№
|
Этап урока
|
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
|
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
|
Деятельность ученика
|
Время
(в мин.)
|
1
|
2
|
3
|
5
|
6
|
7
|
1
|
Организационный
момент
|
|
Приветствие учителя
|
Приветствие учащихся
|
30 сек.
|
2
|
Вступительное
слово учителя
|
|
Мы сейчас живём в
преддверии новогодних праздников, когда случаются сказочные и фантастические
чудеса. И сейчас у нас есть возможность отправиться в такое волшебное
путешествие, вспоминая страницы повести «Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголя.
|
настрой.
|
30 сек
|
3
|
Рассматривание
портрета Гоголя
|
1
2
|
Посмотрите на портрет Н. В. Гоголя.
Каким представляется вам писатель по этому
портрету? http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e290963b-5aaa-4be9-9428-a873186acf68/%5BLI6RK_8-01%5D_%5BIL_01%5D.htm
А каким представляется повествователь повести по
отрывку из произведения? (Читается отрывок из повести»)
Пасечник Рудый Панько рассказывает http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b484d161-38b3-4473-b063-274b123c42fe/%5BLI6RK_8-01%5D_%5BAU_06%5D.htm
|
Рассматривание
портрета.
Человек умный, но
немного грустный
Слушание
Ответ: повествователь
— человек с юмором
|
5 мин
|
4
|
Проверка знаний по
теме
|
3
|
А знаете ли вы
Автора и героев повести?
Проверить это нам
помогут тесты
Пройдите по ссылке
и выполните тесты
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5192fb0a-a84b-4842-aceb-87ce23755c40/index_listing.html
|
Выполнение тестов
|
2 мин
|
5
|
Мотивация
учащихся к работе. Деление на группы
|
4
|
Во многих книгах,
описывающих события, которые когда-то происходили в нашей стране,
рассказывают о жизни наших предков. Зачем нам необходимы знания о народном
быте? Почему интерес к национальным традициям усиливается в век глобализации
и научно-технического процесса?
- Совершенно
верно! Поэтому и обращаются современные режиссеры к сюжетам, связанным с
народным бытом и историческими традициями.
- Кто из вас
смотрел фильм Александра Роу "Вечера на хуторе близ Диканьки"? Чем
он поразил вас?
А видели ли вы
мультипликационный фильм? Давайте посмотрим отрывок из него
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8632ca7a-0eb6-4523-8bf4-fef4f9058d76/%5BLI6RK_8-03%5D_%5BVI_13%5D.htm Известный современный режиссер решил
создать свой мультипликационный фильм "Ночь перед Рождеством" и
усилить в нем национальный колорит. Поэтому он обратился к нам с просьбой:
найти в повести детали, необходимые для сценария. Чтобы работа шла более
эффективно, создадим две творческие группы:
|
Отвечают на
вопросы
- Мы должны знать
свои корни, особенности национальной культуры, не быть "Иванами, не
помнящими своего родства".
Удивительным
юмором, яркой фантастикой и игрой известных актеров: Георгия Миллера (черт),
Людмилы Хитяевой (Солоха), Александра Демьяненко (парубок), Людмилы
Мызниковой (Оксана).
просмотр
|
7 мин
|
|
Формулировка
проблемных вопросов для групп.
|
|
Карточка №1 с заданиями группе "Мудрецы":
Кто из героев
олицетворяет в повести добро? Доминирующие положительные качества героев?
Кто в повести герои,
воплощающие зло? А кто является посредниками между добром и злом?
История Рождества:
победа. (Домыслить и обосновать)
Как черт и ведьма
пытаются навредить "добрым людям"? Почему им это не удается?
Кто из героев
изгоняет нечистую силу за пределы хутора и из душ героев?
Какие пословицы и
поговорки иллюстрируют бессилие зла перед добром?
Карточка №2 с заданиями группе
"Фольклористы":
Найти в тексте
повести языческие обряды празднования святок на Руси.
Какие христианские
традиции празднования Рождества описаны Н.В.Гоголем?
Создать
Рождественский календарь и проиллюстрировать его.
Подготовить маски
и элементы костюмов для святочного гуляния.
Выбрать из
сборника "Русский фольклор" колядки для исполнения.
Подобрать
классическую музыку, иллюстрирующую тему Рождества.
|
Подготовка ответов
учащихся
|
10 минут
|
|
Ответы учащихся
по группам
|
5
6
|
Выразительное
чтение отрывка из повести на фоне музыки П.И.Чайковского "Времена
года" ("Святки")
"Последний
день перед Рождеством прошел. Иллюстрации:http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5dba4108-1d0d-4de8-837f-ed53cf468d5d/%5BLI6RK_8-03%5D_%5BIL_11%5D.htm
Зимняя, ясная
ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить
добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить
Христа:Тут через трубу одной хаты клубами повалил дым и пошел тучею по небу,
и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле". Ил-ции:http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cb906b95-0d84-4371-83cb-822622e950af/%5BLI6RK_8-03%5D_%5BIL_06%5D.htm
Итак, вместе с
появлением нечистой силы в повести начинаются необыкновенные, фантастические
события. Почему именно в канун Рождества? Ответить на этот вопрос нам
поможет группа "мудрецов".
|
1-я группа.
"Добро и зло в повести "Ночь перед Рождеством" (возможные
ответы)
- Ночь перед
рождеством особенная: ночь накануне величайшего христианского праздника -
рождения Иисуса Христа. Но вместе с тем в эту ночь злые силы - черт, ведьма
- ведут себя наиболее активно, стараются выместить свое зло на добрых людях.
Черт и ведьма стараются разрушить красоту предрождественской морозной ночи,
украсть с неба звезды и месяц. Преследуют они и личные, корыстные цели: черт
пытается отомстить Вакуле, а Солоха хочет опередить своего сына и прибрать к
рукам богатства Чуба. Вот и появляются в эту ночь ведьма верхом на метле и
"немец", а попросту черт, чтобы в последнюю ночь своего господства
досадить людям, соблазнить христианские души властью, жаждой наживы, легкой
победой.
Посредником между
человеком и дьяволом служит в повести запорожец Пацюк. Он искушает Вакулу и
указывает путь к черту, надеясь заполучить его душу. Но все попытки нечистой
силы разрушить мир красоты и любви завершились полным крахом, а зло, которое
они направляли против людей, обернулось против них. Черт изгнан за пределы
хутора, ведьма наказана, а звезды, символ чистоты и света, по-прежнему сияют
на небе:
|
13 мин
|
|
|
7
|
Сейчас прочел
"Вечера близ Диканьки". Они изумили меня. Вот настоящая веселость,
искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая
поэзия!.. Все это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я
доселе не образумился".
Пушкина поразила в повести атмосфера праздника, народного юмора, святочных
гуляний. Фольклорная группа не только расскажет, но и покажет, как
праздновали Рождество наши предки
.Иллюстрации:http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/13eea569-cbd3-42a5-b44e-3d7f1198964a/%5BLI6RK_8-03%5D_%5BIL_02%5D.htm
|
Ответы 2 группы
(возможные
В народном
сознании славян христианство и язычество не столько боролись, сколько
взаимодополнялись. Наиболее ярко двоеверие (дуализм) проявилось в
крестьянском земледельческом календаре, где почитание христианских святых
тесно переплелось с языческими поверьями и обрядами. Со временем многие
языческие ритуалы утратили свое основное значение и постепенно превратились
в забавы и развлечения.
Любимым
развлечением молодежи в сочельник накануне Рождества (6 января) было
колядование. Парни и девушки ходили по деревне и пели под окнами колядки -
короткие обрядовые песни с пожеланием хозяевам дома добра и благополучия. Те
в уплату за пожелания одаривали колядующих вкусной и сытной едой. Чем
обильнее угощение, тем сытнее должен быть будущий год.
|
|
|
Итоги урока
|
|
Итак, мы
познакомились с работой творческих групп, которые собирали материал для
сценария мультфильма "Ночь перед Рождеством". Можно ли по тексту
повести составить представление о национальных традициях малороссиян и
назвать "Ночь перед Рождеством" энциклопедией народной жизни?
|
"Кучи
девушек с мешками вломились в хату Чуба, окружили Оксану. Крик, хохот,
рассказы оглушили кузнеца. Все наперерыв спешили рассказать красавице
что-нибудь новое, выгружали мешки, хвастались паляницами, колбасами,
варениками, которых успели уже набрать довольно за свои колядки. Оксана,
казалось, была в совершенном удовольствии и радости, болтала то с той, то с
другой и хохотала без умолку. С какой-то досадою и завистью глядел кузнец на
такую веселость и на этот раз проклинал колядки, хотя сам бывал от них без
ума". (Представление
колядок)
Колядки пели в
честь бога Коляды, который создал первый календарь и основал вечный
круговорот жизни, смену дня и ночи, вечное движение от тьмы к свету.
Наблюдая за характером Оксаны и ее непомерной гордыней, читатель угадывает и
ее преображение в калейдоскопе рождественских обрядов, просветление ее души.
Да, потому что в
произведении Гоголя мы находим сведения о традициях обычаях празднования
Рождества, получаем представление о народных нравственно-эстетических
идеалах, о вере и суевериях, приметах и предрассудках, знакомимся с бытом
казачества: с одеждой, предметами утвари, блюдами рождественского стола и
святочными гуляниями
|
Отвечают на
вопросы
2 мин
|
|
|
|
Народность
произведения высоко оценил В. Г. Белинский. Именно его словами мы завершаем
урок: "Это были поэтические очерки Малороссии, очерки, полные жизни
и очарования. Все, что может иметь природа прекрасного, сельская жизнь
простолюдинов обольстительного, все, что народ может иметь оригинального:-
все это радужными цветами блестит в этих первых поэтических грезах
Гоголя".
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.