Л.Г.Барановская,
МБОУ СОШ №14 им. В.Ф.Фуфачева, г.Серов
СИСТЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Воспитательная деятельность становится эффективной только тогда, когда имеет дело с явлениями и событиями, актуальными для детей. Тогда дети перестают быть объектами воспитания, а становятся его активными участниками. Взрослые помогают трактовкой, сознанием, но опыт дети должны почерпнуть сами в конкретной разнообразной деятельности.
Модель образовательной системы нашего учреждения базируется на тезисе: «Современная школа призвана создавать образовательное пространство, способствующее духовному наполнению жизни развивающейся личности». Данный тезис позволяет выстроить своеобразную архитектуру образования в школе, имеющую свои вертикальные и горизонтальные линии.
Под горизонтальными линиями понимаются условия, созданные для развития школьника. Вертикаль выстраивается из иерархии базовых национальных ценностей: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество. Вертикали расширяют пространство внутренней свободы человека, горизонтали укрепляют продуктивный контакт с жизнью.
Модель образовательной системы школы была разработана в результате педагогического поиска образовательных возможностей, направленных на развитие личностных, предметных и метапредметных результатов. Цель: становление и развитие гражданина России, ответственного, самостоятельного, творческого, благородного человека. Содержание деятельности на каждой ступени образования логически выстроено: от осознания смыслов (I ступень) к принятию ценностей (II ступень) до действий согласно убеждениям (III ступень) и включает в себя деятельность по формированию УУД и качеств личности, определяющих базовые национальные ценности. Развитие личности определяют семейная, социальная и личностные структуры, в которых выделяются следующие составляющие: интеллектуальная, нравственная, рефлексивная, коммуникативная, технологическая, здоровьесберегающая. В результате главными приметами образованности выпускников станут следующие социокультурные эффекты: благородство, воспитанность, творчество, самостоятельность, деятельность, принятие здорового образа жизни. Это произойдет в том случае, если данными качествами обладает учитель, а в нашем случае - классный руководитель.
Рассмотрим систему деятельности классного руководителя 5 класса по реализации внеурочной деятельности в школе II ступени. Содержание деятельности направлено на «Принятие ценностей».
Основные принципы, на которые опирается воспитательная деятельность
Ребёнок не готовится к жизни, но он уже живёт, поэтому развивать и воспитывать ребёнка необходимо, прежде всего на реальном жизненном опыте.
Природа движется по пути обретения своей единственности и неповторимости в лице каждого данного ребёнка.
Развитие происходит в процессе преодоления трудностей, и этот есть закон природы.
Ребёнок несёт в себе жизненную задачу, миссию.
Формой организации деятельности на 2 ступени на основе идей социокультурного подхода в образовании являются тематические периоды, дающие право свободного выбора коллективных дел, способов деятельности и определения необходимого сообщества (включая родителей, педагогов и самих учащихся). Тематические периоды, это не одноразовые мероприятия, а система дел, встреч, экскурсий, бесед по достижению совместно поставленных целей методом погружения в проблемы с целью формирования ценностных смыслов жизни, которые реализуются не только в урочное, но и во внеурочное время.
Работа классного руководителя 5 класса направлена на реализацию следующей высокой цели: эффективно содействовать успешному восхождению учащихся к своей неповторимой индивидуальности, вершинам интеллектуального, нравственного и физического развития посредством создания условий для формирования у каждого ребенка способностей к самопознанию, самоопределению, самореализации.
Для достижения данной цели была определена задача внеурочной деятельности классного руководителя: помочь учащимся осознать себя частью классного, школьного коллектива и окружающего социума. Это первый этап восхождения, и он проходил под девизом: «И в мире нет таких вершин, что взять нельзя!». В данной статье изложено, как классный руководитель организует воспитательную деятельность классного коллектива на основе принципа системно-деятельностной организации воспитания.
Выдержки из плана воспитательной работы.
Тематический период «Правила, которые я создаю сам!»
Направления внеурочной деятельности
Вид деятельности
Общеинтеллектуальное
1. Круглый стол «На пути к успеху»
2. Посещение городского исторического музея «Тайны океана»
1. Экскурсия в городской исторический музей « Школа вчера, сегодня, завтра…»
Спортивно-оздоровительное
1. Осенний кросс «Золотая осень»
2. Участие в школьных олимпийских играх
1. Кл.час по пожарной безопасности «Осторожно - огонь!»
2.Выступление агитбригады у первоклассников «Пусть помнит каждый гражданин:пожарный номер 01»
1. Кл.час «Я + мы»
2. КТД с элементами игры «Наши общие дела».
3 Игра «Если с другом вышел в путь»
4. Круглый стол «Правила бесконфликтного общения»
1. Круглый стол «Заповеди школы. Нужны ли они?»
Духовно-нравственное
и общекультурное
1. Кл.час «Кто я? Знаю ли я себя?»Презентация своего портфолио»
2. Выработка принципов работы в классном коллективе
1. Беседа «Судьба и Родина едины !»
2. Кл.час «Семья - это то, что с тобою всегда!» Знакомство с традициями семей класса.
Тематический период « Красота наук»
( акцент на интеллектуальное, социальное и духовно-нравственное здоровье)
Общеинтеллектуальное
1. Посещение музея «Русская изба». Работа над проектом по лексике
2. Посещение драматического театра «Остров сокровищ».Работа над проектом «Творец. Творец? Творец!»
3. Участие в конкурсе по языкознанию «Русский медвежонок»
4. Участие в научно-практической конференции
5. Презентация групповых проектов «Чудеса под Новый год»
Спортивно-оздоровительное
1. Участие в общешкольной игре «Зимние забавы»
2. Диспут «Быть здоровым – это модно!»
Социальное
1. Игра «Наш класс – одна семья»
2. Кл. час «Люди существуют друг для друга»
Духовно-нравственное
и общекультурное
1. Праздничный концерт «Любимой мамочке посвящается…»
2. Конкурс творческих работ «Сюрприз для мамы»
Тематический период « Школа – навигатор здоровья»
( акцент на на соматическое, физическое и психическое здоровье)
Общеинтеллектуальное
1. Кл. час «Предупредительные сигналы водителей»
2. Творческий конкурс по ПДД «В гостях у светофора»
3. Весёлые старты «Я + Мы = в спорте сильны!»
4. Участие в общешкольном рыцарском турнире
Спортивно-оздоровительное
1. Участие в реализации общешкольного проекта «Утренняя зарядка каждый день»
2. Круглый стол «Что влияет на наше здоровье?»
Социальное
1. Дискуссия «Полезны ли полезные привычки?»
2. Беседа «О дружбе и друзьях»
3. Ролевая игра « Как зависть душу разъедает?»
Духовно-нравственное
и общекультурное
1. Кл. час «Настоящая дружба, как ты её понимаешь?»
2. Подготовка и проведение концерта для ветеранов «Солдату-защитнику посвящается…»
3. Ролевая игра «Учимся мыслить красиво!»
Тематический период «Урал многоликий»
Общеинтеллектуальное
1.Беседа «Формирование общеучебных умений и навыков».
2.Игра « Звёзды галактики» (общепредметная викторина)
3. Кл. час « Праздник добрых пожеланий» - архив 5 класса (обсуждение достигнутых результатов)
Спортивно-оздоровительное
1. Кл. час «Учись говорить «НЕТ»
2. Презентация проектных исследований
« Причины дорожно-траспортных происшествий»
Социальное
1. Участие в неделе добра: сбор канцелярских товаров, одежды, игрушек для детей-сирот.
2. Оформление и расклеивание поздравительных открыток и плакатов для ветеранов на улицах и в магазинах города.
Духовно-нравственное
и общекультурное
1. Кл. час «Мы перед ними в долгу»
2. Подготовка и проведение концерта «Мой дедушка-герой!», посвященного 9 мая
В течение всего учебного года педагог старалась не просто дать готовые знания обучающимся, а организовать их деятельность по самостоятельному поиску информации и творческого его предъявления.
Вся воспитательная работа была направлена на достижение личностных и метапредметных результатов. В конце учебного года мы диагностировали следующие результаты:
- положительное отношение к школе у 100% обучающихся;
- самостоятельность и готовность нести личную ответственность за свои поступки у 40% обучающихся;
- ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения у 70% обучающихся;
- осознание себя как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю у 87% обучающихся;
- умение мотивировать свои поступки и деятельность в целом у 80% обучающихся.
А самое главное, ребята научились сопереживать, понимать и чувствовать друг друга, оказывать поддержку, не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
Данная система деятельности позволила классному руководителю помочь пятиклассникам адаптироваться в новых учебных условиях, создать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития каждого обучающегося.
Использованная литература.
1. Научно-методический журнал «Классный руководитель» № 1-2012
Интернет-источники.
2. http://volgo-rerih.narod.ru
Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку
Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".
Эта разработка предназначена для классных руководителей. Она даёт рекомендации для организации эффективной воспитательной деятельности.Воспитательная деятельность становится эффективной только тогда, когда имеет дело с явлениями и событиями, актуальными для детей. Тогда дети перестают быть объектами воспитания, а становятся его активными участниками.Взрослые помогают трактовкой, сознанием, но опыт дети должны почерпнуть сами в конкретной разнообразной деятельности.
Эту деятельность и организовали в нашем образовательном учреждении в течение года по тематическим периодам, в которые были организованы и проведены различные мероприятия, акции, марафоны, конференции.Каждый ребенок получил возможность окунуться в различные сферы деятельности, в различные направления и выбрать дело "по душе".
Автор | |
---|---|
Дата добавления | 08.01.2015 |
Раздел | Классному руководителю |
Подраздел | |
Просмотров | 1499 |
Номер материала | 44288 |
Оставьте свой комментарий:
Комментарии: