«Если ученик в школе не научился сам
ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так
как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать
самостоятельное приложение этих сведений».
Л.Н. Толстой
Сегодня
очень многие говорят о том, что смена веков и тысячелетий привела к пониманию
неизбежности перемен в общественном жизнеустройстве. Накопление знаний, переход
к новым технологиям во всех сферах жизни приводят к осознанному пониманию
пересмотра не только того, чему мы учим детей, но и того, как мы это делаем.
Меняющийся мир требует соответствующих изменений в образовании. Задача системы
образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить
учиться. При этом становление учебной деятельности означает становление
духовного развития личности.
Понятие
системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода
понятие. Уже тогда ученые старались снять противоречия внутри отечественной
психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в
исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев,
Б.Ф.Ломов и целый ряд исследователей), и деятельностным, который всегда был
системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия,
Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие другие исследователи).
Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.
Что
значит "деятельность"? Сказать "деятельность" – это указать
на следующие моменты. Деятельность это всегда целеустремленная система,
нацеленная на результат.
Понятие
системно-деятельностного подхода указывает на то, что результат может быть
достигнут только в том случае, если есть обратная связь.
Умение
учиться для ученика складывается в систему универсальных учебных
действий. Что имеют ввиду, когда говорят "учебная деятельность"?
Учебная
деятельность – это орган развития, саморазвития, самовоспитания личности.
Познание встраивается в этот процесс.
Чему
должен научиться ребенок? Притча о том, как пришел мудрец к бедным и сказал:
"Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили
голод". Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее.
Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться,
научить "ловить рыбу", а тем самым, овладеть универсальными учебными
действиями, без которых ничего не может быть. Именно в действии порождается
знание.
Системно-деятельностный
подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности,
указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в
новое поколение стандартов российского образования. Обучать деятельности- значит делать учение
мотивированным, учить ученика организовывать свою деятельность, помогать
сформировать умение контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Учитель не должен
просто «натренировывать» ученика в выполнении каких-то приемов, операций- эти
операции должны быть осмыслены и приняты учеником, в идеале- он должен находить
свои способы действий.
Любая деятельность начинается с постановки цели, личностно
значимой для учеников, когда эта цель «присвоена» учеником, он может понять и
сформулировать задачу. Чтобы возник у учащихся познавательный интерес, надо их
столкнуть с «преодолимой трудностью», то есть, создать проблемную ситуацию,
чтобы решить её, выполняются учебные действия, на этом этапе надо создать
ситуацию успеха. Новая парадигма образования, образования 21 века – вооружение
школьников умениями самостоятельно учиться: приобретать знания, умения, навыки
УУД, способы деятельности:
- познавательные;
- информационно-коммуникативные;
- рефлексивные.
Основой реализации стандартов нового поколения
является системно-деятельностный подход.
Внеурочная деятельность, как и
деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов
освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это
достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику
внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько
должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и
др.
При организации внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях
целесообразно использовать разнообразные формы организации деятельности
обучающихся (экскурсии, кружковые и секционные занятия, клубные заседания,
круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады,
соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и
т.д.), которые отличны от организационных форм в урочной системе обучения.
Несомненно, внеурочная работа тесно связана с дополнительным образованием
детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов
детей и включения их в художественную, спортивную и другую деятельность.
Связующим звеном между внеурочной работой и дополнительным образованием детей
выступают различные факультативы, школьные научные общества, объединения
профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. В зависимости от
целей и задач, решаемых ими, содержания и методов работы их можно отнести и к
той и к другой сфере образовательного процесса.
Итак, системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность
образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия
образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать,
становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие
результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким
образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно
изменяющихся условиях.
Через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой.
Как говорил С.И. Гессен, все «образование в школе должно быть организовано так,
чтобы в нем ясно просвечивала будущая цель образования личности к свободному
самоопределению». Эта мысль принадлежит Л.Н. Толстому и позже была развита П.Ф.
Каптеревым, П.П. Блонским, Л.С. Выготским. Так, П.Ф. Каптерев еще в начале XX
века подчеркивал, что «не школа и образование есть основа и источник
самовоспитания и самообразования, а наоборот, саморазвитие есть та необходимая
почва, на которой школа только и может существовать».
Сказанное выше есть основа концепции развивающего образования в любом его
варианте – будь это система Д.Б. Эльконина–В.В. Давыдова, система Л.В. Занкова,
система «Школа 2100» или школа П.Я. Гальперина – Н.Ф. Талызиной. Во всех этих
системах на первом месте стоит не накопление у учащихся знаний, умений и навыков
в узкой предметной области, а становление личности, ее «самостроительство» в
процессе деятельности ребенка в предметном мире, причем не просто
индивидуальной, а совместной, коллективной деятельности. Значит, процесс учения
– это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и
его личности в целом. Вот что такое системно — деятельностный подход в
образовании!
Жизнь не стоит на месте. Меняются дети, меняется школа. Учитель в постоянном
поиске: как научить ученика мыслить и действовать самостоятельно? Ведь в
современном мире умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт,
ценится гораздо выше, чем просто эрудиция, владение большим объёмом знаний без
умения применять эти знания для решения жизненных проблем.
Скоро начнется апробация программ основной школы. Сама жизнь требует новой
работы с содержанием образования. Сегодняшние первоклашки и второклашки через
какие-нибудь 15 лет будут продвигать Россию в ведущие державы. В ситуации
усиливающейся конкуренции между государствами будущее будет за теми странами,
которые сейчас много вкладывают в образование подрастающего поколения,
стремятся сделать из сегодняшних школьников завтрашних лидеров, способных
развивать экономику и промышленность, способных вывести свои страны на передовой
рубеж развития. Потому так важно формировать у ребенка, пришедшего в школу,
правильную гражданскую активную позицию, учить его искать, думать, творить,
делать. Именно на эти важные задачи и направлен новый ФГОС. ФГОС нового
поколения…
.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.