Использование метода проектов на уроках информатики.
Чтобы быть хорошим преподавателем,
нужно любить то, что преподаешь,
и любить тех, кому преподаешь.
Ключевский В.
В соответствии с новыми
задачами, поставленными Президентом Казахстана в ежегодном послании к народу
Казахстана «Новый Казахстан в новом мире» в котором, указана основная задача – «современное образование и профессиональная
переподготовка, представление
качественных образовательных услуг, формирование основ «умной экономики»,
использование новых технологий, идей и подходов». Главным критерием успеха образовательной реформы
является достижение такого уровня, когда любой гражданин нашей страны, получив
соответствующее образование и квалификацию, может стать востребованным
специалистом в любой стране мира.
В работе использую следующие формы
деятельности: теоретические и практические занятия; работа с учащимися в
составе кружка; организация индивидуальных занятий и консультаций для учащихся;
проявляющих повышенный интерес к информатике, а также для отстающих; изучение
дополнительного учебного материала; стимулирование самостоятельного изучения
материала с последующим контролем; организация конкурсов и викторин, участие в
олимпиадах.
В своей работе
преследую следующие цели и задачи педагогической деятельности:
● формирование
информационной культуры у учащихся, под которой понимается умение
целенаправленно работать с информацией и использование для этого возможностей
компьютера;
● формирование
необходимости и возможности непрерывного и эффективного процесса
самообразования и саморазвития для каждого человека, усидчивости и
работоспособности, навыков перспективного планирования своей деятельности,
самоконтроля и самооценки, как основы и гарантии постоянного возрастания его
социальной значимости;
● развитие у
школьников логического мышления, творческого и познавательного потенциала с
использованием для этого богатейшего компьютерного инструментария.
● приобретение
учащимися опыта сотрудничества, в том числе и с взрослыми, воспитание
уважительного отношения к результатам труда других людей;
При проектировании и
осуществлении своей деятельности я руководствуюсь следующими концептуальными
принципами:
1. Сама личность
учителя, его внутренний мир оказывают самое большое влияние на формирование
личности ученика.
2. Обучение
информатики – это общение ребёнка с компьютером.
3. Учение есть не
прямая производная обучения, а самостоятельный, индивидуальный,
личностно-значимый, а потому очень действенный источник развития.
4. Принятие ребёнка
таким, какой он есть, со всеми его недостатками.
5. Опора на успех
ребёнка в любой деятельности.
В своей работе
использую: программы, составленные на основе рекомендованных государственных
программ с учётом оборудования и программное обеспечение; практикую организацию
самостоятельной деятельности учащихся через написание программ-тестов по
предметам; использую рекламно-оформительскую работу для повышения культуры и
сохранения традиций ПЦО.
Считаю
достижением в своей педагогической деятельности:
● Создание хорошего
психологического климата при организации познавательной деятельности;
● Формирование
устойчивой мотивации у учащихся разной категории);
● Нахождение
приёмов и методов формирования информационной культуры для разной возрастной
категории учащихся;
● Включение
учеников в социально значимую деятельность (проекты, конференции, рефераты);
Сложным
этапом в организации обучения, считаю:
● Разработка
уровневого дидактического материала.
● При массовой
организации обучения, не всегда есть возможность использовать диагностику
интересов, организацию самостоятельной деятельности учащихся через написание
программ-тестов по предметам.
Происходящие изменения в общественной жизни требуют развития
новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным
развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельного движения в
информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить
и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной
деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Этим обусловлено введение в
образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на
основе проектной деятельности обучающихся
Проектная деятельность обучающихся —
совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся,
имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на
достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является
наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности,
этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта,
доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и
организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая
его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Самое решающее звено этой новации — учитель. Задача учителя научить ребёнка новым
компьютерным технологиям, применяя приобретены знания и навыки на практике.
Меняется роль учителя и не только в
проектно-исследовательском обучении. Из носителя знаний и информации учитель
превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению
проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и
нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом позволяет выстроить
бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение
творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в
результативную созидательную творческую работу.
Целью обучения основам информатики и
вычислительной техники становится:
·
развитие у
учащихся самостоятельности и самоорганизации
·
готовности к
сотрудничеству, развитие способностей к созидательной деятельности
·
толерантность,
терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать компромиссы.
Система моей работы по повышению качества образования
строится на основе перечисленных выше целей и задач.
Для реализации темы в моей педагогической деятельности на
начальном этапе стало изучение и знакомство с новыми педагогическими технологиями, изучение опыта Кобдикова Ж. У.
(технология уровневой дифференциации), Нурахметова Н. Н., Абдыгалиева К. А.
(концентированно-интенсивное обучение), технология обучения на основе
системного подхода (Т. Т. Галлиев), П. М. Эрднев (укрупнение дидактических
единиц)
Целью работы по теме самообразования является:
·
возможность максимального
раскрытия творческого потенциала учащихся
·
организация деятельности
так, чтобы ученик мог проявить себя индивидуально или в группе
·
использовать свои знания,
получить новые, показать публично достигнутый результат.
Направления работы по теме:
I этап – диагностический (2005-06 уч.г)
II этап – организационный
(2005- 2006 уч. год)
III этап – внедренческий (2006 - 2009г)
IV этап – обобщающий (2009-2010 уч. год)
На первом этапе мною была изучена психолого-педагогическая литература,
методическая литература по теме «Метод проектов», сбор информации,
анкетирование, изучение возможностей учащихся, обработка данных.
Затем был составлен план работы, который предполагает реализацию
практической направленности и включает в себя:
1.
подбор и проведение уроков
с использованием метода проектов
2.
подбор тем проектов
соответственно возрастным особенностям учащихся
3.
выбор наилучших проектов
для участия в городских и областных конкурсах
4.
разработка собственного
учебного пособия, дидактического материала, тестовых заданий
5.
обмен опытом, наработанным
материалом
6.
публикации в
республиканском журнале «Творческая педагогика»
Я хотела бы остановится на подборе тем проектов соответственно
возрастным особенностям учащихся.
Используемые мною проекты я разделила на три возрастные группы:
1.
Обучения
информатике в среднем звене (7 класс) школы можно представить в виде
большого межпредметного проекта, в котором выделяются более мелкие проекты, как
индивидуальные, так и групповые. Работа в одном проекте может естественным
образом перетекать в следующий, объемлющий его проект. Например, проект
«Фамильное дерево» служит естественным продолжением проекта «Моя семья», а
этот - проекта «Мое имя», «Домашние
животные», сочинения, рассказы, сказки, творческие работы. С использованием
следующих компьютерных технологий: графические редакторы, текстовые редакторы.
Пример: Результат готового проекта фамильное древо
2.
В основной
школе 8-9 класс, в соответствии
с возрастными особенностями школьников, проектную деятельность целесообразно
организовывать в групповых формах. При этом не следует лишать возможности
ученика выбора индивидуальной формы работы. Ключевой точкой в образовании
становится опыт деятельности ребенка. Метод проектов как технология
компетентносто-ориентированного образования подразумевает продуктивную
деятельность учащихся, способствует формированию информационно-коммуникационной
компетентности, а также компетентности, которую условно можно назвать
«способность к деятельности».
Проектом может быть и компьютерный курс изучения определенной темы, и
компьютерная игра и тематическое сообщение. Кроме тематических проектов,
предусмотренных программой курса, информатики учащиеся охотно выполняют,
проекты из других предметных областей: история, физика, математика, химия и
др. Для успешной реализации межпредметных проектов, учителю информатики
рекомендуется организовать совместную деятельность учащихся с учителем
соответствующей предметной области. Выполненные в результате проектной
деятельности работы могут стать методическим или справочным пособием по
соответствующему предмету.
Пример: презентация «Национальные блюда»,
3.
В старшей
школе в курсе
«Информатика» программой предполагается проведение практикумов – больших
практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного
результата, осмысленного и интересного для учащихся. На уроках информатики учащиеся приобретают опыт
комплексного использования теоретических знаний и средств компьютерных
технологий в реализации прикладных проектов, связанных с учебной и практической
деятельностью, с выбранной профессиональной ориентацией.
Проектная деятельность, обеспечивающая формирование
информационно-коммуникационной компетентности, может быть представлена
тематическими проектами, реализуемыми в течение одного или нескольких уроков
до длительных проектов, с их продолжением и расширением на курсах по выбору,
факультативах, элективных курсах. Презентацию результатов проектирования
целесообразно проводить на уроках обобщения, а также на семинарах, заседаниях
научного общества учащихся или школьных конференциях.
Пример: веб-ресурс «Молодежь против наркотив», анимационный
ролик «Устройство ПК», «Новые технологии - детям» и т.д.
Разработанное мною УМК «Компьютерное моделирование»
является отличной возможностью выявить склонности учащихся к исследовательской
деятельности ,а также учащихся, мотивированных на изучение курса информатика.
Я хотела бы подчеркнуть: применение метода проектов является поиском
путей решения проблем, которые в рамках традиционно используемых методов
обучения решить невозможно в связи с различным стартовым уровнем знаний и
умений школьников по информатике, различной профессиональной направленности.
Даже знания детей с высоким уровнем подготовки, как правило не выстроены в
логике курса и требуется устранения пробелов в знаниях с последующей
коррекцией.
В настоящее время метод проектов активно
внедряется учителями информатики в образовательный процесс. Как показывает мой опыт, данный метод
является эффективным методом обучения.
Работа над темой самообразования помогает мне, как учителю:
·
повышать своё профессиональное
мастерство
·
формировать предметную
компетентность учащихся
·
способствовать социальной
компетентности учащихся
·
улучшать коммуникативную
компетентность учащихся
Кроме того, разработанная система работы
позволила принять участие и стать победителем номинации областного конкурса
учителей ИВТ «Алтын диск». Использование метода проектов позволило мне как
учителю разработать и залицензировать УМК по теме «Компьютерное моделирование».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.