Муниципальное
бюджетное образовательное учреждение
«Средняя
общеобразовательная школа № 2 им. Е.В.Камышева»
Конспект
урока русского языка в 6 классе
на тему:
«СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.
ПРОСТОЕ И СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Автор:
заместитель
директора по УВР
Покровкова
Наталья Николаевна
г. Гагарин
Тип урока: закрепление
изученного материала
Учебник:
«Русский язык 6 класс»: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/
М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.- М.: «Просвещение», 2013
Программа:
Программа общеобразовательных учреждений «Русский язык 5-9 классы» под
редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского – Москва: Просвещение,
2006
Цель урока: закрепление
умений различать простое и сложное предложения, различать типы словосочетаний
Задачи урока:
ü закрепить
знание отличительных признаков простого и сложного предложений, умение
различать простое и сложное предложения, разделять запятой части сложного
предложения;
ü совершенствовать
умение находить грамматическую основу предложения;
ü формировать
умение определять тему и цели урока;
ü воспитывать
интерес к предмету, создать ситуацию успеха, атмосферу радости совместного
труда
План
урока:
I.
Актуализация знаний. Стадия вызова.
Синтаксическая разминка.
II.
Формулирование темы урока.
III.
Приём
«Корзина идей».
IV.
Стадия
осмысления. Работа с текстом. Прием «Верные и неверные предположения»
V.
Самостоятельная
работа.
VI.
Итог
урока. Рефлексия. Составление синквейнов.
Ход
рока:
I.
Актуализация знаний. Стадия вызова. Синтаксическая
разминка.
- Записываем
предложения, подчеркиваем их грамматические основы и определяем, чем они
выражены.
1. Когда
охотник шел берегом лесной реки, он вдруг услышал в зарослях шорох.
2. Гроза
прошла, и скоро опять засияло солнце.
3. В
этом году осень теплая.
4. Солнце
бросает теплые лучи и оживляет окрестность.
- Составим схемы первых двух предложений.
- Дайте характеристику каждого из этих предложений
по наличию грамматических основ. (1-е предложение – сложное,
сложноподчиненное; 2-е предложение – сложное, сложносочиненное; 3, 4 -е
предложения – простые)
- Как называется сложное предложение, в
котором одна часть зависит от другой? (Сложноподчиненное)
-Приведите примеры таких предложений.
II.
Формулирование темы урока.
- Попробуем сформулировать тему урока. (Ответы
детей)
- Запишем
тему в тетрадь.
III.
Приём
«Корзина идей».
-
Я предлагаю заполнить «Корзину идей» (на стол ставится корзинка, учитель
складывает туда заполненные учащимися карточки).
- Выпишите из записанных предложений несколько
различных по структуре словосочетаний. Разберите три из нихписьменно.
согласование
|
управление
|
примыкание
|
лесной
реки
|
шел
берегом
|
вдруг
услышал
|
в этом
году
|
берегом
реки
|
скоро
засияло
|
теплые
лучи
|
услышал
в зарослях
|
скоро
опять засияло
|
|
услышал шорох
|
|
|
бросает
лучи
|
|
|
оживляет
окрестность
|
|
- Какие сочетания слов вы
не выписали? Почему? Приведите примеры из этих предложений.
IV.
Стадия
осмысления. Работа с текстом. Прием «Верные и неверные предположения» (складываются
также в «корзину идей»).
- Прочитаем текст.
Когда телега выехала со
станции, были сумерки. Направо от землемера тянулась темная, замерзшая равнина,
без конца и краю... Поедешь по ней и наверно заедешь к чёрту на кулички. На
горизонте, где она исчезала и сливалась с небом, лениво догорала холодная
осенняя заря... Налево от дороги в темнеющем воздухе высились какие-то бугры,
не то прошлогодние стоги, не то деревня. Что было впереди, землемер не видел,
ибо с этой стороны всё поле зрения застилала широкая, неуклюжая спина возницы.
Было тихо, но холодно, морозно. (А. Чехов «Пересолил»)
- Выпишем из него простые, сложносочиненные
и сложноподчиненные предложения.
простые
|
сложносочиненные
|
сложноподчиненные
|
Направо от землемера тянулась
темная, замерзшая равнина, без конца и краю...
|
|
Когда телега выехала со станции,
были сумерки.
|
Поедешь по ней и наверно
заедешь к чёрту на кулички.
|
|
Что было впереди, землемер
не видел, ибо с этой стороны всё поле зрения застилала широкая, неуклюжая
спина возницы.
|
Налево от дороги в
темнеющем воздухе высились какие-то бугры, не то прошлогодние стоги, не то
деревня.
|
|
|
Было тихо, но холодно,
морозно.
|
|
|
V.
Самостоятельная работа.
- Какая колонка у нас
осталась пустой? Придумайте и запишите 2 своих примера сложносочиненного
предложения. (Ответы детей)
VI.
Итог
урока. Рефлексия. Составление синквейнов.
-
Вспомним правила написания синквейна:
СИНКВЕЙН:
1.
Первая строка – одно существительное, которое выражает главную тему cинквейна.
2.Вторая
строка – два прилагательных, которыми можно выразить главную мысль.
3.Третья
строка – описание действия в рамках этой темы тремя глаголами
4.Четвертая
строка – фраза из четырех слов, ваше отношение к данной теме
5.
Пятая строка – одно слово – синоним к первому, ассоциация.
-Подведём
итоги. Вернёмся к теме нашего урока. Какие сложности возникли у вас сегодня
на уроке? Над чем еще нужно поработать? Что удалось лучше всего?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.