Систематизация знаний обучающихся по теме:
«Алгоритмизация и основы программирования в среде Паскаль».
Бондарчук Н.Г. учитель информатики МКОУ Спицынская СОШ
Тема «Алгоритмизация и программирование"
является одной из самых сложных тем при изучении курса информатики.
При построении обучения учащихся теме
«Алгоритмизация и программирование» каждый учитель информатики сталкивается с
огромным количеством вопросов: как построить изложение материала, какие
использовать методические разработки, в какой форме проводить занятия, какие
составить практические задания, какой материал использовать учащимся при
изучении и другие. Все эти вопросы возникают из-за отсутствия четко и в полном
объеме изложенных учебно-методических материалов для изучения данной темы.
Перед началом обучения учителю необходимо выбрать
язык программирования с учетом интересов учащихся, их направленности и
структуры образовательного процесса в школе. Безусловно, в начале обучения
необходимо изучать алгоритмический язык, что является основой для формирования
алгоритмического мышления, для понимания и правильного построения
алгоритмических конструкций. Но в последнее время уже наблюдается тенденция
перехода обучения от алгоритмических языков к объектно-ориентированным языкам
программирования, что показывает об изменении общего подхода к преподаванию
программирования в школе. Так в учебниках Н. Д. Угриновича «Информатика и
информационные технологии. Учебник для 10-11 классов» и «Информатика и ИКТ.
Базовый курс: Учебник для 9 класса» изучается тема «Алгоритмизация и
программирование» на основе объектно-ориентированного языка программирования
Visual Basic.
Вот уже несколько лет я использую систему
PascalABC, в ней реализован диалект языка Паскаль, который позволяет решать
довольно сложные задачи с использованием различных средств, таких, как модули и
объекты. К системе также прилагается специально разработанный электронный
задачник, используемый для практического обучения решению задач.
Одним из наиболее важных этапов урока является
закрепление изученного материала и систематизация полученных знаний.
Здесь
можно использовать множество педагогических приемов. Я часто использую на
уроках физики и информатики работу с таблицами (коллективно, индивидуально, в
парах). Идея не моя, прием довольно известен. Я предлагаю фрагмент своего
урока по теме «Алгоритмизация и основы программирования в среде Паскаль».
1.Добавить в пустые клетки таблицы нужные операторы, схемы или
действия.
Элемент
блок схемы
|
В
программе
|
Действия
|
|
|
Начало работы программы
(служебное
слово)
|
|
END.
|
Конец работы программы
(служебное
слово)
|
|
|
На экране
появляется значение переменной C.
(оператор вывода данных)
|
|
WRITE (‘результат=’,S)
|
На экране
появляется текст результат= и значение переменной S.
(оператор вывода данных)
|
|
|
Надо вводить два
числа с клавиатуры
(оператор
ввода данных)
|
|
|
После выполнения
операторов, переменным присваиваются следующие значения: C=4T, D=A+B,
I=I+1
(операторы присваивания)
|
|
IF A>B THEN
BEGIN
ОП.1
END
ELSE
BEGIN
ОП.2
END
|
Если условие A>B верно, то выполняется группа операторов ОП.1, в противном случае – группа операторов ОП.2 (условный оператор)
|
Ответ.
Элемент
блок схемы
|
В
программе
|
Действия
|
|
BEGIN
|
Начало работы программы
(служебное
слово)
|
|
END.
|
Конец работы программы
(служебное
слово)
|
|
WRITE (C)
|
На экране
появляется значение переменной C.
(оператор вывода данных)
|
|
WRITE (‘результат=’,S)
|
На экране
появляется текст результат= и значение переменной S.
(оператор вывода данных)
|
|
READ (X,Y)
|
Надо вводить два
числа с клавиатуры
(оператор
ввода данных)
|
|
C:=4*T
;
D:=A+B;
I:=I+1;
|
После выполнения
операторов, переменным присваиваются следующие значения: C=4T, D=A+B,
I=I+1
(операторы присваивания)
|
|
IF A>B THEN
BEGIN
ОП.1
END
ELSE
BEGIN
ОП.2
END
|
Если условие A>B верно, то выполняется группа операторов ОП.1, в противном случае – группа операторов ОП.2 (условный оператор)
|
Группа, которая
первая правильно заполнила таблицу на карточке, заполняет ее на доске, а
остальные проверяют свои таблицы.
2. Какие из перечисленных далее описаний можно рассматривать как
алгоритмы и почему?
- Порядок
безопасного перехода проезжей части улицы по нерегулируемому пешеходному
переходу.
- Правила
дорожного движения в целом.
- Метод
перевода десятичных чисел в другую систему счисления.
- Доказательство
теоремы Пифагора.
- Правило
правописания сочетаний –жи- и –ши- в русском языке.
- Способ
решения головоломки «кубик Рубика».
- Каталог
товаров, имеющихся в продаже в магазине.
- Инструкция
по распаковке, установке, подключению и настройки телевизора.
(1, 3, 6, 8)
3.
Пример 1. Определить значение целочисленной переменной х после выполнения
следующего фрагмента программы:
В
блок-схеме присутствует цикл, т.е. одни и те же команды многократно
повторяются. Для того, чтобы не ошибиться при выполнении блок-схемы, удобно
составить таблицу, в которую заносятся заносятся значения переменных и
результаты проверки условия на каждом шаге. Знак <> - обозначает неравно.
Определение. Каждое однократное выполнение
тела цикла называется интерацией.
№
интерации цикла
|
Значение
х
|
Значение
у
|
x<>y
|
x>y
|
0
|
55
|
75
|
55<>75
– да (выполняем тело цикла)
|
|
1
|
55
|
75
|
|
55>75 – нет
(вычитаем х из у)
|
1
|
55
|
20
|
|
|
|
55
|
20
|
55<>20 – да (выполняем тело цикла)
|
|
2
|
55
|
20
|
|
55>20 – да
(вычитаем у из х)
|
2
|
35
|
20
|
|
|
|
35
|
20
|
35<>20 – да (выполняем тело цикла)
|
|
3
|
35
|
20
|
|
35>20 – да
(вычитаем у из х)
|
3
|
15
|
20
|
|
|
|
15
|
20
|
15<>20 – да (выполняем тело цикла)
|
|
4
|
15
|
20
|
|
35>20 – нет
(вычитаем х из у)
|
4
|
15
|
5
|
|
|
|
15
|
5
|
15<>5 – да (выполняем тело цикла)
|
|
5
|
15
|
5
|
|
15>5 – да
(вычитаем у из х)
|
5
|
10
|
5
|
|
|
|
10
|
5
|
10<>5 – да (выполняем тело цикла)
|
|
6
|
10
|
5
|
|
10>5 – да
(вычитаем у из х)
|
6
|
5
|
5
|
|
|
|
5
|
5
|
5<>5 – нет (алгоритм завершен)
|
|
Итак,
переменная х после выполнения данного фрагмента программы приняла значение 5.
Ответ: 5
Определить, какому
алгоритму соответствует данная блок-схема?
Данная блок-схема
соответствует известному алгоритму Евклида нахождения НОД двух чисел. Поэтому
ответ можно получить и без формального выполнения алгоритма, используя,
например, такую цепочку умозаключений: «55 делится нацело на 5 (по признаку
делимости на 5); 55=5*11; 75 нацело на 11 не делится, но тоже делится на 5,
следовательно НОД чисел 55 и 75 равен 5.
Если по внешнему
виду блок-схемы нелегко понять, какой именно алгоритм она реализует, то для
решения подобных задач следует пользоваться общим способом – пошаговым
исполнением блок-схемы с заполнением таблицы.
Пример 2.
Определите значение целочисленных переменных после выполнения фрагмента
программы:
x:=5;
y:=7;
t:=x;
x:=y mod x;
y:=t;
Решение. Составим и заполним таблицу
Шаг
|
Значение х после шага
|
Значение у после шага
|
Значение t после шага
|
х=5
|
5
|
Не определено
|
Не определено
|
у=7
|
5
|
7
|
Не определено
|
t=x
|
5
|
7
|
5
|
x=y mod x
|
2
|
7
|
5
|
y=t
|
2
|
5
|
5
|
Ответ: х=2, у=5, t=5
Информационные
ресурсы
1.
Андреева Е.В. Математические
основы информатики. Элективный курс: Учебное пособие/М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2005.-328с.
2.
Бондарев В.М., Рублинецкий
В.И., Качко Е.Г. Основы программирования/ Харьков: Фолио, 1997.- 386с.
3.
Кузнецов А.А. Информатика.
Тестовые задания. – 2-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,
2003.-232с.
4.
Мациевский С.В., Ишанов С.А.,
Клевцур С.В. Информатика: Учебное пособие/ Калининград: КГУ, 2003.-140с.
5.
http://festival.1september.ru
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.