Инфоурок Начальные классы КонспектыСкульптура «Друзья» Фигура человека в движении

Скульптура «Друзья» Фигура человека в движении

Скачать материал

Урок №20                                                                              Дата:

Тема: Скульптура «Друзья» Фигура человека в движении

Цели

  • углубление знакомства с видами изобразительного искусства – графикой,
  • закрепление навыков рисования человека в движении,
  • выработка уверенности в своих возможностях,
  • эстетическое воспитание.

Оборудование и пособия для педагога:

  1. Терминологический словарь (ТС)
  2. Рисунок наскального изображения сражающихся лучников (Морелла-ла Вилла, Испания)
  3. Копии произведений Ф.П.Толстого. «Улица провинциального города» и фрагмент силуэта «В атаку»
  4. Лист с портретами людей, выполненными педагогом методом силуэта
  5. Лист с силуэтами фигур людей, выполненных педагогом
  6. Кисть и вода для демонстрации технологии работы

для учащихся:

  1. Альбомный лист
  2. Палитра – пол-листа
  3. Акварель темного цвета
  4. Кисть
  5. Вода
  6. Бумажная салфетка

Ход занятия                                                                                                                                       Вопрос. Согласно научным данным первые люди появились на нашей планете 4 – 5 млн. лет назад. Интересно, а когда появились изображения человека?

Предполагаемый ответ. По мнению археологов, 8 – 10 тыс. лет тому назад. В те времена жизнь человека была полна опасностей. Огромные мамонты, страшные ящеры населяли землю. Опасности грозили со всех сторон. Но человек наделен разумом. Покидая опасное место, древние люди думали о своих сородичах и, не умея писать, оставляли на скалах рисунки, рассказывающие о подстерегающих опасностях, о пережитом.

Таково изображение сражающихся лучников (рис.1) на одной из скал в Испании. Подобные изображения встречаются во многих местах. Рисунки представляют собой изображения людей и животных, выполненные несмываемыми красками, прекрасно сохранившимися до наших дней.

      Рисунок 1

Вопрос. Что же сообщал древний художник?

Предполагаемый ответ. Скорее всего, здесь предупреждение дружественным племенам, которые возможно пришли бы на это место, о том, что где-то близко затаились враги, было сражение. Враги вооружены луками. Это изображение – предупреждение – осторожно!

Вопрос. Как изображены люди?

Предполагаемый ответ. В виде теневых профилей, без проработки деталей внутри контуров. Спустя тысячелетия в древнем Китае была изобретена бумага. И подобными теневыми профилями, вырезанными из бумаги, китайцы украшали свои жилища уже в 1 веке до н.э. Позже это искусство переняли в Японии, а в 18 веке рисованием и вырезанием силуэтов (ТС) увлеклись в Европе.

Вопрос. А почему – силуэт? Что это за слово?

Предполагаемый ответ. В 18 веке французский министр финансов Этьен де Силуэт заметил, что государственная казна быстро уменьшается. Силуэт установил, что знать тратит казенные деньги на заказы своих парадных портретов видным художникам. Портреты стоили баснословно. Министр немедленно выпустил указ, которым запрещалось расточительство. Было предложено делать портреты попроще – в виде теневых профилей. Силуэт и сам увлекся рисованием подобных портретов. Стены в его замке были разрисованы теневыми профилями гостей. Силуэт просто подводил их к стене напротив источника света и собственноручно обводил контур.

Некий шутник в ответ на указ нарисовал теневой профиль самого Силуэта в карикатурном виде – в парике с тощей косицей, с длинным гордо поднятым носом. Франция потешалась. Но мало-помалу художники заметили, что изображения информативны. Теневым профилем можно передать не только внешний облик, но и характер и настроение человека, его профессию, занятия, наконец, эпоху, в которую он жил.

Подобные изображения стали называть силуэтами.

Вопрос. Назовите известного русского художника первой половины 19 века, работавшего в жанре силуэта.

Предполагаемый ответ. Федор Петрович Толстой (1783 – 1873) – медальер, скульптор, общественный деятель, современник А.С.Пушкина, В.А.Жуковского, О.А.Кипренского. Толстой поднял жанр силуэта на подлинно художественную высоту. Его силуэты выполнены с реалистической выразительностью и достоверностью. Работы Толстого представляют не только художественный, но и историко-культурный интерес.

Вопрос. Что же это за работы?

Предполагаемый ответ. По тематике их можно разделить на две группы – батальные и исторические сцены и сцены труда и быта.

Вопрос. Вот одна из картин (рис.2). Посмотрите внимательно, что здесь изображено?

      Рисунок 2           Предполагаемый ответ. Перед нами бытовая зарисовка. Улица провинциального города. Окраина. Из сторожевой будки вышел будочник с алебардой, и очевидно объясняет конному военному, как проехать к начальнику. Поодаль бежит трубочист в характерной одежде с метлой и ведром, его преследует собака. Фонарщик пришел подлить масла в фонарь. У его ног бидон. Неподалеку женщина-простолюдинка в тулупе и платке прогуливает перед завтраком на санках барского ребенка.

А вот другая работа Толстого (рис.3) – батальная сцена. Мы видим военных на конях. Как умело художник передал движения коней и всадников. И все это черными силуэтами на белой бумаге.

     Рисунок 3

Вопрос. Как выполнял Ф.П.Толстой свои силуэты?

Предполагаемый ответ. Из черной бумаги вырезал фигуры и наклеивал их на белый лист. Иногда фигуры вырезал из желтой бумаги и наклеивал на черную.

Но этому процессу предшествовало тщательное обдумывание и рисование, поиски удачных контурных линий. Некоторые фигуры перерисовывались по нескольку раз, пока не возникала единственно верная линия, удовлетворявшая художника.

Вопрос. Где можно полюбоваться силуэтами Федора Толстого?

Предполагаемый ответ. В Русском музее, что на площади Искусств.

Вопрос. А как добраться от школы до музея?

Предполагаемый ответ. На метро от станции «Электросила» до станции «Невский проспект» с выходом на канал Грибоедова. По Невскому дойти до улицы Бродского и повернуть к площади Искусств. Перейти площадь, и войти в чугунные ворота Русского музея.

Вопрос. А где в наше время используются силуэтные изображения?

Предполагаемый ответ. В книжных иллюстрациях, в эмблемах предприятий, например, «Хлебный Дом», в рекламе.

Вопрос. Итак, как можно подытожить то, о чем мы рассуждали?

Предполагаемый ответ. Метод силуэта – метод древний, он оригинален и информативен (рис.4 – 8).

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6

 Рисунок 7

 Рисунок 8

Вопрос. Перед вами лист белого цвета. При каком условии силуэт будет на ней отчетливо виден?

Предполагаемый ответ. При использовании темной краски. Иначе говоря, при соблюдении контраста (ТС).

Вначале надо изобразить главное движение (учитель рисует мокрой кистью на доске), а затем уже рисовать все остальное.

Нарисуйте на альбомном листе хотя бы две фигуры, например, танцора, футболиста, прыгуна или боксера, то есть, человека в движении.

Замечательно, порисовав, вы убедились, что это задание вам по силам!

Поэтому теперь вы получите лист со специальным тестом в двух вариантах (рис.9 - 10). Слева я нарисовала кистью некие линии, которые надо перерисовывать, дополняя другими, до получения узнаваемой человеческой фигуры в самых разных движениях.

 Рисунок 9

 Рисунок 10

Потребуется воображение, внимательность, аккуратность и, конечно же, фантазия. Можно попробовать вначале на палитре.

В конце занятия педагог вывешивает все работы в два ряда по вариантам, и дети наглядно убеждаются в удивительных возможностях графики, в разнообразии силуэтов, возникающих из одной исходной линии.

Примеры выполнения тестов на рис.11 и 12.

Рисунок 11

Рисунок 12

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Скульптура «Друзья» Фигура человека в движении"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Противопожарный инженер

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок №20 Дата:Тема: Скульптура «Друзья» Фигура человека в движенииЦели углубление знакомства с видами изобразительного искусства – графикой, закрепление навыков рисования человека в движении, выработка уверенности в своих возможностях, эстетическое воспитание. Оборудование и пособия для педагога: Терминологический словарь (ТС) Рисунок наскального изображения сражающихся лучников (Морелла-ла Вилла, Испания) Копии произведений Ф.П.Толстого. «Улица провинциального города» и фрагмент силуэта «В атаку» Лист с портретами людей, выполненными педагогом методом силуэта Лист с силуэтами фигур людей, выполненных педагогом Кисть и вода для демонстрации технологии работы для учащихся: Альбомный лист Палитра – пол-листа Акварель темного цвета Кисть Вода Бумажная салфетка Ход занятия Вопрос. Согласно научным данным первые люди появились на нашей планете 4 – 5 млн. лет назад. Интересно, а когда появились изображения человека?Предполагаемый ответ. По мнению археологов, 8 – 10 тыс. лет тому назад. В те времена жизнь человека была полна опасностей. Огромные мамонты, страшные ящеры населяли землю. Опасности грозили со всех сторон. Но человек наделен разумом. Покидая опасное место, древние люди думали о своих сородичах и, не умея писать, оставляли на скалах рисунки, рассказывающие о подстерегающих опасностях, о пережитом.Таково изображение сражающихся лучников (рис.1) на одной из скал в Испании. Подобные изображения встречаются во многих местах. Рисунки представляют собой изображения людей и животных, выполненные несмываемыми красками, прекрасно сохранившимися до наших дней. Рисунок 1Вопрос. Что же сообщал древний художник?Предполагаемый ответ. Скорее всего, здесь предупреждение дружественным племенам, которые возможно пришли бы на это место, о том, что где-то близко затаились враги, было сражение. Враги вооружены луками. Это изображение – предупреждение – осторожно!Вопрос. Как изображены люди?Предполагаемый ответ. В виде теневых профилей, без проработки деталей внутри контуров. Спустя тысячелетия в древнем Китае была изобретена бумага. И подобными теневыми профилями, вырезанными из бумаги, китайцы украшали свои жилища уже в 1 веке до н.э. Позже это искусство переняли в Японии, а в 18 веке рисованием и вырезанием силуэтов (ТС) увлеклись в Европе.Вопрос. А почему – силуэт? Что это за слово?Предполагаемый ответ. В 18 веке французский министр финансов Этьен де Силуэт заметил, что государственная казна быстро уменьшается. Силуэт установил, что знать тратит казенные деньги на заказы своих парадных портретов видным художникам. Портреты стоили баснословно. Министр немедленно выпустил указ, которым запрещалось расточительство. Было предложено делать портреты попроще – в виде теневых профилей. Силуэт и сам увлекся рисованием подобных портретов. Стены в его замке были разрисованы теневыми профилями гостей. Силуэт просто подводил их к стене напротив источника света и собственноручно обводил контур.Некий шутник в ответ на указ нарисовал теневой профиль самого Силуэта в карикатурном виде – в парике с тощей косицей, с длинным гордо поднятым носом. Франция потешалась. Но мало-помалу художники заметили, что изображения информативны. Теневым профилем можно передать не только внешний облик, но и характер и настроение человека, его профессию, занятия, наконец, эпоху, в которую он жил.Подобные изображения стали называть силуэтами.Вопрос. Назовите известного русского художника первой половины 19 века, работавшего в жанре силуэта.Предполагаемый ответ. Федор Петрович Толстой (1783 – 1873) – медальер, скульптор, общественный деятель, современник А.С.Пушкина, В.А.Жуковского, О.А.Кипренского. Толстой поднял жанр силуэта на подлинно художественную высоту. Его силуэты выполнены с реалистической выразительностью и достоверностью. Работы Толстого представляют не только художественный, но и историко-культурный интерес.Вопрос. Что же это за работы?Предполагаемый ответ. По тематике их можно разделить на две группы – батальные и исторические сцены и сцены труда и быта.Вопрос. Вот одна из картин (рис.2). Посмотрите внимательно, что здесь изображено? Рисунок 2 Предполагаемый ответ. Перед нами бытовая зарисовка. Улица провинциального города. Окраина. Из сторожевой будки вышел будочник с алебардой, и очевидно объясняет конному военному, как проехать к начальнику. Поодаль бежит трубочист в характерной одежде с метлой и ведром, его преследует собака. Фонарщик пришел подлить масла в фонарь. У его ног бидон. Неподалеку женщина-простолюдинка в тулупе и платке прогуливает перед завтраком на санках барского ребенка.А вот другая работа Толстого (рис.3) – батальная сцена. Мы видим военных на конях. Как умело художник передал движения коней и всадников. И все это черными силуэтами на белой бумаге. Рисунок 3Вопрос. Как выполнял Ф.П.Толстой свои силуэты?Предполагаемый ответ. Из черной бумаги вырезал фигуры и наклеивал их на белый лист. Иногда фигуры вырезал из желтой бумаги и наклеивал на черную.Но этому процессу предшествовало тщательное обдумывание и рисование, поиски удачных контурных линий. Некоторые фигуры перерисовывались по нескольку раз, пока не возникала единственно верная линия, удовлетворявшая художника.Вопрос. Где можно полюбоваться силуэтами Федора Толстого?Предполагаемый ответ. В Русском музее, что на площади Искусств.Вопрос. А как добраться от школы до музея?Предполагаемый ответ. На метро от станции «Электросила» до станции «Невский проспект» с выходом на канал Грибоедова. По Невскому дойти до улицы Бродского и повернуть к площади Искусств. Перейти площадь, и войти в чугунные ворота Русского музея.Вопрос. А где в наше время используются силуэтные изображения?Предполагаемый ответ. В книжных иллюстрациях, в эмблемах предприятий, например, «Хлебный Дом», в рекламе. Вопрос. Итак, как можно подытожить то, о чем мы рассуждали?Предполагаемый ответ. Метод силуэта – метод древний, он оригинален и информативен (рис.4 – 8). Рисунок 4Рисунок 5Рисунок 6 Рисунок 7 Рисунок 8Вопрос. Перед вами лист белого цвета. При каком условии силуэт будет на ней отчетливо виден?Предполагаемый ответ. При использовании темной краски. Иначе говоря, при соблюдении контраста (ТС).Вначале надо изобразить главное движение (учитель рисует мокрой кистью на доске), а затем уже рисовать все остальное.Нарисуйте на альбомном листе хотя бы две фигуры, например, танцора, футболиста, прыгуна или боксера, то есть, человека в движении.Замечательно, порисовав, вы убедились, что это задание вам по силам!Поэтому теперь вы получите лист со специальным тестом в двух вариантах (рис.9 - 10). Слева я нарисовала кистью некие линии, которые надо перерисовывать, дополняя другими, до получения узнаваемой человеческой фигуры в самых разных движениях. Рисунок 9 Рисунок 10Потребуется воображение, внимательность, аккуратность и, конечно же, фантазия. Можно попробовать вначале на палитре.В конце занятия педагог вывешивает все работы в два ряда по вариантам, и дети наглядно убеждаются в удивительных возможностях графики, в разнообразии силуэтов, возникающих из одной исходной линии.Примеры выполнения тестов на рис.11 и 12.Рисунок 11Рисунок 12

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 249 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 18.10.2020 168
    • DOCX 353 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Козлов Валерий Александрович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Козлов Валерий Александрович
    Козлов Валерий Александрович
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 71075
    • Всего материалов: 201

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности реализации ФГОС НОО для слепых и слабовидящих детей

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 24 человека

Курс повышения квалификации

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста

36 ч.

1700 руб. 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 127 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 091 человек

Курс повышения квалификации

Мотивационное сопровождение учебного процесса младших школьников «группы риска» в общеобразовательном учреждении

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 284 человека

Мини-курс

Психологические аспекты родительства и развития ребёнка

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стартап: от идеи к успеху

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 18 регионов

Мини-курс

Hard-skills современного педагога

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 75 человек из 32 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек