Класс: 6 «А»
29.01.2016
Сказуемое – глагол прошедшего времени
Тема урока: Сказуемое – глагол прошедшего
времени.
Цели урока:
Образовательная: совершенствовать знания учащихся о сказуемом, выраженном глаголом
прошедшего времени;
Развивающая: способствовать развитию умений
самостоятельно сформулировать правило; употреблять глаголы в нужной форме.
Воспитательная: любовь
к природе, желание беречь ее, уважение к окружающему.
Тип урока: объяснение нового материала.
Оборудование: слайды, сюжетные картинки, опорная схема
Формы обучения: групповой, индивидуальный, беседа по тексту
Ход урока:
І. Организационный момент.( посещаемость и готовность класса к уроку)
-
Здравствуйте,ребята!
-
Садитесь!
-
Кто дежурный?
-
Кого нет в классе?
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.
Создаёт положи тельный эмоциональный настрой.
Ученики:
Парта
у меня в порядке:
И учебник, и тетрадки.
Я настроился, готов
Слушать следующий урок.
Ребята, я очень рада видеть вас, и думаю, что вы порадуете
меня своими ответами. У нас очень много интересной работы. Будем учиться
думать, рассуждать, запоминать!
II. Проверка домашнего задания
Задание
№4,5 на
стр.132
+
правило
Повторение изученного ранее
IV. Объяснение нового материала
Слово учителя: Учитель (вывод): Глаголы
прошедшего времени
а) образуются от неопределенной формы
глагола;
б) в единственном числе изменяются по
родам; в мужском роде – нулевое окончание (Что делал? Что сделал?); в женском
роде – а, (что делала? что сделала?); в среднем роде – о ( что делало? что
сделало?); в) во множественном числе имеют окончание – и (что делали? что
сделали?).
Запомнить! Суффикс -СЯ пишется после
суффикса –Л -м.р. Суффикс – СЬ пишется после окончания –А – ж.р. -О- ср.р. -И-
мн.ч. Светился – м .р. Светилась – ж .р. Светилось - с .р. Светились – мн .ч.
При основе на согласную суффикс –Л- у глаголов м. р. часто опускается: везти –
вёз, везла ,везло ,везли нести – нес, несла ,несло ,несли
На земле вместе с человечеством испокон
веков живут Добро и Зло. Лечат душу добрые слова, недобрые поступки ранят ее,
оставляют неизгладимый след. О добрых и злых поступках вы узнаете, прочитав
текст рассказа «Голубая ель», созданный Татьяной ТЭСС. ( портрет писателя)
Учитель: Татьяна ТЭСС – это псевдоним Татьяны Николаевны Сосюра, советской
писательницы, журналистки и публицистки,многолетней сотрудницы газеты
«Известия». Родилась в 1906 году в Одессе.Закончила Одесскую консерваторию по
классу рояля. Автор очерков, рассказов, документальных книг и повестей,
публицист. Главной темой ее творчества были проблемы воспитания. Ушла из жизни
в 1983 году.
( на слайде даны изображения голубой ели
летом и зимой)
Работа с текстом «Голубая ель».
Учитель: А теперь познакомимся с
рассказом, который называется «Голубая ель». Как вы думаете о чём пойдёт речь?
(ответы учеников). А кто из вас видел голубую ель? Где? Какая она? (ответы
учеников) Чтение учениками текста (по группам): 1 группа – 1,2,3 абзацы текста.
2 группа – 4,5,6 абзацы текста.
Словарная работа:
Вырыли – қазды
Рыхлую землю – борпылдақ жерді
Лесной дерн – ормандағы шым
Побеги – жасбұтақ Задумчивый –ой салатын
Щемящий –тебірентетін
Изуродованное –бүлінген
Вопросы по тексту. Учитель: Какие
проблемы затрагиваются в этом тексте? ( Поведение человека в обществе,
взаимоотношения человека и коллектива, уважение к общественному труду,
отношение к природе) Какой поступок совершил человек, срубивший ель?
(Безнравственный). Чему учит этот рассказ? ( ответы учащихся) Учу детей
правильно произносить и писать некоторые слова из текста, а также запомнить из
него наиболее интересные выражения. (вывод по тексту) Человека, совершившего
такой поступок с деревом, нельзя назвать человеком. Такого поступка люди не
должны совершать!
Задания по тексту на карточках.
1группа
1) Жильцы (что сделали?) …….ёлку.
2) Для нее ……………….яму .
3) ……ей хорошую рыхлую землю.
4) ………дно ямы лесным дёрном.
5) ……даже немного хвои из леса , и
…………….вокруг ёлки.
2 группа
1)
Дерево (что
делало?) ……..
2)
На ветках
……. свежие, пушистые побеги.
3)
Елку
кто-то…….
4)
Дерево……… во
дворе.
5)
Жильцы (что
сделали?)……к дереву табличку.
6)
Ель …..и
…..., ……
V. Закрепление изученного материала
1.
Рассмотрите
опорную схему
наступить
1) образуются от… при помощи …
наступил
2) в ед числе изменяются по ...; в мужском роде
наступила
ед.число окончание - …, в женском - …, в среднем - …;
наступило
наступили – мн.число 3) изменяются по …, во мн.числе имеют
окончание
Упражнение 279 на стр.138
Глаголы в скобках поставьте в
прошедшем времени.
Подчеркните подлежащие и
сказуемые.
(Наступить) ...зима. ...Новый год.
...холодные дни. Снегом (покрыться)...двор.
Снегом ...земля. Снегом ...поле. Снегом
...деревья. Равнину (освещать ) солнце.
Равнину ...луна.
Упражнение 281 на стр.139
Образуйте от данных глаголов
формы прошедшего времени по образцам.
Идти-шел, шла; прийти...; цвести...;
спасти-спас, спасла; расти-...; нести-...;
Помочь-помог, помогла; беречь-...;
лечь-...; зажечь - ...; стеречь - ...; печь-...;
Упражнение 285 на стр.141
Найдите и подчеркните в
стихотворении сказуемые,
выраженные глаголами прошедшего
времени, определите число и род.
Новогодние пожелания
Я хочу, чтобы все смеялись,
Чтоб мечты всегда сбывались,
Чтобы детям снились радостные сны,
Чтобы утро добрым было,
Чтобы мама не грустила,
Чтобы в мире больше не было войны!
Е. Карганова
• Упражнение 279 на стр.138
Наступила
зима. Наступил Новый год. Наступили холодные дни. Снегом покрылся двор. Снегом
покрылась земля. Снегом покрылось поле. Снегом покрылись деревья. Равнину
освещало солнце. Равнину освещала луна.
• Упражнение 281 на стр.139
Идти – шел, шла; прийти – пришел,
пришла; цвести – цвел, цвела; спасти – спас, спасла; расти – рос, росла; нести
– нес, несла; помочь – помог, помогла; беречь – берег, берегла; лечь – лег, легла; зажечь – зажег, зажгла;
стеречь – стерег, стерегла; печь – пег, пекла.
• Упражнение 285 на стр.141
Смеялись – мн.ч
Сбывались – мн.ч
Снились- мн.ч
Было – ед.ч, с.р
Не грустила – ед.ч, ж.р
Не было – ед.ч, с.р
Тест
1.Главные члены предложения
А) подлежащее и дополнение
Б) подлежащее и сказуемое
С) сказуемое и определение
2.Глаголы имеют:
А) настоящее, прошедшее, будущее время
Б) настоящее, будущее
С) прошедшее, будущее
3.Спряжение глаголов - это ...
А) изменение глаголов по падежам
Б) изменение глаголов по родам и числам
В) изменение глаголов по лицам и числам
4. Какой из глаголов относится к первому
спряжению?
А) клеить Б) дышать С) смотреть
5.Какой глагол относится ко второму
спряжению?
А) смотреть Б) стелить С) рисуют
6.На какие вопросы отвечают глаголы
прошедшего времени?
А) что делает?, что делают?
Б) что сделает?, что будет делать?
С) что делал?, что сделал?
7.Глаголы прошедшего времени
изменяются:
А) по лицам и числам
Б) по числам и родам
С) по лицам,числам и родам
8. Укажите глаголы прошедшего времени
А) читал- читали
Б) буду читать
С) срывает, стоят
9.Глаголы прошедшего времени,в
женском роде имеет окончания...
А) И
Б) А
С) О
10.Глаголы прошедшего времени
,во множественном числе имеет окончания....... и отвечает на вопросы...
А) И, что делали? что сделали?
Б) А, что делала? что сделала?
С) О, что далало? что сделало?
Учитель: Что нового узнали на уроке?
Что вас заинтересовало?
Что больше всего понравилось на уроке?
(ответы учеников)
VI. Домашнее задание. Упражнение
283 на стр.138
VII. Итог урока. Комментирование оценок
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.