ПРОЕКТ
«Школа социализации- школа здоровья»
Идея проекта
Идея создания проекта
«Школа социализации- школа здоровья » возникла из необходимости устранения ряда
противоречий:
-между высокой
потребностью общества в здоровых и работоспособных гражданах и отрицательной
динамикой психофизического состояния детей с ОВЗ;
-между
возрастающим объемом информации в условиях модернизации образования и
способностью учащихся с ОВЗ принять и усвоить эту информацию;
- между желанием
родителей видеть своих детей здоровыми и нежеланием родителей заниматься
здоровьем своих детей , перекладывая данную функцию на школу;
-между желанием
ребенка с ОВЗ адаптироваться в обществе и нежеланием общества принять такого
ребенка.
Даная проблема
имеет социальный аспект, т.к. большинство учащихся специальной (коррекционной)
школы VIII вида – дети из крайне
неблагополучных семей, где родители не заинтересованы в успешной адаптации
своих детей.
Для решения
проблемы сохранения и укрепления здоровья воспитанников необходимо было
устранить эти противоречия. Поэтому педагогический коллектив начал разработку
вопроса о создании в школе здоровьесберегающей среды, чтобы учащимся было
максимально уютно, комфортно, безопасно, чтобы все режимные моменты в условиях
школы – интерната не только способствовали сохранению и укреплению здоровья
учащихся, но и его формированию. Обучение и воспитание детей должно приобрести
здоровьесберегающий и оздоровительный характер, что является неотъемлемым
фактором социально-успешной личности.
Предпосылкой
создания данного проекта стал анализ ряда проблем, которые при традиционной
организации образовательной деятельности учреждения не могут быть решены:
ü
изменение контингента детей с ОВЗ, снижение группы здоровья
детей поступающих в школу;
ü
неконкурентоспособность выпускников специальных (коррекционных)
школ VIII вида на рынке
труда (перечень традиционных программ по предмету, сложившаяся практика
трудового обучения в коррекционной школе VIII вида не отвечает в полной мере возросшим
требованиям к профессиональным умениям работников предприятий);
ü
низкий уровень
социальной адаптации воспитанников специальных (коррекционных) школ VIII вида.
Замысел проекта
В
концепции модернизации российской системы образования в вопросах охраны
здоровья детей прописаны стратегические направления развития современной
системы образования:
ü
Внедрение здоровьесберегающих технологий обучения;
ü
Формирование у подрастающего поколения осознанной потребности в
ЗОЖ средствами социального партнерства;
ü
Усовершенствование материально- технической базы для занятий
спортом, обеспечение культурного, здорового досуга детей;
ü
Профилактика заболеваний на основе анализа мониторинга здоровья,
введения программ гигиенического воспитания, профилактики суицида и др.
Реализация
данных идей и рекомендаций возможна только при условии кардинальных изменений в
организации образовательного процесса. Это же подтверждают целевые установки,
прописанные в типовом положении о специальных (коррекционных) образовательных
учреждениях для обучающихся и воспитанников с проблемами в развитии. Согласно
требованиям нормативно-правовых актов общеобразовательная подготовка в
коррекционной школе VIII вида рассматривается в качестве средства коррекции и
педагогической реабилитации.
Возникла необходимость
разработки технологии создания единой коррекционно- развивающей среды ,
направленной на успешную социализацию и здоровьесбережение воспитанников.
Актуальность проекта
Концепция
проекта «Школа социализации- школа здоровья» возникла из анализа внешних и
внутренних факторов , оказывающих влияние на систему образования в школе.
Основными
тенденциями развития внешней среды школы можно считать:
- сокращение численности физически здоровых детей
поступающих в школу;
- формирующееся потребительское отношение родителей
обучающихся – желание переложить полную ответственность за здоровье детей
на плечи школы;
- рост численности асоциальных семей воспитанников,
не способных оказать помощь ребенку в социальной адаптации. А чаще всего
своим асоциальным поведением программирующие ребенка на дальнейший
нездоровый образ жизни;
- низкий уровень конкурентоспособности
воспитанников школы на рынке труда.
- Анализ внутренних факторов
Проблема первая- недостаточный уровень сформированности
социальной компетенции воспитанников для успешной социализации:
·
слабое использование возможностей социального
партнерства;
·
недостаточный уровень самореализации
воспитанников через различные виды творческой и спортивной деятельности;
·
недостаточная
преемственность и органическая взаимосвязь во всех звеньях ОП: урок,
самоподготовка, внеурочная деятельность и реализация коррекционной задачи при
организации любой деятельности;
·
низкий уровень постинтернатного
сопровождения.
Проблема вторая- низкий уровень сформированности осознанной
потребности у воспитанников в здоровом образе жизни:
·
недостаточное
обогащение содержания образования учебным материалом, раскрывающим
пути физического, интеллектуального, духовно- нравственного совершенствования
человека; выделение в содержании образования учебного
материала, направленного на формирование ценности здоровья и
здорового образа жизни; проведение интегрированных уроков;
Проблемно-ориентированный
анализ дает возможность сформулировать основные изменения, которые необходимо
внести во все сферы образовательного процесса.
1.
Модернизация
специального образования на современном этапе предполагает обеспечение
адекватных условий , способствующих успешной социальной адаптации ребенка с
ОВЗ. Для этого необходимо создать оптимальные педагогические условия,
помогающие ребенку с ОВЗ выразить себя в образовательной, трудовой
деятельности, культурном развитии, а так же способствующие ребёнку с ОВЗ
установить прочные связи с окружающим социумом, обеспечить их широту и
многообразие, сформировать жизненную компетентность. Во главу угла ставится
освоение коммуникативных моделей поведения, позволяющих учащимся сформировать
социально-нормативное поведение.
2.
Ориентация
социальной жизни страны на нормы и ценности гражданского общества,
необходимость усвоения и применения школьниками социально-значимых норм
поведения.
3.
Информатизация
мирового сообщества, обусловливает необходимость создания информационной
образовательной среды, применения ИК технологий в образовательном процессе,
делопроизводстве и управлении школой.
4.
Применение
компьютерных программ. Проблема, связанная с применением компьютеров в обучении
детей с ОВЗ, не является новой, однако решение этой проблемы в настоящее время
необходимо для социализации и дальнейшей интеграции данной категории детей в
обществе.
Новизна и практическая
значимость проекта
Новизна проекта заключается в
создании единой коррекционно - развивающей среды, способствующей успешной
социализации ребенка с ОВЗ.
Значимость
проекта заключается в разработке:
ü
механизмов медико-психолого-педагогического сопровождения
развития ребенка с ОВЗ;
ü
механизмов оказания адресной педагогической помощи субъектам сопровождения;
ü
школьного компонента базисного учебного плана, способствующего
формированию осознанной потребности в ЗОЖ;
ü интеграции
детей с ограниченными возможностями здоровья в социум средствами
дополнительного образования, профессионально-трудовой подготовки.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I этап – 2010 – 2011
гг. – поисково-ориентировочный
ü
анализ состояния образовательной системы школы;
ü
изучение нормативных документов по сопровождению детей в условиях
специальной (коррекционной) школы VIII вида;
ü
поиск информации по данным направлениям организации здоровьесберегающей
среды для детей в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида;
ü
поиск оптимальной модели формирования социально- адаптированной
личности в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида;
ü
поиск оптимальной современной структуры управления в условиях
специальной (коррекционной) школы VIII вида;
ü
определение приоритетных направлений здоровьесбережения и социализации
детей;
ü
подбор педагогических кадров;
ü
формирование социального заказа.
II этап – 2011-2012
гг. – постановочный
ü
отработка новой структуры управления в режиме «Школа социализации- школа
здоровья»;
ü
разработка и утверждение образовательной программы;
ü
разработка и совершенствование нормативной базы сопровождения;
ü
разработка программно-методического обеспечения сопровождения в учебном
процессе, дополнительного образования, воспитательной системы, адресной помощи;
ü
разработка валеологических аспектов образовательной деятельности;
ü
разработка психолого-педагогического сопровождения в условиях специальной
(коррекционной) школы VIII вида;
ü
повышение квалификации, профессиональной компетенции педагогов;
ü
создание материально-технической базы для реализации проекта.
III этап – 2012 – 2013
гг. – аналитический
ü
внедрение инновационных процессов в здоровьесбережение и социализацию
детей;
ü
отработка механизмов оценки результатов (мониторинг здоровья,
включенности учащихся во внеурочную деятельность, успешности усвоения
обучающимися учебных программам, профессионального определения выпускников);
ü
обобщение и распространение опыта работы на муниципальном и региональном
уровнях.
Ресурсное
обеспечение
1. Материально-
техническое обеспечение
На начало 2011
года в Школе созданы материально-технические условия, достаточные для
сопровождения детей в учебно-воспитательном процессе, а так же организации
коррекционно - развивающей здоровьесберегающей среды для формирования
социально- успешной личности.
Школа
располагается в типовом трехэтажном кирпичном здании на 140 мест, общей
площадью – 3000 кв.м, которое сдано в эксплуатацию в сентябре 1962 года.
В здании школы функционируют:
11 учебных комнат, 6 учебных мастерских
профильного трудового обучения (столярная, слесарная, швейная, обувная, 2
сельскохозяйственного труда);
ü
кабинет педагога-психолога;
ü
спортивный зал;
ü
музыкальный зал;
ü
библиотека;
ü
логопедический кабинет;
ü
медицинский кабинет;
ü
кабинет для коррекционных занятий по развитию психомоторики и
сенсорных процессов.
Оборудование: 11
телевизоров, 11 видеомагнитофонов, 4 музыкальных центра, 5 магнитофонов, 2
фотоаппарата, видеокамера, комплект учебных видеофильмов , 17 компьютеров , 5
видеопроекторов , 6 экранов для организация образовательного процесса.
Однако, проблемно
– ориентированный анализ материально- технической базы показал, что
оборудование, обеспечивающее бытовые условия проживания обучающихся, имеют
высокий процент износа. В связи с этим
В 2011 году за счёт средств бюджета:
- произведён
ремонт помещений столовой и спального этажа в соответствии с требованиями
пожарной безопасности
- приобретено
сенсорное оборудование для комнаты психологической разгрузки
За счёт
привлечения внебюджетного финансирования:
- обеспечено
горячее водоснабжение всех помещений Школы
В 2012 году
За счёт средств
бюджета:
- произведён
ремонт ограждения школы
- приобретено
оборудование для комнаты гигиены
- произведена
замена кроватей в спальных помещениях
- приобретены
прикроватные коврики
- произведена
замена шкафов для одежды в классных комнатах
- установлены
новые шкафы для книг в классных комнатах
За счёт
привлечения внебюджетного финансирования
- Приобретено
оборудование для прогулочной площадки детей младшего и среднего школьного
возраста
В 2013 году
планируется:
За счёт средств
бюджета:
- ремонт
помещения комнаты гигиены и установка нового сантехнического оборудования
- ремонт
комнаты воспитательной работы
- приобретение
нового оборудования для школьной библиотеки
- приобретение
нового оборудования для школьных мастерских
За счёт
привлечения средств внебюджетного финансирования:
- обустройство
детской прогулочной площадки
2. Учебно-методическое
обеспечение
За период с 2010г.
по 2013 год для обеспечения учебно-воспитательного процесса:
ü
внедрены разноуровневые подходы к организации учебной деятельности и
дополнительного образования;
ü
разработана система оказания адресной помощи обучающимся;
ü
реализуются программы по разным направлениям учебной и воспитательной
работы, предусмотренные в педагогической программа Школы
ü
разработан школьный компонент содержания образования;
ü
разработаны рабочие программы школьного компонента содержания
образования;
ü
реализуется инновационный проект «Школа- социализация»
ü
разработаны мониторинговые процедуры отслеживания результативности по
всем направлениям сопровождения выпускников;
ü
обновлен книжный и методический фонд на 68%.
3.
Финансово-экономические условия
К реализации данного
проекта привлекаются различные средства финансирования:
- бюджетные
средства
- средства, привлеченные
из внебюджетных источников
- волонтёрская
помощь
- помощь
предприятий, организаций и частных предпринимателей
В 2013 году в Школе
планируется создание попечительского совета
4.
Кадровое обеспечение
В реализации данного
проекта участвует педагогический коллектив Школы, социальные партнеры. Степень
участия зависит от объема, уровня и значимости решаемых задач на определенном
этапе.
К реализации данного
проекта на школьном уровне привлекается администрация Школы, специалисты,
учителя, имеющие достаточный уровень научно-исследовательской работы,
руководители школьных методических объединений.
Характеристика
педагогических кадров
Воспитательно-образовательный
процесс в Школе осуществляет 40 педагогов, из них:
- 90% имеют высшее педагогическое
образование,
- 33% специальное дефектологическое.
- Более 70% работников включены в
инновационную деятельность Учреждения.
Квалификационная характеристика
педагогического коллектива:
Высшая категория – 28%
I категория – 40%
II категория – 25%
Почетное звание "Заслуженный
учитель РФ" – 1 чел;
Отличник народного просвещения – 2 чел;
Почетные грамоты Министерства
образования РФ – 2 чел.
Все педагоги школы каждые 5 лет
проходят курсы повышения квалификации.
5.
Нормативно-правовое обеспечение проекта
Правовой базой Проекта
является:
- Действующее
законодательство РФ в области образования и коррекционной педагогики
- Документы,
регламентирующие деятельность образовательных учреждений, Регионального уровня
- Приказы и
распоряжения Учредителя и администрации городского округа города Котельнича,
касающиеся деятельности Школы
- Локальные акты Школы,
разработанные в соответствии с законом, регламентирующие все виды деятельности
Ожидаемые
результаты
По отношению к
учащимся:
-создание
условий, способствующих сохранению, укреплению, коррекции здоровья участников
образовательного процесса;
-формирование у
обучающихся, воспитанников осознанного отношения к своему здоровью, воспитание
потребности в ведении здорового образа жизни;
-повышение
уровня социальной адаптации.
По отношению к
педагогам:
-повышение степени готовности
педагогического коллектива к инновационной здоровьесберегающей деятельности;
-сохранение и укрепление здоровья
педагогов.
По отношению к социуму:
-обеспечение открытости
школы через расширение сети социальных связей, участие в различных конкурсах на
муниципальном, областном и всероссийском уровнях ;
--повышение
эффективности взаимодействия школы и семьи по вопросам социальной адаптации
детей.
Основные направления работы над
проектом
Выделены два основных
концептуальных направления работы по реализации проекта:
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ВОСПИТАННИКОВ
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
СРЕДЫ
Цель проекта:создание единой коррекционно-
развивающей среды направленной на успешную социализацию и здоровьесбережение
воспитанников.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ ВОСПИТАННИКОВ
Формирование навыков жизнеобеспечения
|
|
Новизна подходов
|
Развитие
представлений о собственных возможностях
|
1.Реализация
индивидуально-ориентированных программ сопровождения :
- по коррекции
эмоционально-волевой сферы , по снижению школьной тревожности, «Прощение
обид», «Зачем людям уши?»,»Держите себя в руках»
- по коррекции
исправления агрессивного поведения ребенка младшего и среднего возраста.
2.Психологические
тренинги по формированию собственного «Я»
3. Социальные уроки по
профилактике асоциального поведения
4. Реализация
коррекционно- развивающей программы « До 16 и старше…» для учащихся 7-9
классов
5.Постоянно
действующий семинар «Приемы развития у детей навыков самообладания,
самоконтроля»
|
Овладение
социально-бытовыми умениями
|
1.Интегрированная
деятельность по социально-бытовой ориентировке в урочной и внеурочной
деятельности. (Планирование воспитательной работы с учетом программы СБО)
2.Интегрированные
уроки :Русский язык и развитие речи- СБО
Математика – СБО
Профессионально-трудовое обучение- СБО
3. Введение
факультативных занятий «Вязание на спицах»,»Хозяин дома».
4.Развитие сети
объединений по интересам по обучению навыкам ведения домашнего хозяйства:
«»Новая жизнь старым вещам», «Умелые ручки», «Мастерилка», «Умелица»,
«Чудесные поделки для дома», «Украсим дом цветами»
|
Овладение навыками
коммуникации
|
1.Использование
инновационных подходов в организации речевой деятельности на уроках.
2.Реализация
воспитательной программы «Учимся общению»
3.Развитие
коммуникативных функций через занятия в студии «Ударим словом по нашим
недостаткам»(агитбригады)
4.Внедрение новых
форм проведения внеклассных занятий: интерактивная игра, тематический диспут
и др.
5.Практикумы для
педагогов –практические методы и приемы коммуникационных педагогических
технологий (тренинги, упражнения, анализ конкретных ситуаций)
6.Расширение функций
совета соуправления, поднятие престижа как органа самоуправления детской
организации «Маяк»
|
Дифференциация и
осмысление картины мира
|
1.Внедрение
информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс для
повышения учебной мотивации.
2.Обучение учащихся
основам пользования компьютером через организацию внеклассной деятельности.
3.Расширение круга
тематических экскурсий.
4.Реализация
воспитательной программы «Азбука безопасности»1-4 классы
5.Введение
практического курса «Безопасность жизнеобеспечения»5-9 классы
6.Введение в школьный
компонент курса «Основы социализации» (5-7 классы)
7.Реализация
воспитательной программы по краеведению «По малой Родине моей»
|
Дифференциация и
осмысление социального окружения
|
1.Реализация
воспитательной программы «Гармонизация развития детей на основе нравственного
воспитания»
2.Формирование
правовых норм через работу клуба «Правовед»
3. Реализация
программы правового воспитания
4.Организация
социально- значимой деятельности через работу детской организации «Маяк»
5.Разработка критериев
мониторинга воспитанности с целью определения приоритетных направлений
воспитательной работы по формированию культуры поведения.
|
|
|
|
Формирование
осознанной потребности в ЗОЖ
|
|
Новизна подходов
|
Изменения в
содержании образования
|
1.Введение в школьный
компонент курса «Азбука здоровья» 1-4 классы
2.Введение в программу
СБО модуля «Я выбираю ЗОЖ» 5-9 классы
3.Введение
интегрированных курсов «Родники здоровья», «Познай себя» 1-4 классы
|
Организационные
мероприятия
|
1.Реализация школьной
целевой программы «Школьники за здоровый образ жизни»
2.Реализация
профилактической программы 2011-2014 уч.г.
3.Выпуск школьной
газеты «ЗОЖ»
4.Организация и
проведение месячников «Здоровье в порядке», «Береги себя сам», «Это может
быть опасно»
5.Проведение
тематических недель «Хорошо здоровым быть», «В здоровом теле здоровый дух»,
«Здоровье планеты в опасности»
6.Конккурс социальной
рекламы (видеоролики о профилактике вредных привычек»
7.Представление школы
на городских конкурсах агитбригад по ЗОЖ, фестивалях здоровья, конкурсах
детского творчества «Спорт- альтернатива пагубным привычкам»
|
|
|
|
Самореализация воспитанников через различные виды
деятельности, социальное партнерство
|
|
Партнерство
|
Самореализация
|
Сотрудничество с
волонтерскими организациями
(вовлечение в
социально значимую деятельность)
|
1.Реализация
совместного проекта с МОУ СОШ с УИОП №1 «Социализация воспитанников школы-
интерната средствами волонтерского движения»
2.Сотрудничество с
областными волонтерскими движениями «Кировчанка», «Студенты-детям»
3.Корпоративное
волонтерство ,сотрудничество со службой судебных приставов г. Кирова и
Котельнича
|
1.Участие в
деятельности волонтерского отряда «Пульс»
2.Творческие встречи ,
участие в инсценировках
3.Дружеские встречи по
футболу, соревнования по стрельбе, показательные выступления по силовой
подготовке
|
Дополнительное
образование
(самореализация
через эстетическую и спортивную деятельность)
|
1.Договор о
сотрудничестве с Центром дополнительного образования
2.Договор о
сотрудничестве с физкультурно- оздоровительным комплексом г. Котельнич
|
1.Занятия в кружках,
участие в городских выставках «Осенние мотивы», «Многоцветье талантов»,
« Новогодние
фантазии», участие в городских конкурсах агитбригад
2. Модернизация уроков
физкультуры, проведение Дней здоровья, школьной спартакиады
|
Сотрудничество с
культурными учреждениями
(удовлетворение
культурных потребностей)
|
1.Детская и
Центральная библиотеки
2.Краеведческий музей
3.Палеонтолический
музей
4.Дом культуры
5.Развлекательный
центр «Луч»
|
1.Удовлетворение
читательского интереса, участие в литературных праздниках.
2.Участие в городской
викторине «Котельничская умеленка»
3. Участие в городском
конкурсе рисунков «Динозавры Вятки»
4.Участие в городских
фестивалях народного творчества, смотрах художественной самодеятельности
5.Участие в конкурсах
, организуемых в Центре
|
Сотрудничество с
правоохранительными организациями
(формирование
нормативного поведения)
|
1.Сотрудничество с
отделением ГИБДД «Котельничский»
2.Сотрудничество с
пожарной частью №40 г. Котельнича
3.Сотрудничество с ОВД
г. Котельнича
|
1. Деятельность отряда
ЮИД (с целью пропаганды безопасности дорожного движения), участие в акциях,
организуемых ГИБДД, конкурсах «Творчество юных за безопасность дорожного
движения»
2.Деятельность отряда
«Юный пожарный» (с целью пропаганды пожаробезопасности), участие в городских
конкурсах агитбригад , творческих работ по пожаробезопасности.
3. Деятельность клуба
«Правовед» (с целью профилактики правонарушений), встречи с органами полиции,
суда, колонии, профилактические беседы, участие в городских конкурсах,
проводимых КДН и ЗП.
|
Сотрудничество по
вопросам содействия благоустройству города (формирование активной жизненной
позиции)
|
1.Сотрудничество со
станцией юных туристов.
2.Сотрудничество с
социал-демократическим союзом женщин России в Кировской области.
3. Сотрудничество с
организациями города
|
1.Участие в разработке
городского проекта «Экологический пульс города» по улучшению экологической
обстановки в городе, участие в конкурсах социальных проектов по краеведению,
туристических соревнованиях.
2. Помощь в
благоустройстве Динопарка
3.Озеленение городских
клумб.
|
Сотрудничество с
учреждениями по трудоустройству (профориентация)
|
1.Сотрудничество с
Центром занятости населения
2.ПУ-27 г. Котельнича
3.Центр социального
обслуживания населения
|
1.Организация трудовой
бригады, профориентационные консультации.
2.Творческие встречи,
дальнейшее самоопределение
3.Участие в
предметно-практических мастерских
|
Сотрудничество с
медицинскими учреждениями (охрана здоровья)
|
1.Договор об оказании медицинских
и профилактических услуг с Детским диагностическим центром г. Котельнича
2.Медицинский колледж
г. Котельнича
|
1.ЛФК, психотерапия,
рефлексотерапия, физиотерапия и др.
2.Видеолектории ,
общение со студентами на темы здоровья, участие в конкурсах, организуемых
колледжем.
|
Успешная трудовая
реабилитация
|
|
Новизна подходов
|
Изменения в
содержании образования
|
1.Введение
многопрофильного профессионально-трудового обучения и факультативных занятий:
Основы цветоводства
Техническое творчество
Вышивка крестом
Юный токарь
Макраме
Резьба по дереву
Кудесница
2. Расширение сети
объединений по интересам по направлению «Художественно-эстетичекий труд»:
Радужное оригами
Чудеса своими руками
Техническое
моделирование
Семиделкины
Канзаши
Гильоширование
Очумелые ручки
Азбука вязания
|
Организационные
мероприятия
|
1.Школьный конкурс
проектов «Школьный двор моей мечты»- по благоустройству школьной территории
2.Участие в окружном
этапе конкурса «Красивая школа 2011», разработка проектов «От красивой школы
к красивому городу»
3.Участие в городских
акциях «Марш парков», «Чистый город»
4.Развитие тимуровского
движения в рамках деятельности «Детской организации «Маяк»
5.Реализация школьной
профориентационной программы «Твой выбор»
6.Система
консультирования родителей по вопросам трудоустройства детей специалистами
школы
7.Становление системы
постинтернатного сопровождения выпускников школы
|
|
|
|
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
ПО СОЗДАНИЮ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ
СРЕДЫ
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе
|
|
Новизна подходов
|
Обновление
содержания образования
|
1.Совершенствование
календарно- тематического планирования с включением вопросов охраны здоровья
и предупреждения перегрузки учащихся.
2. Построение образовательного
процесса на диагностической основе с целью создания индивидуальных
образовательных маршрутов и социально- ориентированных траекторий для детей с
ОВЗ
3.Использование
здоровьесберегающих технологий в учебном процессе: ориентированного обучения,
дифференцированного, в том числе индивидуализированного обучения, проблемного
обучения, технологии эффективной речевой деятельности, специальные технологии
ослабления напряжения зрения, чередование видов деятельности на уроке и др.
4. Изучение основ
здорового образа жизни на уроках СБО, природоведения, биологии, физической
культуры.
|
Организационные
мероприятия
|
1.Валеологизация
работы педагогов: обучение эффективным методам самокоррекции стрессовых
состояний.
2. Проведение уроков
здоровья.
3.Разработка программ
элективных курсов по здоровьесбережению.
|
Экология школьного
пространства
|
1.Озеленение классных
комнат, рекреаций, фойе, коридоров.
2.Оборудование
кабинета психомоторики релаксационным, развивающим комплексом.
3.Модернизация системы
питания , через освоение программы «БЭСТ»
4.Оборудование детской
площадки для организации оздоровительных прогулок учащихся младших классов.
5.Оборудование
спортивной площадки : установка футбольных ворот, элементов спортивного комплекса
для ОФП, устройство беговой дорожки
6.Благоустройство
пришкольной территории: разбивка клумб, оформление уголков отдыха.
7.Посадка зеленой
изгороди вдоль забора с внешней стороны улицы.
8. Создание зоны
отдыха для педагогов .
|
|
|
|
Психолого-медико-педагогическое сопровождение воспитанников
|
|
Новизна подходов
|
Создание
психологической среды
|
1.Работа психолога и
социального педагога по программе «Адаптация детей в школе»
2.Работа психолога по
индивидуальным программам коррекции эмоционально- волевой сферы
3.Отработка системы
консультирования всех участников образовательного процесса.
4.Изучение
психологического климата в классах на основе психологического диагностирования,
выработка рекомендация для каждого классного коллектива.
5.Внедрение системы
психологических тренингов по снятию неблагоприятного состояния у
воспитанников.
|
Медицинская и
гигиеническая профилактика
|
1.Обновление
медицинского оборудования, для осуществления медицинского контроля за
организацией образовательного процесса.
2.Реализация программы
гигиенического обучения и воспитания учащихся.
3.Витаминизация
питания.
4.Ежемесячные
консультации врачом психиатром .
|
Социальная помощь
|
1.Выявление учащихся
«группы риска», организация индивидуальных и групповых занятий .
2. Работа клуба
«Девчонки»
3. Реализация
профилактических программ:
1.
Профилактика безнадзорности
и правонарушений.
2. Проект социально- педагогического сопровождения
воспитанников школы.
3. Программа по работе с детьми склонными к
суициду .
4. Профилактика жестокого обращения с детьми .
5. Профилактика венерических заболеваний .
4.Отработка
системы консультирования всех участников образовательного процесса.
|
|
|
|
Система физкультурно-оздоровительной работы
|
|
Новизна подходов
|
Формы работы,
технологии
|
1.Внедрение в
образовательный процесс следующих форм работы:
Час здоровья
Валеопауза
Подвижная перемена
Спортивный час
2. Интеграция уроков
физической культуры и курса ОБЖ с целью отработки навыков поведения в
чрезвычайных ситуациях, участие в городских соревнованиях по
пожарно-прикладному спорту.
3. Интеграция уроков
физической культуры и туризма, участие в соревнованиях по спортивному
ориентированию.
4.Использование
разноуровневой групповой технологии как средство формирования социально
значимых качеств личности воспитанников с ОВЗ на уроках физической культуры.
5.Организация
общешкольного конкурса «Самый здоровый класс»
|
Школьные спортивные
мероприятия
|
1.Расширение сети
спортивных секций на базе школы: лыжи, легкая атлетика, футбол, баскетбол.
2.Введение нового
спортивного направления «Мир танцевально-спортивной пластики».
3.Работа клуба любителей
брейк-данса.
4.Ежемесячные Дни
здоровья по различной тематике .
5.Школьная
спартакиада.
6.Спортивный детский
праздник «Большие гонки»
7.Дружеские встречи по
футболу с судебными приставами, волонтерами.
8. Месячник
безопасности жизнедеятельности.
|
Внешкольные
спортивные мероприятия
|
1.Участие
воспитанников в городских соревнованиях «Кросс наций», «Лыжня России»,
«Легкоатлетическая эстафета», «Соревнования допризывной молодежи», «Открытие
лыжного спортивного сезона».
2. Участие воспитанников
в президентских соревнованиях.
3. Участие в областной
Спартакиаде среди коррекционных школ VIII вида по зимнему полиатлону, легкой атлетике,
плаванию.
|
|
|
|
Мониторинг здоровьесберегающей среды
|
|
|
Показатели в образовательной деятельности:
|
-
динамика уровня обученности (% успеваемости);
-
динамика качества обученности ( % обучающихся на 4 и 5);
-
уровень воспитанности (в %);
-
уровень социализации ( в %);
-
уровень здоровья (в %);
-
динамика участия и результативности учащихся в конкурсах, соревнованиях на
уровне выше школьного ( количество )
-уровень
трудовой адаптации (в%)
|
Показатели инновационной деятельности:
|
-
эффективность структуры управления образовательным процессом на основе здоровьесбережения;
- эффективность
воздействия созданной адаптивной среды на повышение уровня социальной
компетенции воспитанников;
-эффективность
использования здоровьесберегающих образовательных технологий для формирования
осознанной потребности в ЗОЖ у воспитанников школы;
- динамика
количества педагогов владеющих технологией работы по ИОП.
|
Показатели в управленческой деятельности:
|
-
кадровое обеспечение (высокая категорийность педагогических кадров,
специализация педкадров, наличие медико-социально- психологической службы,
привлечение специалистов социума);
-
программно- методическое обеспечение
(
наличие образовательной программы, включающей программы основного и
дополнительного образования для успешной социализации воспитанников школы);
-
сформированность современной образовательной среды ( наличие современных
оборудованных кабинетов, мультимедийного оборудования, медиатеки и др);
-финансовое
обеспечение (достаточность финансирования для реализации проекта, привлечение
внебюджетных средств)
|
|
|
|
В результате реализации
проекта предполагаетсясоздание школы социализации и здоровьесбережения ,
которая взаимодействуя с другими социальными объектами должна стать
эффективным институтом формирования ЗОЖ, помогающая ребенку специальной
(коррекционной) школы VIII вида выразить себя в образовательной, трудовой деятельности,
культурном развитии, а так же установлению прочных связей с окружающим
социумом.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.