Л.Г.Барановская,
МБОУ СОШ №14 им. В.Ф.Фуфачева, г.Серов
СИСТЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО
ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
Воспитание является одним из важнейших компонентов
образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами
воспитания на современном этапе развития нашего общества являются:
формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового
самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности,
способности к успешной социализации в обществе.
Воспитательная деятельность
становится эффективной только тогда, когда имеет дело с явлениями и событиями,
актуальными для детей. Тогда дети перестают быть объектами воспитания, а
становятся его активными участниками. Взрослые помогают трактовкой, сознанием,
но опыт дети должны почерпнуть сами в конкретной разнообразной деятельности.
Модель образовательной системы нашего учреждения базируется на тезисе:
«Современная школа призвана создавать образовательное пространство,
способствующее духовному наполнению жизни развивающейся личности». Данный
тезис позволяет выстроить своеобразную архитектуру образования в школе, имеющую
свои вертикальные и горизонтальные линии.
Под горизонтальными линиями понимаются условия, созданные для развития
школьника. Вертикаль выстраивается из иерархии базовых национальных ценностей:
патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и
творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература,
природа, человечество. Вертикали расширяют пространство внутренней свободы
человека, горизонтали укрепляют продуктивный контакт с жизнью.
Модель образовательной системы школы была разработана в результате
педагогического поиска образовательных возможностей, направленных на развитие
личностных, предметных и метапредметных результатов. Цель: становление и
развитие гражданина России, ответственного, самостоятельного, творческого,
благородного человека. Содержание деятельности на каждой ступени образования
логически выстроено: от осознания смыслов (I ступень) к принятию ценностей (II
ступень) до действий согласно убеждениям (III ступень) и включает в себя деятельность по
формированию УУД и качеств личности, определяющих базовые национальные ценности.
Развитие личности определяют семейная, социальная и личностные структуры, в
которых выделяются следующие составляющие: интеллектуальная, нравственная,
рефлексивная, коммуникативная, технологическая, здоровьесберегающая. В
результате главными приметами образованности выпускников станут следующие
социокультурные эффекты: благородство, воспитанность, творчество,
самостоятельность, деятельность, принятие здорового образа жизни. Это
произойдет в том случае, если данными качествами обладает учитель, а в нашем
случае - классный руководитель.
Рассмотрим систему деятельности классного руководителя 5 класса по
реализации внеурочной деятельности в школе II ступени. Содержание деятельности направлено
на «Принятие ценностей».
Основные принципы, на которые опирается
воспитательная деятельность
·
Ребёнок не готовится к
жизни, но он уже живёт, поэтому развивать и воспитывать ребёнка необходимо,
прежде всего на реальном жизненном опыте.
·
Природа движется по пути
обретения своей единственности и неповторимости в лице каждого данного ребёнка.
·
Развитие происходит в
процессе преодоления трудностей, и этот есть закон природы.
·
Ребёнок несёт в себе
жизненную задачу, миссию.
Формой организации деятельности на 2 ступени на основе идей
социокультурного подхода в образовании являются тематические периоды, дающие
право свободного выбора коллективных дел, способов деятельности и определения
необходимого сообщества (включая родителей, педагогов и самих учащихся).
Тематические периоды, это не одноразовые мероприятия, а система дел, встреч,
экскурсий, бесед по достижению совместно поставленных целей методом погружения
в проблемы с целью формирования ценностных смыслов жизни, которые реализуются
не только в урочное, но и во внеурочное время.
Работа классного руководителя 5 класса направлена на реализацию
следующей высокой цели: эффективно содействовать успешному восхождению учащихся
к своей неповторимой индивидуальности, вершинам интеллектуального,
нравственного и физического развития посредством создания условий для
формирования у каждого ребенка способностей к самопознанию, самоопределению,
самореализации.
Для достижения данной цели была определена задача внеурочной
деятельности классного руководителя: помочь учащимся осознать себя частью
классного, школьного коллектива и окружающего социума. Это первый этап восхождения,
и он проходил под девизом: «И в мире нет таких вершин, что взять нельзя!». В
данной статье изложено, как классный руководитель организует воспитательную
деятельность классного коллектива на основе принципа системно-деятельностной
организации воспитания.
Выдержки из плана
воспитательной работы.
Тематический период «Правила,
которые я создаю сам!»
Направления внеурочной деятельности
|
Вид деятельности
|
Общеинтеллектуальное
|
1. Круглый стол «На пути к успеху»
2. Посещение городского исторического музея «Тайны океана»
1. Экскурсия в городской исторический музей « Школа вчера, сегодня,
завтра…»
|
Спортивно-оздоровительное
|
1. Осенний кросс «Золотая осень»
2. Участие в школьных олимпийских играх
1. Кл.час по пожарной безопасности «Осторожно - огонь!»
2.Выступление агитбригады у первоклассников «Пусть помнит каждый
гражданин:пожарный номер 01»
1. Кл.час «Я + мы»
2. КТД с элементами игры «Наши общие дела».
3 Игра «Если с другом вышел в путь»
4. Круглый стол «Правила бесконфликтного общения»
1. Круглый стол «Заповеди школы. Нужны ли они?»
|
Духовно-нравственное
и общекультурное
|
1. Кл.час «Кто я? Знаю ли я себя?»Презентация своего портфолио»
2. Выработка принципов работы в классном коллективе
1. Беседа «Судьба и Родина едины !»
2. Кл.час «Семья - это то, что с тобою всегда!» Знакомство с
традициями семей класса.
|
Тематический период « Красота наук»
(
акцент на интеллектуальное, социальное и духовно-нравственное здоровье)
|
Общеинтеллектуальное
|
1. Посещение музея «Русская изба». Работа над проектом по лексике
2. Посещение драматического театра «Остров сокровищ».Работа над
проектом «Творец. Творец? Творец!»
3. Участие в конкурсе по языкознанию «Русский медвежонок»
4. Участие в научно-практической конференции
5. Презентация групповых проектов «Чудеса под Новый год»
|
Спортивно-оздоровительное
|
1. Участие в общешкольной игре «Зимние забавы»
2. Диспут «Быть здоровым – это модно!»
|
Социальное
|
1. Игра «Наш класс – одна семья»
2. Кл. час «Люди существуют друг для друга»
|
Духовно-нравственное
и общекультурное
|
1. Праздничный концерт «Любимой мамочке посвящается…»
2. Конкурс творческих работ «Сюрприз для мамы»
|
Тематический период « Школа – навигатор здоровья»
(
акцент на на соматическое, физическое и психическое здоровье)
|
Общеинтеллектуальное
|
1. Кл. час «Предупредительные сигналы водителей»
2. Творческий конкурс по ПДД «В гостях у светофора»
3. Весёлые старты «Я + Мы = в спорте сильны!»
4. Участие в общешкольном рыцарском
турнире
|
Спортивно-оздоровительное
|
1. Участие в реализации общешкольного проекта «Утренняя зарядка
каждый день»
2. Круглый стол «Что влияет на наше здоровье?»
|
Социальное
|
1. Дискуссия «Полезны ли полезные привычки?»
2. Беседа «О дружбе и друзьях»
3. Ролевая игра « Как зависть душу разъедает?»
|
Духовно-нравственное
и общекультурное
|
1. Кл. час «Настоящая дружба, как ты её понимаешь?»
2. Подготовка и проведение концерта для ветеранов «Солдату-защитнику
посвящается…»
3. Ролевая игра «Учимся мыслить красиво!»
|
Тематический период «Урал многоликий»
|
Общеинтеллектуальное
|
1.Беседа «Формирование общеучебных умений и навыков».
2.Игра « Звёзды галактики» (общепредметная викторина)
3. Кл. час « Праздник добрых пожеланий» - архив 5 класса (обсуждение
достигнутых результатов)
|
Спортивно-оздоровительное
|
1. Кл. час «Учись говорить «НЕТ»
2. Презентация проектных исследований
« Причины дорожно-траспортных происшествий»
|
Социальное
|
1. Участие в неделе добра: сбор канцелярских товаров, одежды, игрушек
для детей-сирот.
2. Оформление и расклеивание поздравительных открыток и плакатов для
ветеранов на улицах и в магазинах города.
|
Духовно-нравственное
и общекультурное
|
1. Кл. час «Мы перед ними в долгу»
2. Подготовка и проведение концерта «Мой дедушка-герой!», посвященного
9 мая
|
|
|
|
В течение всего учебного года педагог старалась не просто дать готовые
знания обучающимся, а организовать их деятельность по самостоятельному
поиску информации и творческого его предъявления.
Вся воспитательная работа была направлена на достижение личностных
и метапредметных результатов. В конце учебного года мы диагностировали следующие
результаты:
- положительное отношение к школе у 100% обучающихся;
- самостоятельность и готовность нести личную ответственность за
свои поступки у 40% обучающихся;
- ценностное
отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного,
нерасточительного, здоровьесберегающего поведения у 70% обучающихся;
- осознание себя как
гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и
историю у 87% обучающихся;
- умение
мотивировать свои поступки и деятельность в целом у 80% обучающихся.
А самое главное, ребята научились сопереживать,
понимать и чувствовать друг друга, оказывать поддержку, не создавать конфликты
и находить выходы из спорных ситуаций.
Данная система деятельности позволила классному руководителю помочь
пятиклассникам адаптироваться в новых учебных условиях, создать максимально
благоприятные условия для раскрытия и развития каждого обучающегося.
Использованная литература.
1. Научно-методический журнал «Классный руководитель» № 1-2012
Интернет-источники.
1. http://standart.edu.ru
2. http://volgo-rerih.narod.ru
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.