ПЕДСОВЕТ (30. 11. 2010)
Дидактическая система
«Школа 2000…» позволяет учителю на уроках по разным учебным предметам системно
включать учащихся в учебную деятельность, где протекают процессы мотивации,
построения и коррекции способов действий, реализации нормы рефлексии,
самоконтроля и самооценки, коммуникативного взаимодействия и др.
При этом в зависимости от
целей выделяются четыре типа уроков:
1. Урок «открытия» нового знания.
2. Урок рефлексии.
3. Урок построения системы знаний
4. Урок развивающего контроля.
На уроках открытия нового
знания организуется процесс самостоятельного построения детьми нового знания.
На уроках рефлексии они закрепляют полученные знания и умения, и одновременно
учащиеся учатся выявлять причины своих ошибок и корректировать их. Уроки
общеметодологической направленности посвящены структурированию и систематизации
изучаемого материала, а также усвоению алгоритмов обобщенных способов действий.
Целью уроков развивающего контроля является не только контроль и самоконтроль изученных
понятий и алгоритмов, но формирование умения контролировать собственную
деятельность.
Технология проведения
уроков каждого типа реализует деятельностный метод обучения. Так, технология
деятельностного метода для организации «открытия» нового знания включает в себя
следующие этапы:
1. Мотивация к учебной деятельности
(самоопределение);
2. Актуализация и пробное учебное действие;
3. Выявление места и причины затруднения;
4. Целеполагание и построение проекта выхода из
затруднения;
5. Реализация построенного проекта;
6. Первичное закрепление с комментированием во
внешней речи;
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по
эталону;
8. Включение в систему знаний и повторение;
9. Рефлексия учебной деятельности.
Принципиальным отличием
технологии деятельностного метода от традиционной технологии
демонстрационно-наглядного метода обучения является то, что предложенная
структура описывает деятельность не учителя, а учащихся.
СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Структура учебной деятельности выглядит так: для
того, чтобы начать изменение себя, научиться чему-либо, учащийся должен этого
захотеть или дать себе соответствующую установку – поставить цель.
В связи с чем это может произойти? Если он чего-то не знает или не умеет, а для
него это важно.
Но это «знание о незнании» может возникнуть только
тогда, когда человек что-то делал сам. Он еще не знал, получится у него
или нет, но надеется, что получится, и пробовал, потому что для него
было важно это получить. Но в его действиях возникло затруднение
– иначе он все сделал бы до конца, и не надо было ставить перед собой новую
цель.
Среди многих боковых тропинок, сокращающих
дорогу к знанию, нам нужнее всего одна – одна, которая бы научила нас искусству
приобретать знания с затруднениями. Ж.-Ж. Руссо
Зачем он начал пробовать? Потому что чего-то
захотел, и понял, что у него это может получиться (если человек заранее знает,
что не получится, то он и пробовать не будет!). Т.е. он решил, что ему надо
попробовать, и даже представил себе, как это будет происходить, самоопределился
к пробному действию.
Итак, ученик поставил перед собой цель:
научиться что-то делать или что-то узнать. Как он будет действовать?
Ответ на этот вопрос будет зависеть от того,
каким способом он ставил перед собой цель: проанализировал он свои действия,
осмыслил или нет, в чем состоит причина затруднения.
В культуре веками складывался и сегодня
общепризнан как самый короткий и самый продуктивный путь преодоления
затруднений метод рефлексии, или рефлексивной самоорганизации.
Заключается он в следующем:
·
зафиксировав затруднение,
надо сначала остановиться и подумать, а не продолжать что-то делать наобум;
·
затем проанализировать,
как ты выполнял свое действие и в каком месте возникло затруднение (исследование
– И);
·
понять, по какой причине
оно возникло (критика – К);
·
поставить перед собой
цель, устраняющую причину затруднения, а затем выбрать способ действий и
построить проект (проект – П);
·
реализовать построенный
проект.
Очевидно, что именно данный метод должен
быть заложен в структуру организации образовательного процесса, ведь известно,
что «хромой, идущий по короткой дороге, дойдет быстрее, чем скороход по
длинной».
Завершится этот путь самоконтролем - сопоставлением
результата с целью, и самооценкой – определением того, достигнута
ли поставленная цель и в какой степени.
Наряду со
способностями к самоизменению учебная деятельность создает условия для
приобретения способностей к саморазвитию, но это более сложный процесс, т.к. он
предполагает, что побуждение к нему исходит изнутри, независимо от внешних
факторов.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.