Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Столичный учебный центр 8-800-7777-300 (звонок бесплатный)
Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 038767 от 26 сентября 2017 г.
Дистанционные курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации
Курсы профессиональной переподготовки
112 курсов по цене от 3 540 руб.
Смотреть
Курсы повышения квалификации
268 курсов по цене от 840 руб.
Смотреть
Главная / Другое / Словарная работа на уроках русского языка

Словарная работа на уроках русского языка

Международный конкурс

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

16 предметов



Словарная работа на уроках русского языка.





Афанасьева Тамара Ивановна

учитель начальных классов.

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2

г. Дубны Московской области»,

адрес сайта ОУ: school2@uni-dubna.ru,

e-mail педагога: afan1tamara@yandex.ru







Аннотация.


На протяжении всего курса русского языка в школе большое значение придается словарной работе. Актуальность работы над словарем младших школьников обусловлена низким уровнем их речевого развития. Данный материал предназначен для учителей начальных классов в организации работы над словом с непроверяемым написанием.




Содержание.


I. Введение.

II.Основная часть.

1.Задачи словарной работы в начальных классах.

2.Методы и приемы работы над словарными словами.

III.Заключение.

IV.Литература.













Словарная работа на уроках русского языка.




Введение.


На протяжении всего курса русского языка в школе большое значение придается словарной работе. Актуальность работы над словарем младших школьников обусловлена низким уровнем их речевого развития. Данный материал предназначен для учителей начальных классов в организации работы над словом с непроверяемым написанием.

Проблема формирования орфографической зоркости в современной школе приобретает всё большую актуальность. Я хочу остановиться на проблеме освоения слов с непроверяемыми написаниями.

Изучение словарных слов младшим школьникам дается с трудом. Дети устают от монотонного повторения, неохотно используют в своей работе словарь. Механическое заучивание слов не формирует интереса к языку, утомляет, не обеспечивает быстрого и прочного запоминания. Запоминание должно быть осмысленным, а не механическим. В связи с этим необходимо развивать у школьника все виды памяти: слуховую, зрительную, эмоциональную.

Если ребёнок осознаёт значение слова, умеет правильно употребить его в речи, правильно его записать, значит, данное слово входит в его активный словарный запас.


Основная часть.


Словарная работа на уроках русского языка  и  чтения должна быть постоянной и необходимой для формирования речевой активности и орфографической зоркости. Задача учителя - сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных слов.

В задачи словарной работы входит:

-систематическое накопление у учащихся запаса русских слов;

-уточнение и расширение понимания ранее усвоенных слов;

-активизация новых слов через речевую практику.

На уроках русского языка идет формирование УУД: познавательные УД (развитие мыслительных операций); регулятивные УД (постановка темы урока, цели деятельности, внутренний план действий, самоконтроль, самооценка); коммуникативные УД (развитие связной монологической и диалогической речи, умение слушать, высказывать свое мнение, работать в сотрудничестве); личностные УД (воспитание чувства прекрасного, любви к природе, искусству, родному языку, к Родине), что помогает лучше усваивать учащимися лексические, грамматические, произносительные и орфографические нормы литературного языка.
Чтобы добиться грамотного письма, я использую разнообразные методы, приемы, способы, которые являются эффективными для прочного запоминания грамотного написания слов с непроверяемыми написаниями.


Методы и приемы работы над словарными словами. 


1. Составь предложения со словарными словами (группой слов на одну тему или просто с одним словом для слабых учащихся). Детям предлагается придумать предложение, в котором есть изученное словарное слово или составить небольшой текст.


2. Игра "Комментатор": вставить пропущенную букву, объясни орфограмму.

Даны словарные слова с пропущенными орфограммами. Необходимо вставить букву, дать ей характеристику. Предлагается классифицировать орфограммы.


3. Диктанты.


3.1. Слуховой выборочный диктант.
Учитель (это может быть и хорошо читающий ученик) читает предложение или текст. Остальные дети на слух определяют словарное слово, записывают его с проговариванием.

 3.2. Зрительный выборочный диктант.

Дан текст или отдельные предложения. Задание: выписать словарные слова и выделить орфограмму. Через определённое время учитель выявляет, кто из детей нашёл больше слов. В этой работе важно не просто списывание словарных слов, но и работа со словом (выделение орфограмм).

 

4. Учащиеся отгадывают слово с помощью загадки, ребуса, картинки.


5.Нахождение «лишнего слова».
Подбор слов осуществляется так, чтобы можно было выделить не единственное слово. Самое главное – аргументировать выбор «лишнего» слов.

 

6. Задания  на развитие умения  классифицировать  слова.

  От класса  к классу работа усложняется, количество пунктов, по которым сравниваются слова заметно,  увеличивается.


7. Группировка и запись слов по орфографическим признакам.


8. Сопоставление слов с противоположными орфограммами.

Задание: сгруппировать слова по наличию двух или одной согласной: пе(р/рр)он, ко(р/рр)идор, ка(с/сс)а, тро(с/сс), те(р/рр)аса, ди(р/рр)ектор, ма(с/сс)а, матро(с/сс), те(р/рр)итория, кап(р/рр)он, шо(с/сс)е, термо(с/сс).


9. Подбор однокоренных слов – других частей речи.


10. Работа со словарными словами в тексте:

- списать, вставив словарное слово,

- составить и записать рассказ на заданную тему, используя слова из словаря,

- отредактируйте текст.


11. Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот.
Это могут быть отдельные предметные картинки к определённому словарному слову. А можно этот вид работы усложнить. Для этого необходимо либо подбирать, либо рисовать сюжетную картинку (что легче сделать, если слова изучаются группами по определённой тематике). Необходимо найти как можно больше словарных слов.


12. Заменить одним словом (человек, который управляет трактором - тракторист, широкая проезжая асфальтовая дорога - шоссе, одерживать победу - побеждать).


Заключение.


Систематически проводя указанные выше виды работ, формирую у учеников орфографическую зоркость, грамотность, мышление, память. Данная система оправдывает себя, дает неплохие результаты; ошибок при написании слов стало значительно меньше, да и речь стала более грамотна, имеется достаточный словарный запас. Работа над словом способствует развитию целого ряда мыслительных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия – учит делать выводы и обобщения, быть грамотными и образованными.

Главное – надо проводить каждодневную, целенаправленную, разнообразную работу по усвоению учащимися правописания словарных слов.



Литература.


1. Агафонов В.В. «Неправильные правила для словарных слов и не только»
2. Парамонова Л.Г. «Как овладеть правописанием «словарных слов»
3. Бакулина Г.А. «Новый подход к словарно-орфографической работе на уроках русского языка»

4. «Словарные слова в образах и картинках» Пособие в 2х частях.
5. Тирских В.Н. «Словарная работа»


 


 

 


  • Другое
Скачать материал
Автор Афанасьева Тамара Ивановна
Дата добавления 03.12.2019
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 21
Номер материала MA-089333
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Нет результатов.