Инфоурок Литература Другие методич. материалыСинтаксис и пунктуация простого и сложного предложения.

Синтаксис и пунктуация простого и сложного предложения.

Скачать материал

 

Тема урока: Синтаксис и пунктуация простого и сложного предложения. Обобщающее повторение с использованием  текста Послания Президента Республики Казахстан-Лидера нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 17 января 2014 года «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее!».

Класс 11

Вид урока: повторение изученного

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

Образовательные:

-систематизация знаний, полученных по теме «Синтаксис и пунктуация»:

 -повторение  основных видов словосочетаний

 -закрепление умения учащихся определять структуру простого и сложного предложения, расставлять знаки препинания и составлять схемы предложений

 -совершенствование  умения работать с текстом.

Цели развивающие:

Развитие навыков  критического мышления: умения анализировать языковой материал,  осмысливать прочитанное, излагать свою точку зрения, аргументировать собственную позицию.

Цели воспитательные:

Воспитание патриотизма,  формирование активной гражданской позиции: стремления воплотить в жизнь общенациональную идею «Мәңгілік Ел»

Оборудование:  текст  Послания Президента Республики Казахстан -Лидера нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 17 января 2014 «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее!», таблицы по теме повторения, карточки с заданиями, запись   песни «Сильные люди» (певица Юта)

 

Опережающее задание: прочитать текст Послания Президента Республики Казахстан-Лидера нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 17 января 2014 года  «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее!»

 

Индивидуальное задание: выучить наизусть отрывок из книги Ермухамета.Ертысбаева    «Казахстан и Назарбаев: Логика перемен».

 Эпиграф:    

Эта Стратегия — для вас. Вам участвовать в её реализации и  пожинать    плоды её успеха. Включайтесь в работу, каждый на   своём рабочем месте. Не будьте равнодушными. Создавайте судьбу страны!                                                                           Н.А.Назарбаев

Ход урока

IОрганизационный момент.

Психологический настрой учащихся.

- Цель: Сегодня на уроке мы должны  повторить и обобщить  изученный материал по одному из разделов русского языка, и предложенное вам первое задание поможет назвать тему повторения 

II. Стадия вызова.

1.Прочитайте эпиграф к уроку.  Кто автор? О какой Стратегии идет речь?

2. Подумайте, актуальны ли для вас, выпускников школы, эти строки?

 3 Как вы сейчас, находясь на уроке, можете решать задачи, поставленные нашим          Президентом   в Послании «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее!»?

 4 Подумайте, как  могут быть связаны на уроке русского языка повторение синтаксиса и нынешнее Послание Президента?

 

4 С какой целью Президент ежегодно обращается к народу с Посланием?

Учащиеся высказывают свое мнение.

5 .Произведите синтаксический разбор предложения,  и объясните его смысл?

Никакой ветер не будет попутным, если страна не знает конечной цели и гавани прибытия — Н.А. Назарбаев о Стратегии 2050

- СПП с придаточным условия. Придаточное предложение стоит после главного и присоединяется при помощи союза.

 

Повторение теоретических сведений по теме.

Прием « верно  – неверно»

Внимательно послушайте утверждения. Если согласны, поднимайте сигнальные карточки.

1) Синтаксис изучает строение и грамматическое значение словосочетаний и предложений +

 

2) Словосочетание состоит из двух и более самостоятельных слов, связанных

по смыслу и грамматически, и служит для более точ­ного названия предметов. +

 

3) Подлежащее и сказуемое являются словосочетанием –

 4) Простое предложение имеет одну грамматическую основу +

  5)  Сложное предложение также состоит из одной грамматической основы –

       6)  Простое предложение может быть осложнено

 - однородными, обособленными и уточняющими членами +

-обращениями и междометиями, вводными словами и предложениями, вставными конструкциями +

7) Сложные предложения бывают союзными и бессоюзными  +

8)Части БС предложений соединяются запятыми -

9) СПП состоят из главной и придаточной части.  +

 10) Пунктуация изучает правила постановки знаков препинания +

11)Части СПП соединяются при помощи запятых (союзов и союзных слов)   -

 12)Выделяют СПП с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными.  +

Вывод учащихся  о теме урока – «Повторение синтаксиса и пунктуации»

 

Фиксированное восприятие отрывка из книги Ермухамета Ертысбаева

«КАЗАХСТАН И НАЗАРБАЕВ: ЛОГИКА ПЕРЕМЕН»

Задание классу:  запишите наиболее запомнившиеся из услышанного текста определения, словосочетания, предложения, раскрывающие личностные качества  Президента

 

Ученик читает  наизусть  « …Три года я работал советником, и все мои друзья, знако­мые, журналисты, иностранцы и многие другие часто спра­шивали: "Расскажи, какой он?". Я отвечаю: "Разный". Дей­ствительно, он разный. Я видел его веселым и грустным, в приподнятом и угнетенном настроении, меланхоличным и оживленным, спокойно-рассудительным и гневным, даже злым. Обычно, когда заходишь в его кабинет, он встает, идет на­встречу и здоровается за руку. Так со всеми. На протяжении многих лет он принял десятки тысяч посетителей и пожал бесчисленное количество рук.

…Действительно, он - разный. В горячей ситуации он хо­лодный и расчетливый, и, наоборот, импульсивный и эмоцио­нальный в спокойной политической обстановке. Он плохой ак­тер и никогда не может скрыть свои чувства. Если он любит и уважает человека, то трудно найти более, преданного и надежного товарища, чем Назарбаев. Если презирает, то на его лице появляется такая гримаса отвращения, которую не­возможно скрыть.

       Жесткий и высокомерный с политически­ми оппонентами, он становится необычайно добрым, искрен­не сопереживая простым людям.

Если он находится в веселом расположении духа, то это настроение моментально переходит к собеседнику, и нет бо­лее веселой компании, в которой верховодит Нурсултан (так было всегда: и в детстве, и в юности, и в зрелые годы). Казалось бы, ему как политику надо овладеть всеми дипло­матическими хитростями и другими изощренными метода­ми магического воздействия на людей, но он предпочитает

быть самим собой.»

Работают на фоне тихо звучащей песни  «Сильные люди»( певица Юта) Целевая установка:   эмоциональный настрой учащихся

 

Учащиеся  делятся записанными мыслями и коллективно составляют ассоциативный ряд со  словом  «Президент»

 

 

III. Стадия осмысления

Цели: поддержать активное восприятие новой информации, её осмысление

Работа над текстом Послания  «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее!»

Задания к тексту:

1) Объясните, как вы понимаете смысл названия Послания.

2) .Выпишите  из Послания    словосочетания и заполните таблицу, найдите в словарях значение трудных  слов

 

Согласование

Управление

Примыкание

Толерантный народ,

 новые кризисы

 великое творение конкретные стратегии

страны мира

составляют фундамент

изменяться стремительно  эффективно трудиться

и т.д.

 

 

 

.2 Выпишите из текста Послания простые предложения предложения, произведите синтаксический разбор. Объясните  смысл записанного. (Были выписаны)

1)      Наш путь в будущее связан с созданием новых возможностей для раскрытия потенциала казахстанцев

2)      Первый интеллектуально-инновационный кластер уже успешно работает в Астане на базе Назарбаев Университета

3)       Выпускники школ должны знать казахский, русский и английский языки.

4)      Нельзя допускать никаких скачков, необдуманных экспериментов и авантюр в экономике, политике и социальной жизни

5)      Транспортная инфраструктура - это кровеносная система нашей индустриальной экономики и общества

 

1.Работа в парах

 

Найдите в тексте Послания ответы на эти вопросы, в СПП определите вид придаточных, составьте их схемы.

1)С какой целью принята Казахстаном  Стратегия-2050?

Мы приняли Стратегию-2050, чтобы казахстанцы крепко держали в своих руках штурвал будущего страны.

 2)На сколько пятилеток делятся оставшиеся до 2050 годы?

 -Итак, оставшиеся до 2050 годы делятся на семь пятилеток, каждая из которых решает вопрос достижения единой цели — войти в число 30 развитых стран.

3)Что должно стать результатом обучения в школе?

- Результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации

4)В  каком году будет завершена стройка железной дороги «Жезказган-Шалкар-Бейнеу»?

-Эта грандиозная стройка будет завершена в 2015 году

5)Продолжите фразу Н.А. Назарбаева: «Каждый должен понимать и знать, что в рыночных условиях не надо ждать………………..» (манны небесной, а эффективно трудиться )

Работа в группах

1 Проанализируйте  подобранный дома отрывок из Послания   

Почему данное высказывание можно назвать текстом?

(   Можно,   потому   что   предложения   между   собой   связаны   по   смыслу   и грамматически, высказывание композиционно завершено).

—Какова тема данного высказывания?

.—Определите главную мысль высказывания?

Выпишите и разберите простые осложненные  и   сложные предложения. Составьте схемы.

 2 Вывод о видах предложений, использованных в Послании

 3 Прием -ассоциация ( работа в группах )

Составление кластера со словом «Послание»:

План действий,  «Мәңгілік Ел», конкретная программа, «окно возможностей», стратегия будущего, «безбарьерная зона», единая цель и т.д.

Рефлексия:

 Проблемные вопросы.

 Прочитайте еще раз эпиграф к уроку.

 С какой целью, обращаясь к молодежи, Президент использует  побудительные по цели высказывания и восклицательные по эмоциональной окраске простые предложения? И почему , как вы думаете, именно  эти строки из Послания  были взяты эпиграфом к сегодняшнему уроку.? Письменно изложите свое мнение

Обмен  мнениями.

Составление синквейна со словом  «молодежь».

 Что каждый из Вас приобрел для себя, участвуя в уроке?

Какие мысли и чувства пробудила работа с Посланием?

Вам, будущим выпускникам, захотелось что – то изменить в себе?

Домашнее задание: письменно ответьте на вопрос: «На каких принципах  должна строить свое будущее молодежь?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Синтаксис и пунктуация простого и сложного предложения."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Портной

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Синтаксис и пунктуация простого и сложного предложения. Обобщающее повторение с использованием текста Послания Президента Республики Казахстан-Лидера нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 17 января 2014 года «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее!». Урок построен по требованиям технологии критического мышления. Учащиеся сами формулируют тему, задумываются над возможностью соединения работы над темой "Синтаксис" и текстом Послания Президента. На всех этапах урока предлагаются задания на активизацию мыслительной деятельности. Работа с Посланием Президента направлена на формирование духовно-нравственных и патриотических чувств выпускников. Используются прием "Верно-неверно", проблемные вопросы, составление кластера, синквейн

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 763 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 11.04.2020 310
    • DOCX 61 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Млечкова Елена Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Млечкова Елена Николаевна
    Млечкова Елена Николаевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 90448
    • Всего материалов: 217

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 120 человек из 43 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка и литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1529 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 886 человек

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания учебного предмета «Родной (русский) язык» в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 105 человек из 41 региона
  • Этот курс уже прошли 1 199 человек

Мини-курс

Основы налогообложения и формирования налогооблагаемых показателей

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы игровой деятельности дошкольников: роль игр в развитии детей

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 20 человек

Мини-курс

Адаптация и расстройства: понимание, преодоление, развитие

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 18 регионов