Урок русского языка в 5 классе
Учитель: Селиванова
Татьяна Витальевна
Тема:
систематизация и обобщение знаний по теме «Имя существительное»
Цели урока:
·
повторить и систематизировать полученные знания о существительном; выделить морфологические признаки, по которым существительное
определяют как часть речи;
·
формировать умение правильно пользоваться существительными
в устной и письменной речи; развивать аналитические способности учащихся
(умение сравнивать, выделять, обобщать); вырабатывать умение практического
применения полученных знаний;
·
воспитывать активное и сознательное отношение к
изучению русского языка; создавать на уроке положительную культурно-речевую
среду и атмосферу комфортного доверительного общения.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Слово учителя.
- Велико количество слов в языке – сотни тысяч! А если
прибавить к ним все формы рода, числа, падежа, то получится неисчислимое
количество.
- Как разобраться и управиться с такой армией слов и их форм?
- К счастью, есть у слов строгий командир – МОРФОЛОГИЯ.
- Подаст, к примеру, команду: “Части речи, становитесь!” -
вмиг все слова построятся в чёткие ряды. А если подаст команду:
“Самостоятельные части речи, стройтесь”…
- Кто окажется в ряду? /Ответы учащихся/
- Сегодня нам предстоит отправиться на планету … (загадка о
существительном)
Давно живу я в мире этом
Даю названья всем предметам.
- С недавнего времени там происходит что-то непонятное, видимо
планета заразилась вирусами, и все морфологические признаки перепутаны. Перед
нами стоит важная задача – навести порядок на этой планете. Но это наша общая
задача, а вы поставьте свои конкретные цели и задачи на этот урок.
III. Разминка.
- Ребята, перед тем как отправиться в путешествие, давайте
вспомним всё, что вам известно о имени существительном. Для этого ответим на
вопросы.
1) Что такое имя существительное?
2) Как изменяются существительные?
3) На какие разряды делятся существительные?
4) Какова синтаксическая роль имён существительных?
5) Как определяется склонение существительных?
IV. Путешествие по планете.
Задание 1.
- Итак! Мы с вами на планете. К нам подходят какие-то слова.
Они просят разбить их на разряды:
1 группа – одушевлённые и неодушевлённые: к..р..ндаш, зол..то,
дер..во, ч..ловек, в..л..сипед, дев..чка, отец.
2 группа – собственные и нарицательные: ученица ира, планета
марс, тихий океан, озеро байкал, город пермь, село комарово, газета
комсомольская правда, фильм кармелита.
(Взаимопроверка)
Задание 2.
- «Оцени себя сам». Программированное задание. В таблицу необходимо занести цифры, соответствующие
словам…
Мужской род
|
Женский род
|
Средний род
|
1,6,10,11
|
3,4,7,12
|
2,5,8,9
|
1.Рояль
2.Полотенце
3.Простыня
4.Конфета
5.Солнце
6.Корабль
7.Фамилия
8.Село
9.Впечатление
10.Путь
11.Тюль
12.Радость
- Найдите и устраните ошибки в
словосочетаниях. (учащиеся по цепочке читают и определяют род).
Маленький мышь, вкусный яблок, трудное
фамилие, мокрый полотенец, чистый простынь, железная рельса, ужасный насекомый,
печёная картофель, огромная рояль, белый сирень, раскидистая тополь, горячее
кофе.
- Молодцы, справились и этим заданием!
Задание 3.
- Продолжаем наш путь. Посмотрите, ребята, вокруг нас
различные слова. Подумайте, что же с ними нам делать? (На стенах класса
таблички-слова, которые необходимо распределить на 2 группы: существительные,
имеющие форму только ед. числа и форму только мн. числа).
Слова:
очки, вожжи, ножницы, кудри, бусы, джунгли, духи,
выборы, жмурки, каникулы, сутки, Афины, Карпаты.
Слова: мудрость,
красота, восхищение, глубина, крестьянство, ботва, песок, крупа, жир, Байкал,
Эльбрус, озеро.(Есть слово-ловушка)
Задание 4.
- Прочитай слова,
соблюдая правильное ударение. Включите имена существительные в
словосочетания или предложения.
Случай, дремота,
досуг, засуха, каучук, молодёжь, хвоя, портфель, партер, приговор, договор,
документ, инструмент, цемент, щавель, свекла, силос, каталог.
Задание 5.
- Операция спасения
окончаний существительных.
Идти по алле..,
побывать в планетари.., находиться в здании.., забыть о времен.., висеть на
ветв.., на ветк.., писать в тетрадк.., в тетрад.., поездка по Африк…, вдоль
тропинк.., на тропинк.., посеять рож.., верный сторож.., много луж..,
весёлая молодеж.., сдать багаж.., коробка груш.., подай карандаш.., ночная
тиш.., красивая реч.., с высоких круч... .
Задание 6.
- Последнее задание самое ответственное, от него многое будет
зависеть: спасете ли вы планету? (Выполнение теста на компьютерах).
VI. Подведение итогов. Возвращение на Землю.
- Юные спасатели, пожалуйста, сдайте свои контрольные листы с
результатами.
- Мы возвратились на Землю, и теперь должны приготовить отчёт
под девизом: “Повторение – мать учения”
- Повторим, когда пишется мягкий знак на конце шипящих у существительных
- Подумайте, как можно назвать одним словом:
1) Час суток, от вечера до утра /ночь/
2) Маленький ребёнок /малыш/
3) Человек с высшим образованием, который лечит больных /врач/
4) Суп со свёклой /борщ/
5) Растение из молотых зёрен /у доски – учащийся, класс проверяет и
оценивает/
VIII. Рефлексия.
IX. Д/задание: повторить все правила о существительном,
подготовиться к диктанту.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.