Этапы урока
|
Деятельность учителя
|
1.Мотивация (самоопределение)
к учебной деятельности
(1 мин)
|
(Учитель организовывает
актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности)
Добрый день! Я рада вас видеть. Надеюсь, что
сегодняшний урок принесет вам только положительные эмоции. Готовы к уроку?
Проверьте все необходимое для урока на ваших партах.
– Желаю Вам доброго дня и
хорошего настроения.
(Мотивирует обучающихся к
определению темы и к постановке познавательной цели урока)
|
2. Постановка проблемы,
целеполагание.
|
-Назовите все известные вам царства живых
организмов.
-Назовите признаки царства растений?
(автотрофы, неограниченный рост, отсутствие активного передвижения)
Существует огромное разнообразие растений,
все они великолепны и уникальны. Мир растений разнообразен. В настоящее время
на Земле насчитывается около 400 тыс. растений.
По каким признакам растения могут различаться
между собой? (постановка проблемы)
(размерам, срокам жизни, внешнему строению,
местообитанию)
Как же разобраться во всем
этом разнообразии? По каким критериям мы можем это сделать?
(распределить, т.е.
систематизировать, дети записывают тему урока)
Тема: Систематика
растений, её значение для ботаники.
(слайд 5) Какова цель нашего урока?
(дети сами определяют цель).
Цель: узнать и познакомиться с
наукой систематикой, ее значением, и какие имеет систематические группы.
|
3. Поиск решения проблемы.
|
(Учитель
предлагает обучающимся проблемные вопросы и задания с целью выявления
понятия систематики растений, их классификации, видовому разнообразию.
Направляет деятельность обучающихся, связанную с постановкой проблемы,
поиском путей её решения)
Предположим, что вам необходимо дать краткую
характеристику следующим организмам: мышь, сова, клен, зебра, роза, сосна,
мухомор, обезьяна, кишечная палочка, белый гриб.
Как вы поступите: опишите каждый организм или объедините
сходные организмы в группы и составите характеристику каждой группы? В какие
группы вы объедините названные организмы ? (дети отвечают)
Конечно, все эти организмы отличаются, чтобы выявить
отличие нужно их классифицировать.
Сегодня нам предстоит узнать по каким признакам можно
классифицировать растения?
Для того чтобы разобраться в
огромном разнообразии растений на Земле необходимо разбить их на группы, то
есть систематизировать.
(Записываем определения в тетрадь)
Систематизацией различных видов растений занимается наука
систематика.
Систематика – это наука о классификации растений.
Классификация – это объединение организмов в группы
по степени их родства.
Особую роль в развитии науки
систематики сыграл шведский ученый 18 века
Карл Линней (1707-1778) – основоположник
систематики растений.
|
Работа
в малых группах.
|
(Учитель
предлагает
обучающимся вопросы и задания с целью выявления признаков растений по
систематическим категориям. Осуществляет коррекцию, организует обсуждение)
Задания для работы в парах:
1. Перечислите основные
систематические группы растений.
2. Дайте определение понятиям:
Царство-
Вид-
3. Что такое ареал? (область с
определенными экологическими условиями)
4. Из чего состоит видовое
название растения? Чем оно отличается от родового?
Приведите примеры.
5.Что такое сорт? Сорт – группа растений одного вида,
обладающих определенными признаками и свойствами, созданные человеком для
хозяйственной деятельности.
6. Назовите
примеры сорта растений? (н-р: антоновка, белый налив)
7. Назовите
самую крупную и самую мелкую систематическую единицу классификации растений?
8. Для чего
используется систематика растений?
|
4.Динамическая пауза
(1 мин)
|
Сейчас у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (слайд14)
|
5. Первичная проверка
понимания.
|
Учащиеся фронтально отвечают на поставленные вопросы,
дополняют и корректируют ответы друг друга.
1. Перечислите
основные систематические группы растений. (царство, отдел, класс, порядок,
семейство, род, вид) – (просмотр видеоматериала)
2. Дайте
определение понятиям: Царство-; Вид- . (слайд)
3.Что такое
ареал? (область с определенными экологическими условиями)
4.Из чего
состоит видовое название растения? Чем оно отличается от родового?
Приведите примеры.
5.Для чего в названии вида
используют латинское название?
Что такое сорт? Сорт – группа растений одного вида,
обладающих определенными признаками и свойствами, созданные человеком для
хозяйственной деятельности.
6. Назовите
примеры сорта растений? (н-р: антоновка, белый налив)
7. Назовите
самую крупную и самую мелкую систематическую единицу классификации растений?
8. Для чего используется систематика растений?
|
6.Применение полученных знаний
в новых условиях.
|
1. Расположите систематические
группы в порядке убывания: вид, царство, род, отдел, семейство, класс,
порядок.
2. Определите, сколько видов и родов
растений названо в следующем списке: клевер луговой, василек луговой, клевер
ползучий, василек синий, василек скабиоза, клевер шведский, лютик едкий.
3.
Расположите в правильном порядке систематические группы растений, начиная с
наименьшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) класс
Двудольные 2) отдел Покрытосеменные
3)
род Шиповник 4) царство
Растения 5) семейство Розоцветные.
4.
Вставьте в тексте пропущенные термины:
___________
(А) растений – раздел биологии, в котором выявляется родство растений.
Видовое название растения состоит из ________ (Б) слов. Бинарные названия
видов ввел шведский ученый-натуралист _____________ (В). ______ (Г) –
основная структурная единица классификации организмов, самая крупная -
_____________ (Д).
1.
царство
|
3. двух
|
5.Ч.Дарвин
|
7.К.Линней
|
2.
одного
|
4.
класс
|
6. вид
|
8. систематика
|
|
7.Самостоятельная работа с
самопроверкой по эталону.
(4-5 мин)
|
(Подводит итог по решению основной
задачи урока. Отмечает наиболее правильные и удачные решения у учащихся,
предложивших наиболее верные ответы)
Итак, вы изучили признаки и свойства покрытосеменных
растений. Узнали как их систематизировать и классифицировать.
|
8.Рефлексия учебной
деятельности на уроке (итог урока)
(2-3 мин)
|
- С какой наукой
мы познакомились сегодня на уроке?
Сегодня вы познакомились
с наукой систематикой и научились классифицировать растения по группам и
видовому родству.
Давайте вернемся
к началу урока.
- Что нового вы
узнали? Где вы можете применить полученные знания? (в каких областях своей
жизни?)
- Какие трудности у вас появились в процессе работы?
- Как вы их преодолевали?
2. Оценивает работу отдельных обучающихся. Дает
комментарии к домашнему заданию.
Д/з: § 19 (прочитать), ответить на вопросы после §, составить
классификацию любого растения используя материалы сети интернет.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.