«СЛУШАНИЕ
МУЗЫКИ» КАК ЭЛЕМЕНТ
КОМПЛЕКСА
МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИХ
ДИСЦИПЛИН
Учебная дисциплина «Слушание музыки» совсем недавно
появился в программе ДШИ и ДМШ. Возникает много вопросов – в чем его
необходимость, если давно существует предмет «Музыкальная литература»? Что
общего между ними и в чем разница? Зачем «Слушание музыки» ввели в программу?
Если глубоко вдуматься, то появление в программе ДМШ и
ДШИ предмета «Слушание музыки» с 1 по 3 класс уже давно является острой
необходимостью. Мало того, именно этот предмет особенно необходим начинающим
музыкантам, делающим первые шаги в мир музыки. Традиционно «Музыкальная литература»
начинается только с 4 класса, оставляя без активного педагогического
воздействия наиболее благодатный для формирования и развития навыков
музыкального восприятия возраст 7 – 10 лет. Именно «Слушание музыки» восполняет
этот досадный пробел.
Целью предмета «Слушание музыки» является
воспитание у детей музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной
культуры в целом, приобщение детей к шедеврам классической музыки с первых
шагов обучения.
Это значит, что на уроке «Слушание музыки» необходимо:
- создать предпосылки для музыкального и
личностного развития в будущем;
- заложить основы слушательской культуры;
- создать базу, позволяющую приобщаться к
музыкальному искусству в перспективе.
Отсюда логически следуют 3 основные задачи,
связанные с обучением на занятиях по предмету «Слушание музыки»:
1. Формирование личностно-эмоционального
отношения к музыке через восприятие. У детей необходимо воспитать эмоциональную
восприимчивость к классической музыке, музыкальное чувство, глубину и тонкость
эмоционального проникновения в музыкальные образы; развивать стремление слушать
и исполнять музыку, содействовать развитию интереса к познанию музыкального
искусства и сопоставлению его с окружающей жизнью.
2. Обучение осознанному отношению к музыке.
Ребенку важно получить опыт осознанного восприятия музыкальных произведений,
уметь пользоваться музыкальными знаниями; научиться чувствовать и понимать
музыку, разбираться в характере музыкальных образов, в логике и законах их
развития, стремясь к пониманию идейной основы сочинения, связи его содержания с
жизнью.
3. Формирование деятельно-практического отношения
к музыке как в процессе ее восприятия так и в при исполнения даже самых
маленьких фрагментов музыкальных произведений на уроках.
Воспитательными задачами уроков «Слушание
музыки» являются:
- расширение представлений детей о жизни и их
кругозора через восприятие яркой и доступной их пониманию музыки;
- обогащение музыкального (прежде всего
слушательского) опыта, развитие у детей интереса к музыке;
- накопление музыкальных впечатлений от музыкальных
произведений.
Задача, связанная с осознанием музыкальных впечатлений - научить
детей видеть различие между музыкальными произведениями, как в их характер, так
и в выразительных средствах.
Задача разбора музыкального произведения – научить
понимать выразительный смысл основных музыкальных средств, дать представления
об особенностях музыкальной речи как непосредственного выражения живого чувства.
Музыкальные умения и навыки, которые в первую
очередь следует развивать на уроках «Слушание музыки»:
- 1год обучения. Постепенное накопление
опыта восприятия музыки в ее связи с жизнью; восприятие музыкальных образов в
их тесной взаимосвязи. Умение легко и быстр ориентироваться в богатом и
разнообразном содержания музыки. Понимание музыкальной речи, умение целостно
воспринимать музыкальный образ, знакомство с основными приемами музыкального
развития, закрепление и расширение теоретических познаний, умение применять их
практически в процессе активного восприятия музыки.
- 2 год обучения. Продолжение накопление
опыта восприятия музыки в более широком значении, понимание основных способов и
средств музыкального развития и основных форм музыкальных произведений. Анализ
средств музыкальной выразительности и их взаимодействия с целью глубокого понимания
художественного образа, его характерных особенностей и целостности,
способствующий развитию музыкального мышления учащихся и позволяющий избежать
нелепых и примитивных истолкований и неоправданных ассоциаций.
- 3 год обучения. Накопление опыта
восприятия основных характерных особенностей народной и композиторской музыки,
общих и различных черт в музыке композиторов разных стран, разных форм
музыкальной деятельности. Усиливается роль самостоятельной практической работы:
определение жанровых особенностей музыки, творческое исследование разных типов
музыкального изложения, знакомство с простыми музыкальными формами.
Преобладающая форма уроков «Слушание музыки» –
это уроки-беседы, которые имеют самый разнобразый облик, в зависимости от
содержания. Урок-воспоминание - новая тема раскрывается на известном ранее
музыкальном материале, как уже нечто «знакомое», но «не замеченное» ранее.
Урок-сказка может иметь разнообразные формы: прослушивание, обсуждение, ролевые
задания с элементами театрализации. Урок-исследование - это самостоятельная
аналитическая работа детей. Еще могут проводиться: урок-настроение, комплексный
урок, включающий материал из самых разных областей искусства.
Выразительные средства музыки следует рассматривать не
в отрыве друг от друга, а в их взаимосвязях - сначала простейших, а потом все более
сложных и разносторонних. Изучение музыкального произведения обязательно предусматривает
его целостное эмоциональное восприятие, раскрытие единства содержания и
выразительных средств, особенно ярко характеризующих образ.
«Слушание музыки» открывает безграничные творческие
возможности для педагога и учащихся. Как итоговая цель - подготовка грамотного
заинтересованного слушателя, умеющего анализировать и мелодический рисунок, и
интонационный строй, и форму произведения, и особенности фактуры.
С самых первых шагов обучения на уроках «Слушание
музыки» необходимо добиваться следующих результатов:
- научить детей осознанию мира музыкальных звуков
как особой реальности, а сделать это можно через чувственное восприятие
характера музыки;
- освоить с учащимися основные базовые
музыкальные понятия;
- сделать процесс слушания музыки для детей
настолько ярким и эмоциональным моментом эстетического переживания, чтобы
музыкальные впечатления стали личным опытом детей;
- используя долгосрочную память, эмоциональную
отзывчивость и заинтересованность детей, помочь сформировать им прочный «запас»
музыкальных впечатлений и базовых знаний.
Основой в работе является системный подход к учебному
материалу, связанный одновременно и с конкретным анализом услышанной музыки.
Часто педагогу в процессе работы приходится вносить в
программу свои поправки и дополнения с учетом конкретных условий и
обстоятельств. Очень важно, что предлагаемый автором учебный и музыкальный
материал абсолютно не исключает собственного творческого подхода и свободы
выбора.
Программа дает огромный простор для совместного творчества
педагога и учеников. На уроке «Слушание музыки» нам стали необходимы не только
тетради, но и альбом и цветные карандаши, потому что многие темы ученики изучают,
рисуя к ним иллюстрации. Без соприкосновения с живописью оказалось совершенно
невозможно. Грамотно подобранная художественная иллюстрация к музыке всегда
легко и быстро поможет направить детское воображение.
Синтез музыки и поэзии мы тоже успешно используем на
уроках «Слушание музыки». В первую очередь это тексты вокальных произведений,
которые мы прочитываем перед прослушиванием музыки. Увлекательным может быть
задание подобрать стихотворения разных поэтов на определенную тему.
На 2 и 3 году обучения можно и нужно использовать такую
форму работы, как музыкальное иллюстрирование изучаемых тем произведениями,
исполняемыми учениками в классе специальности, хора, вокала, аккомпанемента.
Детям всегда с удовольствием выступают перед своими товарищами.
Различные творческие задания, предложенные в учебниках
с характерным названием «Уроки госпожи Мелодии» дают огромный простор для
детской фантазии и творчества, являются хорошим подспорьем для педагога.
На уроках «Слушание музыки» учащиеся знакомятся с
большим количеством музыкальных произведений. Это знакомство значительно расширяет
кругозор ребенка, способствует развитию и обогащению его музыкальной памяти,
служит основой для создания бесценной «копилки» слушательского опыта с которой
дети пойдут по жизни.
«Слушание музыки» приобщает детей к миру классической
музыки, обогащает их слуховой опыт, формирует базовые умения и навыки, которые
будут необходимы им как грамотным и заинтересованным слушателям, а также наверняка
пригодятся ребятам на уроках в процессе обучения в общеобразовательной школе.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Предмет «Слушание музыки» в ДМШ и ДШИ.
Программа, методические рекомендации, поурочные планы. Царева Н.А., Лисянская
Е.Б., Марек О.А., М., «Пресс – соло», 1998.
2. Примерные учебные планы образовательных
программ дополнительного образования детей по видам музыкального искусства для
ДМШ и ДШИ. (пояснительная записка, методические рекомендации). Министерство
Культуры РФ, 2001.
3. Вопросы музыкального воспитания в школе (в
помощь учителям музыки и руководителям школ). Сост. Тимофеев Н.В., Чебоксары,
ЧИУУ, 1990.
4. Царева Н.А. Слушание музыки. Методическое пособие – М.
Росмэн 2002.
5. Царева Н.А. Уроки госпожи Мелодии, 1 класс,
Учебное пособие по предмету «Слушание музыки», М., «Росмэн», 2001.
6. Царева Н.А. Уроки госпожи Мелодии, 2 класс,
Учебное пособие по предмету «Слушание музыки», М., «Росмэн», 2001.
7. Царева Н.А. Уроки госпожи Мелодии, 3 класс, Учебное
пособие по предмету «Слушание музыки», М., «Росмэн», 2001.
8. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание
детей и юношества. – М., 1975.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.