Инфоурок Литература Конспекты«Сказка и реальность» (по повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»),6 класс

«Сказка и реальность» (по повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»),6 класс

Скачать материал

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Сказка и реальность» (по повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»).

 

Цель  урока:

 обобщение знаний по творчеству Н.В. Гоголя

Задачи:

- обучающие

1) продолжить формирование умения анализировать эпизоды, наблюдать за языком произведения;

2) проследить утверждение писателем общечеловеческих ценностей;

3) обобщить знание сюжета произведения, знание таких терминов как юмор, повесть, фантастика; умение определять портретную характеристику героев;

4)  познакомить учащихся с традициями и обрядами, с бытом и верованиями славянских народов через эпоху, отраженную в повести "Ночь перед Рождеством"; способствовать формированию понятий: "образ-символ", "этический идеал", "народность произведения".

 

-развивающие

1) создать условия для развития у учащихся умений сопоставительного анализа, работы в творческих группах, нахождения информации в разных источниках и ее обработки

2) развивать связную речь учащихся;

 

 

 

-воспитательные

1) воспитывать интерес к слову;

2)  воспитывать вдумчивого, проницательного читателя;

3) воспитывать у школьников интерес к народным традициям, национальной культуре;

4) формировать гражданско-патриотические чувства и нравственно-эстетические идеалы.

 

 

 

 

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

 

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

 

1

2

3

5

6

7

1

 

Организационный момент

 

Приветствие учителя

Приветствие учащихся

30 сек.

2

Вступительное слово учителя

 

Мы сейчас живём в преддверии новогодних праздников, когда случаются сказочные и фантастические чудеса. И сейчас у нас есть  возможность  отправиться  в такое волшебное путешествие, вспоминая страницы повести «Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголя.

 

настрой.

30    сек

3

Рассматривание портрета Гоголя

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Посмотрите на портрет Н. В. Гоголя.

Каким представляется вам писатель по этому портрету? http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e290963b-5aaa-4be9-9428-a873186acf68/%5BLI6RK_8-01%5D_%5BIL_01%5D.htm

А каким  представляется повествователь повести по отрывку из произведения?  (Читается отрывок из повести»)

Пасечник Рудый Панько рассказывает    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b484d161-38b3-4473-b063-274b123c42fe/%5BLI6RK_8-01%5D_%5BAU_06%5D.htm

Рассматривание портрета.

Человек умный, но немного грустный

 

 

Слушание

 

 

 

 

Ответ: повествователь — человек с юмором

 

5 мин

4

Проверка знаний по теме

 

 

 

 

3

А знаете ли вы Автора и героев повести?

Проверить это нам помогут тесты

Пройдите по ссылке и выполните тесты

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5192fb0a-a84b-4842-aceb-87ce23755c40/index_listing.html

 

Выполнение тестов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин

5

 Мотивация учащихся к работе. Деление на группы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Во многих книгах, описывающих события, которые когда-то происходили в нашей стране, рассказывают о жизни наших предков. Зачем нам необходимы знания о народном быте? Почему интерес к национальным традициям усиливается в век глобализации и научно-технического процесса?

- Совершенно верно! Поэтому и обращаются современные режиссеры к сюжетам, связанным с народным бытом и историческими традициями.

 

 

- Кто из вас смотрел фильм Александра Роу "Вечера на хуторе близ Диканьки"? Чем он поразил вас?

 

А видели ли вы мультипликационный фильм? Давайте посмотрим отрывок из него

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8632ca7a-0eb6-4523-8bf4-fef4f9058d76/%5BLI6RK_8-03%5D_%5BVI_13%5D.htm Известный современный режиссер решил создать свой мультипликационный фильм "Ночь перед Рождеством" и усилить в нем национальный колорит. Поэтому он обратился к нам с просьбой: найти в повести детали, необходимые для сценария. Чтобы работа шла более эффективно, создадим две творческие группы:

  • Мудрецы;
  • Фольклористы;

 

Отвечают на вопросы

- Мы должны знать свои корни, особенности национальной культуры, не быть "Иванами, не помнящими своего родства".

Удивительным юмором, яркой фантастикой и игрой известных актеров: Георгия Миллера (черт), Людмилы Хитяевой (Солоха), Александра Демьяненко (парубок), Людмилы Мызниковой (Оксана).

просмотр

7 мин

 

Формулировка проблемных вопросов для групп.

 

Карточка №1 с заданиями группе "Мудрецы":

Кто из героев олицетворяет в повести добро? Доминирующие положительные качества героев?

Кто в повести герои, воплощающие зло? А кто является посредниками между добром и злом?

История Рождества: победа. (Домыслить и обосновать)

Как черт и ведьма пытаются навредить "добрым людям"? Почему им это не удается?

Кто из героев изгоняет нечистую силу за пределы хутора и из душ героев?

Какие пословицы и поговорки иллюстрируют бессилие зла перед добром?

Карточка №2 с заданиями группе "Фольклористы":

Найти в тексте повести языческие обряды празднования святок на Руси.

Какие христианские традиции празднования Рождества описаны Н.В.Гоголем?

Создать Рождественский календарь и проиллюстрировать его.

Подготовить маски и элементы костюмов для святочного гуляния.

Выбрать из сборника "Русский фольклор" колядки для исполнения.

Подобрать классическую музыку, иллюстрирующую тему Рождества.

 

Подготовка ответов учащихся

10 минут

 

Ответы учащихся по группам

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

Выразительное чтение отрывка из повести на фоне музыки П.И.Чайковского "Времена года" ("Святки")

"Последний день перед Рождеством прошел. Иллюстрации:http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5dba4108-1d0d-4de8-837f-ed53cf468d5d/%5BLI6RK_8-03%5D_%5BIL_11%5D.htm

Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа:Тут через трубу одной хаты клубами повалил дым и пошел тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле". Ил-ции:http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cb906b95-0d84-4371-83cb-822622e950af/%5BLI6RK_8-03%5D_%5BIL_06%5D.htm

Итак, вместе с появлением нечистой силы в повести начинаются необыкновенные, фантастические события. Почему именно в канун Рождества? Ответить на этот вопрос нам поможет группа "мудрецов".

 

1-я группа. "Добро и зло в повести "Ночь перед Рождеством" (возможные ответы)

- Ночь перед рождеством особенная: ночь накануне величайшего христианского праздника - рождения Иисуса Христа. Но вместе с тем в эту ночь злые силы - черт, ведьма - ведут себя наиболее активно, стараются выместить свое зло на добрых людях. Черт и ведьма стараются разрушить красоту предрождественской морозной ночи, украсть с неба звезды и месяц. Преследуют они и личные, корыстные цели: черт пытается отомстить Вакуле, а Солоха хочет опередить своего сына и прибрать к рукам богатства Чуба. Вот и появляются в эту ночь ведьма верхом на метле и "немец", а попросту черт, чтобы в последнюю ночь своего господства досадить людям, соблазнить христианские души властью, жаждой наживы, легкой победой.

 Посредником между человеком и дьяволом служит в повести запорожец Пацюк. Он искушает Вакулу и указывает путь к черту, надеясь заполучить его душу. Но все попытки нечистой силы разрушить мир красоты и любви завершились полным крахом, а зло, которое они направляли против людей, обернулось против них. Черт изгнан за пределы хутора, ведьма наказана, а звезды, символ чистоты и света, по-прежнему сияют на небе:

 

 

13 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

Сейчас прочел "Вечера близ Диканьки". Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия!.. Все это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился". Пушкина поразила в повести атмосфера праздника, народного юмора, святочных гуляний. Фольклорная группа не только расскажет, но и покажет, как праздновали Рождество наши предки

.Иллюстрации:http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/13eea569-cbd3-42a5-b44e-3d7f1198964a/%5BLI6RK_8-03%5D_%5BIL_02%5D.htm

 

Ответы 2 группы (возможные

В народном сознании славян христианство и язычество не столько боролись, сколько взаимодополнялись. Наиболее ярко двоеверие (дуализм) проявилось в крестьянском земледельческом календаре, где почитание христианских святых тесно переплелось с языческими поверьями и обрядами. Со временем многие языческие ритуалы утратили свое основное значение и постепенно превратились в забавы и развлечения.

Любимым развлечением молодежи в сочельник накануне Рождества (6 января) было колядование. Парни и девушки ходили по деревне и пели под окнами колядки - короткие обрядовые песни с пожеланием хозяевам дома добра и благополучия. Те в уплату за пожелания одаривали колядующих вкусной и сытной едой. Чем обильнее угощение, тем сытнее должен быть будущий год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоги урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итак, мы познакомились с работой творческих групп, которые собирали материал для сценария мультфильма "Ночь перед Рождеством". Можно ли по тексту повести составить представление о национальных традициях малороссиян и назвать "Ночь перед Рождеством" энциклопедией народной жизни?

 

"Кучи девушек с мешками вломились в хату Чуба, окружили Оксану. Крик, хохот, рассказы оглушили кузнеца. Все наперерыв спешили рассказать красавице что-нибудь новое, выгружали мешки, хвастались паляницами, колбасами, варениками, которых успели уже набрать довольно за свои колядки. Оксана, казалось, была в совершенном удовольствии и радости, болтала то с той, то с другой и хохотала без умолку. С какой-то досадою и завистью глядел кузнец на такую веселость и на этот раз проклинал колядки, хотя сам бывал от них без ума". (Представление колядок)

Колядки пели в честь бога Коляды, который создал первый календарь и основал вечный круговорот жизни, смену дня и ночи, вечное движение от тьмы к свету. Наблюдая за характером Оксаны и ее непомерной гордыней, читатель угадывает и ее преображение в калейдоскопе рождественских обрядов, просветление ее души.

Да, потому что в произведении Гоголя мы находим сведения о традициях обычаях празднования Рождества, получаем представление о народных нравственно-эстетических идеалах, о вере и суевериях, приметах и предрассудках, знакомимся с бытом казачества: с одеждой, предметами утвари, блюдами рождественского стола и святочными гуляниями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы

2 мин

 

 

 

Народность произведения высоко оценил В. Г. Белинский. Именно его словами мы завершаем урок: "Это были поэтические очерки Малороссии, очерки, полные жизни и очарования. Все, что может иметь природа прекрасного, сельская жизнь простолюдинов обольстительного, все, что народ может иметь оригинального:- все это радужными цветами блестит в этих первых поэтических грезах Гоголя".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ ссылки

Адрес ссылки

1

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e290963b-5aaa-4be9-9428-a873186acf68/%5BLI6RK_8-01%5D_%5BIL_01%5D.htm

2

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b484d161-38b3-4473-b063-274b123c42fe/%5BLI6RK_8-01%5D_%5BAU_06%5D.htm

3

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5192fb0a-a84b-4842-aceb-87ce23755c40/index_listing.html

4

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8632ca7a-0eb6-4523-8bf4-fef4f9058d76/%5BLI6RK_8-03%5D_%5BVI_13%5D.htm

5

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5dba4108-1d0d-4de8-837f-ed53cf468d5d/%5BLI6RK_8-03%5D_%5BIL_11%5D.htm

6

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cb906b95-0d84-4371-83cb-822622e950af/%5BLI6RK_8-03%5D_%5BIL_06%5D.htm

7

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/13eea569-cbd3-42a5-b44e-3d7f1198964a/%5BLI6RK_8-03%5D_%5BIL_02%5D.htm

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "«Сказка и реальность» (по повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»),6 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Менеджер по платежным услугам

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Любой урок - имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, - это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом - актуальный. Актуальный [от лат. actualis - деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще - действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок - современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 274 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 28.02.2020 242
    • DOCX 35 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Цыбикдоржиева Ирина Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 93919
    • Всего материалов: 223

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Лингвокультурологический подход в обучении русскому языку как обеспечение принципов и требований ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 92 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 338 человек из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 708 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель, преподаватель русского языка как иностранного

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 545 человек из 68 регионов
  • Этот курс уже прошли 639 человек

Мини-курс

Figma: продвинутый дизайн

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 61 человек из 24 регионов

Мини-курс

Психологические аспекты развития и состояния личности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Инновационные технологии в краеведческой и географической работе со школьниками

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
Сейчас в эфире

"С понедельника — начну!.." Практическое руководство к модификации образа жизни

Перейти к трансляции