Системный подход в управлении развитием профессиональной
компетентности педагогов
Особое внимание в
управленческой деятельности нашего учреждения образования уделяется работе по
повышению профессионального мастерства педагогов, поскольку качество образовательного
процесса в целом зависит от профессионализма, творческого подхода преподавателя
к своей деятельности. Администрация школы считает себя целиком и полностью
ответственной за этот процесс и его результаты. А потому активно собирает
информацию, анализирует, планирует и регулирует управление развитием
профессиональной компетентности преподавателя.
В новой
образовательной ситуации в учреждениях образования методическая работа
выступает в качестве полигона, на котором апробируются новые педагогические нормы,
адекватные новым
условиям деятельности учреждения образования. При этом содержание учебного
материала требует постоянного обновления в связи с развитием современного
производства и сферы услуг. Поэтому преподаватель должен быть исследователем,
изучающим эффективность применения различных подходов, методов и средств
обучения. От уровня развития педагогической и методической компетенции
преподавателя зависит его профессиональное мастерство, которое определяет
развитие и формирование личности учащегося. Поэтому в каждом учреждении образования
необходимо создать условия для творческого развития каждого преподавателя.
Методическая
работа представляет собой совокупность мероприятий, проводимых администрацией,
педагогами в целях овладения методами и приёмами учебно-воспитательной работы,
творческого применения их на учебных, факультативных занятиях и во внеклассной
работе, поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов
организации, проведения и обеспечения образовательного процесса.
Первым шагом в
создании системы методической работы в нашей школе является диагностика
образовательных запросов (Приложение 1).
Анализ полученных
результатов свидетельствует о том, что актуальным, по мнению педколлектива,
являются вопросы:
·
Организация
контроля и коррекция ЗУН учащихся;
·
Выбор
методических приёмов для реализации целей урока;
·
Активизация
познавательной деятельности учащихся;
·
Педагогические
приёмы для развития мотивации на уроках
Педагоги отдают предпочтение таким
формам повышения квалификации своих профессиональных знаний и умений, как
самообразование, семинар-практикум, работа методических комиссий, рефлексивный
семинар, мастер-класс.
Итак,
диагностика образовательных запросов помогла нам не только определить
персональные затруднения, составить диагностическую карту педагогических
запросов, своевременно оказывать методическую помощь, осуществлять коррекцию в
деятельности педагогов, но и спланировать методическую работу.
Следующий шаг в
методической работе – организация методической учёбы в рамках работы
консультационного пункта, цель которой на данном этапе состоит в
информационном, методическом сопровождении педагогов, в разъяснении,
организации консультаций, т.к. один из принципов методической работы в нашей
школе заключается в том, чтобы научить, а потом проконтролировать.
Как результат
работы консультационного пункта создан методический бюллетень «Требования к
уроку как основной форме организации учебного процесса в условиях личностно
ориентированного обучения».
При организации
и проведении методической учёбы встречается немало трудностей. Главная из них -
психологического характера. Что нужно совершенствовать свое мастерство, знают
все, но далеко не все делают это в реальной жизни. Если преподаватель
осознает потребность в повышении своей квалификации - сам начинает учиться, а
если не осознает - оказывает сопротивление даже хорошо организованному
обучению. Мотивация не оказывает прямого, непосредственного влияния на качество
работы, но она влияет на старание, ответственность.
Повышение личностно-профессионального
уровня педагогов во многом определяется целесообразностью выбора форм
методической работы. Так вот, мы постепенно отказываемся от пассивных форм
проведения заседаний методических объединений и переходим к
практикоориентированным формам. Заседания методических объединений проводятся в
различных формах, адекватных цели и содержанию методической работы, применяются
активные формы обучения (семинары-практикумы, круглые столы, имитационные игры,
деловые игры, методические диалоги, рефлексивные семинары, мастер-классы,
неформальная помощь коллег и др.). Данные формы работы стимулируют развитие
творческого потенциала преподавателей. В течение
года преподаватели делятся опытом работы.
Для
эффективного проведения заседаний методических объединений широко используются
возможности ИКТ. В процессе работы методических объединений педагоги
совершенствуют свои знания в теоретической, методической,
психолого-педагогической подготовке; учатся проводить самоанализ своей деятельности.
С целью организации обучения руководителей методических
объединений по вопросу практико-ориетированных форм
обучения было проведено открытое заседание МО учителей истории.
Изменения в обществе и в образовании требуют
постоянного обновления знаний преподавателей, совершенствование их умений и
повышение профессионального мастерства. Не периодически – на курсах повышения
квалификации, а постоянно и непрерывно педагог должен совершенствовать своё
мастерство и повышать багаж своих знаний. Поэтому мы начали работу по созданию
самообразовательных программ. В этом направлении в рамках работы методического
совета у нас прошла учёба руководителей методических объединений, серия
индивидуальных консультаций по вопросам разработки самообразовательных
программ, составления технологического плана-графика для реализации цели своей
самообразовательной деятельности. Затем в рамках работы методических
объединений рассмотрен вопрос о самообразовании как об одном из непременных
условий успешного профессионального роста педагога и педсовет «Профессиональная
компетентность педагога как взаимодействие самообразовательной и практической
деятельности».
Такая работа позволила педагогам пересмотреть
материалы по самообразовательной работе и откорректировать их с учётом
требований самообразовательной программы. Положительным является то, что все
обсуждаемые вопросы нашли своё продолжение на заседаниях методических
объединений.
На этапе перемен, когда
преподавателям предоставляется возможность выбора технологий, методов и форм
обучения, возрастает значение инновационной деятельности. А чтобы педагог мог
рационально использовать инновации, необходимо работать над повышением его
методической культуры. Именно с этой целью и была организована работа постоянно
действующего семинара «Современный урок». Цель работы ПДС: повысить
теоретико-методологический и технологический уровень педколлектива;
совершенствовать знания педагогов по вопросам контрольно-оценочной
деятельности; по вопросу мотивации, совершенствовать умения преподавателей
работать в соответствии с новыми принципами и подходами; обучать новым
формам, методам, приёмам, технологиям (Приложение 2).
В мире происходит
страшная динамика. Дети меняются намного быстрее взрослых, они гибче, мобильнее
взрослых. В ответ на изменения, происходящие в обществе, изменяется и
преподаватель, он должен проявлять творческий нестандартный подход к решению
любой педагогической проблемы, т.е. гибкость, мобильность поступков, действий,
мышления. Не важно, какая школа, какой у неё статус, какие она ставит перед
собой задачи, учащиеся в ней всегда были и будут очень разными. Воспринимая
учащегося таким, какой он есть с его «слабыми» и «сильными» сторонами, педагог
должен создавать условия для его самореализации через cубъкт-субъектные отношения, которые
и позволят организовать процесс обучения.
Особое внимание в работе нашей школы уделяется
совершенствованию форм и методов организации уроков. Работая над проблемой,
данного учебного года «Повышение уровня профессиональной компетентности
педагога через внедрение эффективных методов и приёмов в образовательный
процесс», преподаватели проводят открытые уроки и уроки взаимопосещения.
Каждый новый урок – это ступенька в знаниях и
развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной
культуры. Урок является основным показателем профессионализма преподавателя.
Так вот повышение методической и педагогической компетенций педагога нашей
школы осуществляется через проведение Панорамы открытых уроков
«Образ моего урока», на которой демонстрируется
опыт творчески работающих педагогов. Посещение урока необходимо для познания
мастерства каждого преподавателя с целью использования этих сведений для дальнейшего
развития образовательного процесса.
Так как урок – главное звено образовательного
процесса, то при осуществлении контроля за уровнем преподавания особое
внимание уделяется анализу и самоанализу уроков. Анализ помогает
преподавателю определить сильные и слабые стороны своих уроков. Самый
квалифицированный анализ, умело проведённая беседа с преподавателем не будут
результативными, если методист не даст рекомендаций по улучшению качества
уроков. Поэтому в нашей школе создан информационно-методический банк
анализа посещённых уроков.
Особая роль в
развитии методической компетенции преподавателей принадлежит созданию и работе
творческих групп.
Работа
творческих групп позволила организовать и провести:
·
круглый
стол «Инновационная деятельность педагогов как условие повышения качества
знаний учащихся»;
·
семинар
–практикум «Контрольно-оценочная деятельность на уроке»;
· провести
консультирование по вопросам самообразовательных программ;
·
панораму
открытых уроков «Образ моего урока»;
·
педагогический
совет «Профессиональная компетентность педагога как единство
самообразовательной и практической деятельности»;
·
рефлексивный
полилог «Удачи и обретения этого года».
Итогом
совместной деятельности методического совета и творческих групп явился выпуск
методического бюллетеня «Самообразование как один из путей повышения
профессионального мастерства педагогов».
И в конце учебного года рефлексивный полилог «Удачи и
обретения этого года» создаст условия не только для многостороннего
общения, но и поможет подвести итоги и результаты учебного года (Приложение 3).
Обобщая вышесказанное, хочется подчеркнуть, что
«выращивание» педагога в стенах своего учреждения образования– одна из задач
престижа учебного заведения. Для этого необходим системный подход к организации
методической работы.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.