СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Цели:
1.Показать различные формы работы со словарными
словами на уроках русского языка.
2.Развивать орфографическую зоркость учащихся, расширять словарный запас.
3.Воспитывать интерес к образности
русского слова.
Овладеть
словом - значит усвоить его значение и нормы
употребления в речи. Хорошо поставленная словарная работа, во-первых,
обеспечивает своевременное умственное и речевое
развитие детей; во-вторых,
способствует глубокому усвоению программного материала; в-третьих,
служит средством идейного и нравственного
воспитания учащихся.
Сформировать
грамотное письмо учащихся – задача, как известно, не из
легких. Орфографическая грамотность формируется постепенно, в процессе
выполнения разнообразных упражнений.
Словарная работа преследует различные цели и имеет
разное содержание. Такая работа позволяет совершенствовать написание слов с различными
видами орфограмм. Словарно – орфографические занятия нельзя сводить только к заучиванию
правил правописания слов и бесконечной
тренировке их написания. Словарно – орфографические упражнения будут эффективными и обеспечат
прочное усвоение детьми правописания слов только в том
случае, если применять разнообразные приёмы изучения и закрепления
их.
--- Одним
из таких приемов является метод «проговаривания». Учащиеся проговаривают слово, затем определяя "трудное" место, произносят правило и записывают
его в тетрадь.
Такой
подход к словарной работе позволяет учащимся закреплять изученные ранее правила.
--- Даёт
неплохой результат и традиционный
прием обучения. Еще один вид словарной работы - выборочный диктант (каждый вариант пишет свою группу слов).
-- Игровые моменты в словарной
работе незаменимы. Вставляя пропущенные буквы, учащиеся поневоле обращают внимание на собственные
ошибки. Выписав все слова с пропущенными
буквами подряд, определяют вновь образованное слово.
Данная
работа способствует активному усвоению и непроверяемых,
и труднопроверяемых слов, а также
закреплению определенных правил.
Хорошо
давать задания, которые направлены в комплексе
и на усвоение орфографии, и на
орфоэпическое произношение, и на правильное
построение грамматических категорий, и на
развитие связной речи. Это следующие задания:
1. Различные
виды работы с орфографическим словарем.
2. Подбор
к изучаемому слову однокоренных слов, а также
образование от слов с непроверяемым
написанием новых слов при помощи приставок и суффиксов;
это не только помогает избежать ошибок при написании, но и
значительно расширяет лексикон ребенка;
3. Разбор
слова по составу, что приводит к осознанию
учащимися морфологической структуры слова. В процессе
этой работы учащиеся осмысливают значение каждой морфемы в слове.
Так, выделение в слове
корня позволяет детям глубже понять основное значение слова, так как найти в слове
корень – это значит найти главный внутренний смысл слова.
4. Подбор
к изучаемому слову синонимов и антонимов,
которые помогают нам передать свою мысль выразительно, ярко, красиво. «Проникновение в тайну» слова, различные виды работы с фразеологическими выражениями.
5. Составление
с изучаемым словом словосочетаний и предложений,
а с группой слов мини-рассказов (сочинение-миниатюра).
6. Письмо
по памяти (отрывки включают словарные слова).
Эта
работа не только укрепляет орфографический навык, но и
обогащает словарный запас ребёнка, воспитывает внимательное отношение к слову
и языковое чутьё.
Также большое значение имеет представление нового словарного слова. Часто этот процесс на уроке
происходит формально, не затрагивая
интереса и эмоций учащихся, что не может
не сказаться на эффективности
всей словарно-орфографической работы. Представление нового словарного слова может происходить при помощи специальных упражнений. Их выполнение
одновременно развивает интеллектуальные качества школьника, увеличивает роль школьника в организации
учебного процесса. Примеры таких упражнений:
- Учитель предлагает: «Определите и назовите новое словарное слово, с которым мы познакомимся на уроке. В нём два слога, каждый из которых может быть самостоятельным словом. Первое из этих слов обозначает большой танцевальный вечер. Второе – отдельную партию в некоторых играх. Какое это слово? (бал – кон)
- Гораздо большего интеллектуального напряжения от учащихся требуют упражнения, в которых новое словарное слово определяется ими без конкретных указаний учителя. Здесь нужны смекалка и сообразительность. Например, учитель предлагает:
«Определите, каким способом составлено третье слово в первом
ряду, и составьте таким же образом
третье слово во втором
ряду:
Москит кортик мостик
Тревога пионер ?
Назовите словарное слово, с которым
мы познакомимся на уроке. ( тренер) (приложение 6)
- Ещё одна группа упражнений, в которой искомое слово определяется на основе закономерности подбора исходных слов. Кроме развития внимания, памяти, речи, сообразительности, они способствуют формированию логического мышления учащихся. Работа с упражнениями осуществляется следующим образом. Учитель оформляет запись:
Волейбол - мяч
Бадминтон – волан
? - шайба
Далее предлагаем учащимся: «Прочитайте запись на доске.
Установите, в какой закономерной связи находятся слова первых двух пар. В соответствии
с этой закономерностью определите слово третьей пары. Дайте при этом чёткий, доказательный ответ.
Примерный ответ: «В левом
столбике находятся слова, обозначающие названия спортивных игр. В правом
– названия предметов, без которых не могут
состояться названные спортивные игры. Мяч- в волейболе,
волан – в бадминтоне, шайба-в хоккее.
Значит, сегодня мы познакомимся
со словом хоккей.
Закономерности подбора могут быть самыми разными. Например:
Вверх - вниз тренировка – сумка стадион -поле
Вперёд-назад поездка – чемодан театр - сцена
Влево - ? (вправо) поход - ? (рюкзак)
цирк - ? (арена)
- Большой интерес учащихся вызывают упражнения, в которых искомое слово определяется при помощи шифра. Шифры могут быть самыми разными. Обычно учитель только указывает на наличие шифра, но не даёт чётких указаний, в чём он состоит и каким образом надо определить новое слово. Например:
На доске запись:
Шифр: а б е
и к н о
п т л р
ч
1
2
3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Зашифрованные слова:
1) 1-5; 2-1; 3-2;
4-4; 5-6; 6-3; 7-9;
2) 1-8; 2-4; 3-1;
4-6; 5-4; 6-6; 7-7;
3) 1-12; 2-3; 3-11;
4-6; 5-4; 6-10; 7-1.
Учитель
предлагает учащимся внимательно рассмотреть шифр, расшифровать новые словарные слова и рассказать,
как они были определены.
Примерный
ответ: «В шифре конкретной букве соответствует определённая цифра. Каждая буква искомого слова зашифрована с помощью
двух цифр. Первая цифра обозначает порядок этой буквы в слове.
Вторая – её номер в написанном
ряду букв. Здесь зашифрованы три слова: кабинет, пианино, чернила».
- Соедините последовательно начальные буквы имён существительных 3-го склонения:
тополь,
кефаль, рубль, известь, табель, лохань, снегирь, озимь, мигрень, ель, заверитель, окунь, темень, рябь, аптекарь, штемпель. Какое слово у вас
получилось? (километр)
Современная школа видит одну из главных
задач в развитии речи и мышления
учащихся. Одним из показателей
умственного и речевого развития школьника служит богатство их словарного
запаса. С помощью слова человеческое мышление связывается с объективной
действительностью, так как слово обозначает предмет действительности и выражает
понятие о нем. Слово как смысловая единица речи, как носитель значений, "представляет собой частицу знания, частицу обобщенного опыта, которая хранится в памяти
и используется человеком в процессе
мышления и речи".
Чем
богаче активный словарный запас учащегося, тем содержательнее и красочнее
его устная и письменная
речь.
Используемая литература:
1.
Т. Ю.
Угроватова «Материалы для подготовки к итоговой аттестации»
2.
В. В.
Леденева «Тесты по русскому языку»
3.
Е. С.
Симакова «Словарные слова»
4.
М. Р. Львов
«Словарик синонимов и антонимов».
5.
О. Л.
Брынцева «Русский язык. Тренинг. 5-7 классы
6.
Бакулина
Г.А. Новое словарное слово: от интересного представления к эффективному усвоению
// РЯШ.-2002.-№4.
7.
Новичкова
Е.С. Способы представления нового словарного слова // РЯШ. – 2009. - №9.
Ярош Н.А., учитель русского языка и литературы МБОУ
«Добросельская ООШ» Грайворонского района Белгородской
области
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.