Инфоурок География Другие методич. материалыШкольный краеведческий музей. Из опыта работы.

Школьный краеведческий музей. Из опыта работы.

Скачать материал

«Музей – грандиозная памятная книга человечества»

А.В. Луначарский

 

Много больших сел на нижегородской земле.

Одна из дорог ведет в старинное русское село Туманово.

В работе любого образовательного учреждения одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Одна из важнейших составляющих процесса воспитания – формирование и развитие патриотических и гражданских качеств личности. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности. Одним и способов формирования и развития патриотических и гражданских качеств у школьников является поисково-исследовательская деятельность. Одно из направлений воспитательной работы в Большетумановской основной школе Арзамасского района – поисково-исследовательская работа на базе школьного музея. Педагогический коллектив школы считает, что основой этого направления является изучение истории своего села, сохранение его традиций.

Во многих школах имеются краеведческие музеи. Есть такой музей и в школе села Большое Туманово. Любое дело живет энергией человека, в руках которого оно находится. Не одно поколение тумановцев помнит учителя истории, ветерана Великой Отечественной войны Владимира Васильевича Лаптева. Благо­даря энергии и подвижничеству Владимира Васильевича и его учеников, которые по крупицам собирали материал, создан наш школьный музей.

А началось все с созданного им в 1964 году кружка «Юный краевед». Члены кружка под руководством Владимира Васильевича вели большую поисковую работу. Пожалуй, в этом году в селах Большое Туманово, Малое Туманово, Замятино не было дома, где не побывали бы юные краеведы. Они заби­рались на чердаки, заглядывали в чуланы, выискивая старинные вещи, а многие односельчане сами приносили в музей предметы быта: прялки и веретена, одежду из бабушкиных сундуков. Велась работа и в архиве.

Весь накопленный материал вошел в фонд школьного краеведческого музея, который был открыт 29 октября 1969 года.

Музей разместили в отдельной комнате. Директором школы в то время был Владимир Михайлович Швецов. Он много сделал для того, чтобы музей был открыт и работал. Большую работу по открытию музея провела завуч школы, жена Владимира Васильевича Елена Николаевна Лаптева.

В 70-е годы он получил статус «Школьный музей», о чем имеется свидетельство. Бессменным его руководителем был все эти годы Владимир Васильевич Лаптев. Статус школьного краеведческого музея был подтвержден в 2007 и 2012 гг. (свидетельства №6415 и №031).

 

Характеристика помещения музея:

Музей расположен на 2 этаже МБОУ Большетумановская ООШ  и занимает

одну комнату площадью 38 кв.м.

Центральное отопление, 2 окна с затемнением, выходящие на запад.

4 светильника на потолке, 1 выключатель, 1 розетка (220 V).

Стены побелены мелом.

3 застекленные витрины, внутри покрашены масляной краской и

задрапированы тканью.

На стенах расположены 13 тематических стендов:

«Хранить истории следы»

«Из глубины веков»

«Свет знаний»

«Школа – время золотое»

«Военные дороги земляков»

«Туманово в годы войны»

«Героическое поколение»

«Край родной – Туманово»

«Пионерское детство, комсомольская юность»

«Коллективизация»

«Летопись села»

«Тропинками малой Родины»

«Потомка в пример»

 

Оформление и оборудование экспозиции:

Экспонаты расположены в трех стеклянных витринах вдоль стен. Каждый экспонат подписан (табличка размером 7x4, название напечатано). Старинная одежда надета на вешалки-плечики, обернута пленкой и развешана вдоль одной стены. Макеты орудий труда расположены в правой части музея.

Основная информация содержится на 13 стендах. Стенды повешены над теми витринами, содержание экспонатов которых соответствует информации на стендах и тематике экскурсии.

В отдельную папку складываются для хранения материалы периодической печати со статьями о селе и школе.

Материалы туристско-краеведческой экспедиции (альбомы, дневники, карты и др.) хранятся в книжном шкафу.

 

Содержание экспозиции:

В музее хранится около 800 экспонатов, около 700 из них – подлинные. Это экспонаты, найденные во время археологических раскопок, предметы быта и труда, одежда, обувь, посуда, документы, фотографии, школьные принадлежности (тетради, учебники, пионерская атрибутика), макеты, изготовленные жителями села и учениками. Основная часть экспонатов подарена музею жителями сел Большое Туманово, Малое Туманово и Замятино в 60-70 годы, когда члены кружка «Юный краевед» под руководством учителя истории, ветерана Великой Отечественной войны Лаптева В.В. начали поисковую работу. В музее накоплен  большой материал как итог поисковой работы – альбомы по истории села и школы,  воспоминания старожилов, история семей, история ремесел, биографии земляков.

 

Руководитель музея: учитель истории Кульпина Ирина Николаевна.

 

Актив музея:

Рабочая группа:

Лобанова В.В., зам директора по УВР

Коренкова И.А., зам.директора по ВР

Кульпина И.Н., руководитель музея

Власова Е.А., учитель географии

Тенеткова В.Н., учитель русского языка

 

Экскурсоводы:

Булдакова Ольга, ученица 9 класса

Завьялов Антон, ученик 8 класса

Макарова Мария, ученица 7 класса

Дерин Григорий, ученик 6 класса

Винокурова Мария, ученица 6 класса

 

Члены УчКома:

Алексеева Ксения, председатель УчКома,

Тарасова Кристина, член УчКома.

 

Музей работает по направлениям:

§  экспозиционно-фондовое;

§  экскурсионное;

§  туристско-краеведческое;

§  организационно-массовое.

 

Тематические экскурсии (соответствуют разделам экспозиции):

            «Обзорная экскурсия»

 «Археологические древности»

 «История музея»

 «История школы»

 «История села»

 «Коллективизация»

 «История колхоза»

 «Наши земляки на фронтах Великой Отечественной войны»

 «Колхоз в годы войны»

 «Предметы старины и быта»

 

Экскурсии предназначены для учащихся 1-4 классов, 5-9 классов, а также для  взрослых слушателей. Традиционно на экскурсии приходят выпускники школы прошлых лет.

Экскурсии подготовлены: актив музея, руководитель музея Кульпина И.Н.                                         

Тематика и основной текст экскурсий разработаны основателем музея В.В.Лаптевым.  В настоящее время текст экскурсий дополнен материалами поисково-исследовательской работы в рамках туристско-краеведческой экспедиции «Край родной – Туманово» руководителем музея И.Н.Кульпиной и активом музея.

 

Подготовка экскурсоводов:

Экскурсии распределены между учащимися актива музея по их желанию. Качество подачи материала проверяют учителя из рабочей группы музея. Текст экскурсий дополняется материалами поисково-исследовательской работы.

В 2012-2013 учебном году 5 экскурсоводов школьного музея прошли обучение в заочной школе «Юный экскурсовод» при ГБОУ ДОД ЦДЮТЭ Нижегородской области и получили сертификаты: Гагарина Светлана, Дерин Никита, Кулакова Надежда, Кулакова Ксения, Шехунов Алексей.

В музее проводится работа по сохранности экспонатов, обновлению экспозиций и стендов, ученики из числа экскурсоводов проводят   экскурсии.

 

Основные мероприятия музея:

1.     Экскурсии для школьников младшего, среднего и старшего школьного возраста, взрослых слушателей. Экскурсоводы музея – ученики школы.

2.     Туристско-краеведческая экспедиция «Край родной – Туманово» на базе школьного музея (с 2001г).

В начале учебного года каждому классу дается поисковое задание. Результаты подводятся в конце учебного года на итоговой туристско-краеведческой конференции. Отчет классы представляют в виде альбомов, рефератов, мультимедийных презентаций. Программа экспедиции представляет собой систему организации поисково-исследовательской деятельности школьников на материале истории родного села.

3.     Экскурсии по историческим и культурным местам Нижегородской области в рамках программы «Образ Родины». При материальной поддержке попечителя школы ЗАО «АСТ-Регион» и его руководителя А.Г.Сергеева ученики школы посетили города: Москва, Владимир, Суздаль, Семенов (фабрика хохломской росписи), Муром, Городец, Арзамас, Дивеево, Чкаловск, Чебоксары, Софрониева пустынь.

 

Участие музея в массовых мероприятиях:

День села.

День открытых дверей в школе.

Вечер встречи с выпускниками.

Литературная гостиная.

Презентация книги поэта-земляка В.Ю.Тенеткова.

Встреча с поэтами – членами литературной группы газеты «Арзамасская правда».

 

Гостями музея часто бывают выпускники школы разных лет, которые с удовольствием слушают юных экскурсоводов и вспоминают свои школьные годы.

Вот какое стихотворение арзамасская поэтесса, член литературной группы газеты «Арзамасская правда» Светлана Клюева посвятила нашему музею:

 

«Арзамасская глубинка. Тишина.
Разлилась апрельским паводком весна.
В школьном классе – оживленный разговор,
А за окнами синь неба и простор.
То мятежны, то лукавы, то тихи
В гости к школьникам сейчас пришли стихи.
Приобрел и новых преданных друзей
Исторический  музей».
                                  4 апреля 2009г.

 

Организация поисково-исследовательской работы:

За последние несколько лет работы музея у нас не было недостатка в темах для поисковых заданий, энергия и естественная любознательность детей были направлены в исследовательское русло. В 2001 году стартовала туристско-краеведческая экспедиция «Край родной – Туманово». Начало было положено археологическими раскопками, которые провел с нашими школьниками на берегу р.Теша преподаватель Арзамасского пединститута Владимир Николаевич Мартьянов.

Цель программы «Край родной – Туманово» – формирование патриотизма и гражданского самосознания школьников средствами поисково-исследовательской деятельности на базе школьного музея. Итогом реализации программы является активное участие школьников в краеведческих конкурсах, формирование у них навыков исследовательской деятельности, пополнение фондов школьного музея для использования в воспитательной работе.

 

Задачи:

1.     Развитие познавательных интересов и способностей.

2.     Расширение и углубление знаний учащихся по истории своего края.

3.     Формирование интереса исследовательской работе.

4.     Формирование навыков поисково-исследовательской деятельности:

¾  сбор краеведческой информации;

¾  систематизация;

¾  классификация;

¾  оформление.

5.     Приобретение опыта краткого, четкого и логичного изложения материала.

6.     Воспитание гордости за историческое прошлое своего села и его жителей, воспитание любви к родному краю.

7.     Развитие общественной активности.

 

Структура экспедиции «Край родной – Туманово»

 

1.     В течение учебного года каждый класс выполняет поисковое задание. Задания могут быть различной тематики, характера исследования, уровня сложности: встречи с интересными людьми, работа с документами, экологические исследования. Школьники изучают историю своей «малой Родины» по воспоминаниям очевидцев и участников событий, ветеранов войны, тыла и колхозного движения, в своих работах рассказывают  об уважаемых людях села, которые делами своими творят его историю. Важно отметить, что поисково-исследовательская деятельность – процесс творческого взаимодействия педагогов, учеников и родителей.

2.     В мае проходит итоговая конференция, на которой ребята представляют результаты своей работы: это отчеты об исследованиях, биографии наших земляков, ветеранов войны, бывших учителей и учеников, рассказ о традициях и обычаях нашего села в форме костюмированных выступлений. Здесь находит свое выражение творчество детей, учитываются их индивидуальные и возрастные особенности, школьники приобретают опыт краткого,  четкого и логичного изложения материала.

 

Итоги и результаты экспедиции «Край родной – Туманово»:

 

Накоплен материал за несколько лет, школьный музей пополнился работами детей по различным направлениям:

«Летопись села»,

 «Старинные обряды села Туманово»,

«Литературное Туманово»,

«Спортивное Туманово»,

«Пионерское детство и комсомольская юность наших родителей»,

«Судьба села в лицах»,

«Судьба семьи в истории страны»,

«Военные дороги земляков»,

«Учителя и ученики нашей школы – фронтовики».

 

Разработаны правила сбора краеведческой информации, оформления работ. Уже несколько поколений школьников являются экскурсоводами школьного музея.

Подлинное творчество, в какой бы деятельности оно ни находило свое выражение, свойственно натурам ищущим, требовательным, неравнодушным в первую очередь к судьбе своего села. Юные исследователи участвуют в различных краеведческих конкурсах с работами по истории села Туманово и о знаменитых земляках и занимают призовые места, получают опыт подготовки выступлений на большой аудитории. Например, за последние годы районными, областными и всероссийскими грамотами отмечены работы Туркина Павла «Дорога к храму», Лифаненко Дарьи «Память», Гагариной Светланы «Почетный гражданин села», Лобанова Владимира  «Дорогой мой человек», Тарасова Антона «Военные дороги земляков», Дерина Никиты «Корни истории уходят в будущее», Дерина Григория «Мой дедушка – депутат Земского собрания» и «Месточтимая иконаПресвятой Богородицы «Скоропослушница». Многие участники краеведческих исследований – теперь уже студенты. Все они, по их отзывам, получили опыт навыков исследовательской деятельности еще в школе, и это помогает им в учебе, в работе над рефератами и курсовыми работами.

Несколько раз районная газета «Арзамасская правда» печатала заметки наших учеников, в которых они рассказывали об итогах своих поисковых заданий. В заметке «Дорогой наш человек» Ирина Чижкова рассказала о Лаптеве В.В., который вместе со своей женой  внесли свой вклад не только в основание музея, но и в то, чтобы стоял в Туманове памятник погибшим в Великой Отечественной войне. Статья Покровской Ирины «Гармония судьбы» построена на исследовании своей родословной и рассказывает о династии учителей Покровских, общий педагогический стаж которых составляет более 200 лет. В заметке «Чудесный доктор» Пимкина Кристина рассказывает о сельском фельдшере Евгении Павловиче Кулакове, о его способности лечить не столько лекарствами, сколько добрым словом, душевным теплом и отзывчивостью.

 

Поисково-исследовательская деятельность дает возможность пополнить фонды музея. За последние годы в инвентарной книге зарегистрировано более пятидесяти новых экспонатов, которые приносят в дар музею ученики и родители. Подзор и занавески с вышивкой, старинные платки, кованые гвозди, берестяной туесок, фотографии студии начала прошлого века, самодельное колечко, коромысло, паспорт колхозника, сигнальный семафор, работающий на керосине, и многое другое. Большинство предметов были найдены буквально на улицах села, на обочине дороги, во дворе. И здорово, что наши ученики не прошли мимо, сохранили и принесли эти вещи в музей. Именно здесь мы видим, как поисково-исследовательская работа стала для многих личностно-значимой и сделала неравнодушными.

 

Собранный материал преобразуется в новые экспонаты музея, включается в экскурсии, используется на уроках истории, краеведения и классных часах. Он опубликован на сайте школы и в сети Internet.

Организация поисково-исследовательской работы открывает большие перспективы для самореализации творческих планов учителя, участие в конкурсах и проектах дает хорошие результаты. В 2012 году фракцией КПРФ Законодательного собрания Нижегородской области музей был отмечен дипломом победителя областного конкурса школьных музеев. В 2014 году музей занял 1 место в региональном этапе Всероссийского конкурса на лучшую организацию образовательно-просветительской деятельности музеев в номинации «Комплексный краеведческий музей» с программой «Край родной – Туманово». Пропаганда музейной работы – это выступления и статьи на районном, областном и всероссийском уровне.

Туристско-краеведческая работа содействует развитию желания у школьников вносить свой вклад в общее дело, проявлению у большинства из них творческой активности. Поисково-исследовательская работа на базе школьного музея прививает навыки творческого мышления, учит самостоятельному поиску информации, развивает и углубляет знания учащихся, расширяет кругозор, развивает познавательные интересы и способности, помогает школьникам приобрести опыт краткого, четкого и логичного   изложения   материала, дает базу для результативного  участия в краеведческой исследовательской работе.

В ходе организации поисково-исследовательской работы поэтапно от личности ребенка идет  изучение истории семьи, школы, села, края в контексте истории страны. Важное преимущество в организации туристско-краеведческой экспедиции состоит в том, что эта работа позволяет классам увидеть себя в зеркале других классов, сравнить, сопоставить.

Краеведческая поисково-исследовательская работа на базе школьного музея  – это эффективный метод и одна из форм развития и формирования гражданских и патриотических качеств личности. Очевидны огромные воспитательные возможности краеведческого материала, но не просто материала теоретического, книжного, а собранного несколькими поколениями жителей села и, что особенно значимо, самими учениками. Может быть, поисково-исследовательская деятельность позволит нам растить гражданина именно на примерах жизни своей семьи, односельчан, их нелегкого сельского труда и быта.

Все это дает возможность сделать вывод о том, что в поисково-исследовательской деятельности прослеживается проявление и обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияние на развитие индивидуальности и творческих способностей учащихся. Важно, что музей становится не собранием пыльных экспонатов, а деятельным звеном в накоплении нравственных ценностей, играющих важную роль в развитии наших учеников.

 

Научно-исследовательская деятельность музея:

 

Результаты участия обучающихся в краеведческих конкурсах с работами по истории села Туманово и о знаменитых земляках (подтверждение результатов – сертификаты участников, грамоты и дипломы):

 

2001-2002 уч.год:

Покровская Ирина, ученица 11 класса, 1 место в районных краеведческих чтениях «Моя малая Родина» в номинации «Моя родословная» с работой «Гармония судьбы», о династии учителей Покровских, общий стаж которых насчитывает более 200 лет.

Чижков Евгений, ученик 11 класса, 2 место в районных краеведческих чтениях «Моя малая Родина» в номинации «Знаменитые люди моего села» с работой «Знаменитые земляки».

 

2002-2003 уч.год:

Кондратьева Ольга, ученица 11 класса, 1 место в районных краеведческих чтениях «Моя малая Родина» в номинации «Краеведы» с работой «Хранить истории следы» об основателе музея В.В.Лаптетве.

Хрипунова Анжела, ученица 11 класса, 2 место в районных краеведческих чтениях «Моя малая Родина» в номинации «История моего села» с работой «История села Шерстино».

 

2003-2004 уч.год:

Борунова Анна, 1 место в районных краеведческих чтениях «Моя малая Родина» в номинации «История школы» с работой «История Большетумановской школы».

 

2004-2005 уч.год:

Серов Виктор, ученик 8 класса, 2 место в районной краеведческой викторине, посвященной 60-летию Великой Победы.

 

2005-2006 уч.год:

Серов Виктор, ученик 9 класса, 1 место в краеведческой викторине районного фестиваля «Нижегородская земля: история, события, люди».

 

2006-2007 уч.год:

Туркин Павел, ученик 6 класса, 1 место в районной краеведческой викторине, посвященной г.Арзамасу.

 

2007-2008 уч.год:

Туркин Павел, ученик 7 класса, 2 место в конкурсе исследовательских работ VI краеведческих чтений «Моя малая Родина»

Туркин Павел, ученик 7 класса, участник конкурса «Россия, Русь, храни себя, храни!» на базе ГБОУ ВПО «АГПИ им.А.П.Гайдара» с работой «Дорога к храму» о храме Покрова Пресвятой Богородицы.

 

2009-2010 уч.год:

Лифаненко Дарья, ученица 6 класса, 1 место в районном конкурсе ученических проектов с проектом «Память» о памятнике погибшим воинам в селе Большое Туманово в номинации «Мое село, моя земля, моя родная школа».

 

2010-2011 уч.год:

Лобанов Владимир, ученик 8 класса, участник областного краеведческого конкурса «Моя семья в истории страны», призер муниципального этапа конкурса.

Лобанов Владимир, ученик 8 класса, победитель районных краеведческих чтений «Моя малая Родина» с работой «Дорогой мой человек» о дедушке – участнике освоения целины.

Тарасов Антон, ученик 8 класса, призер районных краеведческих чтений «Моя малая Родина» с работой «Военные дороги земляков».

И.Н.Кульпина как руководитель музея стала лауреатом регионального этапа Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» в номинации «Лучшая программа гражданско-патриотического воспитания» за разработку и реализацию программы туристско-краеведческой экспедиции «Край родной – Туманово».

 

2011-2012гг:

Гагарина Светлана, ученица 8 класса, участник районных краеведческих чтений «Моя малая Родина» с работой «Почетный гражданин села Туманово» о враче Тумановской больницы Л.Н.Швецовой.

Лобанов Владимир, Тарасов Антон: грамоты администрации МБОУ Большетумановская ООШ за активную работу в качестве экскурсоводов школьного музея.

Лифаненко Дарья, ученица 8 класса, участник районной викторины «Великое дело от малого города», посвященной 400-летию подвига Нижегородского ополчения.

Маслова Альбина, ученица 7 класса, 2 место в Региональном этапе дистанционной краеведческой интернет-викторины «Герои нашего Отечества» (в рамках X международного форума информационных технологий).

Дерин Никита, ученик 8 класса, участник регионального интерактивного интернет-конкурса творческих работ учащихся «Корни истории уходят в будущее», посвященном Году российской истории.

Дерин Никита, ученик 8 класса, призер районной викторины «Гроза двенадцатого года», посвященной 200-летию Бородинской битвы.

 

2012-2013гг:

Лобанов Владимир, ученик 9 класса, финалист областного исторического исследовательского конкурса «Моя семья в истории страны», участник областной краеведческой конференции «Отечество» в номинации «Семейная реликвия».

Гагарина Светлана, Дерин Никита: грамоты администрации МБОУ Большетумановская ООШ за активную работу в качестве экскурсоводов школьного музея.

Диплом фракции КПРФ в Законодательном собрании Нижегородской области краеведческому музею МБОУ Большетумановская ООШ «Победитель смотра-конкурса школьных музеев Нижегородской области, посвященного Году российской истории» в номинации «Комплексно-краеведческие, историко-краеведческие, исторические музеи».

 

2013-2014 уч.год:

Дерин Григорий, ученик 5 класса, 2 место в областном  конкурсе «История выборов в Нижегородской области» с работой «Мой дедушка – депутат Законодательного собрания», призер муниципального этапа конкурса.

Кулакова Ксения, ученица 9 класса, призер муниципального этапа и участник областного этапа Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ «Отечество» в номинации «Земляки».

Дерин Григорий, ученик 5 класса, участник Всероссийского конкурса исследовательских работ «Моя семья» с работой «Мой дедушка – депутат Законодательного собрания».

Дерин Григорий, ученик 5 класса, лауреат Всероссийских открытых краеведческих Сергиевских чтений обучающихся, посвященных 700-летию Сергия Радонежского в рамках Года культуры в Российской Федерации с работой «Сама избрала это место» о местночтимой иконе Пресвятой Богородицы «Скоропослушница», которая находится в Покровском храме с.Б.Туманово.

Завьялов Антон, ученик 7 класса, Кулакова Ксения, ученица 9 класса: участники районного конкурса «В потоке лет, от поколенья к поколенью…», посвященного 95-летию ВЛКСМ.

Кулакова Ксения, ученица 9 класса, участник Регионального этапа Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им.В.И.Вернадского.

В 2014 году музей занял 1 место в региональном этапе Всероссийского конкурса на лучшую организацию образовательно-просветительской деятельности музеев в номинации «Комплексный краеведческий музей» с программой «Край родной – Туманово».

 

Пропаганда музейной работы:

 

Участие руководителя музея И.Н.Кульпиной в педчтениях и научно-методических конференциях с обобщением опыта работы:

На районном уровне:

Выступление на районных педагогических чтениях в ГБОУ ВПО «АГПИ им.А.П.Гайдара» «Современные образовательные технологии как средство повышения качества образования» по теме: «Поисково-исследовательская деятельность школьников как один из аспектов технологии личностно-ориентированного обучения» (3 февраля 2009г).

Выступление на заседании РМО учителей истории и обществознания с мастер-классом по теме: «Поисково-исследовательская работа на базе музея и туристско-краеведческой экспедиции» (протокол РМО №4 от 19 апреля 2011г).

На региональном уровне:

Выступление на региональной научно-методической конференции «Проблемы и преемственность преподавания истории в школе и ВУЗе» по теме «Исследовательская деятельность сельских школьников как средство формирования патриотических и гражданских качеств личности» (21 февраля 2007г).

Выступление  на региональной научно-практической конференции «Нижегородское образование: история и современность» по теме «Поисково-исследовательская деятельность школьников как один из аспектов технологии личностно-ориентированного обучения» (3-4 декабря 2010г).

Выступление на межрегиональной краеведческой научно-практической конференции к 400-летию формирования Нижегородского ополчения по теме «Поисково-исследовательская деятельность школьников на базе музея как один из аспектов системно-деятельностного подхода» (2 ноября 2011г).

На всероссийском уровне:

Участие во Всероссийской научно-практической конференции «Гуманитаризация как стратегия развития современного образования детей и молодежи» в рамках III Открытого регионального симпозиума «Наш мир – мир детства, 23-24 апреля 2014г. «Поисково-исследовательская деятельность сельских школьников на базе школьного как один из аспектов системно-деятельностного подхода». Арзамас, Арзамасский филиал ННГУ, 2014.

Участие в VI Международной научно-практической конференции «Информация и образование: границы коммуникаций», 8-12 июля 2014г. «Поисково-исследовательская деятельность сельских школьников на базе школьного как один из аспектов системно-деятельностного подхода». Горно-Алтайск, 2014г.

 

Публикации о поисково-исследовательской деятельности на базе музея:

 

На региональном уровне:

«Исследовательская деятельность сельских школьников как средство формирования патриотических и гражданских качеств личности». Материалы региональной научно-методической конференции «Проблемы и преемственность преподавания истории в школе и ВУЗе». Н.Новгород, НИРО, 2007г.

«Поисково-исследовательская деятельность школьников как один из аспектов технологии личностно-ориентированного обучения». Материалы региональной научно-практической конференции «Нижегородское образование: история и современность». Арзамас, АГПИ, 2010г.

На всероссийском уровне:

«Поисково-исследовательская деятельность сельских школьников на базе школьного как один из аспектов системно-деятельностного подхода». Сборник статей участников III Всероссийских Вахтеровских чтений с международным участием, посв. 160-летию со дня рождения В.П.Вахтерова «Федеральные государственные образовательные стандарты: проблемы и перспективы внедрения». Арзамас, АГПИ, 2013.

«Формирование гражданской идентичности на уроках обществознания». Материалы Всероссийской научно-практической конференции в рамках III Открытого регионального симпозиума «Наш мир – мир детства, 23-24 апреля 2014г. Арзамас, Арзамасский филиал ННГУ, 2014.

«Поисково-исследовательская деятельность сельских школьников на базе школьного как один из аспектов системно-деятельностного подхода». Материалы VI Международной научно-практической конференции «Информация и образование: границы коммуникаций», 8-12 июля 2014г. Горно-Алтайск, 2014г.

 

Работа музея построена на принципах, изложенных в нормативных документах:

 

Документы Правительства РФ:

1.     Закон об образовании.                    

Принят 10 июля 1992 года    № 3266-1(редакция от 9 февраля 2007 года)

2.     Положение о музейных фондах Российской федерации.

Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1998 г. № 179

3.    Федеральный Закон  «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации».

Принят  Государственной Думой 24 апреля 1996 года

 

Документы Министерства образования и науки РФ:

1.     Письмо Министерства Образования РФ от 12.03.2003 г.  № 28-51-181/16 «Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее)»

2.     Приложение к письму Минобразования России от 12.03.2003 г. № 28-51-181/16 «О деятельности музеев образовательных учреждений».

 

Локальные акты:

1.     Положение о школьном музее МЮОУ Большетумановская ООШ.

2.     Положение о туристско-краеведческой экспедиции «Край родной – Туманово».

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Школьный краеведческий музей. Из опыта работы."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Педагог-организатор

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В материале представлен опыт организации поисково-исследовательской деятельности школьников в рамках туристско-краеедческой экспедиции "Край родной - Туманово" на базе школьного музея. 

 

Одно из направлений воспитательной работы в Большетумановской основной школе Арзамасского района – поисково-исследовательская работа на базе школьного музея. Педагогический коллектив школы считает, что основой этого направления является изучение истории своего села, сохранение его традиций.

За последние несколько лет работы музея у нас не было недостатка в темах для поисковых заданий, энергия и естественная любознательность детей были направлены в исследовательское русло. В 2001 году стартовала туристско-краеведческая экспедиция «Край родной – Туманово».

Цель программы «Край родной – Туманово» – формирование патриотизма и гражданского самосознания школьников средствами поисково-исследовательской деятельности на базе школьного музея. Итогом реализации программы является активное участие школьников в краеведческих конкурсах, формирование у них навыков исследовательской деятельности, пополнение фондов школьного музея для использования в воспитательной работе. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 308 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

УРОК. Презентация." Достопримечательности Дагестана"
  • Учебник: «География. Экономическая и социальная география мира (базовый и углублённый уровни)», Бахчиева О.А.
  • Тема: §1. Экономическая и социальная география в системе географических наук
  • 01.10.2020
  • 493
  • 2
«География. Экономическая и социальная география мира (базовый  и углублённый уровни)», Бахчиева О.А.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 575
    • DOCX 102.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кульпина Ирина Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Кульпина Ирина Николаевна
    Кульпина Ирина Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 31286
    • Всего материалов: 20

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 124 человека из 43 регионов

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения географии в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 430 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "География")

Учитель географии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания географии в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 42 регионов
  • Этот курс уже прошли 245 человек

Мини-курс

Теория вероятности и комбинаторика в современной математике

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Аномальное психологическое развитие и психологическая травма

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 17 регионов

Мини-курс

Преодоление внутренних барьеров: убеждения, зависимости, и самооценка

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 183 человека из 48 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек
Сейчас в эфире

"С понедельника — начну!.." Практическое руководство к модификации образа жизни

Перейти к трансляции