Ившина
Ольга Леонидовна, МОУ «Турецкая средняя общеобразовательная школа аграрного
направления», Удмуртская Республика , Балезинский район.
Системно-структурный подход к обучению и усвоению
знаний по физике.
Страница моего портфолио.
В
настоящее время в связи с повышением научности учебного материала, увеличением
его объема и ускоренным прохождением возник дефицит времени. В школьной
практике его не стало хватать на повторение, закрепление, тренировочные
упражнения, контрольные работы. Эта причина, а также ориентация на усиление
творческого начала в обучении приводят к снижению требования к пересказу,
запоминанию учебного материала. А ведь любое творчество, самостоятельное
мышление учащихся, своего рода открытия, проблемное освоение учебного материала
возможны лишь тогда, когда учащиеся имеют тот запас информации, которым они
могут оперировать в процессе творчества. Продуктивное запоминание, связанное с
глубоким пониманием учебного материала, является необходимым элементом его
усвоения.
Приведу
высказывание Б.Т.Лихачева: «Хорошо развитая память, богатство хранящихся в ней
фактов – основная питательная среда творческого мышления, важнейшее условие ее
развития».
Успешному овладению
знаниями, на мой взгляд, способствует системно-структурный подход к обучению и усвоению
знаний.
Системно-структурный подход – это подход, связанный с анализом общей
структуры состава знания учебного предмета, выделением его элементов и их
функций, систематизацией по общности и классификацией в соответствии со
структурой изучаемых теорий.
Структура
знания курса физики средней школы
Выявление функций элементов знания и систематизация по их общности дает
возможность разработать технологию усвоения знаний, решающую многие
психологические и дидактические задачи.
В ходе применения системно-структурного подхода мною составлены
структурные схемы по некоторым темам, изучаемым в школьном курсе физики.
Например, структурная схема по теме «Световые явления» 8 класс (см. Приложение
1).
Системно-структурный
подход позволяет избавиться от традиционного попараграфного изучения материала,
имеющего низкий эффект. Оптимальной единицей знания является учебная теория с
входящими в нее фактами, гипотезами, идеальными объектами, величинами, законами
и практическим применением. Идея системно-структурного подхода исходит из идеи
подхода системно-функционального в применении к самому обширному элементу
знания – теории. Систематизируя и сравнивая различные научные теории, учащиеся
могут увидеть их аналогичную структуру.
Системно-структурный
подход позволяет решать главную задачу – сделать изучаемую теорию обозримой для
учащихся. Он также является основой для мнемонической деятельности
(деятельности по запоминанию), позволяет решить проблему понимания сущности
изучаемой теории, является способом систематизации знаний и решает проблему
обучения структуре знания.
Глубокому
погружению в теоретические основы дидактики мне помогли дистанционные курсы
повышения квалификации Педагогического университета и отделения педагогического
образования Факультета глобальных процессов МГУ им. Ломоносова по
образовательной программе «Психодидактика: новые технологии в преподавании
физики».
Библиография:
- Крутский А. Н., «Психодидактическая
технология системного усвоения знаний», Барнаул, БГПУ, 2002
- Косихина О. С., Крутский А. Н.,
«Психодидактическая система. Технология системного усвоения знаний»,
Физика («Первое сентября»), 2004, № 27-28
- Ильина Т. А., «Структурно-системный подход к
организации обучения», Москва, «Знание»,1972
Рассказ
по структурной схеме «Световые явления».
Еще в глубокой
древности ученые интересовались природой света. Что такое свет? Почему одни
предметы цветные, а другие белые или черные? Мы рассмотрели вопросы
распространения света. Раздел физики, который изучает распространение света,
называется геометрическая оптика.
Если взять
небольшой источник света, экран и между ними поместить непрозрачный предмет, то
на экране появится темное изображение его очертаний – тень. Тень – область
пространства, в которую не попадает световая энергия от источника света.
Если мы возьмем
большой источник света, то на экране вокруг тени образуется еще и полутень.
Полутень – область пространства, в которую световая энергия от источника света
попадает частично.
Пронаблюдаем
явления, происходящие на границе раздела двух сред, например, воздух-стекло.
При падении света на границу раздела двух сред, пучок раздваивается: одна его
часть возвращается в первую среду( это явление называется отражением света), а
другая – проникает во вторую среду, изменив свое направление(это явление
называется преломлением света).
Так как при
попадании света на предметы они нагреваются можно предположить, что свет – это
электромагнитное излучение, воспринимаемое глазом по зрительному ощущению.
При проведении
опытов, мы не учитывали размеры источника света. Источник света ( светящееся
тело) размеры которого намного меньше расстояния, на котором мы оцениваем его
действие, называют точечным источником света.
важным понятием
геометрической оптики является световой луч. Причем это понятие нельзя путать с
пучком света. пучок света можно наблюдать, а луч только чертить на бумаге.
Световой луч – линия, вдоль которой распространяется энергия от источника
света.
Для изучения
явлений отражения и преломления введем следующие углы:
·
угол, образованный падающим лучом S и перпендикуляром MN, восстановленным к границе
раздела двух сред, называется углом падения;
·
угол, образованный отраженным лучом S1 и перпендикуляром MN?
восстановленным к границе раздела двух сред, называется углом отражения;
·
угол, образованный преломленным лучом и
перпендикуляром, восстановленным к границе раздела двух сред, называется углом
преломления.
Геометрическая
оптика базируется на трех законах:
1. Закон прямолинейного распространения света:
в однородной среде свет распространяется прямолинейно.
2.Закон отражения света: падающий луч,
отраженный луч и перпендикуляр, восстановленный в точку падения луча к границе
раздела двух сред, лежат в одной плоскости; угол падения равен углу отражения.
3.Закон преломления света: падающий луч,
преломленный луч и перпендикуляр, восстановленный в точку падения луча к
границе раздела двух сред, лежат в одной плоскости; отношение синуса угла
падения к синусу угла преломления есть величина, постоянная для двух данных
сред.
Знания
закономерностей световых явлений позволяет конструировать различные оптические
приборы, которые находят широкое применение в практической деятельности
человека.
Древние египтяне
использовали закон прямолинейного распространения света для установления колонн
по прямой линии.
образованием тени
объясняются Солнечные и лунные затмения.
Закон отражения
света учитывается при построении изображений предмета в зеркалах и проявляется
в зеркальном отражении в перископах, автомобильных фарах и др.
Закон преломления
света учитывается при построении изображений в линзах, призмах и оптических
приборах (спектральных аппаратах, телескопах, фотоаппаратах и др.).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.