ФОРМИРОВАНИЕ
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ
Е.В.Дубкова.
Учитель русского языка и литературы СШ №3 им Сайлау
Серикова Есильского района Акмолинской области.
Современному
обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям,
происходящим в постиндустриальном мире. В новых обстоятельствах процесс
обучения выпускников в школе должен быть ориентирован на развитие
компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю
жизнь». Установлено, что предпосылкой развития компетентности является наличие
определённого уровня функциональной грамотности. Обучение учащихся
самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно
использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в
жизни общества выступает ведущим направлением модернизации системы образования
ряда государств Европы и Азии, в частности Республики Казахстан. 25 июня 2012
года Постановлением правительства Республики Казахстан был утверждён
Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на
2012 – 2016 годы, одной из целей которого являются формирование в
общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого
гражданина Республики Казахстан, удовлетворение в его потребности получения
образования, обеспечивающего успех и социальную адаптацию в быстро меняющемся
мире.
Национальный
план призван обеспечить целенаправленность, целостность и системность действий
по развитию функциональной грамотности школьников как ключевого ориентира для
совершенствования качества образования Республики Казахстан.
2На
сегодняшний день главными функциональными качествами личности являются
инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения,
умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей
жизни. Все данные функциональные навыки формируются в условиях школы. Важными
показателями являются также ключевые компетенции. К ним относятся:
-
компетентность решения проблем;
-
информационная компетентность;
-
коммуникативная компетентность.
В
последнее время в развитии современной образовательной системы выводится на
первый план «функциональная грамотность». Термин «функциональная грамотность»
был введён в 1957 году ЮНЕСКО.
Функциональная
грамотность объединяет множество параметров, таких как языковая грамотность,
компьютерная и информационная, профессиональные и специальные аспекты
функциональной грамотности.
Под
функциональной грамотностью понимается способность учащегося свободно
использовать навыки чтения и письма для целей получения информации из текста,
т.е. для его понимания и преобразования, и для целей передачи такой информации
в реальном общении.
Функциональная
грамотность это и умение пользоваться различными видами чтения: изучающим,
просмотровым, ознакомительным; умение переходить от одной системы приёмов
чтения и понимания текста к цели чтения и понимания данного вида текстов
(гибкость чтения) и умение понимать и анализировать художественный текст.
Современная
концепция содержания обучения русскому языку и литературе в школе
предусматривает формирование не только лингвистической (языковой), но и
коммуникативной (речевой) компетенции школьников, связанной с овладением всеми
видами речевой деятельности, а также с культурой устной и письменной речи,
правилами и способами использования в разных сферах общения. Современная жизнь
ставит перед учеником новые цели: свободное владение языком, умение общаться с
различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта,
уверенности в себе. По мнению известного лингвиста и психолога А.А. Леонтьева,
для полноценного общения человек должен располагать целым рядом умений: быстро
и правильно ориентироваться в условиях общения, уметь спланировать свою речь,
правильно выбрать содержание, найти адекватные средства выражения мысли и
обеспечить обратную связь. Поэтому формирование умений связно изложить мысли в
устном и письменном виде, анализировать и совершенствовать написанное, умение
цивилизованно высказать мнение по обсуждаемому вопросу, быть тактичным и
убедительным в дискуссии – одно из самых важных направлений в развитии
речемыслительной деятельности учащихся. Использование
информационно-коммуникационных технологий на уроках значительно облегчает труд
учителя по формированию функциональной грамотности учащихся. Это применение на
уроках материалов из Интернета, проецирование на интерактивную доску
иллюстраций, схем, таблиц, репродукций картин художников и т.д. Замечательно
то, что можно прослушать на уроках литературы музыку: и современную и
классическую.
В
своей работе по формированию коммуникативных компетентностей учащихся с помощью
ИКТ большое внимание провожу проведению диктантов по аналогии – таких
творческих работ, в процессе которых ученик прослушивает читаемый учителем
текст, а затем записывает самостоятельно составленный связный текст, сходный с
продиктованным по композиции и грамматической структуре, но отличающийся от
него содержанием.
Данная
работа проводится по связному тексту. Так как подражание – естественный путь
усвоения речи, образец имеет большое значение для развития речи учащихся. Текст
для диктанта должен быть понятен учащимся, интересен по содержанию и форме
изложения, должен давать детям новую информацию об окружающем мире, воспитывать
школьников.
Диктанты
по аналогии удобно писать с использованием картины или другого наглядного
пособия, соединение собственных наблюдений с материалами образца развивают
мышление и обогащают речь школьников. В данном случае используются ресурсы интерактивной
доски и материалов Интернета. Например, для диктанта по аналогии можно
прочитать текст – описание какого-либо растения, параллельно спроецировать на
интерактивную доску иллюстрации к тексту и дать задание описать другое
растение.
Боярышник.
Боярышник - это
кустарник или небольшое деревце. Растёт он обычно в лесу на пригорках, но
встречается и в садах. Кора у него светло-коричневая. Ветки усыпаны шипами –
колючками. Листья трёхлопастные и пятилопастные. Небольшие цветочки собраны в
метёлки. Запах их неприятен. Но птицы любят боярышник, потому что он защищает
их от врагов. А люди высаживают его в садах для привлечения птиц.
После
чтения текста выясняется, каков стиль прочитанного отрывка и в каком стиле
нужно написать текст о другом растении, например о черёмухе. По аналогии
ученики запишут примерно следующее:
Черёмуха.
Черёмуха
– это небольшое деревце. Растёт черёмуха обычно недалеко от воды, но
встречается и на пригорках. Очень часто её можно увидеть и в садах. Кора у неё тёмно-коричневая.
Её листья овальной формы с мелкими рубчиками по краям. Небольшие белые цветочки
черёмухи собраны в кисть. Запах их очень приятен. Птиц черёмуха привлекает
ягодами. А люди любят и ягоды и душистые цветы черёмухи. Поэтому и сажают её
около жилья.
Работу
по формированию коммуникативных компетентностей у школьников провожу при
обучении сочинениям разных жанров, то есть учу детей излагать свои мысли
письменно и устно. Наиболее удобны в этом плане сочинения – эссе на различную
тематику, например: «На что можно решиться ради любви?» после изучения темы
«Русская романтическая проза 19 века», «Вернётся ли герой за золотом?» - после
изучения рассказа «Любовь к жизни» Джека Лондона, « Мои впечатления после
прочтения рассказа Л.Н. Толстого «После бала», «Журден – мещанин, дворянин?»
Среди
письменных работ –описаний особое место занимают сочинения – описания
памятника. Сейчас эта работа упростилась благодаря ресурсам Интернета, и вместе
с тем стала интересней. Так, на уроке в 8 классе мы с учащимися рассмотрели
несколько слайдов с изображениями памятников, в том числе: памятник Александру
Сергеевичу Пушкину в Москве, в Астане, Сакену Сейфуллину в Астане, были
подготовлены сведения об авторах, а для описания выбрали памятник Шокану
Валиханову в Омске автора Азата Баярлина. Такая работа способствовала развитию
эстетических чувств учеников, расширению кругозора, формированию функциональной
грамотности.
Развитию
рефлексивных компетенций способствует организация самостоятельной учебной
деятельности учащихся. Они учат ставить цели, планировать, предвидеть и
оценивать свои действия. Создаю ситуации, когда школьники самостоятельно
работают с различными источниками, готовят выступления, доклады, создают
презентации. Презентация на уроке литературы – находка для учителя и учеников,
анна делает урок ярче, эффективнее. Использование презентаций позволяет
учащимся полнее окунуться в атмосферу изучаемого времени, понять личность
писателя, художника, общественного деятеля. Это сильно заинтересовывает ребят,
и они с удовольствием выполняют презентации по литературным произведениям.
Обеспечивая самостоятельные работы учащихся, создаю атмосферу свободы выражения
мысли. Привыкая в школе самостоятельно делать выбор и отвечать за него,
школьники учатся принимать решения в жизненном пространстве в целом.
На
уроках литературы презентации оказывают неоценимую помощь при изучении
биографии писателей и поэтов. Уроки становятся более яркими и интересными в
связи с использованием видеофильмов, фрагментов художественных фильмов, красочных
таблиц. Они могут состоять и из иллюстраций к произведениям. Такие материалы
были использованы в ходе открытого урока по повести А.С. Пушкина «Барышня-
крестьянка»: подготовлена презентация учителя и ученицы Сдорук Е., использована
музыка Г.Свиридова из серии «Пушкинский венок», п. Чайковского «Времена года»,
проведена беседа по репродукциям картин А. Саврасова, И. Шишкина, В. Поленова,
просмотрены фрагменты фильма «Барышня –крестьянка» режиссёра Алексея Сахарова.
Современный
урок литературы невозможен без сопоставления литературных произведений с
другими видами искусства. Конкретно – наглядная основа урока делает его ярким.
Зрелищным и поэтому запоминающимся. Неограниченные возможности компьютера
позволяют интегрировать русский язык и литературу, изобразительное искусство и
музыку, использование мультипликации и анимации разнообразят уроки,
активизируют учащихся.
Информационные
технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации.
Применение цвета, графики. Звука. Всех современных средств видеотехники
позволяет воссоздать реальную обстановку деятельности. Компьютер позволяет
существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в
учебный процесс. Способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации
умственной деятельности и в конечном итоге формированию функциональной
грамотности учащихся.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.