Инфоурок Директору, завучу Рабочие программыСистемно-деятельностный подход в управлении профессиональным развитием педагогов

Системно-деятельностный подход в управлении профессиональным развитием педагогов

Скачать материал

Системно-деятельностный подход

в управлении профессиональным развитием педагогов

 

Ужегова Светлана Валерьевна,

заместитель директора по УВР

муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 7»

г.Лысьва Пермского края

 

Системно-деятельностный подход прочно обосновался в образовательном процессе современной школы и приносит первые результаты на 1 ступени обучения в виде развития способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умения учиться.

В 2013-14 учебном году административная команда нашего ОУ решила апробировать данный подход в таком системообразующем компоненте деятельности школы, как управление профессиональным развитием педагогов.

Чем это было обусловлено?   

Во-первых, недостаточно высокой (а иногда и откровенно низкой) мотивацией педагогов к профессиональному развитию и изменению подходов к педагогической деятельности в соответствии с современными требованиями.

Во-вторых, неудовлетворенностью администрации результатами, приносимыми существующей системой работы с педагогами, ориентированной в основном на общепедагогические проблемы и общие цели   развития ОУ, что стало неэффективно в разрастающемся и очень  разнородном по возрасту, стажу, профессиональной компетентности педагогическом коллективе, состоящем из 80 человек.

В-третьих, нарастающей  психологической тревожностью и  дискомфортом у педагогов, неизменно возникающими при проведении любых преобразований и нововведений, тем более таких масштабных, как ФГОС.

Для получения адекватных результатов апробации были определены основные принципы (часть из них адаптирована из принципов учебного процесса), обеспечивающие системно-деятельностный подход в управлении профессиональным развитием педагогов:

1.      Принцип деятельности, предполагающий  деятельностный режим работы педагогов на мастер-классах, в рефлексивных проектно-педагогических мастерских, проектных семинарах, тренингах, через проведение открытых уроков с их последующим анализом и самоанализом.

2.       Принцип непрерывности,  обеспечивающий не разовое участие, а предоставляющий возможность для постоянного и непрерывного саморазвития и самореализации.

3.      Принцип минимакса и адресности, реализуемый через многообразие предлагаемых тем, форм, технологий, целевых установок проводимых мероприятий  и возможность выбора  педагогом собственной траектории развития в зависимости от профессиональных проблем, интересов, уровня развития, психологических особенностей личности и обоснованный результатами ВШК, работы каждого педагога и школы в целом в прошедшем учебном году.

4.      Принцип актуальности, заключающийся   в реализации целей и решении проблем  отдельно взятого педагога, но в контексте приоритетных направлений муниципальной системы образования и в соответствии с программой развития школы.

5.       Принцип результативности, задающий условие обязательного получения  конечного результата в соответствии с личной целью педагога (это может быть разработка и внедрение методического или дидактического продукта, освоение образовательной технологии, пополнение педагогической копилки новыми приемами и средствами и т.п.),  и как стратегический результат  - повышение качества образования.

6.      Принцип психологической и социальной комфортности, направленный на снятие стрессообразующих факторов, предусматривающий доброжелательность и тактичность коллег и администрации, материальное и моральное мотивирование, получение возможности для самореализации и самоутверждения, упрочения позиций в коллективе.

 

Мы прогнозировали следующие результаты профессионального развития педагогов через управление данным процессом на основе системно-деятельностного подхода:

·         управленчески-обоснованное, личностно-мотивированное и, как следствие, результативное участие всех категорий педагогов в собственном профессиональном развитии и самореализации

·         положительная мотивация и снятие психологической напряженности у педагогов, связанных  с самым главным преобразованием - переходом на ФГОС - через собственное «погружение» в среду системно-деятельностного подхода и получение личностно и профессионально значимых результатов этого «погружения»

·         предварительный обоснованный выбор  педагогами основной школы  образовательных технологий, форм и средств для реализации ФГОС через так называемые «профессиональные пробы» в условиях вариативности и возможности выбора

·         обновление и насыщение  методической и педагогической среды школы современными результативными технологиями, средствами, формами организации самостоятельной познавательной деятельности педагогов и учащихся.

По итогам года нами были получены следующие положительные результаты:

1.    100% педагогов обоснованно и осознанно включены в процесс собственного профессионального развития и/или самореализации

2.    Все педагоги школы воспользовались возможностью принять участие в психологических тренингах «Самоменеджмент», «Позитивное самовосприятие», «Саморегуляция и самовосстановление» для снятия  напряжения и тревожности,   получения положительного эмоционального настроя  

3.    100%-ая адресность проведенных мероприятий (по тематике, проблемам, категориям участников) и высокая оценка их практической значимости у педагогов

4.    100% молодых учителей в возрасте до 35 лет (их в школе 16 человек) получили мощную целенаправленную поддержку для профессиональной самоидентификации и развития через активное участие во всех предназначенных для них  мероприятиях

5.    90% педагогов получили «толчок» для  рефлексии и анализа собственной педагогической позиции и деятельности через активное участие в рефлексивной проектно-педагогической мастерской по теме «Организация продуктивной деятельности учащихся на уроке»

6.    57% педагогов-мастеров высшей квалификационной категории через мастер-классы и открытые уроки по современным образовательным технологиям  проблемного обучения, дифференцированного подхода, самоорганизации, продуктивного чтения продемонстрировали свой результативный опыт коллегам

7.    47% молодых учителей позиционировали себя как педагогов новой формации  во время работы в проектном семинаре «Педагогическое проектирование», участие в РППМ, через проведение открытых уроков, где показали собственный подход к формированию информационной компетентности учащихся, реализации деятельностного подхода в обучении

8.    44%  молодых педагогов (7 чел.) разработали собственные педагогические проекты по актуальным проблемам  и успешно защитили их на I  Школьной конференции учебно-исследовательских и проектных работ, получив при этом положительные отзывы коллег и родителей учащихся. Особый интерес вызвали проекты: «Развитие познавательной активности у второклассников», «Возрождение немецкого языка в школе», «Свободное время с интересом и пользой», «Библиотека. ru», «Я – Цицерон».

9.    Команда молодых педагогов «Седьмая школа» достойно презентовала себя,   свое видение проблем   современного образования и путей их решения в педагогическом КВНе в рамках муниципального Фестиваля педагогических идей, заняв призовое 3 место.

10.                       Произошло адресное освоение в практическом режиме и апробация в собственной педагогической деятельности  современных образовательных технологий: продуктивного чтения, самоорганизации, ТРКМЧП, проблемного обучения, метода проектов, формирования информационной компетентности, что позволило педагогам сделать своевременный обоснованный выбор той или иной технологии для дальнейшего изучения и внедрения.

Проанализировав полученные результаты,   администрация школы  пришла к выводу об эффективности системно-деятельностного подхода в управлении профессиональным развитием педагогов   и приняла решение по переводу его из режима апробации в режим функционирования.

В перспективе мы рассматриваем создание модели ВШК на основе системно-деятельностного подхода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Циклограмма внутришкольного повышения квалификации

педагогов МБОУ «СОШ № 7» в 2013-14 учебном году

Цель: обеспечение оптимального уровня квалификации педагогических кадров, необходимого для успешной реализации программы развития школы.

 

Срок

Тема

Цель

Форма

Категория участников

сентябрь

«Самоменеджмент»  «Позитивное самовосприятие» «Саморегуляция и самовосстановление»

Профилактика «эмоционального выгорания», снятие психологической тревожности при работе в новых условиях

Психологический тренинг

Все учителя

октябрь

Структура урока ФГОС. Урок открытия нового знания.

1.Отработка технологии рефлексивно-педагогической мастерской

2. Повышение квалификации педагогов

Рефлексивно-педагогическая мастерская

Все учителя

ноябрь

Современные требования к уроку в рамках ФГОС (реализация ведущих технологий ФГОС)

Демонстрация результативного опыта учителей высшей кв. категории

Мастер-класс

Открытый урок

Учителя-предметники основной школы  в соответствии с выявленными проблемами, интересами

Урок рефлексии

1. Отработка структуры урока рефлексии

Рефлексивно-педагогическая мастерская

Педагоги начальной школы

декабрь

Выстраивание этического диалога

 

Отработка методики

Мастер-класс

Педагоги, ведущие курсы  этики и ЗОЖ.

январь, февраль

Педагогическое проектирование: с чего начать?

Обучение технологии проектирования, разработка собственных педагогических проектов

Проектный семинар

Молодые учителя

февраль, апрель

Современные требования к уроку в рамках ФГОС (реализация ведущих технологий ФГОС)

Повышение квалификации педагогов

Рефлексивно-педагогическая мастерская

Учителя-предметники основной школы  в соответствии с выявленными проблемами, интересами

февраль

Выстраивание этического диалога

 

Отработка методики

Рефлексивно-педагогическая мастерская

Педагоги, ведущие курсы этики и ЗОЖ.

март

апрель

Урок развивающего контроля

 

1. Отработка структуры урока развивающего контроля

Рефлексивно-педагогическая мастерская

Педагоги начальной школы

январь

Технология продуктивного чтения

Отработка технологии в рамках урока в начальной школе

Рефлексивно-педагогическая мастерская

Педагоги начальной школы

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Системно-деятельностный подход в управлении профессиональным развитием педагогов"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Маркетолог

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Административная команда нашего ОУ решила апробировать системно-деятельностный подход в таком системообразующем компоненте деятельности школы, как управление профессиональным развитием педагогов. Чем это было обусловлено? Во-первых, недостаточно высокой (а иногда и откровенно низкой) мотивацией педагогов к профессиональному развитию и изменению подходов к педагогической деятельности в соответствии с современными требованиями. Во-вторых, неудовлетворенностью администрации результатами, приносимыми существующей системой работы с педагогами, ориентированной в основном на общепедагогические проблемы и общие цели развития ОУ, что стало неэффективно в разрастающемся и очень разнородном по возрасту, стажу, профессиональной компетентности педагогическом коллективе, состоящем из 80 человек. В-третьих, нарастающей психологической тревожностью и дискомфортом у педагогов, неизменно возникающими при проведении любых преобразований и нововведений, тем более таких масштабных, как ФГОС. Мы прогнозировали следующие результаты профессионального развития педагогов через управление данным процессом на основе системно-деятельностного подхода: · управленчески-обоснованное, личностно-мотивированное и, как следствие, результативное участие всех категорий педагогов в собственном профессиональном развитии и самореализации · положительная мотивация и снятие психологической напряженности у педагогов, связанных с самым главным преобразованием - переходом на ФГОС - через собственное «погружение» в среду системно-деятельностного подхода и получение личностно и профессионально значимых результатов этого «погружения» · предварительный обоснованный выбор педагогами основной школы образовательных технологий, форм и средств для реализации ФГОС через так называемые «профессиональные пробы» в условиях вариативности и возможности выбора · обновление и насыщение методической и педагогической среды школы современными результативными технологиями, средствами, формами организации самостоятельной познавательной деятельности педагогов и учащихся.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 350 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.07.2020 268
    • DOCX 30.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Щербакова Виктория Афанасьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 63284
    • Всего материалов: 233

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Способы психокоррекции и профилактики в реалиях современного мира

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 52 человека из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 144 человека

Курс повышения квалификации

Особенности работы с детьми после кохлеарной имплантации в условиях дошкольного учреждения

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 35 человек

Мини-курс

Оказание первой помощи

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 692 человека из 75 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 317 человек

Мини-курс

Преодоление фобий: шаг за шагом к свободе от социальных источников страха

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 14 человек

Мини-курс

Методы и подходы проведения трекинга и менторства

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Путь к осознанным решениям и здоровым отношениям

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 104 человека из 39 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек