Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыСистема упражнений " Н и НН в различных частях речи"

Система упражнений " Н и НН в различных частях речи"

Скачать материал

Система заданий и упражнений по теме «Правописание

-Н- и -НН- в суффиксах причастий и прилагательных»

Правописание н и нн в отыменных прилагательных

Задание 1. Запишите, объясняя орфограммы.

С деревя..ых подмостков петуши..ым голосом кричал клоун. (Ю.Ол.) В руках мальчика был скользкий, замшелый глиня..ый сосуд необычайной формы. (Л.Лаг.) Сколько на земле растет всякой травя..ой еды! (Ю.Аф.) Кучи сора и тряпок лежали на полу, в углу стоял деревя..ый остов кровати. (Купр.) Из гости..ой чернелись проталины на горе. (Акс.) Вдруг налетела буря, и воздух превратился в белую водя..ую пыль. (Акс.) В реках с песча..ым дном вода посветлела и стал виден зеле..ый мох. (Акс). Птица улетела, а снег всё сыпался, как стекля..ый дождь. (Пауст.)

 

Задание 2. Раскройте скобки, выбрав правильный вариант написания. Подберите возможные синонимы и антонимы к выделенным словам.

День выдался знойный, безветре(н, нн)ый. (Купр.) Сапоги генералу сделал батальо(н, нн)ый сапожник. (Л.Т.) Величестве(н, нн)ая зеле(н, нн)ая прелесть бора, как драгоце(н, нн)ая оправа, украшала нашу безмятежную любовь. (Купр.) Приближение весны в деревне производило на меня необыкнове(н, нн)ое впечатление. (Акс.) Я люблю не морозные, красные, почти от утра до вечера ветре(н, нн)ые дни. (Акс.)

 

Задание 3. Распределите предложения по группам 1) с орфограммой в словах с основой на н и суффиксом -н-2) с -онн-, -енн- 3) –ан-, -ян, -ин-

Ни облака на туман..ом беловатом небе, ни малейшего ветра на снежных равнинах. (Акс.) К ногам графа большой серебрян..ый таз поставят с водой. (Тург.) Разыгрался пустын..ый ветер на приволье. (Акс.) Несмотря на весен..юю свежесть, все люди были босиком. (Акс.) На правом берегу офицер в парусин..овой рубахе гаркнул: "Прекратить стрельбу!". (Шол.) Долгий осен..ий закат догорел. (Купр.) Они прошли в дом через большую камен..ую террасу. (Купр.) В округ приезжал областной продовольствен..ый комиссар. (Шол.) Утрен..ие морозные туманы держатся в низовьях. (Ю.Аф.) Тут была обстановка простая, и пахло ржан..ым хлебом. (Чех.)

И наши прогулки, в которых я провожу их по необыкновен..ым местам и оврагам, бывают очень приятны. (Л.Толст.) Мальчик носит овчин..ый полушубок. (Ю.Аф.) К горизонту шли медлен..ые снеговые тучи. (Акс.) Посреди дремучего леса на узкой лужайке возвышалось землян..ое укрепление. (А.Пуш.)

 

Задание 4.  Вместо пропусков вставьте нужные буквы. Составьте словосочетания с выделенными словами, употребив их в переносном значении. 

Длин..ый подбородок жены стал еще длин..ее. (Чех.) С самых ран..их лет почувствовал он охоту к рисованью. (Тург.) Очумелов глядит в сторону и видит: из дровян..ого склада купца бежит собака. (Чех.) На шее почуял Лукич лошадин..ые губы и, прихрамывая, засеменил в хутор. (Шол.) К шершавым бокам кобылы прилипли бурьян..ые былки. (Шол.) Уже перед вечером увидал Митька, как с песчан..ого кургана, блестевшего белой лысиной, съехали человек восемь кон..ых.  (Шол.) Во всю ширь поля, залитого лун..ым светом, тоже не доносилось ни движения, ни звука. (Чех.) У белых камен..ых ворот, которые вели со двора в поле, у старин..ых крепких ворот со львами, стояли две девушки. (Чех.) Купил ему штанишки сукон..ые, рубашку, сандалии и картуз из мочалки. (Шол.)

 

 

 

Правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных

Задание 1. Спишите, раскрывая скобки:

Некоше(н,нн)ые, низкие кусты широко расстилались передо мною. (Тург.) Однажды, в студе(н,нн)ую зимнюю пору, Я из лесу вышел; был сильный мороз. (Некр.) Птицы изредка прилетали поглядеть, не уехали ли непроше(н,нн)ые гости. (Чех.) Наверху свисали с разных сторон черные лома(н,нн)ые стропила.(Ю.Ол.) На вершине пологого холма посеребрё(н,нн)ым морем раскинулась спелая рожь. (Тург.) Мы сорвали несколько гроздей схваче(н,нн)ой морозом красной рябины. (Акс.) Запуше(н,нн)ые инеем, обмерзшие ледя(н,нн)ыми сосульками бежали мужики за обозами. (Акс.) Летний вечер повеял прохладой на раскале(н,нн)ую землю. (Акс.) Гремели по ночам железные кровли дач, будто бегает кто-то по ним в подкова(н,нн)ых сапогах. (Купр.) Двор, некогда украше(н,нн)ый цветниками, обращен был в некоше(н,нн)ый луг, на котором паслась опутан(н,нн)ая лошадь. (А.Пуш.) В шалаше за перегородкой ране(н,нн)ый Дубровский лежал на кровати. (А.Пуш.) Ни мече(н,нн)ого, ни сече(н,нн)ого, ни варе(н,нн)ого, ни толче(н,нн)ого. (Посл.)

 

Задание 2. Распределите предложения с орфограммой Н и НН в суффиксе по группам: 1) в причастиях 2) отглагольных прилагательных. Объясните выбор написания.

Легкий сдержан..ый шепот разбудил меня.(Тург) Он успел повернуться на бок, бешен..ым движением в тот же миг подтянув ноги к животу, разглядел лицо женщины-вагоновожатой. (Булг.) Лида только что вернулась откуда-то и, стоя около крыльца с хлыстом в руках, стройная, красивая, освещен..ая солнцем, приказывала что-то работнику.(Чех.) В руке Иван Николаевич нес зажжен..ую венчальную свечу. (Булг.) Серую, старую, рван..ую одежду украшали зеленые ленты. (Ю.Ол.) Собак сыскные шли по моему следу, они меня и нашли в некошен..ом овсе. (Шол.) Теперь я без хохота вспомнить не могу испуган..ых и бледных лиц моих товарищей. (Тург.)  Бумажная вина не прощен..ая. (Посл.)

 

Задание 3. Вставьте пропущенные буквы:

Сапоги были построен..ы батальонным сапожником. (Л.Т.) Улица была ярко освещен..а. (Ю.Ол.) Ямские лошади были запряжен..ы. (Акс.) Окна дома, узкие и прорезан..ые арками, были высоко над землей, и стекла в них окраше..ы солнцем в радугу. (М.Гор.) Землянка обвешан..а была богатыми коврами, в углу находился серебрян..ый туалет и трюмо. (А.Пуш.) Рядом с дорогой разбросан..ы бревна. (Ю.Аф.)

 

Задание 4 . Объясните разницу в написании однокоренных слов:

1) Мероприятие прошло организованно. Организовано хорошее питание.

2) Море взволновано бурей. Друг говорил взволнованно, горячо.

3) Все мои друзья образованны. Комитеты уже образованы.

4) Лица солдат суровы и озабоченны. Мы были озабочены подготовкой к празднику.

5) Волосы запутаны ветром. Эта история запутанна и загадочна.

 

Правописание Н и НН в причастиях и прилагательных (обобщающие задания)

 

Задание 1. Спишите, вставляя Н или НН. Объясните выбор:

Немного подальше, в самой глуши заброшен..ого и одичалого малин..ика, стояла беседка, прехитро раскрашен..ая внутри. (Тург.) Сам Алехин, умытый, причесан..ый, в новом сюртуке, ходил по гостин..ой. (Чех.) С террасы стеклян..ая дверь вела в гостин..ую, в которой представлялось фортепьяно, завален..ое рукописными нотами. (Тург.) Сладко пахнет сушен..ыми яблоками, а от хомутов и шлей, развешан..ых по стенам, - лошадин..ым потом. (Шол.) Теперь шуршит тачанка мимо заиндевевших плетней, бегут назад соломен..ые крыши, ставни размалеван..ые. (Шол.) По земляной морщинистой коре дробным дождем выцокивают раздвоен..ые копыта телят.(Шол.) Он умолкал, поникал головой, потом, напившись из деревян..ой фляги теплой воды, оживал вновь и хватался то за нож, спрята..ный под таллифом, то за кусок пергамента. На этом пергаменте уже были набросан..ы записи. (Булг.)

 

Задание 2. Спишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя орфограммы.

С тер..ас..ы стеклян..ая дверь вела в гостин..ую, в которой предст..влялось ф..ртепьяно, завален..ое рук..писными нотами. (Тург.) Он, морщась и охая, все же улыбает..ся бес…мыслен..ой сума..шедшей улыбкой. (Булг.) Его выпучен..ые глаза блестят, нос становит..ся ярко(-)красным. (Чех.) Я быстро о..дернул занесен..ую ногу и, сквозь едва прозрач..ный сумрак ночи, увидел далеко под собой огромную р..внину. (Тург.) Когда на другой день после обеда я пришел к Волчаниновым, стеклян..ая дверь в сад была открыта настеж.. . (Чех.) До тех пор пока есть маленькая, бе..причин..ая надежда на (не)полное такое счастие, я еще (не)могу спокойн.. строить для себя вообр..жаемое счастие. (Л.Толст.)

 

Задание 3. Вставьте пропущенные буквы, объясните выбор Н или НН. Определите стиль текста и выделите его стилеобразующие средства. Укажите средства художественной выразительности.

Я смотрел за окно на ржа..ные поля, рощи, маленькие станции.  Дорога на Брянск была круговая и дли..ная – через Львов в Навлю. Пассажиры выскакивали на станциях, покупали у баб землянику и жаре..ных цыплят. Потом на перронах воцарялась сон..ая тишина. Я впервые видел пустын..ую Среднюю Россию. Мне понравились ее зелен..ые леса, заросшие дороги, разговоры крестьян.

В Синезёрки поезд пришел в сумерки. Меня ждал возница в парусин..овом пиджаке. Наша телега иногда скатывалась на деревян..ый мост, и под ним блестела черная болотная вода. Мы остановились около маленького деревян..ого дома с освещен..ыми окнами. Телега зацепилась за камен..ый столб у ворот.

Всё лето я провел среди дремучих Брянских лесов, кротких орловских крестьян в таком старин..ом и обширном парке, что никто не знал, где он кончается и переходит в лес. (По К.Г.Паустовскому «Далекие годы»)

 

Задание 4. 1) Определите стиль и тип текста. Укажите средства создания выразительности текста. 2) Вставьте пропущенные знаки препинания. 3) Вставьте пропущенные Н и НН в суффиксах причастий и прилагательных.

С утра до вечера я был с бабушкой на палубе под ясным небом между позолочен..ых осенью берегов Волги. Над рекой незаметно плыло солнце вокруг менялись  зелен..ые горы города и села золотые осен..ие листья на воде. К вечеру пароход остановился у причала тесно загроможден..ого судами.

На самом верху улицы стоял дедушкин приземистый дом окрашен..ый грязно-розовой краской с нахлобучен..ой низкой крышей и выпучен..ыми окнами. Весь дом был набит невидан..ыми мною людьми воен..ый из татар с маленькою женою которая играла на богато украшен..ой гитаре сивый дядя Петр, племян..ик его Стёпа длин..ый татарин Валей. Вся комната последнего была заставлен..а ящиками и завален..а вещами. Он сидел в рыжей кожан..ой куртке измазан..ый красками встрепан..ый и неловкий и плавил свинец. Дядя Петр принёс варенье в большой глинян..ой банке. Бабушка сидела на краю печи наклоняясь к людям освещен..ым огнем маленькой жестян..ой лампы. Взрослые разговаривали о том что в Париже нет великого поста когда можно есть только квашен..ую капусту солен..ые грибы картофель с льнян..ым маслом. Все много пили ели детям давали гостин..цы и постепенно разгоралось жаркое но стран..ое веселье. (По М.Горькому «Детство»)

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Система упражнений " Н и НН в различных частях речи""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Управляющий рестораном

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 682 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.03.2017 45738
    • DOCX 24.6 кбайт
    • 995 скачиваний
    • Рейтинг: 4 из 5
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кузовлева Татьяна Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Кузовлева Татьяна Сергеевна
    Кузовлева Татьяна Сергеевна
    • На сайте: 8 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 96187
    • Всего материалов: 20

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 139 человек из 49 регионов
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Преподавание русского языка как неродного в образовательном учреждении

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 82 человека из 28 регионов

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

72/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 23 регионов

Мини-курс

Психологические механизмы и стратегии: сохранения психологического равновесия

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Робототехника в школе: конструирование и программирование

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 20 регионов

Мини-курс

Библиотечная трансформация: от классики до современности с акцентом на эффективное общение и организацию событий

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе