МКОУ « Новосанжаровская СОШ»
Ключко
Ольга Ивановна
Тема: Система
оценки достижения планируемых результатов по предмету
Система оценки
достижения планируемых результатов освоения ООП- механизм позволяющий получить
полную, достоверную информацию о степени и динамике достижения планируемых
результатов с целью корректировки процесса управления реализацией ООП на
различных уровнях (образовательного учреждения, педагога, обучающегося).
На данном этапе идет практическое
использование известных методик и форм оценивания учебных достижений младших
школьников, апробация авторских приемов. Важно изначально выстроить линии
методик оценивания по классам, которые могут меняться и которые наглядно покажут,
как будет усложняться, и усовершенствоваться система оценивания учебных
достижений младших школьников от класса к классу. Приложение №1
Формы представления
обучающимися своих учебных достижений и фиксации учителем динамики их
продвижения
Класс
|
Инструменты оценивания
|
Развивающее поле
|
Самооценка
|
Волшебные столбики
|
Накопительная оценка «Портфолио»
|
Таблица успешности
|
Листы индивидуальных
достижений
|
Дневник роста
|
Графики учебных достижений
|
Аттестацинный лист
|
Проверочные и контрольные работы
|
Индивидуальный итоговый проект
|
Проект
|
рейтинг
|
1
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
2
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
|
|
|
+
|
+
|
|
|
|
3
|
+
|
+
|
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
4
|
+
|
+
|
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
5
|
+
|
+
|
|
+
|
|
+
|
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
6
|
+
|
+
|
|
+
|
|
+
|
|
+
|
|
+
|
+
|
|
+
|
Планируемые результаты
для оценивания
|
предметные
|
|
предметные
|
|
|
|
метапредметные
|
|
|
|
|
|
|
метапредметные
|
|
|
|
личностные
|
|
|
|
|
|
|
личностные
|
Процедура
|
|
|
|
Подборка работ, которые демострируют усилия . прогресс и
достижения обучающихся
|
|
Средство фиксациипродвижения учеников в
достижениипланируемых результатов
|
|
|
|
|
Учебный проект показывающий способность осуществлять результативную
деятельность
|
|
|
Уровень
|
|
|
|
|
Базовый
повышенный
|
|
|
|
|
Базовый повышенный
|
Базовый повышенный
|
Базовый повышенный
|
Повышенный
|
Динамика
|
После
изучения темы
|
Ежедневно
|
|
1
раз в четверть
|
|
|
|
|
|
По графику
|
По графику
|
1 раз в год
|
1 раз в год
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
За
последние годы в практике организации урочной и внеурочной деятельности МКОУ
«Новосанжаровская СОШ» разрабатывалось и апробированы разнообразные средства
учёта индивидуальных достижений. Предлагаем познакомиться с некоторыми
из возможных средств учёта.
Первое –
это оценочная диагностика «Развивающее поле», которая
используется на уроках русского языка. Чтобы
этот алгоритм деятельности стал понятен обучающимся и их родителям,
диагностика «Развивающее поле» по формированию учебно-познавательной
компетентности каждой темы, выстраивается наглядно в виде графика, который
выглядит следующим образом
Приложение №2.
Диагностика
«Развивающее поле»
Класс_______________________________
Ф.И.обучающегося__________________________
Дата
______________________________
Предмет __________________________________
Итоги самооценки
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Динамика
(для повторной диагностики)
________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Другие участники образовательного процесса:
Учитель по предмету _____________________________________
родители (законные
представители)____________________________________
Классный руководитель
______________________________________
В основе диагностики лежит самооценивание хода и
результата работы, что является одним из средств самоорганизации собственной
учебной деятельности обучающегося, одна из форм оценивания как составляющая
процесса сбора интерпретации информации, на основании которой учитель и
обучающиеся определяют стратегию дальнейшего обучения. Началом процесса
самооценивания является участие обучающегося в производстве оценки - в
выработке её критериев, в применении этих критериев к разным конкретным
ситуациям. Каждое умение определяется по двум уровням (достижение опорного
(базового) уровня и превышение опорного (базового) уровня ) со шкалой, которая
составляется совместно с обучающимися. Определяются параметры и
шкала (степень выраженности параметра) оценивания:
1 параметр - Знание
орфограмм и словарных слов (Знаю)
2 параметр -
Видение орфограммы (Вижу)
3 параметр -
Работа со справочной литературой (Умею учиться)
4 параметр -
Самооценка и самоконтроль
Результаты
овладения данными навыками определяются через наблюдение и диагностику.
Приложение №3
Данные критерии
позволяют поместить достижения каждого ребёнка внутрь «Развивающего поля»
формирования учебно-познавательной компетентности. В своей педагогической
оценке в сравнении достигнутого обучающимся уровня овладения учебным
материалом с эталонным представлением, описанными в учебной программе,
учитель обозначит каждого обучающегося разным цветом: например - зелёный цвет
- ученик № 1, синий цвет - ученик № 2 и т.д- и тогда становится наглядно
видно учителю и самому ученику, родителям, какой критерий западает у данного
учащегося.
График № 1.
Например, из
графика №1 видно: ученик № 1 – не умеет проводить самоанализ ошибок, ученик № 2
– не видит орфограммы. Такая оценка позволяет всем участникам образовательного
процесса, во - первых, видеть, чему надо учиться, а во- вторых и в главных,
формировать понимание сути учебно-познавательной компетенции на данном этапе. В
результате такой деятельности учитель намечает план коррекции, а ученик план
самообразования. Данный вариант диагностики становится отправной точкой в
организации оценки учебных достижений по каждой теме русского языка.
Ещё
представляем такое средство оценивания, как «Таблица успешности» Приложение №4
Таблица
успешности это своего рода индивидуальный лист достижений по математике. При
ведении таблицы, ученик ежедневно оценивает свои достижения, анализирует свои
достоинства и недостатки, а также ищет пути устранения последних. Для этого на
листе таблицы имеется раздел «Уровни твоих учебных достижений» есть
характеристика трех уровней, которые могут достигнуть школьники: Н- не высокий
(не понял); Б – базовый (быстро справился); В – высокий (восторг от удачи).
После изучения учебной темы в специальной клеточке напротив названия этой темы
обучающиеся ставят буквы Н, Б или В. С этой целью ребята на уроках фиксируют
трудности и учатся анализировать их причины. Такая работа помогает оценивать
себя и осознанно выбирать уровень сложности заданий. Если ученик считает, что
он пока не достиг необходимого уровня достижений, то может не ставить никакой
буквы, ведь это он пока не разобрался с материалом, а значит, обучающемуся и
учителю надо понять причину трудностей.
Систематическое ведение таких таблиц положительно влияет на ребят: они
анализируют свою деятельность, ищут причины неудач и пути их исправления в
школе и вне её. Работа с таблицей успешности будет более эффективной и
понятной, если она ведется с 1 класса. Несмотря на то, что первоклассники не
умеют писать, они могут оценивать свои достижения в таблице при помощи
цветового индикатора:
- (Н)
красный цвет показывает, что задания на уроке оказались слишком трудными и нужна
помощь;
- (Б)
желтый цвет свидетельствует, что на уроке не все задания были очень
легкими: трудно, но я справился и доволен собой;
- (В)
зеленый цвет говорит, что урок прошел удачно; я научился выполнять это
задание, очень доволен собой и могу научить других.
Здесь самооценка
ученика предшествует оценке учителя. Для воспитания адекватной самооценки применяется
сравнение двух самооценок учащихся: прогностической (оценка предстоящей работы,
оценка возможностей выполнения, является «точкой роста» способности школьника
к оцениванию себя) и ретроспективной (оценка выполненной работы ) .
При
регулярной работе по окончании 4 класса у подавляющего большинства школьников
будет сформирована субъективность учебной деятельности, результат будет в
развитии таких компонентов, как учебно-познавательный интерес, целеполагание и
оценка. Большую роль в самооценке играет собственный опыт личности и
усваиваемый ею общественный, коллективный опыт. Формирование правильной
самооценки – важнейшая задача воспитания и самовоспитания. Приложение №4
Приложение №4
Диагностика «Таблица
успешности»
Класс_______________________________
Ф.И.обучающегося__________________________
Тема_____________________________
Предмет _Математика_
Планируемые результаты
|
Самооценка
|
Раздел «Уровни твоих учебных
достижений»
|
Самоконтроль
|
Контроль
|
02.09
|
03.09
|
06.09
|
07.07
|
08.09
|
09.09
|
13.09
|
14.09
|
15.09
|
16.09
|
Сравнение предметов
|
До выполнения УЗ
|
Н
|
Н
|
Б
|
Б
|
В
|
В
|
|
|
|
|
После выполнения УЗ
|
|
|
|
|
В
|
|
|
|
|
|
Оценка
педагога
|
|
|
|
|
В
|
|
|
|
|
|
Выявление сходства и различия в объектах
|
До выполнения УЗ
|
|
Б
|
Б
|
Б
|
Б
|
Б
|
Б
|
|
|
|
После выполнения УЗ
|
|
Н
|
|
Б
|
Б
|
Б
|
Б
|
|
|
|
Оценка
педагога
|
|
Н
|
|
Б
|
|
|
|
|
|
|
Слева-направо.
Справа- налево
|
До выполнения УЗ
|
|
|
Б
|
|
|
|
|
|
|
|
После выполнения УЗ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оценка педагога
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выделение элементов из множеств
|
До выполнения УЗ
|
|
|
|
В
|
|
|
В
|
|
|
В
|
После выполнения УЗ
|
|
|
|
|
|
|
Б
|
|
|
В
|
Оценка
педагога
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Числа и цифры
|
До выполнения УЗ
|
|
|
|
|
Н
|
|
|
|
|
|
После выполнения УЗ
|
|
|
|
|
Б
|
|
|
|
|
|
Оценка
педагога
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Состав числа 2, 3, 4. 5.
|
До выполнения УЗ
|
|
|
|
|
|
Н
|
Б
|
Б
|
|
В
|
После выполнения УЗ
|
|
|
|
|
|
Б
|
Б
|
|
|
|
Оценка
педагога
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сравнение способом составления пар из элементов двух
множеств
|
До выполнения УЗ
|
|
|
|
|
|
|
Н
|
Н
|
|
Б
|
После выполнения УЗ
|
|
|
|
|
|
|
Н
|
Б
|
|
|
|
Оценка
педагога
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Характеристика
уровней:
Н-
не высокий (не понял); Б – базовый (быстро справился); В – высокий (восторг от
удачи).
Цветовой
индикатор:
- (Н) красный цвет показывает, что задания
на уроке оказались слишком трудными и нужна помощь;
-
(Б) желтый цвет свидетельствует, что на уроке не все задания были
очень легкими: трудно, но я справился и доволен собой;
-
(В) зеленый цвет говорит, что урок прошел удачно; я научился
выполнять это задание, очень доволен собой и могу научить других.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.