Системно-деятельностный
подход
в
управлении профессиональным развитием педагогов
Ужегова
Светлана Валерьевна,
заместитель
директора по УВР
муниципального
бюджетного
общеобразовательного
учреждения
«Средняя
общеобразовательная школа № 7»
г.Лысьва Пермского
края
Системно-деятельностный
подход прочно обосновался в образовательном процессе современной школы и
приносит первые результаты на 1 ступени обучения в виде развития способности
ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации,
контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умения учиться.
В 2013-14 учебном
году административная команда нашего ОУ решила апробировать данный подход в
таком системообразующем компоненте деятельности школы, как управление
профессиональным развитием педагогов.
Чем это было обусловлено?
Во-первых, недостаточно
высокой (а иногда и откровенно низкой) мотивацией педагогов к профессиональному
развитию и изменению подходов к педагогической деятельности в соответствии с
современными требованиями.
Во-вторых, неудовлетворенностью
администрации результатами, приносимыми существующей системой работы с
педагогами, ориентированной в основном на общепедагогические проблемы и общие цели
развития ОУ, что стало неэффективно в разрастающемся и очень разнородном по
возрасту, стажу, профессиональной компетентности педагогическом коллективе, состоящем
из 80 человек.
В-третьих, нарастающей
психологической тревожностью и дискомфортом у педагогов, неизменно возникающими
при проведении любых преобразований и нововведений, тем более таких масштабных,
как ФГОС.
Для получения
адекватных результатов апробации были определены основные принципы (часть
из них адаптирована из принципов учебного процесса), обеспечивающие
системно-деятельностный подход в управлении профессиональным развитием
педагогов:
1.
Принцип
деятельности,
предполагающий деятельностный режим работы педагогов на мастер-классах, в рефлексивных
проектно-педагогических мастерских, проектных семинарах, тренингах, через
проведение открытых уроков с их последующим анализом и самоанализом.
2.
Принцип
непрерывности, обеспечивающий не разовое участие, а предоставляющий
возможность для постоянного и непрерывного саморазвития и самореализации.
3.
Принцип
минимакса и адресности, реализуемый через многообразие предлагаемых
тем, форм, технологий, целевых установок проводимых мероприятий и возможность
выбора педагогом собственной траектории развития в зависимости от
профессиональных проблем, интересов, уровня развития, психологических
особенностей личности и обоснованный результатами ВШК, работы каждого педагога
и школы в целом в прошедшем учебном году.
4.
Принцип
актуальности,
заключающийся в реализации целей и решении проблем отдельно взятого
педагога, но в контексте приоритетных направлений муниципальной системы
образования и в соответствии с программой развития школы.
5.
Принцип
результативности, задающий условие обязательного получения конечного
результата в соответствии с личной целью педагога (это может быть разработка и
внедрение методического или дидактического продукта, освоение образовательной
технологии, пополнение педагогической копилки новыми приемами и средствами и
т.п.), и как стратегический результат - повышение качества образования.
6.
Принцип
психологической и социальной комфортности, направленный на
снятие стрессообразующих факторов, предусматривающий доброжелательность и
тактичность коллег и администрации, материальное и моральное мотивирование, получение
возможности для самореализации и самоутверждения, упрочения позиций в
коллективе.
Мы прогнозировали следующие результаты
профессионального развития педагогов через управление данным процессом на
основе системно-деятельностного подхода:
·
управленчески-обоснованное,
личностно-мотивированное и, как следствие, результативное участие всех
категорий педагогов в собственном профессиональном развитии и самореализации
·
положительная
мотивация и снятие психологической напряженности у педагогов, связанных с
самым главным преобразованием - переходом на ФГОС - через собственное
«погружение» в среду системно-деятельностного подхода и получение личностно и
профессионально значимых результатов этого «погружения»
·
предварительный
обоснованный выбор педагогами основной школы образовательных технологий, форм
и средств для реализации ФГОС через так называемые «профессиональные пробы» в
условиях вариативности и возможности выбора
·
обновление
и насыщение методической и педагогической среды школы современными результативными
технологиями, средствами, формами организации самостоятельной познавательной
деятельности педагогов и учащихся.
По итогам года
нами были получены следующие положительные результаты:
1.
100%
педагогов обоснованно и осознанно включены в процесс собственного
профессионального развития и/или самореализации
2.
Все
педагоги школы воспользовались возможностью принять участие в психологических
тренингах «Самоменеджмент», «Позитивное самовосприятие», «Саморегуляция и
самовосстановление» для снятия напряжения и тревожности, получения
положительного эмоционального настроя
3.
100%-ая
адресность проведенных мероприятий (по тематике, проблемам, категориям
участников) и высокая оценка их практической значимости у педагогов
4.
100%
молодых учителей в возрасте до 35 лет (их в школе 16 человек) получили мощную
целенаправленную поддержку для профессиональной самоидентификации и развития через
активное участие во всех предназначенных для них мероприятиях
5.
90%
педагогов получили «толчок» для рефлексии и анализа собственной педагогической
позиции и деятельности через активное участие в рефлексивной
проектно-педагогической мастерской по теме «Организация продуктивной
деятельности учащихся на уроке»
6.
57%
педагогов-мастеров высшей квалификационной категории через мастер-классы и
открытые уроки по современным образовательным технологиям проблемного
обучения, дифференцированного подхода, самоорганизации, продуктивного чтения продемонстрировали
свой результативный опыт коллегам
7.
47%
молодых учителей позиционировали себя как педагогов новой формации во время
работы в проектном семинаре «Педагогическое проектирование», участие в РППМ, через
проведение открытых уроков, где показали собственный подход к формированию информационной
компетентности учащихся, реализации деятельностного подхода в обучении
8.
44%
молодых педагогов (7 чел.) разработали собственные педагогические проекты по
актуальным проблемам и успешно защитили их на I Школьной
конференции учебно-исследовательских и проектных работ, получив при этом
положительные отзывы коллег и родителей учащихся. Особый интерес вызвали
проекты: «Развитие познавательной активности у второклассников», «Возрождение
немецкого языка в школе», «Свободное время с интересом и пользой», «Библиотека.
ru», «Я –
Цицерон».
9.
Команда
молодых педагогов «Седьмая школа» достойно презентовала себя, свое видение
проблем современного образования и путей их решения в педагогическом КВНе в
рамках муниципального Фестиваля педагогических идей, заняв призовое 3 место.
10.
Произошло
адресное освоение в практическом режиме и апробация в собственной
педагогической деятельности современных образовательных технологий:
продуктивного чтения, самоорганизации, ТРКМЧП, проблемного обучения, метода
проектов, формирования информационной компетентности, что позволило педагогам сделать
своевременный обоснованный выбор той или иной технологии для дальнейшего
изучения и внедрения.
Проанализировав
полученные результаты, администрация школы пришла к выводу об эффективности
системно-деятельностного подхода в управлении профессиональным развитием
педагогов и приняла решение по переводу его из режима апробации в режим функционирования.
В перспективе мы
рассматриваем создание модели ВШК на основе системно-деятельностного подхода.
Приложение
1
Циклограмма
внутришкольного повышения квалификации
педагогов
МБОУ «СОШ № 7» в 2013-14 учебном году
Цель: обеспечение
оптимального уровня квалификации педагогических кадров, необходимого для
успешной реализации программы развития школы.
Срок
|
Тема
|
Цель
|
Форма
|
Категория
участников
|
сентябрь
|
«Самоменеджмент»
«Позитивное самовосприятие» «Саморегуляция и самовосстановление»
|
Профилактика
«эмоционального выгорания», снятие психологической тревожности при работе в
новых условиях
|
Психологический
тренинг
|
Все
учителя
|
октябрь
|
Структура
урока ФГОС. Урок открытия нового знания.
|
1.Отработка
технологии рефлексивно-педагогической мастерской
2.
Повышение квалификации педагогов
|
Рефлексивно-педагогическая
мастерская
|
Все
учителя
|
ноябрь
|
Современные
требования к уроку в рамках ФГОС (реализация ведущих технологий ФГОС)
|
Демонстрация
результативного опыта учителей высшей кв. категории
|
Мастер-класс
Открытый
урок
|
Учителя-предметники
основной школы в соответствии с выявленными проблемами, интересами
|
Урок
рефлексии
|
1.
Отработка структуры урока рефлексии
|
Рефлексивно-педагогическая
мастерская
|
Педагоги
начальной школы
|
декабрь
|
Выстраивание
этического диалога
|
Отработка
методики
|
Мастер-класс
|
Педагоги,
ведущие курсы этики и ЗОЖ.
|
январь,
февраль
|
Педагогическое
проектирование: с чего начать?
|
Обучение
технологии проектирования, разработка собственных педагогических проектов
|
Проектный
семинар
|
Молодые
учителя
|
февраль,
апрель
|
Современные
требования к уроку в рамках ФГОС (реализация ведущих технологий ФГОС)
|
Повышение
квалификации педагогов
|
Рефлексивно-педагогическая
мастерская
|
Учителя-предметники
основной школы в соответствии с выявленными проблемами, интересами
|
февраль
|
Выстраивание
этического диалога
|
Отработка
методики
|
Рефлексивно-педагогическая
мастерская
|
Педагоги,
ведущие курсы этики и ЗОЖ.
|
март
апрель
|
Урок развивающего
контроля
|
1.
Отработка структуры урока развивающего контроля
|
Рефлексивно-педагогическая
мастерская
|
Педагоги
начальной школы
|
январь
|
Технология
продуктивного чтения
|
Отработка
технологии в рамках урока в начальной школе
|
Рефлексивно-педагогическая
мастерская
|
Педагоги
начальной школы
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.