Инфоурок Классному руководителю Другие методич. материалыШкольное исследование о празднике Рождества

Школьное исследование о празднике Рождества

Скачать материал

Министерство физической культуры, спорта и молодёжной политики

Свердловской области

Автономная некоммерческая организация «Репетиторский центр «Логос»

Детское молодёжное общественное экологическое движение «Зелёный дозор»

 

 

 

 

 

РОЖДЕСТВО НА УРАЛЕ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ

 

 

 

Информация об авторе:

Митрошин Вячеслав Вячеславович,

стажёр Движения «Зелёный дозор»,

 ученик МБОУ СОШ № 9, класс 6,

 

 

Руководитель: Карпушева Елена Тадеушевна,

магистр образования, директор АНО «Логос»

 

 

 

 

 

Североуральск

2014

 

 

Оглавление

 

Введение                                                                                                             3                                                                                                             

Глава 1. Общие сведения о Рождестве, святках и колядках                         5                                                                                          

1.1.            Словарь исследовательской работы                                                     5                                                               

1.2. Особенности празднования святок на Урале                                            7                                                    

1.3. Колядки                                                                                                         8                                                                                                      

1.4.  Игрища                                                                                                         9

1.5.  Ряженье и вертеп на Урале                                                                         9

1.6.  Подблюдные песни                                                                                     11

1.7. Обрядовая рождественская кухня                                                              15   

Выводы 1-й части                                                                                                17                                                                          

Глава 2. Мы – хранители и продолжатели традиции                                       18

2.1. Как раньше колядовали в наших краях                                                      18

2.2. Возрождение традиции в 90-е годы ХХ века                                             19

2.3.  Рождество в Заозёрье                                                                                   20

Выводы 2-й части                                                                                                 20

Заключение                                                                                                           21                                                                                                                                                                                Литература                                                                                                            23                                                                                                                  Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность. Выбранная нами тема актуальна, потому что, реконструируя год за годом колядки, празднуя Рождество, как это делали наши предки, устраивая вертеп, мы изучаем и сохраняем традицию.

Цель исследования – изучение рождественских праздников в народной традиции на Урале и реконструкция Рождества как синкретического календарного праздника.

Задачи исследования:

1.      Прочитать и изучить научно-публицистическую литературу по выбранной теме.

2.      Выяснить, как праздновали Рождество на Урале.

3.      Исследовать, как был реконструирован праздник в нашем городе и как его организует в селе Всеволодо-Благодатском Движение «Зелёный дозор».

4.      Принять участие в праздновании Рождества в 2014 году, описать праздничное действо.

Предмет исследования – традиционная народная культура.

Объект исследования – праздник Рождества.

Гипотеза исследования – при понимании сути праздника Рождества и ежегодном участии школьников в колядках народная традиция сохраняется и передаётся следующим поколениям.

Методы исследования – изучение и анализ литературных и архивных источников, наблюдение, описание, обобщение.

Обзор литературы:

При работе над проектом нами было прочитано и проанализировано несколько источников, среди которых:

1)       Глава, посвящённая рождеству и колядкам, из сборника «Обрядовая поэзия» (под ред. В.И. Жекулиной) [8], в которой подробно рассказывается, как отмечалось Рождество в России в Х1Х веке. В этой же книге приведены тексты самых распространенных колядок и объяснено, каким образом колядовали в разных частях России.

2)      Статьи из сборника «Земледельческий календарь» (1991) [2].

3)      Статьи Бобрихина [1] по традиционной народной культуре (2000 год), из которых мы узнали об особенностях празднования Рождества на Среднем Урале, особенностях обрядовой кухне, истории вертепа на Урале.

4)       Газетные публикации, посвящённые колядкам в Североуральске [3, 4,  9, 10,12].

5)       Интернет-ресурсы [11, 13,14,15].

6)      Материалы из архива Движения «Зелёный дозор», собранные во время экспедиций за период с 2003 по 2014 годы [5].

Структура работы. Наша работа состоит нескольких частей:

1)      Введения, в котором мы описываем актуальность темы, ставим цели и задачи работы, уточняем предмет и объект исследования, прописываем гипотезу и методы исследования, даём обзор литературных источников.

2)      Теоретической части, где мы предлагаем словарь основных терминов исследования, а также анализируем особенности празднования Рождества на Урале, приводятся особенности рождественской кухни, колядок, игрищ.

3)      Практической части, в которой мы рассказываем, как праздновали Рождество в наших краях раньше и как его отмечают дозорные в селе Всеволодо-Благодатском сегодня.

4)      Заключения, где мы подводим итоги работы и прогнозируем следующий этап работы по данной теме.

В работе имеются список литературы и приложения, среди которых особой ценностью, на наш взгляд, обладает Подённик, или летопись, экспедиции «Рождество в Заозёрье – 2014», написанная самим автором.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Общие сведения о Рождестве, святках и колядках

 

1.1. Основные понятия

 

Вертеп – один из символов Рождества. В переводе со славянского это слово означает укрытие, пристанище, пещера. Именно в пещере и появился на свет Богомладенец. С начала XVII века стала распространенной традиция устраивать в Рождественские дни театрализованные представления, рассказывающие историю рождения в мир Господа Иисуса Христа. Поэтому вертеп - это народный кукольный театр, представляющий собой двухэтажный деревянный ящик, напоминающий сценическую площадку (более подробно мы расскажем о нём в главе «Ряженье и вертеп на Урале».

Виноградье – это длинные, величальные «полу-эпические» песни, с постепенным раскрытием художественных образов с наиболее разработанной системой поэтических приёмов.

Колядовщики - это те, кто ходил славить Христа и приносил в дома здоровья, удачу и богатства.

Колядки – это величальные обрядовые песни с пожеланиями здоровья, удачи, богатства. Традиции распевать колядки известна на Руси с глубокой древности, ещё с дохристианских времён. «Зимний цикл праздников славян посвящен умиранию и зарождению новой жизни. Корочун - образ старого умирающего года, Рождество - нового рождающегося года. Соответственно, первая половина зимнего цикла посвящения почитанию тайных сил и защиты себя от лиха, вторая половина - прославлению нового Солнца, Света и Жизни. Главнейшими праздниками зимы являются Святки или Коляда, которые длятся 12 дней, от 27 декабря по 6 января» [15].

Механоша – это человек, который выбирался колядовщиками для того, чтобы носить мешок для сбора даров.

Реконструкция праздника - иначе восстановление традиций празднования — это закрепление исконно русского подхода в верованиях славян и почитания культурных основ русской цивилизации: русского языка, обычаев, традиций, ратного искусства, календаря [13].

Рождество - это великий христианский праздник, установленный в воспоминание о рождении Иисуса Христа в Вифлееме. Празднуется более, чем в 100 странах мира. В России Рождество является сегодня государственным праздником. Как сказал настоятель храма Петра и Павла о. Иоанн: «Рождество – это как бы предварительное рождение для вечной жизни. Рождество предваряется навечерием, или, как ещё называется, рождественским сочельником. Вечером в шесть часов служатся праздничные всенощные бдения, праздничная служба…После литургии на Украине бывают колядки – все ходят друг к другу славить Христа. В России это не принято…» [12]. «7 января в России является государственным праздником. Это связано с тем, что глав­ный кафедральный собор русской церкви — храм Христа спасителя — посвящен Рож­деству Христову. Дело в том, что первая Отечественная война 1812 года закончилась как раз на Рождество, после чего благодарный российский народ воздвиг храм, - отмечает в своей статье «Традиции празднования Рождества в России» С.А. Щебетков [14] -  В нашей стране церковь в начале 20 века не перешла с юлианского календаря на новый григорианский, вследствие чего календарь на 13 дней отличается от календаря, используе­мого католическими христианами. Наша стра­на празднует Рождество в ночь с шестого на седьмое января, в отличие от католических стран, где обмениваются рождественскими по­дарками двадцать пятого декабря».

Святки - наиболее торжественный, яркий и, самым древний из всех годовых праздников.

Синкретизм - в широком смысле этого слова —это нерасчлененность различных видов культурного творчества, свойственная ранним стадиям его развития. Чаще всего однако термин этот применяется к области искусства, к фактам исторического развития музыки, танца, драмы и поэзии [16]. В нашей работе под этим словом мы имеем в виду переплетение ведических корней и христианских основ зимних святок. Как пишет С.А. Щебетков: «Христианские обряды тес­но переплелись с русскими на­родными традициями, зачастую имеющими языческие корни. Это и всевозможные гадания, и ко­лядки и обряды для отпугивания нечистой силы. Коляда - древний языческий праздник, сливший­ся позднее с Рождеством» [14].  Однако Коляда – это ведический праздник [15], а сам Коляда – это ведическое божество, символизирующее молодое солнце, которое родилось после зимнего солнцестояния. Этим самым тьма побеждалась из года в год.

Поэтому праздник Рождества можно сравнить с «утром года». С этим праздником в народной обрядовой культуре связана магия начала, магия первого слова [3]. Подтверждение этой мысли мы находим в народных пословице: «Солнце – на день, а зима – на мороз».

В статье Галины Шевелы [12] мы прочитали, что колядки в России были не приняты, однако в других источниках мы нашли подтверждение тому, что колядовали как в средней полосе России, так и на Урале ещё в прошлом веке. Наши предки издревле в эти дни, «переодеваясь в живот­ных, восхваляли бога солнца Коляду, приносящего солнечный свет. Колядки - это еще и рождествен­ские песни, распеваемые колядниками, и угощение, которое выпекали к этому дню, чтобы их одаривать. Кроме рождения Иисуса Христа колядки на Рождество чествуют всех членов семьи, к которой пришли колядники» [15].

Таким образом, в первой части работы мы исследуем особенности празднования Рождества на Урале.

 

1.2.Особенности празднования святок на Урале

Святки на Урале строго делились на две половины: с 7 по 13 января (по нов.ст.) праздновали святые вечера, а с 14 до Крещения (19 января по нов.ст.) – страшные вечера. По земледельческому и церковному календарю эти дни совпадают с рождественским сочельником (кануном Рождества, который приходится на 6 января), с Васильевым вечером (канун Нового года по старому стилю) и Крещением. Васильев вечер считался переломным моментом святочных праздников, что «отражалось и в песнях, и в поведении, и даже во внешнем облике участников святочных вечеров» [3].

В святые вечера главные действующие лица были БАСКИЕ, НАРЯЖЁННЫЕ, КУКОЛКИ. В других местах России их называли КОЛЯДОВЩИКИ. Они надевали костюмы из белой ткани или старинную одежду «под барыню». Их лица были открыты, лишь самым стеснительным разрешали прикрыть лицо неплотной тканью – «сеткой» (похожей на вуаль). Баскими ходили по домам дети до 13-14 лет, они вообще могли не рядиться и личину не одевать, так как они в народной традиции являлись провозвестниками добрых и светлых сил.

Баские распевали колядки, поэтому их также называли КОЛЯДОВЩИКАМИ, КОЛЯДОВЩИЧКАМИ, КОЛЯДУЮЩИМИ. Их встречали на пороге дома. Порог в народной традиции, как мы узнали, считается границей двух миров, где в старину совершались многие обрядовые действия. Прежде чем переступить порог, колядующие обязательно испрашивали у хозяев дома разрешения спеть колядки.

Если хозяева были особенно гостеприимны, они приглашали колядующих в дом, усаживали за стол и угощали. Как указано в большинстве проанализированных нами источников [1, 2, 3, 4, 6, 7, 11, 15], в народной культуре угощение баских являлось символом подаяния душам умерших предков.

Наибольший почёт оказывался самому младшему среди колядующих. Его сажали либо на подушку, либо на вывернутый вверх шерстью тулуп. Почему так? Опять же в народной традиции находим ответ: всё, что не покрытое, голое является символом нищеты, а всё, что покрыто, даже не важно, чем, хотя бы соломой, считалось символом достатка.

            Во время святок особое значение приобретало сказанное слово, поэтому хозяева внимательно слушали, что скажут колядовщики. У колядующих можно было попросить всего, что желает душа в новом году. Главное было верить, что слово имеет силу. А чтобы закрепить силу обряда, хозяева щедро одаривали колядующих хворостом, козульками, обязательно блинами и другой обрядовой пищей, о которой мы расскажем в главе «Обрядовая рождественская кухня», а также давали деньги.

            Отказать и не подать колядовщикам нельзя было даже в самый голодный год, потому что с образом колядовщиков испокон веков на Руси связывалось понятие странничества, нищенства. Колядовщики – те же калики перехожие, птички Божьи [3 ]. Поэтому их ждали, к их появлению готовились, а если они пришли в дом, то это считалось добрым знаком.

            Есть мнение, что в старину колядовщики обходили всю сельскую общину, а если к кому-либо в дом они не заходили, то такой хозяин считался изгоем, он должен был вспомнить, в чём согрешил перед «обчеством» и покаяться или покинуть общину и уйти на выселки.

1.3.Колядки

Как считает А. Бобрихин, колядки на Урале тоже имеют свои особенности [1]. Они заключаются в том, что по сути они не являлись настоящими святочными песнями, в которых славили Христа. В уральских колядках для величания Младенца Христа использовались христолавия [1]. Но они звучали только в первую святочную неделю. По сути своей, как утверждает и исследователь уральского фольклора, уральские песенки-колядки были не чем иным, как выпрашиванием подаяния, закреплённом в ритуальном тексте [3]. В них обязательно перечислялось всё, что находилось в доме, затем звучало требование угощения: «Дайте коровку, масляну головку..», нередко звучали даже угрозы: «Не дашь пирога – сведём корову за рога!», а завершался обряд благодарением радушных хозяев: «Дай Бог тому, кто в этом дому – ему рожь густа, рожь ужиниста…»

1.4.  Игрища

Истоки зарождения игрищ идут из глубины веков. Многовековая незыблемость традиций донесла до нашего времени игрища как замечательные явления народной культуры. Традиционно игрища приходились на зимний период, а летом они назвались «круга» [1]. В традиционной культуре игрища – это своеобразная школа, в которой приобретался моральный опыт, устанавливались правила взаимоотношений между людьми, обучались аккуратности и правилам поведения. Например, на праздник нужна была обязательно чистая, нарядная одежда, а появление в грязной, старой одежде было позором, нарушало магическое действо всего праздника.

Самая популярная игра на святки – игра в «покойника». Она особенно была популярна среди подростков, да и до сих пор остаётся таковой среди тех, кто соблюдает традицию. Правили игры просты: играющие выбирают «горящего» - «покойника», укладывают его на лавку, а сами становятся кругом и поют: «Умер покойник в среду на вторник. Пришли хоронить, а он…». В строчке меняют последнюю фразу, а «покойник» повторяет те действия, которые называют в песенке играющие: «глазами шевелит, руками шевелит, на лавочке сидит, плечами шевелит, за нами бежит». Играющие разбегаются, а «покойник» догоняет, кого заляпал, тот и «горит» [6].

      Другая не менее популярная игра у ребят постарше называется «Кони». Она относится к поцелуйным играм, её подробное описание приводится в «Методических рекомендациях по проведению праздников народного календаря. Рождество и святки на Урале» (составитель Е. Карпушева) [6].  Игры «Поезда» и «Растяпа» известны не только как святочные игры. Поэтому подробно на них мы останавливаться не будем.

1.5   Ряженье и вертеп на Урале

Ряженые.      Их появление на сельской улице было связано со второй половиной святок, когда с 14 по 19 января по новому стилю наступали СТРАШНЫЕ вечера. «Рядились парни и девки старше 14 лет и взрослые. Они рядились по-страшному, и поэтому их называли ШУЛИКАНЫ, ШУЛИКИ, РЯЖЕНЫЕ.  Это были существа демонические, тёмные. Колядок они не пели, но зато много шумели и хулиганили – «диковали» [3]. Таких ряженых старались не пускать в дом, особенно, если в нём был маленький ребёнок. А за пляски, песни, хохот, шутки, шум шуликанам всегда подавали стопку водки и закуску [1].

Рождественские страшные маски делались из бересты, тряпок, кудели [11]. На Урале личины также изготавливались из бересты, ещё использовали паклю[1]. Интересно, что подобные личины мы увидели в экспедиции к манси (Фото 1. Из архива Движения «Зелёный дозор»).

 

 

                                                Фото 1.

 

 

 

 

 

Рождественская звезда являлась обязательным атрибутом колядок на юге России и в средней полосе, она делалась 4-5-8 и 12-лучёвой. По сведениям А.А. Бобрихина, на Урале со звездой не ходили. Очень много самых разнообразных звёзд было в Белоруссии. Звезду делали из сита, к которому крепили лучи, а внутри сита ставили свечу и икону, украшали цветами

Вертеп возник в европейских странах. А в Россию пришёл из Польши через Украину и Белоруссию [1]. На Урале вертеп появился благодаря тобольскому священнику, который привёз его в XVII - XVIII веках из Киева. Вертеп представлял собой двухъярусный деревянный ящик, где на первом ярусе-этаже изображался сюжет Евангелия, связанный с иудейским царём Иродом, а на втором, верхнем, - пещера, где родился Спаситель, и сцена его рождения. Каждый этаж освещался в зависимости от того, где развивалось действие (Фото 2. Из архива Движения «Зелёный дозор»).

Куклы вырезались из дерева, одевались в лоскуты и бумагу, через прорези в полу водились по сцене ящика-вертепа. Действующими лицами являлись: Ирод-грозный в алой мантии, с короной на голове; два ангела в белых одеждах; волхвы с Востока; пастухи с двумя овечками, одетые в обыкновенную крестьянскую одежду; воины в доспехах; Рахиль – молодая женщина с младенцем в руках; Смерть в белом саване, без лица, с косою в руках; чёрт весь чёрный, страшный.

Сценарий вертепского представления можно найти в методическом пособии «Покров. Святки. Масленица» [7].

В русском вертепе обычно присутствовал третий этаж, где разыгрывались бытовые сюжеты, в которых действующими лицами были старик со старухой или барыня и солдат.  С вертепами ходили по деревням и сёлам, по городам до самой масленицы [1].

Современные разновидности вертепа

Вертеп из одного яруса делается так: из картонной коробки вырезается прямоугольник размером 30-60 см, сгибается так, чтобы одна часть была чуть больше другой. Это задняя стенка. Её раскрашиваем тёмно-синей краской с обеих сторон. На второй части изображаем кирпично-земляной пол. Дальше берём двухсторонний скотч и прикрепляем уже готовые маленькие звёзды на вертикальную стену вертепа. Затем вырезаем из ватмана или картона неширокую полосу – ширина должна быть не больше 1:3 по отношению к основанию вертепа. Длина должна быть такая, чтобы хватило полностью покрыть вертикальную стенку вертепа: возможна эту полосу нужно будет склеить из нескольких листов ватмана или картона. Выкрашиваем её в синий цвет с обеих сторон и прикрепляем к вертепу – снизу и сбоку – скотчем. Теперь в самый центр помешаем икону Рождества Христова. И начинаем украшать вертеп. Тут уже рекомендаций и ограничений нет – можно снег из ваты сделать, можно шишками еловыми, можно цветами искусственными. А во всех сторон крыши вертепа прикрепляем звёзды.  Как видим из описания, нижний этаж отсутствует. Есть ещё одна разновидность подобного одноярусного вертепа – вертеп из льда, который часто можно встретить возле храмов и церквей.

 

1.6.Подблюдные песни

Сохранились воспоминания писательницы К. Авдеевой о том, как гадали в начале прошлого века в Сибири [8]: «Собирали кольца, запонки, сережки, клали их в блюдо и накрывали салфеткою; нарезали маленькие кусочки хлеба и клали сверх салфетки. Сначала пели песню хлебу и соли и брали кусочки; ложась спать, клали их под головы, загадывая, что приснится. Потом пели песни; по окончании каждой из них трясли блюдо, и один ловил, что попадалось, по одной вещице». Владелец вещи по песне определял, какая судьба ему нагадалась.

Спустя четверть века в другом конце России, Ржевском уезде Тверской губернии, гадали совершенно так же: в вечер под Новый год все, «даже пожилые, собравшись, только гадают о своей участи на следующий год. Для этого берут шапку, и каждый кладет в нее кольцо, серьгу или что-либо такое; после шапку встряхивают и поют подблюдные песни-стишки, под которые вынимают вещицы».

Хлебу да соли Слава!

Долог век,

Кому вынется. Слава!

 Скоро сбудется,

Барышне нашей Слава!

Более того,

Скоро сбудется, Слава!

 Не минуется,

Кому мы спели, Слава!

Тому добро, Слава!

После этой, ничего не предвещающей песни исполнялись остальные, каждая из которых имела свой смысл, предсказывала разные повороты судьбы. Наибольшее количество песен было, конечно же, о благополучии во всех его проявлениях:

«Катилось, валилось Одонье ржи, Погодя маленько — Скирд овса. Кому мы спели, Тому добро. Кому вынется, Тому сбудется, Не минуется, Слава!» (К богатству) и ещё такая:

Ползет ежик

По завалинке,

Тащит казну

На мочалинке.

Диво ули ляду!

Кому спели,

Тому добро!

Летит соловей

Через житенку,

Несет соловей Жита горсточку.

Ладо, ладу!

Кому мы поем, Тому честь воздаем. (К богатству и счастью)

 

Мышь пищит,

Сто рублей тащит. Диво ули ляду!

Кому спели, тому добро! (К деньгам, богатству)

 

На печи дежа

Высоко взошла.

 Кому мы же спели, Тому добро.

 Кому вынется, Тому сбудется!

(Предвещает благополучие, счастье, богатство)

 

Заинька-ковыляинька,

Слава те!

Ковылять тебе На чужу сторону!

Слава те!

Кому кольцо вынется, Тому сбудется,

Не минуется.

(Дорога — мужчине, женщине — далекое замужество).

 

Рылся кочеток На завалинке,

Вырыл кочеток Жемчужинку.

Кому спели, Тому добро! (К счастью и богатству)

 

Медведь- пыхтун. Слава!

 По реке плывет. Слава!

 Кому пыхнет во двор, Слава!

 Тому зять в терем, Слава!

Кому мы спели, Тому добро, Слава!

Кому вынется, Тому сбудется. Слава!

Скоро сбудется, Не минуется. Слава!

(Предвещает замужество)

 

Рылась курочка на завалинке,

 Вырыла курочка золот перстень.

Мне тем перстом обручатися.

Кому вынется, Тому сбудется,

Не минуется, Слава!

(К свадьбе)

 

Идет кузнец из кузницы. Слава!

Несет кузнец Три молота. Слава!

 «Кузнец, кузнец! Ты скуй мне венец!

Слава! Ты скуй мне венец И золот, и нов. Слава!

 Из остаточков золот перстень. Слава!

Из обрезочков булавочку. Слава!

Мне в том венце Венчатися. Слава!

Мне тем перстнем Обручатися. Слава!

 Мне тою булавкой убрус притыкать. Слава!

Да кому мы спели Тому добро! Слава!

Вился клен с березою не развился. Ладу, ладу!

Кому выйдется, Правда сбудется, Тому добро!

(К свадьбе)

 

На дубчике

Два голубчика

 Целуются,

 Милуются.

 То диво, то слава!

 Кому выльется, Тому сбудется,

 Тому сбудется, Не минуется.

(К свадьбе)

 

Ходит старушка посереде,

 На ней сарафан весь истрескался,

Изверескался. Илею, илею!

Кому песню поем, Тому сбудется,

 Тому сбудется, Не минуется. Илею, илею! (К бедности)

 

Стоят санки у лисенки,

 Хотят санки уехати.

Ладу, ладу, Кому мы поем, Тому честь воздаем. (Песня предвещает дорогу, разлуку)

 

На загнетке сижу,

Долги нитки вожу,

 Еще посижу,

 Еще повожу. (Обещает девичество)

 

1.7.Обрядовая рождественская кухня

Кухня – важная часть человеческой жизни. Ритуальная еда присутствует на каждом празднике, она съедается не потому, что человек голоден, а потому что еда имеет магическое значение, часто сопровождается магическими действиями и присутствует практически во всех мировых религиях. Важно ещё и место, где пища съедается. Например, стол – это место пребывания Бога, он на Руси всегда стоял в красном углу, под иконами.

Обрядовая еда воспринимается как жертвоприношение и связана с понятиями жизни и смерти, в дохристианских религиях обрядовой пищей кормили идолов.  А.А. Бобрихин считает, что в этом прослеживается взаимосвязь человеческого и божественного, а «образ человеческой еды у традиционного человека не отличается от еды божеской. Смерть – это шаг перехода к иной жизни, она рождает новое начало. С этим связан и круговорот – вечность жизни. Принести в жертву – съесть – способствовать продолжению жизни. Возможно, поэтому на Руси в Рождество не ели до первой звезды, которая была символом рождения нового» [1].

Рождественская обрядовая кухня очень традиционна. В ней программируется жизнь на целый год, поэтому всего должно быть много. Рождественский ужин – богатая ужна [1], богат своей продуцирующей силой. Вот перечень основных рождественских блюд: КУТЬЯ (символ жизни), её в некоторых местах России называют СОЧИВО, КОЛЕВО, КАНУН – представляет собой кашу из недробленых зёрен (ЖИТО) с мёдом (СЫТОЙ). «В момент зарождения жизни едят саму жизнь» [1].  Эта каша обязательно была постной, её нельзя было разбавлять водой. Заправляли льняным или конопляным маслом и маковым молоком. Можно было добавлять орехи.  Считается, что само слово КУТЬЯ заимствовано из древнегреческого с момента принятия христианства. Кутью освящали, возможно, было время, когда её вносили в алтарь и даже причащались ею [1]. Кутью старались есть вместе из одной чашки, так это действо было символом общинной жизни.

СОЧЕНЬ – круглые лепёшки, первоначально ржаные, позже пшеничные (хворост возник из них), иначе КУТЕЙНИК. Его часто используют в гадании. Например, в таком: девушки сочень клали на голову под платок, бежать по деревне и толковать всё, что попадёт навстречу. С кутьёй тоже гадали. То, что использовалось в гадании, скармливалось животным. Ритуальную пищу нельзя было выбрасывать. Иногда вместо сочней использовались блины, которые обязательно были сухими, не масляными.

Остатки обрядовой пищи раздавали нищим, но не выбрасывали и не скармливали скоту, кроме той, на которой гадали.

КАЛИТКИ – маленькие лепёшки с различной начинкой с защипанными краями.

КИСЕЛЬ – чаще всего овсяный, заправлялся мёдом.

На Рождество готовили традиционные мясные блюда:

ПОРОСЁНОК обязательно целый, его начиняли гречневой кашей. Резать поросёнка было нельзя. Хозяин трижды поднимал блюдо, приговаривая. На поросёнка могли приходить все желающие, но приносить с собой деньги, которые потом сдавались в церковь. Как видим, момент коллективной еды присутствует в празднике Рождества постоянно.

КОЛБАСА – кишки набивали переработанным мясом, жарили.

ПЕЛЬМЕНИ – могли быть с разной начинкой и защипывались по-разному: «петушки» - полукруглые, «курочки» - круглые.

На Рождество готовили молочные блюда:

СЫРНИКИ(СЫРЧИКИ, КОКОРКИ)  делались из творога, смешанного со сметаной, сахаром, яйцами. Такие лепёшки замораживали на холоде, а потом грызли, как мороженое.

Пекли очень много разных хлебов: ДОМУШНИК (овсяный, для скотины), ячменный, ржаной с калиной и сахаром, ржаной заварной, из гречневой муки, КОВРИГИ (круглый ржаной хлеб), ХЛОПАНЕЦ (из гороховой муки, взбивали её со снегом и тут же выпекали, получались высокие, пышные изделия), пшеничный белый. Пекли ватрушки и шаньги с любой начинкой и ПИРОГИ как венец всего, соединение всех начал, которые обеспечивают человеку пропитание. Пироги подавались на стол последними. Сначала съедали начинку, потом корку, если пирог был рыбный.

Подробней остановимся на приготовлении обрядовых пряников, которые назывались КОЗЮЛИ (КОЗУЛИ) и изготавливались из специально приготовленного теста. На 60 пряников предлагается следующий рецепт [1]: 2 стакана сахара необходимо пережечь до черноты. Приготовив заранее ковш с длинной ручкой, в которых 2 стакана воды нагрето до кипятка. Сахар осторожно заливаем кипятком и перемешиваем, пока не закипит и не растворится сахар. Цвет должен получится как у крепкой заварки. Затем добавить две пачки маргарина или 400 г масла, подождать, пока раствориться и размешать. Затем всыпать 2 чайные ложки корицы и столько же гвоздики и остудить. Добавить 2 яйца и 4 желтка, оставшиеся белки уйдут на глазурь, добавить 2 чайных ложки соды. Получиться тесто. Его нужно выдержать на холоде. Чем дольше оно пробудет на холоде, тем дольше будут храниться пряники. Обычно тесто для козюль выдерживали на холоде до недели, потом заносили в дом и разогревали при комнатной температуре, затем перемешивали с добавлением муки, чтобы получилось тугое тесто. На его изготовление уйдёт примерно 3 кг муки.

Для глазури брали 1 стакан сахара и 3 стакана воды, варили до тех пор, пока сироп не застывал капелькой. Взбить 4 белка и тонкой струйкой влить сироп в белки, помешивая. Всё взбить, пока не останется пузырьков. Добавить 3 капли уксусной кислоты. Поставить на один день в холод, но так, чтобы осталась жидкость, которая накапливается сверху и которой надо украсить холодные пряники. Вместо сахара в старину использовали мёд.

Приступать к изготовлению козуль надо благословясь. Козули дарили колядовщикам, которые символизировали странников, нищих, «калик перехожих», а также друг другу как пожелания блага. Козуля (название обрядового пряника, вероятно, происходит от слова «коза»), изображавшая животное, являлась своего рода заменой жертвоприношения высшим силам [бобрих]. Само тесто для пряников катали «по солнцу», руками передавали душевное тепло души. При раскатывании теста надо помнить, что его толщина должна быть 0,5 - 0,7 см.

Форму для козуль делают по трафарету из картона, фигурка должна обязательно иметь элемент «земли» (опора). Для разрисовки глазурью можно использовать кульки или шприц.

Понятно, что к Рождеству готовились заранее. Все обрядовые блюда готовились и для угощения, одаривания колядовщиков, потому что, по преданию, всё, что колядовщики забирали, возвращалось в дом сторицей. «Отдашь – и тебе прибудет», - гласит народная мудрость.

Обрядовая кухня имела смысл призвать изобилие на грядущий год.

Выводы 1 части исследования

            Таким образом, подводя итоги теоретической части нашего исследования, мы видим, что Рождество на Урале действительно имело свои особенности. Мы предполагаем, что это связано, во-первых, с более поздним заселением Урала русскими (с середины XVIII века), во-вторых, с тем, что первые переселенцы были из разных уголков России, где святочные обряды тоже не походили один на другой, везде были свои особенности. Поэтому на Урале произошло своеобразное объединение, слияние многих черт рождественских праздников, и в результате получился уникальный святочный обряд, получивший у исследователей название «уральские святки». Однако, мы не ставили перед собой задачу подробно останавливаться на том, откуда какая особенность пришла на Урал. Мы считаем, что это тема отдельного исследования.

 

15.   Практическая часть. Мы – хранители и продолжатели традиции

 

  2.1. Как раньше колядовали в наших краях (1-я половина ХХ века)

Как мы отмечали в 1-ой части исследования, уральские святки имеют свои особенности, которые делают их уникальными. В изученной нами литературе мы узнали, как совершался обряд колядования в ХIХ - начале ХХ века в разных областях России. Вот, например, так: «В рождество мы ходили славить. Как обычай, делали звезду, кто большую, кто маленькую. Пели «рождество твоё…  Кто рождества славить не умел, тот «юльчика» пел. Им кто шанежку, кто копейку, кто побогатее - две, до пяти копеек давали. Взрослые отдельно ходили вечером. Эти деньги насбирают, купят квартиру у старика или у старушки. За эти деньги и покупали. А некоторые люди были выделены - представители, так виноградье пели. Им рубль или пятьдесят копеек давали…христославам подают ржаные казули, крупитчатые и ржаные калачи, ватрушки и пряники, а также всякие шаньги, муку и деньги. Бывает, что одна партия со звездою насбираете в день денег до четырёх рублей серебром» [8].

Сохранились воспоминания жителей села Всеволодо-Благодатское Североуральского городского округа Свердловской области.  Восьмипятидесятилетняя вдова Татьяна Петровна Мельникова, которая живёт здесь уже пятьдесят шестой год, рассказала журналистке из Екатеринбурга, как здесь раньше колядовали. Вот как описывает встречу журналист «Областной газеты» Зинаида Паньшина: «В гостях у Татьяны Петровны, когда я заглянула к ней на огонёк, оказалась и другая сельская старожилка - Евстолия Вотинова. Им, давним подругам, есть что вспомнить:

- Какую гору заливали раньше зимами для ребятишек - от клуба и чуть ли не до «Рябинового колодца». Детвора-то уж рада!..
- А на Святки-то старухи катанье устраивали. Сначала колядуют по избам, а потом, навеселе, всей гурьбой на горки. Ну и хохоту было на них глядеть!.. [9].

В архивах материалов, собранных дозорными во время экспедиции «Богословский Урал – 2006», о забытых деревнях Воскресенская и Мостовая мы обнаружили воспоминания Динары Викторовны Беловой о её детстве, в том числе и воспоминания, посвящённые колядкам: «На колядки ходили. Жила в деревне Дуня Балина, у нее было много детей. Они жили лучше других, и детей своих не так заставляли работать, как нас наши родители. Они часто ходили колядовать. Мы называли это «Христа славить». Колядка так начиналась:

Рождество мое Христо Божие,

Воссияй в миру, свет разума….

            У колядующих мешочек был. В него складывали «шанешки». Особенно вкусные были из ржаной муки с тонкой корочкой. А как стряпали по праздникам! Все очень вкусно. Нам тоже хотелось побегать, а мама не пускала...».    [5].

Также мы нашли в архиве Движения «Зелёный дозор» видеозапись тележурнала «Вагран», от 19.01.1999. Тележурнал выпускала на местном телевидении талантливый редактор Наталья Шувалова. Эта передача была посвящена колядкам и тому, как ученики школы № 7 пол руководством учителя русского языка и литературы Е.Т. Карпушевой колядовали в посёлке Южный. В одном из эпизодов передачи мы услышали воспоминания Карпушевой Валентины Сергеевны, урождённой Копыловой, которая также со своей подругой Клавдией Ионовной вспоминали, как они колядовали ещё в 30-е годы прошлого века: «Вывернем полушубки на изнанку, платки повяжем, мешок возьмём и пойдём колядки распевать. Было и такое, что милиция останавливала. А потом перестали колядовать – запрещали».

2.2. Возрождение традиции в 90-е годы ХХ века

О том, как возрождалась традиция в Североуральске, мы прочитали в газете «Наше слово» за 1994 год от 7 января в заметке «Коляда, коляда!» [10]: «В четыре часа выйдут они из седьмой школы в костюмах, масках, с Вифлеемской звездой на шесте и пойдут, распевая колядки – словословицы в честь новорождённого Христа. Сначала по домам к знакомым. А потом в центр детского туризма, где их уже будут ждать за накрытыми столами…» Кто же они те, кто рядился в канун Рождества и возрождал традицию в начале 90-х?  Читаем дальше: «В основном – ученики 7 «в» и 7 «б» классов школы № 7. Учителя Елена Тадеушевна Карпушева, Ольга Владимировна Сивухина, Зинаида Моисеевна Циманова». Фотокорреспондент газеты «Наше слова» А.Потапов рассказывает в заметке, что ребята, «ещё когда учились в 5-м классе, так же ходили на рождество…А началось всё с того, что стали изучать сказки, былины, праздники земледельческого календаря. И чтобы приобщить детей к народной культуре, Е. Карпушева, участвовавшая в годы учёбы в институтской фольклорной группе, решила организовать нечто подобное у себя в школе» [10]. Далее он цитирует слова Е. Карпушевой: «Хочется, чтобы все эти обычаи ожили…Нам самим это интересно. А дети откликаются охотно…» [10].

В газете для подростков «Телефон», которая выходила на территории нашего МО с 1993 по 2003, в январском номере за 1999 год читаем в интервью с Е.Т. Карпушевой [4] о синкретичности праздника Рождество и о том, как чрезвычайно важно сохранить традицию, особенно сегодня, когда старшие поколения, жившие в начале и середине ХХ столетия уходят из жизни, а именно они являются хранителями традиции.

 

2.3. «Рождество в Заозёрье» (ХХI век)

Работая в архиве Движения «Зелёный дозор», мы нашли сведения о том, что для реконструкции праздника в селе Всеволодо-Благодатское инициативная группа под руководством Е. Карпушевой дважды привлекала денежные средства, выигрывая гранты в 2006 и в 2008 году в конкурсах социальных проектов, в том числе и РУСАЛа. Для возрождения традиции в январе 2009 года были приглашены специалисты из Екатеринбурга (Центр «Былина», руководитель В.В. Московкин). В архиве Движения сохранился слайд-фильм о Рождестве 2009 года. Черновик объявления для сельчан мы обнаружили в отчёте экспедиции за 2009 год: «С Новым годом, дорогие сельчане! С Рождеством! Пришла Коляда – открывай ворота! 6 января в 17.00 по селу пройдут колядовщики. Праздник может постучаться и в ваши ворота. Встречайте! С пожеланием добра и счастья, «З.Д.».

Ребята из Движения «Зелёный дозор» колядуют в селе не первый год. Каждую зиму новые колядовщики приезжают в село в экспедицию «Рождество в Заозёрье», чтобы продолжить традицию, а кто-то, став взрослым, снова возвращаются сюда, чтобы вспомнить детство. Всего за 10 лет празднования Рождества в Заозёрье здесь на колядках побывали не менее 250 городских школьников, в том числе из Ивдельского района и г. Екатеринбурга, а также не менее 100 сельских подростков и молодых людей.

Праздник Рождества, подготовка к нему, изготовление реквизита – всё это и многое другое проходит в рамках детско-юношеской этно-экологической экспедиции, которая получила название «Рождество в Заозёрье» и ежегодно организуется Движением «Зелёный дозор», а с 2011 года - при поддержке Автономной некоммерческой организацией «Репетиторский центр «Логос».

Как мы выяснили из архивных материалов Движения, ежегодно создаётся новый сценарий колядок, хотя основные колядочные тексты сохраняются, так как являются традиционными (Приложение 1).

В этом году участником Рождества в Заозёрье стал и автор этой работы. Он выполнял роль летописца и руководителя мастер-класса по изготовлению игрушек на ёлку и вертепа. Выдержки из летописи, или «Подённика», экспедиции мы поместили в Приложении 2.

Вывод 2 части исследования

Традиция жива, пока она передаётся из поколение в поколение. Знание традиций необходимо современным подросткам, потому что это знание своих корней, своей культуры, своей Родины. Как мы видим. В нашем городе традиция колядования не утрачена, она жива, как жива и по всей России. Рождество – это праздник добра, мира, света.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Целью нашего исследования было изучение рождественских праздников в народной традиции на Урале и реконструкция Рождества как синкретического календарного праздника. Решив для достижения цели поставленные в исследовании задачи, мы изучили несколько научно-публицистических источников поданной теме.

Мы выяснили, как праздновали Рождество на Урале на протяжении полутора веков (с середины Х1Х до 10-х годов ХХ1 века). Мы исследовали, каким образом был реконструирован праздник в нашем городе и как сегодня отмечают Рождество в селе Всеволодо-Благодатском ребята из Движения «Зелёный дозор». Автор работы сам принял участие в праздновании Рождества в 2014 году и описал это действо в Подённике экспедиции (Приложение 2).

Подводя итоги нашего исследования, мы приходим к выводам, что:

1.      Рождество на Урале действительно имело свои особенности, которые выражаются в названиях действующих лиц праздника, ритуалах, песенках-колядках. Мы предполагаем, что это связано, во-первых, с более поздним заселением Урала русскими (с середины 18 века), во-вторых, с тем, что первые переселенцы были из разных уголков России, где святочные обряды тоже не походили один на другой, везде были свои особенности. Поэтому на Урале произошло своеобразное объединение, слияние многих черт рождественских праздников, и в результате получился уникальный святочный обряд, получивший у исследователей название «уральские святки».

2.      Рождество, являясь христианским праздником, сохранило в себе черты ведичества, черты Коляды. В этом заключается его сенкритизм.

3.      Традиция жива, пока она передаётся из поколение в поколение. Знание традиций необходимо современным подросткам, потому что это знание своих корней, своей культуры, истории своей Родины.

4.      В нашем городе традиция колядования не утрачена, она жива, как жива и по всей России, потому что Рождество – это праздник добра, мира, света.

5.      Реконструируя год за годом колядки, празднуя Рождество, мы изучаем и сохраняем традицию. Мы являемся хранителями традиции.

Таким образом, гипотеза нашего исследования – при понимании сути праздника Рождества и ежегодном участии школьников в колядках народная традиция сохраняется и передаётся следующим поколениям - подтверждается.

 

Мы не ставили перед собой задачу подробно исследовать вопросы, связанные с происхождением особенных черт уральских святок. Для нас это тема следующего, более серьёзного, исследования.

Как автор данного исследования, хочу добавить, что работа научила меня анализировать прочитанное, выбирать главную, ценную информацию, анализировать её, сопоставлять и обобщать. Я научился записывать свои мысли, описывая события экспедиции в Подённике. Я научился колядовать, делать вертеп, стряпать обрядовые пряники и сам научил моих товарищей хорошим вещам в экспедиции «Рождество в Заозёрье».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

1.      Бобрихин А. и др. Народное искусство Урала. – Екатеринбург, 2006.

2.      Земледельческий календарь. – М., Изд-во «Правда», 1991, с.58-66.

3.      Карпушева Е. Пришла Коляда – отворяй ворота. // «Эковед», №12/32, декабрь 2002 с.5.

4.      Корягина О. Приходила коляда – кто не рад, тому беда. // «Телефон», 1999 год, январь.

5.      Материалы из архива экспедиций Движения «Зелёный дозор» (2003-2014 годы).

6.      Методические рекомендации по проведению праздников народного календаря: Рождество и Святки на Урале (сост. Карпушева Е.) – Североуральск, 2000.

7.      Методическое пособие «Покров. Святки. Масленица». – Екатеринбург, 2000.

8.      Обрядовая поэзия (под ред. В.И. Жекулиной). – М., «Современник», 1989, с.45-146.

9.      Паньшина З. Всеволодо-Благодатское // «Областная газета», 17 декабря 2011 г.

10.   Потапов А. Коляда. Коляда. // «Наше слово», 1994 год, 7 января, с. 1.

11.  Русская старина // http://nnm.me/blogs/kuzkintato/zhurnal_russkaya_starina/

12.  Шевела Г. С Рождеством Христовым! // «Наше слово», 1994 год, 7 января, с. 1.

13.   http://www.towiki.ru/view/ Реконструкция славянских праздников

14.   http://www.schebetkov.ru/publications/143-traditsii-prazdnovaniya-rozhdestva-v-rossii.html / «Традиции празднования Рождества в России» С.А. Щебетков.

15.   http://www.prekrasana.ru/rusisnachalnaya/587-prazdniky-slavyan

16.  http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_literature

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Школьное исследование о празднике Рождества"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Товаровед-эксперт

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Святки на Урале строго делились на две половины: с 7 по 13 января (по нов.ст.) праздновали святые вечера, а с 14 до Крещения (19 января по нов.ст.) – страшные вечера. По земледельческому и церковному календарю эти дни совпадают с рождественским сочельником (кануном Рождества, который приходится на 6 января), с Васильевым вечером (канун Нового года по старому стилю) и Крещением. Васильев вечер считался переломным моментом святочных праздников, что «отражалось и в песнях, и в поведении, и даже во внешнем облике участников святочных вечеров» [3].

В святые вечера главные действующие лица были БАСКИЕ, НАРЯЖЁННЫЕ, КУКОЛКИ. В других местах России их называли КОЛЯДОВЩИКИ. Они надевали костюмы из белой ткани или старинную одежду «под барыню». Их лица были открыты, лишь самым стеснительным разрешали прикрыть лицо неплотной тканью – «сеткой» (похожей на вуаль). Баскими ходили по домам дети до 13-14 лет, они вообще могли не рядиться и личину не одевать, так как они в народной традиции являлись провозвестниками добрых и светлых сил.

 

Баские распевали колядки, поэтому их также называли КОЛЯДОВЩИКАМИ, КОЛЯДОВЩИЧКАМИ, КОЛЯДУЮЩИМИ. Их встречали на пороге дома. Порог в народной традиции, как мы узнали, считается границей двух миров, где в старину совершались многие обрядовые действия. Прежде чем переступить порог, колядующие обязательно испрашивали у хозяев дома разрешения спеть колядки.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 677 866 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 608
    • DOCX 772 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Карпушева Елена Тадеушевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Карпушева Елена Тадеушевна
    Карпушева Елена Тадеушевна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 6
    • Всего просмотров: 15682
    • Всего материалов: 20

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы взаимодействия образовательной организации с семьями обучающихся

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 41 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 88 человек

Курс повышения квалификации

Профилактика компьютерной зависимости и безопасность в сети Интернет среди детей и подростков

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 52 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 150 человек

Курс повышения квалификации

Медиаграмотность как форма работы с современным родителем

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 37 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 127 человек

Мини-курс

Психологическая диагностика и коррекция

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Технологии и анализ в медиакоммуникациях

7 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление бизнес-процессами и инновациями

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе