Обучение чтению слоговым методом
Использование слогового
метода в обучении чтению детей дошкольного возраста предполагает, что
единицей чтения становится слог, а не буква и звук, который она обозначает. У
многих детей в дошкольном возрасте еще затруднено осознанное усвоение навыков
фонематического анализа и синтеза. Аналитико-синтетический метод требует от
ребенка владения полноценным фонематическим анализом, который формируется
только на 6-7-м годах жизни. На практическом же уровне навык слогослияния доступен
многим детям.
Основной принцип слогового
метода заключается в усвоении слогов как целостных единиц опознания, или
оперативных единиц чтения, с самого начала обучения.
Последовательность осознания речи и
языковых единиц должна следовать принципу природосообразности. Сначала
осваиваются навыки, которые психологически более доступны и имеют отчетливую
чувственную основу, а затем более отвлеченные, абстрактные. К первой категории
относится выделение и осознание слов и слогов, ко второй - выделение звуков. Работа
над анализом речи ведется в следующей последовательности:
- сначала выделение слова из
высказывания,
- затем деление слов на слоги
(практически, в игре, без введения термина "слог", подбираются слова
типа СГСГ или ГССГ),
- после закрепления этих навыков
переход к выделению 1 звука на фоне слова в легкой позиции — в начале слова.
В течение учебного года у детей должны
сформироваться:
- зрительные образы букв, прямых слогов с гласными
А,О,У,Ы,Э;
- умение сливать слоги (типа СГ) и читать
слова из 1-2 слогов;
- умение выделять звук в слове.
Календарно-тематический план
по обучению чтению детей 4-5 лет.
№ п/п
|
Тема
|
Дата
|
I
|
Такие разные слова.
1. Развлечение «Азбука — к
слову ступенька».
2. Знакомство с многообразием
слов, с термином «слово», протяженностью слов (длинные, короткие).
3.
Знакомство с многообразием слов, их звучанием (громко,
тихо), сравнение
слов по звучанию.
4. Деление слов на слоги. Игры со словами.
5. Практическая
работа: рисование линий в заданном направлении.
6. Закрепление
пройденного материала.
|
|
II
|
Гласные.
1. Буква
А. Знакомство с
буквой Я.
2. Буква О. Знакомство с
буквой Е.
3. Закрепление изученных букв:
игра "Поймай букву", "Сконструируй букву". Инсценировка
«В гостях у сказки».
4. Буква У. Знакомство с буквой
Ю.
5. Устные и графические
упражнения на закрепление изученных гласных.
6. Буква Ы.
7. Буква И. Практическая работа: рисование элементов и печатание
букв.
8. Буква
Э. Знакомство с
буквой Е.
9. Закрепление изученных
букв.
|
|
III
|
Согласные
М, Л, Н.
1. Закрепление
материала по всем пройденным буквам.
2. Буква
М. Слоговая попевка: МУ-МО-МА-МЭ-МЫ.
3. Закрепление
буквы М и зрительного образа слогов с буквой М.
Практическая работа: конструирование буквы, рисование элементов
и печатание.
4. Слогообразование,
устные и
графические упражнения на закрепление букв и слогов. Составление и чтение
первых слов (ау, уа, ам, ум).
5. Буква Л.
Слоговая попевка: ЛУ-ЛО-ЛА-ЛЭ-ЛЫ.
6. Закрепление
буквы Л и зрительного образа слогов с буквой Л.
Практическая работа: конструирование буквы, рисование элементов
и печатание.
7. Составление слогов и слов с
изученными буквами, чтение (мама, лама и т.д.).
8. Буква Н. Слоговая
попевка: НУ-НО-НА-НЭ-НЫ.
9. Закрепление
буквы Н и зрительного образа слогов с буквой Н. Практическая работа:
конструирование буквы, рисование элементов и печатание.
|
|
IV
|
Согласные П, Б.
1. Буква
П. Слоговая попевка: ПУ-ПО-ПА-ПЭ-ПЫ.
2. Закрепление
буквы П и зрительного образа слогов с буквой П. Практическая работа:
конструирование буквы, рисование элементов и печатание.
3. Слогообразование,
устные и
графические упражнения на закрепление букв и слогов, составление и чтение
слов.
4. Буква Б.
Слоговая попевка: БУ-БО-БА-БЭ-БЫ.
5. Закрепление
буквы Б и зрительного образа слогов с буквой Б.
Практическая работа: конструирование буквы, рисование элементов
и печатание.
6. Составление
слогов и слов с изученными буквами, чтение (мама, папа, баба, лапа и т.д.).
|
|
V
|
Повторение
пройденного материала.
1. Устные и графические
упражнения на закрепление букв и слогов, чтение и составление слов.
2. Видео-салон (презентации,
мультфильмы о буквах).
3. Практическая работа:
конструирование букв, рисование элементов и печатание изученных букв.
|
|
VI
|
Согласные
В, Ф.
1. Буква
В. Слоговая попевка: ВУ-ВО-ВА-ВЭ-ВЫ.
2. Закрепление
буквы В и зрительного образа слогов с буквой В.
Практическая работа: конструирование буквы, рисование элементов
и печатание.
3. Слогообразование,
устные и
графические упражнения на закрепление букв и слогов.
4. Буква Ф.
Слоговая попевка: ФУ-ФО-ФА-ФЭ-ФЫ.
5. Закрепление
буквы Ф и зрительного образа слогов с буквой Ф. Практическая работа:
конструирование буквы, рисование элементов и печатание.
6. Графические
упражнения на закрепление букв, слоговые и словесные игры.
|
|
VII
|
Согласные
Г, К.
1. Буква
Г. Слоговая попевка: ГУ-ГО-ГА-ГЭ-ГЫ.
2. Закрепление
буквы Г и зрительного образа слогов с буквой Г. Практическая работа: конструирование буквы,
рисование элементов и печатание.
3. Слогообразование,
устные и
графические упражнения на закрепление букв и слогов.
4. Буква
К. Слоговая попевка: КУ-КО-КА-КЭ-КЫ.
5.
Закрепление буквы К и зрительного образа слогов с буквой К. Практическая работа:
конструирование буквы, рисование элементов и печатание.
6. Графические
упражнения на закрепление букв, слоговые и словесные игры.
|
|
VIII
|
Согласные З, С.
1. Буква З. Слоговая попевка: ЗУ-ЗО-ЗА-ЗЭ-ЗЫ.
2. Закрепление
буквы З и зрительного образа слогов с буквой З. Практическая работа:
конструирование буквы, рисование элементов и печатание.
3. Слогообразование,
устные и
графические упражнения на закрепление букв и слогов.
4. Буква С. Слоговая попевка: СУ-СО-СА-СЭ-СЫ.
5.
Закрепление буквы С и зрительного образа слогов с буквой
С. Практическая работа: конструирование буквы,
рисование элементов и печатание.
6. Графические
упражнения на закрепление букв, слоговые и словесные игры.
|
|
IX
|
Согласные Д,
Т.
1. Буква Д. Слоговая попевка: ДУ-ДО-ДА-ДЭ-ДЫ.
2. Закрепление
буквы Д и зрительного образа слогов с буквой Д. Практическая работа:
конструирование буквы, рисование элементов и печатание.
3. Слогообразование,
устные и
графические упражнения на закрепление букв и слогов.
4. Буква Т. Слоговая попевка: ТУ-ТО-ТА-ТЭ-ТЫ.
5.
Закрепление буквы Т и зрительного образа слогов с буквой
Т. Практическая работа: конструирование буквы,
рисование элементов и печатание.
6. Графические
упражнения на закрепление букв, слоговые и словесные игры.
|
|
|
Согласные Ж, Ш.
1. Буква Ж. Слоговая попевка: ЖУ-ЖО-ЖА-ЖЭ-ЖИ.
2. Закрепление
буквы Ж и зрительного образа слогов с буквой Ж. Практическая работа:
конструирование буквы, рисование элементов и печатание.
3. Слогообразование,
устные и
графические упражнения на закрепление букв и слогов.
4. Буква Ш. Слоговая попевка: ШУ-ШО-ША-ШЭ-ШИ.
5.
Закрепление буквы Ш и зрительного образа слогов с буквой
Ш. Практическая работа: конструирование буквы,
рисование элементов и печатание.
6. Графические
упражнения на закрепление букв, слоговые и словесные игры.
|
|
X
|
Согласные
Х, Ц, Ч, Щ.
1. Буква Х:
конструирование буквы, рисование элементов и печатание.
2. Буква Ц. Графические
упражнения на закрепление букв, слоговые и словесные игры.
3. Буква Ч: конструирование
буквы, рисование элементов и печатание.
4. Буква Щ. Практическая
работа: чтение, написание слогов и слов с изученными буквами.
5. Игры для закрепления навыка
чтения: «Найди домики для слов»; «Дорожки»; «Кто как кричит?».
6. Повторение и закрепление
пройденных согласных.
|
|
XI
|
Согласный Р.
1. Буква
Р. Слоговая попевка: РУ-РО-РА-РЭ-РЫ.
2. Закрепление
буквы Р и зрительного образа слогов с буквой Р. Практическая работа: конструирование буквы,
рисование элементов и печатание.
3. Повторение и закрепление
пройденного.
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.