Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыСистема работы по формированию правильного написания словарных слов в начальной школе

Система работы по формированию правильного написания словарных слов в начальной школе

Скачать материал

Алгоритм работы по формированию орфографической грамотности при написании словарных слов.

Система «Составь, озвучь, запиши и активизируй»

Автор: Гнусарева Я.В., учитель начальных классов, г. Каменск-Уральский

Объект: слова с непроверяемыми написаниями

Цель: повышение качества орфографической зоркости

     Начав работать учителем, я не думала, что моим ученикам будет даваться с трудом освоение слов с непроверяемыми написаниями, обычно именуемыми «словарными». Что может быть проще запоминания определённого слова? Запомни, как пишется, и  дальше пиши правильно. Оказалось, не всё так просто.

     Традиционно слова с непроверяемым написанием усваиваются путём механического запоминания. Ребёнок в таком случае остаётся пассивным, так как учитель сам предъявил слово, рассказал, как надо писать, а ребёнку оставалось списать и заучить слово. Такой алгоритм не формирует интереса к языку,  не обеспечивает быстрого и прочного запоминания.

     Ребёнок младшего школьного возраста по природе своей исследователь, поэтому необходимо вовлечь его в проблемно-поисковую работу при формировании орфографической грамотности.

     Для повышения эффективности усвоения слов с непроверяемым написанием я разработала систему «Составь, озвучь, напиши и активизируй», которая, на мой взгляд, способствует не механическому, а осмысленному запоминанию словарных слов.

     На этапе введения нового словарного слова предполагается проведение многоплановой работы.

     Пример работы на этапе введения нового словарного слова

 

1этап «Расшифруй слово»

             2, ?, 18, 7, 9, 1

Учащиеся, используя таблицу, устно составляют слово. Одна буква должна находиться под знаком вопроса, она и является опасной. Идет развитие внимания, переключения и расширение зрительного поля.

1 А

2 Б

3 В

4 Г

5 Д

6 Е

7 Ё

8 Ж

9 З

10 И

11 Й

12 К

13 Л

14 М

15 Н

16 О

17 П

18 Р

19 С

20 Т

21 У

22 Ф

23 Х

24 Ц

25 Ч

26 Ш

27 Щ

28 Ъ

29 Ы

30 Ь

31 Э

32 Ю

33 Я

 

 

 

 

Ученики догадываются, что зашифровано слово  БЕРЕЗА. На доске появляется запись     Б . РЁЗА

 

 

2 этап «Толкование современного лексического значения слова»

    Обязательно наличие картинки, изображающей слово.

 

                                             

 

3 этап «Выделение опасных мест, которые нужно запомнить»

  Учащиеся проговаривают слово хором орфоэпически. При расшифровке слова было выявлено «трудное место». Ставится орфографическая задача – почему это место «опасное»? Дети записывают слово, показывая «трудное место» пропуском буквы. После того как ученики записали слово, они пытаются разрешить проблему - подобрать проверочное слово и определить нужную букву. Когда это сделать не удаётся, учитель приступает к следующему этапу.

4 этап « Этимологическая справка (происхождение слова)

     По завершению данного этапа, дети выясняют, какую же букву необходимо написать. Учитель открывает на доске данное слово, чтобы дети увидели слово зрительно.

 

                                             БЕРЕЗА

 

5 этап  «Запись слова в словарь с комментированием»

     Дети орфографически проговаривают слово, вставляют букву и ещё раз записывают его с комментированием. Ученики лучше запоминают то, что, как им кажется, они нашли сами.

 

6 этап «Введение слова в активный словарь ребенка»

     - составление и запись словосочетания с новым словом;

     - составление и запись предложения с новым словом.

     Ребенок использует устную и письменную речь.

 

      Если использовать методику в системе, то повышение качества запоминания словарных слов повышается в несколько раз.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Система работы по формированию правильного написания словарных слов в начальной школе"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Инженер по обслуживанию многоквартирного дома

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Алгоритм работы по формированию орфографической грамотности при написании словарных слов.

Система «Составь, озвучь, запиши и активизируй»

 

 


 


 


Начав работать учителем, я не думала, что моим ученикам будет даваться с трудом освоение слов с непроверяемыми написаниями, обычно именуемыми «словарными». Что может быть проще запоминания определённого слова? Запомни, как пишется, и  дальше пиши правильно. Оказалось, не всё так просто.


 


     Традиционно слова с непроверяемым написанием усваиваются путём механического запоминания. Ребёнок в таком случае остаётся пассивным, так как учитель сам предъявил слово, рассказал, как надо писать, а ребёнку оставалось списать и заучить слово. Такой алгоритм не формирует интереса к языку,  не обеспечивает быстрого и прочного запоминания.


 


     Ребёнок младшего школьного возраста по природе своей исследователь, поэтому необходимо вовлечь его в проблемно-поисковую работу при формировании орфографической грамотности.


 


     Для повышения эффективности усвоения слов с непроверяемым написанием я разработала систему «Составь, озвучь, напиши и активизируй», которая, на мой взгляд, способствует не механическому, а осмысленному запоминанию словарных слов.


 


     На этапе введения нового словарного слова предполагается проведение многоплановой работы. Привожу пример работы на данном этапе.


 


 


 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 993 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 334
    • DOCX 107 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Гнусарева Яна Валентиновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Гнусарева Яна Валентиновна
    Гнусарева Яна Валентиновна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 5580
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Активизация познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как стратегия повышения успешной учебной деятельности

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 125 человек из 47 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 523 человека

Курс повышения квалификации

Финансовая грамотность для обучающихся начальной школы в соответствии с ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 560 человек из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 485 человек

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 958 человек из 81 региона
  • Этот курс уже прошли 7 689 человек

Мини-курс

Галерейный бизнес: медиа, PR и cотрудничество

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии и инструменты для эффективного привлечения и удержания клиентов

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Сенсорные системы и развитие нервной системы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 82 человека из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 43 человека