Инфоурок Другое Другие методич. материалыСистематика растений, ее значение для ботаники.

Систематика растений, ее значение для ботаники.

Скачать материал

Учитель

Кривошеева Наталья Александровна

Тема

Основы систематики растений

Цель учебного занятия

Содействовать формированию знаний об основах систематики растений, изучить основные систематические группы растений, научиться распознавать растения классов однодольных и двудольных растений.

Основные задачи:

образовательные: познакомить обучающихся с основными систематическими группами  растений: вид, род, семейство, порядок, класс, отдел, царство,

развивающие: научить анализировать, делать выводы, работать с учебником; развивать мышление наблюдательность, умение сравнивать.

воспитательные: воспитывать положительную мотивацию к учёбе, осуществлять на уроке экологическое воспитание обучающихся.

Тип учебного занятия

Урок открытия новых знаний

Термины и понятия

Систематика растений, род, вид, семейство, порядок, класс, отдел, царство, сорт, класс однодольные, класс двудольные

Специфическое сопровождение

Интерактивная доска, мультимедийный проектор

Планируемые результаты

Личностные

достигаются в течении всего занятия

Предметные

достигаются в течении всего занятия

- формирование интереса к учебному материалу, отдельным заданиям;

- понимание заданных критериев успешности учебной деятельности

- умение проводить самооценку на основании критерия универсальных учебных действий.

- определение значения систематики растений как процесса классификации растений видовому разнообразию

- ознакомление с основными таксономическими группами систематики растений.

Метапредметные

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

- формировать умения находить отличия, составлять схемы - опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.

- находить необходимую информацию в учебнике и дополнительной литературе;

 - понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- на основе анализа и сравнения группировать объекты изученного материала по заданному основанию;

 - устанавливать причинно-следственные связи

- предоставлять возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

 - осуществлять синтез, как составленное целого из частей;

формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

 - продолжить формирование умения слушать и обосновывать свое мнение.

- формировать умения выражать свои мысли и идеи;

 - иметь представление о разнообразии форм учебной деятельности (индивидуальной, фронтальной, парной, групповой);

 - иметь представления о правилах общения в классе;

 - иметь представление о формах работы в классе (индивидуальная, фронтальная, в парах и.т.п);

 

 

формировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

 - продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

 - продолжить формирование умения определять критерии изучаемого объекта.

- принимать учебную задачу. соответствующую этапу обучения;

 - понимать выделенные учителем ориентиры и действия в учебном материале;

 - оценивать совместно с учителем результаты своих действий;

Этапы урока

Деятельность учителя

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

(1 мин)

 (Учитель организовывает актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности)

Добрый день! Я рада вас видеть. Надеюсь, что сегодняшний урок принесет вам только положительные эмоции. Готовы к уроку? Проверьте все необходимое для урока на ваших партах.

– Желаю Вам доброго дня и хорошего настроения.

(Мотивирует обу­чающихся к опреде­лению темы  и к по­становке познава­тельной цели урока)

2. Постановка проблемы, целеполагание.

 

-Назовите все известные вам царства живых организмов.

-Назовите признаки царства растений? (автотрофы, неограниченный рост, отсутствие активного передвижения)

Существует огромное разнообразие растений, все они великолепны и уникальны. Мир растений разнообразен. В настоящее время на Земле насчитывается около 400 тыс. растений.

По каким признакам растения могут различаться между собой? (постановка проблемы)

 (размерам, срокам жизни, внешнему строению, местообитанию)

 Как же разобраться во всем этом разнообразии? По каким критериям мы можем это сделать?

(распределить, т.е. систематизировать, дети записывают тему урока)

Тема: Систематика растений, её значение для ботаники.

(слайд 5) Какова цель нашего урока? (дети сами определяют цель).

Цель: узнать и познакомиться с наукой систематикой, ее значением, и какие имеет систематические группы.

3.  Поиск решения проблемы.

 

(Учитель предлагает  обу­чающимся про­блемные вопросы и задания с целью выявления понятия систематики растений, их классификации, видовому разнообразию. Направляет дея­тельность обуча­ющихся, связан­ную с постанов­кой проблемы, поиском путей её решения)

Предположим, что вам необходимо дать краткую характеристику следующим организмам:  мышь, сова, клен, зебра, роза, сосна, мухомор,  обезьяна, кишечная палочка,  белый гриб.

Как вы поступите: опишите каждый организм или объедините сходные организмы в группы и составите характеристику каждой группы? В какие группы вы объедините названные организмы ? (дети отвечают)

Конечно, все эти организмы отличаются, чтобы выявить отличие нужно их классифицировать.

    Сегодня нам предстоит узнать по каким признакам можно классифицировать растения?

Для того чтобы разобраться в огромном разнообразии растений на Земле необходимо  разбить их на группы, то есть систематизировать.

(Записываем определения в тетрадь)

Систематизацией различных видов растений занимается наука систематика.

Систематика – это наука о классификации растений.

 Классификация – это объединение организмов в группы по степени их родства.

Особую роль в развитии науки систематики сыграл шведский ученый 18 века

 Карл Линней (1707-1778) – основоположник систематики растений.

 

Работа в малых группах.

 

 (Учитель предлагает  обу­чающимся во­просы и задания с целью выявления признаков растений по систематическим категориям. Осуществляет коррекцию, орга­низует обсужде­ние)

Задания для работы в парах:

1.   Перечислите основные систематические группы растений.

2.   Дайте определение понятиям:

Царство-

Вид-

3.   Что такое ареал? (область с определенными экологическими условиями)

4.   Из чего состоит видовое название растения? Чем оно отличается от родового?

Приведите примеры.

5.Что такое сорт? Сорт – группа растений одного вида, обладающих определенными признаками и свойствами, созданные человеком для хозяйственной деятельности.

6. Назовите примеры сорта растений? (н-р: антоновка, белый налив)

7. Назовите самую крупную и самую мелкую систематическую единицу классификации растений?

8. Для чего используется систематика растений?

4.Динамическая пауза

(1 мин)

Сейчас у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка. (слайд14)

5. Первичная проверка понимания.

Учащиеся фронтально отвечают на поставленные вопросы, дополняют и корректируют ответы друг друга.

1. Перечислите основные систематические группы растений. (царство, отдел, класс, порядок, семейство, род, вид) – (просмотр видеоматериала)

2. Дайте определение понятиям: Царство-; Вид- . (слайд)

3.Что такое ареал? (область с определенными экологическими условиями)

4.Из чего состоит видовое название растения? Чем оно отличается от родового?

Приведите примеры.

5.Для чего в названии вида используют латинское название?

Что такое сорт? Сорт – группа растений одного вида, обладающих определенными признаками и свойствами, созданные человеком для хозяйственной деятельности.

6. Назовите примеры сорта растений? (н-р: антоновка, белый налив)

7. Назовите самую крупную и самую мелкую систематическую единицу классификации растений?

8. Для чего используется систематика растений?

6.Применение полученных знаний в новых условиях.

1. Расположите систематические группы в порядке убывания: вид, царство, род, отдел, семейство, класс, порядок.

2. Определите, сколько видов и родов растений названо в следующем списке: клевер луговой, василек луговой, клевер ползучий, василек синий, василек скабиоза, клевер шведский, лютик едкий.

3. Расположите в правильном порядке систематические группы растений, начиная с наименьшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) класс Двудольные                    2) отдел Покрытосеменные

3) род Шиповник                           4) царство Растения                          5) семейство Розоцветные.

4. Вставьте в тексте пропущенные термины:

___________  (А) растений – раздел биологии, в котором выявляется родство растений. Видовое название растения состоит из ________ (Б) слов. Бинарные названия видов ввел шведский ученый-натуралист _____________ (В). ______ (Г) – основная структурная единица классификации организмов, самая крупная - _____________ (Д).

1. царство

3. двух

5.Ч.Дарвин

7.К.Линней

2. одного

4. класс

6. вид

8. систематика

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

(4-5 мин)

(Подводит итог по решению основной задачи урока. Отмечает наиболее правильные и удачные решения у учащихся, предложивших наиболее верные ответы)

Итак, вы изучили признаки и свойства покрытосеменных растений. Узнали как их систематизировать и классифицировать.

8.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

(2-3 мин)

- С какой наукой мы познакомились сегодня на уроке?

Сегодня вы познакомились с наукой систематикой и научились классифицировать растения по группам и видовому родству.

Давайте вернемся к началу урока.

- Что нового вы узнали? Где вы можете применить полученные знания? (в каких областях своей жизни?)

- Какие трудности у вас появились в процессе работы?

- Как вы их преодолевали?

2. Оценивает работу отдельных  обучающихся. Дает комментарии к домашнему заданию.

Д/з: § 19 (прочитать), ответить на вопросы после §, составить классификацию любого растения используя материалы сети интернет.

 

 

Задания для работы в парах:

Перечислите основные систематические группы растений.

Дайте определение понятиям:

Царство-

Вид-

Что такое ареал?

Из чего состоит видовое название растения? Чем оно отличается от родового?

Приведите примеры.

5. Что такое сорт?

6. Назовите примеры сорта растений?

7. Назовите самую крупную и самую мелкую систематическую единицу классификации растений?

8. Для чего используется систематика растений?

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Систематика растений, ее значение для ботаники."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 6 месяцев

Менеджер по управлению сервисами ИТ

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 159 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.06.2020 169
    • DOCX 26.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Матыкин Иван Петрович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Матыкин Иван Петрович
    Матыкин Иван Петрович
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 86485
    • Всего материалов: 243

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 490 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 2 329 человек

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 283 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 850 человек

Мини-курс

Управление проектами: концепции, практика и финансы

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Введение в инвестиции и инвестиционный процесс

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 13 регионов

Мини-курс

Основы профессиональной деятельности эксперта в области индивидуального консультирования

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе