Инфоурок Информатика Другие методич. материалыСистематизация знаний обучающихся по теме: «Алгоритмизация и основы программирования в среде Паскаль».

Систематизация знаний обучающихся по теме: «Алгоритмизация и основы программирования в среде Паскаль».

Скачать материал

Систематизация знаний обучающихся по теме:

 «Алгоритмизация и основы программирования в среде Паскаль».

Бондарчук Н.Г. учитель информатики МКОУ Спицынская СОШ

Тема «Алгоритмизация и программирование" является одной из самых сложных тем при изучении курса информатики.

При построении обучения учащихся теме «Алгоритмизация и программирование» каждый учитель информатики сталкивается с огромным количеством вопросов: как построить изложение материала, какие использовать методические разработки, в какой форме проводить занятия, какие составить практические задания, какой материал использовать учащимся при изучении и другие. Все эти вопросы возникают из-за отсутствия четко и в полном объеме изложенных учебно-методических материалов для изучения данной темы.

Перед началом обучения учителю необходимо выбрать язык программирования с учетом интересов учащихся, их направленности и структуры образовательного процесса в школе. Безусловно, в начале обучения необходимо изучать алгоритмический язык, что является основой для формирования алгоритмического мышления, для понимания и правильного построения алгоритмических конструкций. Но в последнее время уже наблюдается тенденция перехода обучения от алгоритмических языков к объектно-ориентированным языкам программирования, что показывает об изменении общего подхода к преподаванию программирования в школе. Так в учебниках Н. Д. Угриновича «Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов» и «Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса» изучается тема «Алгоритмизация и программирование» на основе объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic.

 Вот уже несколько лет я использую систему PascalABC, в ней реализован диалект языка Паскаль, который позволяет решать довольно сложные задачи с использованием различных средств, таких, как модули и объекты. К системе также прилагается специально разработанный электронный задачник, используемый для практического обучения решению задач.

Одним из наиболее важных этапов урока является закрепление изученного материала и систематизация полученных знаний.

Здесь можно использовать множество педагогических приемов. Я часто использую на уроках физики и информатики работу с таблицами (коллективно, индивидуально, в парах).  Идея не моя, прием довольно  известен. Я предлагаю фрагмент своего урока по теме «Алгоритмизация и основы программирования в среде Паскаль».

1.Добавить в  пустые клетки таблицы нужные операторы, схемы или действия.

Элемент блок схемы

В программе

Действия

img1.gif (1061 bytes)

 

Начало работы программы
(служебное слово)

 

END.

Конец работы программы
(служебное слово)

img4.gif (1227 bytes)

 

На экране появляется значение переменной C.
(оператор вывода данных)

 

WRITE (‘результат=’,S)

На экране появляется текст результат= и значение переменной S.
(оператор вывода данных)

img6.gif (1087 bytes)

 

Надо вводить два числа с клавиатуры
(оператор ввода данных)

 img7.gif (1149 bytes)

 

 

 

 

 

После выполнения операторов, переменным присваиваются следующие значения: C=4T, D=A+B, I=I+1 (операторы присваивания)

 

IF A>B THEN

BEGIN
ОП.1
END

ELSE

BEGIN
ОП.2
END

Если условие A>B верно, то выполняется группа операторов ОП.1, в противном случае – группа операторов ОП.2 (условный оператор)

 

Ответ.

Элемент блок схемы

В программе

Действия

img1.gif (1061 bytes)

BEGIN

Начало работы программы
(служебное слово)

img2.gif (1041 bytes)

END.

Конец работы программы
(служебное слово)

img4.gif (1227 bytes)

WRITE (C)

На экране появляется значение переменной C.
(оператор вывода данных)

img5.gif (1246 bytes)

WRITE (‘результат=’,S)

На экране появляется текст результат= и значение переменной S.
(оператор вывода данных)

img6.gif (1087 bytes)

READ (X,Y)

Надо вводить два числа с клавиатуры
(оператор ввода данных)

 img7.gif (1149 bytes)

C:=4*T ;
D:=A+B;
I:=I+1;

После выполнения операторов, переменным присваиваются следующие значения: C=4T, D=A+B, I=I+1 (операторы присваивания)

img8.gif (1358 bytes)

IF A>B THEN

BEGIN
ОП.1
END

ELSE

BEGIN
ОП.2
END

Если условие A>B верно, то выполняется группа операторов ОП.1, в противном случае – группа операторов ОП.2 (условный оператор)

 

Группа, которая первая правильно заполнила таблицу на карточке, заполняет  ее на доске, а остальные  проверяют свои таблицы.

2.  Какие из перечисленных далее описаний можно рассматривать как алгоритмы и почему?

  1. Порядок безопасного перехода проезжей части улицы по нерегулируемому пешеходному переходу.
  2. Правила дорожного движения в целом.
  3. Метод перевода десятичных чисел в другую систему счисления.
  4. Доказательство теоремы Пифагора.
  5. Правило правописания сочетаний –жи- и –ши- в русском языке.
  6. Способ решения головоломки «кубик Рубика».
  7. Каталог товаров, имеющихся в продаже в магазине.
  8. Инструкция по распаковке, установке, подключению и настройки телевизора.

(1, 3, 6, 8)

3.

Пример 1. Определить значение целочисленной переменной х после выполнения следующего фрагмента программы:

 В блок-схеме присутствует цикл, т.е. одни и те же команды многократно повторяются. Для того, чтобы не ошибиться при выполнении блок-схемы, удобно составить таблицу, в которую заносятся заносятся значения переменных и результаты проверки условия на каждом шаге. Знак <> - обозначает неравно.

Определение. Каждое однократное выполнение тела цикла называется интерацией.

№ интерации цикла

Значение х

Значение у

x<>y

 

x>y

 

0

55

75

55<>75 – да (выполняем тело цикла)

 

1

55

75

 

55>75 – нет (вычитаем х из у)

1

55

20

 

 

 

55

20

55<>20да (выполняем тело цикла)

 

2

55

20

 

55>20 – да (вычитаем у из х)

2

35

20

 

 

 

35

20

35<>20да (выполняем тело цикла)

 

3

35

20

 

35>20 – да (вычитаем у из х)

3

15

20

 

 

 

15

20

15<>20да (выполняем тело цикла)

 

4

15

20

 

35>20 – нет (вычитаем х из у)

4

15

5

 

 

 

15

5

15<>5да (выполняем тело цикла)

 

5

15

5

 

15>5 – да (вычитаем у из х)

5

10

5

 

 

 

10

5

10<>5да (выполняем тело цикла)

 

6

10

5

 

10>5 – да (вычитаем у из х)

6

5

5

 

 

 

5

5

5<>5нет (алгоритм завершен)

 

 Итак, переменная х после выполнения данного фрагмента программы приняла значение 5.

Ответ: 5

 Определить, какому алгоритму соответствует данная блок-схема?

Данная блок-схема соответствует известному алгоритму Евклида нахождения НОД двух чисел. Поэтому ответ можно получить и без формального выполнения алгоритма, используя, например, такую цепочку умозаключений: «55 делится нацело на 5 (по признаку делимости на 5); 55=5*11; 75 нацело на 11 не делится, но тоже делится на 5, следовательно НОД чисел 55 и 75 равен 5.

Если по внешнему виду блок-схемы нелегко понять, какой именно алгоритм она реализует, то для решения подобных задач следует пользоваться общим способом – пошаговым исполнением блок-схемы с заполнением таблицы.

 

Пример 2. Определите значение целочисленных переменных после выполнения фрагмента программы:

 

x:=5;

y:=7;

t:=x;

x:=y mod x;

y:=t;

 

Решение. Составим и заполним таблицу

Шаг

Значение х после шага

Значение у после шага

Значение t после шага

х=5

5

Не определено

Не определено

у=7

5

7

Не определено

t=x

5

7

5

x=y mod x

2

7

5

y=t

2

5

5

Ответ: х=2, у=5, t=5

 

 


 

Информационные ресурсы

1.      Андреева Е.В. Математические основы информатики. Элективный курс: Учебное пособие/М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.-328с.

2.      Бондарев В.М., Рублинецкий В.И., Качко Е.Г. Основы программирования/ Харьков: Фолио, 1997.- 386с.

3.      Кузнецов А.А. Информатика. Тестовые задания. – 2-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.-232с.

4.      Мациевский С.В., Ишанов С.А., Клевцур С.В. Информатика: Учебное пособие/ Калининград: КГУ, 2003.-140с.

5.      http://festival.1september.ru

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Систематизация знаний обучающихся по теме: «Алгоритмизация и основы программирования в среде Паскаль»."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Хранитель музейных предметов

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема «Алгоритмизация и программирование" является одной из самых сложных тем при изучении курса информатики.

 

При построении обучения учащихся теме «Алгоритмизация и программирование» каждый учитель информатики сталкивается с огромным количеством вопросов: как построить изложение материала, какие использовать методические разработки, в какой форме проводить занятия, какие составить практические задания, какой материал использовать учащимся при изучении и другие. Все эти вопросы возникают из-за отсутствия четко и в полном объеме изложенных учебно-методических материалов для изучения данной темы.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 042 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Урок: "Совместное создание презентации с помощью сервиса Google презентации"
  • Учебник: «Информатика», Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В.
  • Тема: 1.1. Автоматизированные и автоматические системы управления
  • 06.10.2020
  • 429
  • 8
«Информатика», Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В.
Урок: Контрольная работа по теме: «Кодирование и обработка текстовой информации»
  • Учебник: «Информатика», Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В.
  • Тема: § 26. Проблемы формирования информационного общества
  • 06.10.2020
  • 549
  • 6
«Информатика», Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В.
Открытый урок информатики по теме "Деловая графика в электронных таблицах". 9-й класс
  • Учебник: «Информатика», Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В.
  • Тема: 1.1. Автоматизированные и автоматические системы управления
  • 06.10.2020
  • 309
  • 4
«Информатика», Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 28.12.2014 436
    • DOCX 100.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Бондарчук Наталья Григорьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Бондарчук Наталья Григорьевна
    Бондарчук Наталья Григорьевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 4
    • Всего просмотров: 21770
    • Всего материалов: 15

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Использование компьютерных технологий в процессе обучения информатике в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 139 человек из 43 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 297 человек

Курс профессиональной переподготовки

Информационные технологии в профессиональной деятельности: теория и методика преподавания в образовательной организации

Преподаватель информационных технологий

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 191 человек из 54 регионов
  • Этот курс уже прошли 971 человек

Курс профессиональной переподготовки

Информатика: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель информатики

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 49 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 151 человек

Мини-курс

Инновационные технологии в краеведческой и географической работе со школьниками

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Формирование здоровых детско-родительских отношений: влияние и преодоление сепарации

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 159 человек из 46 регионов
  • Этот курс уже прошли 85 человек

Мини-курс

Физическая культура и спорт: методика, педагогика, психология

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 13 человек