Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Система работы учителя по подготовке учащихся к ОГЭ по математике

Система работы учителя по подготовке учащихся к ОГЭ по математике

Система работы учителя математики по подготовке учащихся к ЕГЭ, ОГЭ на уроках и во внеурочное время.

                                             

«Расскажи мне и я забуду. Покажи мне и я пойму. Позволь мне сделать самому, и я научусь»

Конфуций

Математика – одна из самых сложных школьных дисциплин, и вызывает трудности у многих учащихся. Подготовка к выпускным экзаменам – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько мы грамотно построим его, зависит наш результат.
Качественная подготовка выпускников к экзаменационным испытаниям предусматривает проведение не отдельных мероприятий, а целого комплекса последовательных и взаимосвязанных направлений работы. Поэтому для подготовки к ОГЭ в школе сложилась определенная система подготовки обучающихся к итоговой аттестации, учитывающая все аспекты этой работы.

Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ требует от учителя и ученика полной выкладки, это, конечно, титанический труд. Чтобы ученик успешно сдал экзамен, учитель должен вдохновить его своей неутомимостью и применением многочисленного ряда форм и методов работы по подготовке к итоговой аттестации.

Например:

-Широкое информирование учащихся о порядке проведения ОГЭ (ЕГЭ), содержании КИМ, заполнении бланков и т. д.

-Организация подготовки учащихся к ОГЭ (ЕГЭ) на уроках через включение тестовых заданий, задач из литературы по подготовке к экзамену, задач открытого банка заданий; проведение контрольных работ в формате ЕГЭ;

- Организация подготовки учащихся к ОГЭ (ЕГЭ) на занятиях кружка, через работу дополнительных занятий;

- Проведение мероприятий по подготовке к ЕГЭ в рамках предметной недели в школе; участие учащихся в олимпиадах, научно-практических конференциях с защитой собственных исследовательских проектов;

- Организация тестирования учащихся в формате ЕГЭ по материалам Бел ИРО, школы (пробные испытания) и др.;

- Организация индивидуальной и групповой работы с учащимися, испытывающими большие трудности при решении задач ЕГЭ и с учащимися, способными успешно освоить решение творческих задач;

- Реклама книг, печатных изданий и интернет-сайтов, других источников информации с целью организации самостоятельной подготовки учащихся к ЕГЭ;

- Организация практикумов по заполнению бланков регистрации и бланков ответов №1 и №2;

- Проведение бесед с учащимися с целью оказания психологической помощи в процессе подготовки и проведения ОГЭ (ЕГЭ).

Предлагаю на ваше рассмотрение примерный план мероприятий по повышению эффективности подготовки обучающихся к итоговой аттестации по математике, который сложился в нашей системе работы.

Данная Программа предусматривает различные виды деятельности: организационно-методическую работу, повышение профессиональной компетентности педагога, изучение документов федеральных, региональных, муниципальных органов образования, федерального института педагогических измерений, работу с учащимися и их родителями.
В то же время в подготовке учащихся к сдаче экзамена в форме ОГЭ (ЕГЭ) необходимо выделить следующие составляющие:

  • информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);

  • предметная готовность или содержательная;

  • психологическая готовность (состояние готовности – "настрой", внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).

Ведь повышенный уровень тревоги на экзамене приводит к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания, работоспособности. Тревога – это весьма энергоемкое состояние. Чем больше ребенок тревожится, тем меньше сил у него остается на учебную деятельность. Итак,



п/п

Мероприятие

Срок

выполнения

1

Изучение нормативных документов по организации и проведению ОГЭ (ЕГЭ)

Сентябрь, далее в течение года

2

Оформление папки «Подготовка к ОГЭ (ЕГЭ)»

Сентябрь, далее в течение года

3

Оформление наглядной информации для учащихся и родителей

Информационный стенд с сентября

4

Диагностика затруднений учащихся 9-11-х классов по организации подготовки к итоговой аттестации за курс основной (средней) школы в форме ОГЭ (ЕГЭ)

В течение года

5

Разработка системы проведения консультационных дополнительных занятий с обучающимися 9-11-х классов, испытывающими затруднения при подготовке к итоговой аттестации за курс средней школы в форме ОГЭ (ЕГЭ)

Сентябрь

6

Организация дополнительных занятий с обучающимися, показавшими неудовлетворительные результаты по итогам пробных тестирований в форме ОГЭ (ЕГЭ)

С сентября

в течение года

7

Корректировка плана работы по подготовке к ОГЭ (ЕГЭ)

Сентябрь

8

Составление графика проведения тематических контрольных работ по основным темам курса (в соответствии с планом гимназии)

Сентябрь

9

Проверка результативности дополнительных занятий по подготовке к ОГЭ (ЕГЭ) слабоуспевающих учащихся (контроль по журналам, посещаемость, проверка домашнего задания по тетрадям, контроль знаний учащихся по КИМам)

В течение года

10

Систематический педагогический мониторинг уровня обученности учащихся 9, 10, 11-х классов почетвертно и по результативности прохождения контрольных точек

В течение года

11

Проведение собраний с учащимися и их родителями по подготовке к ОГЭ (ЕГЭ)

В течение года

12

Уточнение наличия детей с ограниченными возможностями здоровья среди слабоуспевающих, проведение с ними разъяснительной работы о порядке сдачи итоговой аттестации

Сентябрь

13

Использование заданий из КИМов и индивидуальных заданий по ликвидации пробелов в знаниях слабоуспевающих на уроке. Включение в домашние задания – задания из КИМов

В течение года

14

Проведение ежеурочного контроля знаний слабоуспевающих учащихся, проверка домашнего задания 

В течение года

15

Проведение дифференцированных дополнительных занятий по подготовке к ОГЭ (ЕГЭ)

В течение года

16

Осуществление контроля посещения учащимися уроков, кружков, дополнительных занятий, выполнения домашних заданий по математике

В течение года

17

Информирование классного руководителя и родителей о посещаемости занятий учащимися уроков, дополнительных занятий, выполнения домашних заданий по математике

В течение года

18

Ознакомление родителей учащихся с новым положением об итоговой аттестации, порядком проведения ОГЭ (ЕГЭ), условиями получения аттестата о среднем (полном) общем образовании, графиком дополнительных занятий (под роспись)

В течение года

19

Индивидуальное консультирование родителей

В течение года

20

Оказание психологической помощи, консультирование учащихся и родителей

В течение года

 

  1. РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ


1. Обеспечение школьников достоверной и своевременной информацией о нормативных документах (с сентября, далее в течение года).

2. Консультативная поддержка учащихся (в течение года).

3. Индивидуальная и групповая работа по подготовке к ОГЭ (ЕГЭ) на уроках (в течение года).

4.Обеспечение учащихся необходимым тестовым, диагностическим, дидактическим материалами, КИМами (в течение года).

5.Проведение тренингов с учащимися по заполнению бланков, по решению КИМов (в течение года).

6.Проведение тренировочных и диагностических работ (в течение года).

7.Индивидуальная работа со слабоуспевающими - выявление личных пробелов, их ликвидация (в течение года).

8.Участие школьников в интернет-олимпиадах, выездных олимпиадах ВУЗов, международном конкурсе «Кенгуру выпускникам».


  1. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ


  1. Ознакомление с нормативными документами (в течение года).

  2. Проведение разъяснительной работы о целях и технологии проведения ОГЭ (ЕГЭ) на родительских собраниях, в индивидуальных беседах (в течение года).

  3. Ознакомление родителей с источниками информации о ОГЭ (ЕГЭ) (перечень необходимых сайтов (сентябрь).

  4. Систематическое информирование родителей на родительских собраниях, в индивидуальных беседах, на консультациях о подготовке к ОГЭ (ЕГЭ):

- ознакомление с результатами диагностических работ;

- ознакомление с результатами индивидуальной работы;

5. Индивидуальная работа, консультирование родителей (в течение года).


  1. РАБОТА С ИНФОРМАЦИОННЫМИ РЕСУРСАМИ


  1. Ознакомление учащихся с возможностью использования Интернет-ресурсов, сайтов для подготовки к экзамену (сентябрь)

  2. Контроль за использованием доступа к информационным ресурсам для подготовки к ОГЭ (ЕГЭ) (в течение года).

  3. Индивидуальная работа с учащимися на сайтах.


Теперь немного подробнее. Начиная с самого начала преподавания у детей предмета, веду мониторинг уровня обученности учащихся по всем темам, начиная с 5 по 11 классы. Работа с детьми по ликвидации пробелов знаний повышает успешность изучения математики.

        Одно из направлений организационно-методической работы - создание банка заданий, подбор учебно-методической литературы. За последние годы школьный кабинет пополнился материалами для использования тестовых технологий в разных классах. Приобретены учебно-методические  пособия ФИПИ и пособия, авторами которых являются разработчики контрольно-измерительных материалов. Эти пособия позволяют эффективно организовать фронтальную работу в классе, самостоятельную работу дома, осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход. В работе использую банк вариантов КИМов прошлых лет, демонстрационные варианты, варианты репетиционных экзаменов.
Другое направление организационно-методической работы –
освоение тестовых технологий. Использую тестовые технологии на этапах изучения нового материала, закрепления, обобщения и проверки знаний. Применяю различные виды тестов: с выбором ответов и без выбора ответов, с развёрнутым ответом, на соответствие, на заполнение пропусков, на установление истинности или ложности, на припоминание. 
Помимо этого активно использую тестовые технологии и во внеклассной работе. Мои обучающиеся -  активные участники муниципальных, всероссийских, международных особенно заочных конкурсов и олимпиад по математике.
       Третье направление - информационное обеспечение. Осуществляю через уголки подготовки к итоговой аттестации. В них размещаю положение об итоговой аттестации, образцы бланков, инструкции по их заполнению, правила поведения на ЕГЭ, права обучающихся во время проведения ЕГЭ, порядок проведения апелляции, советы учащимся и их родителям, демонстрационные варианты, кодификаторы, спецификации (прошлых лет). Совместно с другими педагогами разъясняю эти документы на специальных занятиях. На родительских собраниях информирую родителей о структуре и содержании контрольно-измерительных материалов, о процедуре проведения экзамена, о критериях оценивания, о ходе подготовки к ЕГЭ и уровне готовности каждого выпускника. Оказываем ученикам и их родителям психологическую помощь в ходе подготовки и проведения аттестации.
Для учащихся 9-11 классов провожу групповые и индивидуальные консультации после уроков в строго определённое время. Эти консультации охватывают как сильных обучающихся, с которыми разбираем задания повышенной сложности, так и слабоуспевающих учащихся, с которыми отрабатываем базовые знания умения и навыки. Разбираем демонстрационный вариант и варианты прошлых лет. Знакомлю с системой оценивания, даю советы по организации работы над тестом. 

Считаю, что очень важно организовать тематическое повторение, в ходе которого происходит обобщение и систематизация изученного на более высоком уровне.
При создании и компоновке
обучающих блоков учитываю, что дети по-разному воспринимают визуальную и звуковую информацию, по-разному анализируют задания, использующие формулы, схемы, текст и т.д. В тренировочных блоках одно и то же понятие закрепляю при выполнении заданий в виде словесных конструкций, заданий, требующих анализа, в виде таблиц.
        В течение года провожу неоднократно
тренировочные, репетиционные работы. Работы беру с официального сайта СТАТГРАД, где работы максимально приближены к новым стандартам. Стараюсь создать реальные условия проведения ЕГЭ. Опыт  свидетельствует о том, что такая организация деятельности позволяет выпускникам регулировать темп своей работы над тестом, снижает уровень тревожности перед экзаменом, вселяет  веру в свои силы, позволяет адаптироваться в условиях аттестации.
Также считаю, что наиболее эффективной при подготовке в ЕГЭ и ОГЭ является методика разноуровневого урока, основанная на дифференцированном подходе к учащимся. Важно определение стартового уровня знаний для каждого ученика, поэтому в начале учебного года провожу контрольные срезы.

Итак, в классе формирую три уровня учащихся: уровень 1 – учащиеся, которые имеют низкие математические способности, уровень 2 – учащиеся, которые имеют средние математические способности, уровень 3 – учащиеся, которые имеют высокие математические способности. Ребята знают, что со временем можно перейти из одной группы в другую в соответствии с результатами обучения.

На уроках использую технологии уровневой дифференциации, что особенно помогает при подготовке к сдаче экзаменов в форме и по материалам ЕГЭ. После изучения индивидуальных особенностей учеников в классе, работаю в трех направлениях:

1)  провожу разноуровневые уроки, на которых использую ИКТ и разноуровневые задания (обучающие и контролирующие). Учащиеся должны уметь оценивать себя и своих товарищей, знать, что необходимо уметь на оценки «3», «4», «5».

2)  учу самостоятельной работе с учебником, с дополнительной литературой, ресурсами Интернет.

На разноуровневых уроках осуществляю дифференцированный подход на любом из этапов урока.

Огромное внимание уделяю устной работе. Главное условие здесь - систематичность, работа на каждом уроке. Во время устной работы половину повторяемого материала можно отработать в течение 5-7 минут. Имею подбор устных упражнений по всем темам.

При изучении нового материала и закреплении: первый урок провожу одинаково для всех, на следующих уроках происходит разноуровневая работа. Уровень 1 – возвращается к основным моментам, повторяет снова теоретический материал и решает простейшие задания. Уровень 2 – сосредотачивается на упражнениях, которые требуют решения, старания и понимания основных положений тем и умений. Задания для уровня 3 – переходят от обязательных в творческие.

Закрепление пройденного материала проводится следующим образом: дети уровня 3 работают по карточкам индивидуально, уровня 2 - работают на месте, а учащиеся уровня 1 работают у доски с учителем.

Домашняя работа так же разноуровневая: уровню 1 – соответствующие обязательным результатам обучения, уровню 2 – такие же задания плюс еще более сложные задачи и упражнения из учебника, для уровня 3 – задания из учебника дополняются задачами из учебных пособий.

Часто перед многими учениками стоит проблема общения ученик-учитель. Им трудно бывает задать вопрос, попросить объяснить снова из-за индивидуальных особенностей личности. У одноклассников проще спросить непонятное, получить в нужный момент помощь.

Этому способствует групповая форма работы. Класс разбивается на группы, пары по 2 человека. Дети в парах организованы с разным уровнем развития: средний – низкий, высокий – средний. Все пары получают задания. Задания выполняют парой, при этом идёт обсуждение, опрос друг друга. Затем пара должна защитить перед классом свое решение. Выслушав все пары или часть пар, учащиеся приходят к общему выводу. Таким образом, абсолютно все ученики всё полезное время потратили на достижение главной цели урока. Я направляю работу, частично помогаю, корректирую.

Практикую в своей работе зачёты и смотры знаний по темам, что положительно сказывается на подготовке к экзаменам. Зачеты провожу в конце темы в виде теста, который составлен из задач трех уровней.

Одной из задач повседневного учительского труда является необходимость осуществлять контроль знаний учащихся. Тестирование как эффективный способ проверки знаний находит в школе всё большее применение. Одним из основных и несомненных его достоинств является минимум временных затрат на получение надёжных итогов контроля. При тестировании используют как бумажные, так и электронные варианты. Последние особенно привлекательны, так как позволяют получить результаты практически сразу по завершении теста.

Так же для подготовки к ЕГЭ важную роль играют индивидуальные консультации для слабых и сильных, которые провожу еженедельно. Вся эта система работы как на уроках, так и внеурочное время помогает моим учащимся получать хорошие результаты на экзаменах ОГЭ и ЕГЭ.

   Что делаю, чтобы эту цель  увидели и прочувствовали мои ученики и родители? Основные три слона на которых строится успешное достижение цели - успешная сдача экзаменов и, конечно, формирование универсальных учебных действий. При этом - это учитель, ученик и информационные технологии.      На первом родительском собрании показываю демонстрационные версии экзаменов (в печатном виде ) и рассказываю о их содержании, откуда берутся задания (открытый банк ФИПИ, открытый банк заданий по математике http://mathege.ru), кто составляет, материал каких классов выносится на экзамен.  Детям демонстрационные версии ЕГЭ и ОГЭ вывешиваю на стенд вместе с бланком, который они будут заполнять на экзамене.

Задания ЕГЭ выполняем в специальных тетрадях. За счёт этого у учащихся цель всегда перед глазами. То есть подготовка к экзамену начинается задолго до экзамена.
Хочется начать с того, что в математике нет царских путей. Математика - высокая винтовая лестница. Чтобы взобраться по ней к вершинам знаний, надо пройти каждую ступеньку, от первой до последней. Прежде чем достичь вершины, нам вместе с учениками нужно пройти долгий путь познания.

А теперь расскажу, как я решаю поставленные задачи, с чего начинаю эту работу.

Во-первых, с первых же дней учёбы убеждаю детей в том, что если очень постараться, то можно получить вполне приличный балл. Главное не упустить время.

Во-вторых, в течение всего учебного года знакомлю детей с материалами ОГЭ и ЕГЭ. Устный счёт на каждом уроке строю только на основе упражнений ЕГЭ и ОГЭ. Кроме этого, систематически на уроках каждому раздаю тест ЕГЭ: в 7- 9 классах – за основную школу, в 10-11 классах – за полную среднюю школу. Прошу ребят найти в тесте те задания, с которыми они могут справиться уже сегодня и решить их. Стараюсь выслушать все подходы к решению каждой задачи и только потом раскрываю секрет, как можно было решить задачу рациональнее, чтобы сэкономить время.

В-третьих, когда уже удалось заинтересовать детей, знакомлю их с особенностями новой формы итоговой аттестации: со структурой теста, нормами оценивания экзаменационной работы, условиями проведения экзамена и начинаю обучать «технике сдачи теста»:

Моя цель заключается в том, чтобы:

  • адаптировать содержания образования к современным требованиям ЕГЭ;

  • развивать творческие способности и самостоятельную активность учащихся;

  • сочетать лекции, самостоятельную работу, поиск информации в сети, практикумы с широкой организацией диалогического общения, консультации;

  • систематический контроль обученности учащихся;

  • мониторинг выполнения типовых заданий.


В кабинете по всем номерам ЕГЭ есть печатные  тренировочные материалы. С этих печатных материалов и начинаем готовиться к ЕГЭ. В процессе повторения проходит активное общение  между учащимися, т. е коммуникативные универсальные действия формируются как нельзя лучше. Нередко  можно наблюдать ситуацию когда учащиеся увлечённо спорят по какому-то вопросу и забывают про перемену - дел много. При этом учатся вести диалог на математическом языке с разными группами учащихся. Есть где блеснуть своими личными знаниями и этим самоутвердиться среди сверстников, доказывают свою точку зрения Ученик становится активным познавательным элементом в процессе учёбы.
Конечно, идеальный вариант, к которому стремится каждый учитель - самостоятельная учебная работа ребёнка в интерактивной среде обучения, используя готовые электронные учебные курсы, обучающие, тренировочные и проверочные работы в системе Интернет.

Поэтому в своей работе активно использую ИКТ технологии (цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет-ресурсы), которые очень эффективно помогают в подготовке к экзамену и мне, как учителю и моим ученикам.

Бесспорно, ресурсов в сети интернет множество – есть популярные и не очень. Есть порталы, над которыми работают целые команды и авторские сайты, имеются различные системы тестирования, платные и бесплатные. Ниже перечислены самые популярные и полезные сайты.

См. Презентацию.


Что я считаю самым важным при подготовке к ЕГЭ?

Вычислительные навыки. Обязательное знание правил и формул, теорем. Постоянное совершенствование универсальных учебных действий  на практике. Проверка знаний и умений учащихся.
 
Обязательное знание правил и формул. Прежде всего всю теорию собираем в теоретическую папку (существующие справочники часто перегружены информацией не нужной для ЕГЭ) и пишем содержание, чтобы информацию можно было быстро найти. Проверяю теорию очень строго - на парте листок и ручка (в начале урока, когда ещё на парту ничего не положили).
Для этого после изучения теоретических вопросов темы, даю на 5 - 7 минут математический диктант, в котором часть вопросов касается теории и вторая часть - простейшие примеры не её применение.

Постоянное совершенствование учебных навыков на практике.

Проверка знаний и умений учащихся. Выполнение тренировочных и диагностических работ, представленных в сети Интернет.

Ну и, конечно, очень важна система работы учителя математики с родителями при подготовке учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

Проблема взаимодействия семьи и школы не нова. Время идет, мир меняется, меняются и взаимоотношения родителей и школы. Но ответственными за воспитание и образование детей остаются родители и школа. Следовательно, учитель и родители должны быть партнерами в этом вопросе. Нередко трудно бывает привлечь родителей к процессу воспитания детей, и часто родителям самим требуется помощь учителя в решении многих вопросов.

Эффективность обучения в большей степени зависит от согласованности усилий семьи и школы, единства их требований к учащимся. От того, умеет ли школа грамотно побудить и направить инициативы родителей в нужное русло, способна ли она выстроить такую систему взаимодействия, которая перейдет в сотрудничество, зависит результат воспитания и подготовки к экзамену выпускников школы.

Для этого в начале учебного года, я обычно посещаю первое родительское собрание. На этих собраниях:

-знакомлю родителей с планом работы по математике на предстоящий учебный год;

-разъясняю позицию Министерства РФ по проблеме ЕГЭ,

-характеризую структуру контрольно измерительных материалов (КИМов) по математике;

-рассказываю о формах заданий и поясняю подходы к оценке результатов выполнения заданий разной формы;

-анализируя содержание проверяемых на экзамене разделов и тем школьного курса математики, обращаю внимание родителей какими знаниями, умениями и навыками должен обладать каждый ученик.

Отдельно хочу сказать о консультациях. Ребята знают, что проконсультироваться можно на любой большой перемене и после уроков, если учитель свободен.

Коротко расскажу ещё о некоторых факторах успешности на ОГЭ. Я стала экономить время на теории, чтобы использовать его на практику. Всегда стараюсь выдать теорию по теме за 1-2 урока и лекцию построить так, чтобы она содержала все необходимые сведения для решения текущей контрольной работы и экзаменационного материала. Остальные уроки посвящаю практике. Уроки-практикумы попутно дополняю недостающим теоретическим материалом.

Регулярно провожу диагностические работы для определения пробелов в знаниях. Полученные результаты определяют индивидуальную и дифференцированную работу. Мониторинг и диагностику планирую на основе экзаменационных материалов. Работая с КИМами с 5 класса, ребята привыкают к структуре теста, к необычности формулировок заданий, разнообразию методов и приёмов при решении задач, систематическому пополнению копилки по теории (набору шпаргалок в конверте для запоминания). У них постепенно исчезает чувство растерянности и полной безнадёжности, появляется уверенность и психологическая готовность к новой форме аттестации.

Второе полугодие, особенно четвёртую четверть в 9, 11 классах посвящаю переходу к КИМам, учу ребят оценивать итоги работы в целом. Ученики с удовольствием обмениваются печатными пособиями по подготовке к ЕГЭ. Разработала и систематизировала тестовый материал, создала подборку текстовых задач по подготовке к промежуточным аттестациям, ОГЭ и ЕГЭ. Конечно, очень важен позитивный настрой детей на серьёзный самостоятельный труд по подготовке к экзамену, поэтому в начале каждого учебного года с большим удовольствием сообщаю им информацию о том, что снова, практически все наши выпускники поступили в высшие и средние учебные заведения, многие обучаются на бюджетной основе. Обязательно при этом прошу подсчитать, сколько родительских денег ребята сэкономят за 4-5 лет обучения. Думаю, что этот стимул для большинства семей немаловажен.

Отношение к ЕГЭ школьников и их родителей неоднозначно. Во многом оно зависит от того, насколько они знакомы с содержанием экзамена и насколько высоко оценивают собственную готовность к нему. Поэтому подготовлены рекомендации ученику:


1. ПОМНИТЕ! Фундамент математических знаний закладывается на обычных уроках математики и при систематической подготовке к ним.

2. Необходимо внимательно выслушивать теоретический материал, который учитель объясняет на уроках.

3. Старайтесь не пропускать без уважительной причины уроки математики, потому что качественно восполнить пропущенный теоретический или практический материал самостоятельно сложно.

4. Не допускайте формального усвоения программного материала.

5. Все математические понятия и утверждения нужно обязательно понимать и уметь самостоятельно воспроизводить.

6. Помните, что умение решать задачи является следствием глубоко понятого соответствующего теоретического материала.

7. Выполняйте все домашние задания самостоятельно, консультируйтесь с учителем.

8. Составьте свой, личный справочник теоретического материала и старайтесь постепенно все выучить наизусть, регулярно повторяя выученное.

9. Чем больше информации Вы запомните, тем лучше и быстрее будете выполнять как устные задания, так и задания, требующие значительных умственных усилий.

10. Составьте свой личный план подготовки к экзамену. Покажите его учителю или другому квалифицированному специалисту для подтверждения его правильности и соответствия вашим индивидуальным способностям.

11. Регулярно занимайтесь по личному плану, не реже 1 раза в неделю.

12. На каждом индивидуальном занятии считайте устно. Пытайтесь закрепить (или сформировать) навыки устных вычислений.

Помните: вся подготовка к экзамену зависит лично от каждого из вас. Как вы относитесь к учебе, какой интерес проявляете к учебе, самостоятельно ли выполняете все учебные задания, как используете при этом учебные пособия, какие мысли и чувства вызывает у вас изучение математики, используете ли вы полученные знания и умения по математике в своей жизненной практике, и если используете то как.

Роль учителя в школе действительно велика, но он не всемогущ, и обучить может лишь того, кто хочет учиться и кто сам учится.

Рекомендации родителям.

Уважаемые папы и мамы!

Неверно думать, что если у Вас нет математического образования, то Вы ничем не можете помочь своему ребенку при подготовке к ЕГЭ.

1. Это всегда можно сделать, организуя и контролируя его самоподготовку. Здесь Ваша помощь просто необходима.

2. Ознакомьтесь с “Рекомендациями ученику” и помогайте ребенку их выполнять.

3. Контролируйте его работу и посещаемость на уроках математики в школе (не реже 1 раза в месяц встречайтесь с учителем математики и старайтесь выполнять его рекомендации).

4. Организуйте качественное питание и отдых ребенка в течение всего учебного года (особенно в период сдачи экзаменов). Вечером накануне экзамена родители должны проследить, чтобы ребенок прогулялся и лег спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний. Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".

По сравнению с другими учебными предметами математика, несомненно, выделяется своей трудоемкостью, необходимостью большой самостоятельной, повседневной работы. Надо вдумчиво, ежедневно, серьезно работать, чтобы овладеть математикой даже в минимальных размерах, не говоря, уже о более значительных успехах.

Поэтому усилия всех участников обучения должны быть направлены на формирование у школьников потребности в учебной деятельности, неуемного желания учиться. Необходимо выработать положительное отношение учеников и родителей к математике, создавать ситуации успеха, ликвидировать боязнь решения математических задач, формировать у детей уверенность в своих способностях.

Некоторые рекомендации учителю.

1. Материал на уроках необходимо излагать в простой, доступной, понятной большинству учащихся, форме.

2. Формы работы на уроках необходимо разнообразить, повышая тем самым интерес к предмету.

3. Необходимо добиваться от учащихся не формального усвоения программного материала, а глубокого осознанного его понимания.

4. В процессе преподавания необходимо делать определенные акценты на те разделы, которые представлены в тестах ЕГЭ.

5. Объяснение нового материала необходимо строить как можно более наглядно, создавать яркие образы и конкретные представления об изучаемом материале, чтобы в наибольшей степени воздействовать на чувства ученика, вызвать у него наглядно–образное мышление.

6. Необходимо разработать систему контроля знаний учеников и возможность устранения пробелов в их знаниях.

7. Необходимо сформировать у всех учащихся достаточно высокий уровень учебной самодеятельности, которая явилась бы для них формой самоосуществления, формой свободной, творческой деятельности.


Особое, важное место в подготовке к экзамену, конечно, занимает система домашних заданий. Домашние занятия учащихся способствуют воспитанию у них внимательности и воли, точности и аккуратности, развитию трудолюбия и настойчивости в преодолении встречающихся трудностей, самоконтроля и самооценки. Но все эти качества развиваются у учащихся лишь при правильной организации домашних заданий.

Контроль за качественным, регулярным выполнением учащимися домашних заданий полностью лежит на родителях. Я стараюсь, как можно чаще им об этом напоминать.

С сильными учащимися проще: они контролируют свою работу сами; они более добросовестны; волнуются за свои оценки и хотят знать больше; сами задают вопросы и просят дополнительные, индивидуальные задания. Для “проблемных” детей этот контроль мной осуществляется с помощью системы индивидуальных заданий.

Обязательной составляющей процесса обучения, считаю умение учащихся анализировать свои возможности. Я стараюсь учить их самостоятельно определять для себя приоритетные вопросы при изучении нового материала или при ликвидации пробелов в знаниях; видеть динамику сформированности навыков своей учебной деятельности; учу их оценивать результаты своего труда.

Динамику роста или неудач учащихся регулярно показываю и обсуждаю с родителями, призывая их участвовать в процессе обучения и контролировать работу своих детей.

Советую детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;

-внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);

· если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;

· если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.

В заключение хочу остановиться на пяти принципах, которые мне помогают в работе. Это немного, на то они и принципы. Зато каждый из них реализуется с помощью гаммы конкретных приёмов.

Принцип свободы выбора.

В любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставлять ученику право выбора. С одним важным условием – право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор.

Принцип открытости.

«Я знаю, что я ничего не знаю», - говорил мудрый грек. Печально то, что ученик не знает главного: ОН НЕ ЗНАЕТ, ЧЕГО ОН НЕ ЗНАЕТ. Весьма смутно представляет сегодня школьник границы своей информированности, границы познания наук. Поэтому необходимо показывать границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами курса.

Принцип деятельности.

Бернард Шоу утверждал: «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность».

Освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности.

Принцип обратной связи.

Регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приёмов обратной связи.

Принцип идеальности (высокого КПД).

Максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности, уменьшения затрат в процессе образования.

Как правило, каждый из вас имеет свои профессиональные хитрости, приёмы. Они поддерживают друг друга, складываясь в нечто целое, в систему у каждого из вас.

Я надеюсь, что предложенная система подготовки к ОГЭ по математике

позволит учащимся получить достойный результат.


13


  • Другое
Автор Тазетдинова Язголем Асфировна
Дата добавления 08.01.2018
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 4654
Номер материала MA-073251
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Инновационные технологии управления профессионально-педагогической деятельностью учителей начальной и средней школы в условиях реализации ФГОС»