рассказе звучит мотив времени, мотив долгого ожидания? (Вопрос ко всем группам!!!)

2. Желтая – радостная:

- Как вы думаете, ребята, барыня надеялась, что Нефед вернется или нет?

5. Черная – грустная:

- Как автор показывает, что в доме в отсутствии Нефёда было неуютно? Зачитайте из текста.

- Как вы думаете, почему Бунин называет стук в дверь «зловещим»?

3. Красная – эмоциональная:

- Опишите состояние бедной матери в минуты ожидания?

- Что она делает в минуты просьб сына?

4. Зеленая – информационно-итоговая:

- Что означает слово «обыденкой»?

- Как вы понимаете слова «Бог донёс»?

Кадеты слушают 3 часть текста, отвечают на вопросы, заносят информацию в рабочую тетрадь.

 

 

 

Чтение с остановками

4 часть (чтение учащимся)

Синяя -  помощь. Это я (учитель):

3. Желтая – радостная:

- Можно ли сказать, что своей смертью Нефёд спас мужиков?

- Как вы думаете, увидев заветные лапти, мальчик выздоровеет?

- Можно ли сказать, что Нефёд совершил подвиг? А ради чего? 1.Черная – грустная:

- Что узнаем мы о судьбе Нефеда в этом отрывке?

2. Красная – эмоциональная:

- Какие эмоции переполняли вас во время прочтения этой части текста?

- Вы ожидали такого финала?

4. Зеленая – информационно-итоговая:

- Ребята, как вы думаете, что хотел сказать автор этим рассказом?

-Только ли жизнью можно жертвовать ради людей?

Кадеты слушают 4 часть текста, отвечают на вопросы, заносят информацию в рабочую тетрадь.

 

 

III. Рефлексия

Задачи:

- помочь учащимся самостоятельно обобщить материал;

- помочь самостоятельно определиться в дальнейшей обработке материала.

Функции:

1.Коммуникационная: обмен мнениями о новой информации.

2.Мотивационная: побуждение к дальнейшему расширению информационного поля.

3.Оценочная: соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса.

Задача этапа: понимать цель и смысл выполняемых заданий, осуществлять первоначальный контроль своих действий, формировать коммуникативные умения.

Задача учителя: выяснить представления детей о том, что было предметом обсуждения на уроке; дать возможность ученикам поразмышлять над уроком.

 

6. Творческая работа.

 

- управляет подведением итогов;

- ставит новые вопросы и задачи на будущее;

- оценивает деятельность учащихся.

Организация беседы по вопросам:

- Что же связывает тему урока и этот рассказ?

- Каков жанр произведения?

- Каков сюжет рассказа? (Произведение Бунина «Лапти» рассказывает о том, что в ситуациях, даже безвыходных, смерть одного человека может дать жизнь множеству других).

- Какова тема? (Тема долга, чести, совести, нравственного подвига. Главная тема рассказа — тема гуманизма).

- Идея (своя жизнь не только для себя).

- Подумайте, какая проблема затронута в этом тексте? (записываем в родительном падеже – проблема чего?)

- Что сближает Нефеда и современников, о которых мы говорили?

- Составьте кластер по рассказу «Лапти».

- А сейчас  я предлагаю вам написать синквейн, в котором ключевыми словами  будут  «подвиг»,  «Нефед».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- суммируют в групповой работе весь изученный материал;

- задают вопросы на будущее;

- дают самооценку своей деятельности.

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Представляют кластеры на магнитной доске.

Синквейн – своеобразное стихотворение-миниатюра из 5 строк, имеющее определённое строение:

Правила составления синквейна.

·        правая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее  главную идею;

·        вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

·        третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в  рамках темы;

·        четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

отношение к теме;

·        пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Пример:

русский язык

живой, удивительный

учит, объясняет, творит

Берегите наш родной язык!

познание

 

Построение речевых высказываний в устной форме (П)

Выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К)

Использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей и побуждений (К)

Умение делать выводы и кратко их формулировать (К)

 

7. Домашнее задание.

Задача учителя:  мотивировать учеников для успешного выполнения домашнего задания; познакомить с его содержанием и провести инструктаж по его выполнению; стимулировать творческую активность детей.

Люди живы любовью: любовь к себе - начало смерти, любовь к Богу и людям - начало жизни. Л.Н.Толстой.

Вдумайтесь в эти слова. Дайте письменный ответ на вопросы:

Что значит любить людей?

Нужны ли в жизни подвиги?

Записывают домашнее задание.

 

 

8. Итог урока. Выставление оценок.

Наш урок заканчивается. Но мы совсем забыли про наши шляпы. Надевая их, вы думали и анализировали текст с какой-либо одной стороны. Но мир не прямолинеен. Согласитесь, он будет интересным, если менять шляпы. Вам предлагаются вопросы. Отвечать будет тот, на кого я надену шляпу.

 

 

 

 

 

 

 

Сегодня на уроке мы прикоснулись к творчеству И.А. Бунина. Познакомились еще с одним его рассказом, очень емким, но таким важным и нужным и в наши дни. В жизни всегда есть место подвигу и если когда- нибудь от ваших действий или поступков будет зависеть судьба другого человека, не важно, знаком он вам или нет, обязательно станьте участными в его жизни, ведь, даже самый незначительный, по вашему мнению,  поступок, может стать великим.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

 

 

 

 

 

 

 

Кластер

Овал: ГероиИ.А. Бунин «Лапти»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "«Смерть ради жизни» (по рассказу И.А. Бунина «Лапти»)."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Электронный архивариус

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок построен с использованием технологии развития критического мышления на основе чтения и письма.Цели урока: формировать представление о композиции, сюжете, литературном герое художественного произведения, совершенствовать умение анализировать художественный текст, формировать умение интерпретировать текст, соотносить содержание с поставленной проблемой.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 916 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 02.09.2020 975
    • DOCX 241.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Курамагомедова Лиана Магомедбековна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 97411
    • Всего материалов: 212

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка и культуры речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 183 человека

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

72/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 314 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 339 человек из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 707 человек

Мини-курс

Проектное управление

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Искусственный интеллект: тексты и креативы

7 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 241 человек из 62 регионов
  • Этот курс уже прошли 28 человек

Мини-курс

Созависимые отношения и способы их преодоления

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 32 человека