Доклад
на тему «Система работы учителя и родителей по организации домашнего чтения
учащихся»
Учитель
якутского языка и литературы Егорова Оксана Петровна
МБОУ
Уолбинская СОШ
имени
В.И. Ленина МР «Таттинский улус» РС(Я)
В современном обучении чтению проблемой является семейное чтение. Широкое
распространение телевидения, видеотехники, компьютеров отодвинули книгу на
второй план. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного
сближает членов семьи, объединяет их духовно. Не читающие семьи воспитывают не
читающих детей. Семейные чтения – это главный путь широкого приобщения детей к
миру книги. Сохранить и обогатить традиции совместного чтения и обсуждения книг
взрослыми и детьми - одна из насущных задач, требующих непременного решения в современной
методике обучения чтению. Мы в школе провели вечер, где ребята готовили
видеоматериалы «Читающая семья». Здесь показаны сюжеты у кого самая богатая
библиотека, самая читающая семья, постоянные посетители библиотек. Благодаря этого вечера, обучающиеся много узнали о
своих односельчан, читающих книги.
В
настоящее время наблюдается дефицит спокойного доброжелательного обогащения
ребенка нужным ему для жизни опытом. Это выражается, прежде всего, в типичном
осложнении отношений ребенка со взрослыми. Зачастую причиной таких осложнений
является постоянная занятость родителей или отклонения в их поведения,
связанные с алкоголизмом, утратой духовных и нравственных ценностей.
Главная
задача учителя состоит в том что, чтобы в беседах с родителями убедить их, что
духовное развитие ребенка невозможно без постоянного общения с книгой,
обсуждения прочитанного в семье. Многие родители не знают, что читают их дети и
не интересуются, какими книгами они увлекаются. Привитие детям интереса к
чтению зависит от родителей.
Работа
по формированию читательского интереса осуществляется через уроки литературного
чтения, внеклассное чтение, а также через внеурочную деятельность. Внеклассные
занятия предоставляют широкие возможности для творчества детей, их
познавательного роста. Для формирования интереса к чтению есть разноообразные
формы внеклассных занятий - занятие диспут, занятие спектакль, занятие
праздник, занятие интервью, конкурсы, встречи. Достигнуть эффективных
результатов в руководстве детским чтением возможно только в тесном сотрудничестве
библиотеки, школы, семьи. Современный и тесный контакт с родителями обучающихся
позволяет педагогу обрести в их лице необходимых и надежных помощников, поэтому
необходимо использовать воспитательный потенциал семьи, устанавливать контакты
с родителями, оказывать им необходимую помощь. Воспитать любовь к книге и
чтению помогают родительские собрания.
Долг
каждого педагога – научить детей любить книгу, ощущать потребность в ней,
понимать ее. В обучении, воспитании и развитии ребенка огромную роль играет
книга. Но книга учит только тогда, когда ребенок умеет читать в истинном смысле
этого слова, т.е. понимает прочитанное. Нужно помнить, что работа эта очень
важная и ее нужно проводить систематически. Оттого, насколько дружно мы будем
ей заниматься, зависит будущее наших детей.
Для
формирования интереса к чтению и книге у детей необходимо соблюдать следующие
условия
-
учет возрастных особенностей развития ребенка
-
создание книжных уголков в домашних условиях
-
тщательный подбор литературных произведений
-
беседы о книгах
-
вечера
Особое
внимание уделяю внеклассному чтению. Поэтому для учащихся 5-7 классов книги для
внеклассного чтения разделяю по четвертям. Для этого все ребята завели специальную
тетрадь . В течение одной четверти, смотря от сложности произведения, даю им
для чтения несколько произведений. После того как ребята заключили читать
заданные книги, они рисуют в тетрадях то, что прочитали, осмыслили, и в классе
по этим рисункам рассказывают /делают пересказ/. Благодаря такой форме, интерес
к чтению у обучающихся чуть возрастает.
В
заключение хочется отметить, что метод, используемый мной, позволяет повысить
интерес обучающихся к чтению. Открываем путь к информации.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.