Инфоурок ИЗО, МХК Другие методич. материалыШинель и лестница как художественная деталь ( Повесть Н.Гоголя

Шинель и лестница как художественная деталь ( Повесть Н.Гоголя

Скачать материал

Творческая работа ученика 8  класса Гавриленко Владислава

 

Шинель и лестница как образ художественной детали

в повести Н.В.Гоголя «Шинель»

 

«Я брат твой…».

 

Толпа… Страшная, беспощадная, всё сметающая на своём пути. Человек толпы столь же безлик и сер, как и сама толпа. И если ты личность, и если ты пусть самую капельку что-то значишь в этом жестоком мире, то толпа тебя постарается уничтожить, потому что человек в толпе – маленькая песчинка; пронесётся толпа, не заметит его, как будто и не было человечка.

         Вот такой маленькой песчинкой пронеслась по петербургским улицам и улочкам трагическая судьба маленького человека – Акакия Акакиевича Башмачкина, «вечного титулярного советника», в котором бессмысленная канцелярская служба убила всякую живую мысль. Но заслуживает ли он насмешек и унижений или же всё-таки достоин сочувствия и помощи?

          Единственная цель жизни маленького чиновника -  новая шинель. Он думает о ней, как любой другой человек думал бы о семье, о любви. Ради неё герой идёт лишения и полуголодное существования, Описывая несчастную судьбу Акакия Акакиевича, Гоголь показывает его неожиданный взлёт по жизненной лестницы с покупкой новой шинели и столь же стремительное внезапное падение с потерей оной. Сравним же эти  две детали, которые неизменно присутствуют в тексте на всех этапах его повествования и раскрывают саму идею произведения Николая Васильевича Гоголя. Это детали – шинель и лестница.

 

 

Первый этап: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?»

 

Всё спасение чиновника состоит

в том, чтобы в тощенькой шинелишке перебежать как можно скорее 5-6 улиц и потом как следует натоптаться  в швейцарской.

Рассмотрев шинель хорошенько,

 он открыл, что в двух-трёх местах она сделалась точно сертянка, настолько истёрлось сукно.

      Надобно знать, что шинель Акакия Акакиевича служила тоже предметом насмешек чиновникам; от неё отнимали даже благородное имя шинели и называли её капотом.

    Увидевши в чём дело, Акакий Акакиевич решил, что шинель нужно будет снести к Петровичу, портному, жившему где-то в 4-ом этаже по чёрной лестнице, который, несмотря на свой кривой глаз и рябизну по всему лицу, занимался довольно удачно починкой чиновничьих и всяких других панталон и фраков.

     Взбираясь по лестнице, ведшей к Петровичу, которая, надобно отдать справедливость, была умащена водой и помоями, - взбираясь по лестнице, Акакий Акакиевич уже подумывал о том, сколько запросит Петрович.

 

 

 

 

 

 

Второй счастливейший этап: Он чувствовал всякий миг минуты.

 

    Он приучился голодать по вечерам, но зато он питался духовно, нося в мыслях своих идею будущей шинели.

    Никогда бы в другое время не пришлась так кстати шинель, потому что начинались уже довольно крепкие морозы и грозили ещё более усилиться.

     Он чувствовал всякий миг минуты, что на плечах его новая шинель и несколько раз даже усмехнулся от внутреннего удовольствия.

     Когда все, приступив к нему, стали говорить, что нужно вспрыснуть новую шинель, Акакий Акакиевич потерялся совершенно.

     Помощник столоначальника жил на большую ногу: на лестнице светил фонарь, квартира была во втором этаже.

     Чтобы как-нибудь не вздумал удерживать хозяин, он вышел потихоньку из комнаты, отыскал в передней шинель, которую не без сожаления увидел лежащую на полу, стряхнул её. Снял с неё всякую пушинку, надел на плечи и опустился по лестнице на улицу.

     

 

 

 

Третий этап: «А ведь шинель-то моя!»

 

     «А ведь шинель-то моя» - сказал один из них громовым голосом, схвативши его за воротник.

      Повествование о грабеже шинели, несмотря на то, что нашлись и такие чиновники, которые не пропустили даже и тут посмеялись над Акакием Акакиевичем, однако же, многих тронуло.

     Акакий Акакиевич пытался найти шинель, прося помощи у значительного лица.

     Впрочем, он старался усилить значительность многими другими средствами, именно: завёл, чтобы низшие чиновники встречали его ещё на лестнице, когда он приходил в должность; чтобы к нему прямо никто не смел, а чтоб шло всё порядком строжайшим.

     Как сошёл с лестницы, как вышел на улицу, ничего уж этого он не помнил.

 

 

 

 

Четвёртый этап: «Твоей-то шинели мне и нужно!»

 

     По Петербургу пронеслись вдруг слухи, что у Калинкина моста и далеко подальше стал показываться по ночам мертвец в виде чиновника, идущего какой-то утащенной шинели и под видом стащенной шинели сдирающий со всех плеч, не разбирая чина и звания, всякие шинели.

     Но ужас значительного лица превзошёл все границы … рот мертвеца покривился и произнёс такие речи: «А! вот ты наконец! Твоей-то шинели мне и нужно! Не похлопотал об моей – отдай свою!» Бедное значительное лицо чуть не умер.

     Он сам даже скинул поскорее с плеч шинель свою и закричал кучеру не своим голосом: «Пошёл во весь дух домой!»

     Итак, значительное лицо сошёл с лестницы, сел в сани и сказал кучеру: « К Каролине Ивановне », а сам, закутавшись весьма роскошно в тёплую шинель, остался в том приятном положении, лучше которого и не выдумаешь для русского человека.

 

 

 

 

Последний этап: «Тебе чего хочется?»

 

… с этих пор совершенно прекратилось появление чиновника-мертвеца: видно. Генеральская шинель пришлась ему совершенно по плечам; по крайне мере уже не было нигде  слышно таких случаев, чтобы сдёргивали с кого шинели.

 

           Вот так две обычных детали сыграли трагическую роль в жизни хоть и «маленького», но очень тихого, доброго и просто хорошего человека. «Исчезло и скрылось существо, никем не защищённое, никому не дорогое, ни для кого не интересное… переносившее покорно канцелярские насмешки и без всякого чрезвычайного дела сошедшее в могилу, но для которого всё же таки, хотя перед самым концом жизни, мелькнул светлый гость в виде шинели, ожививший на миг бедную жизнь…». Две, казалось бы, обычных детали  символизируют служебную табель о рангах и жизненную дорогу. Они раскрыли нам идею повести Николая Васильевича Гоголя и описали несчастную жизнь Акакия Акакиевича: как он с самых низов почти достиг пределов своих желаний и как судьба сломала его только начинавшую налаживаться жизнь, отобрав у него символ новой жизни – шинель.

         Нельзя относиться ко всему этому равнодушно, тем более насмехаться над Башмачкиным, жаль его, жаль его добрую и светлую душу, которая никогда не испытывала ни гнева, ни зависти, ни злобы. Жаль, что лишь только перед смертью он смог стать настоящим человеком.

                                                                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Шинель и лестница как художественная деталь ( Повесть Н.Гоголя"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Менеджер образования

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Литература в школе – особый предмет, так как относится к предметам эстетического цикла. Уроки литературы, при всём их разнообразии, имеют единую цель – научить школьников чтению как процессу, адекватному творчеству художника слова.

    Дидактические принципы развивающего обучения помогают  осуществить цели языкового и литературного образования.

    Современный школьник должен действовать по принципу «ищу – и нахожу», «думаю – и узнаю»,           « пробую – и делаю». Лишь тот человек может успешно жить и полноценно действовать в изменяющемся мире, изменить этот мир, внести в него что-то новое, который способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение. Используя технологии, опирающиеся на личностно ориентированные, культурно ориентированные, деятельно ориентированные принципы, обучаю учащихся не только самостоятельной работе, но и сотрудничеству

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 127 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Конспект урока по ИЗО (7 класс) по теме "прямые линии и организация пространства"
  • Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Питерских А.С, Гуров Г.Е./ Под ред. Неменского Б.М.
  • Тема: Прямые линии и организация пространства
  • 30.09.2020
  • 1195
  • 15
«Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Питерских А.С, Гуров Г.Е./ Под ред. Неменского Б.М.
Презентация по МХК на тему "Художественная культура Средних веков. Изобр.искусство" (10 класс)
  • Учебник: «Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. Базовый уровень», Данилова Г.И.
  • Тема: Глава 14. Изобразительное искусство Средних веков
  • 30.09.2020
  • 1037
  • 38
«Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. Базовый уровень», Данилова Г.И.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 5241
    • DOCX 17.5 кбайт
    • 19 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Суббот Зинаида Семёновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Суббот Зинаида Семёновна
    Суббот Зинаида Семёновна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 66845
    • Всего материалов: 38

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель искусства

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 91 человек из 36 регионов
  • Этот курс уже прошли 313 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Изобразительное искусство")

Учитель изобразительного искусства

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс повышения квалификации

Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 305 человек из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 390 человек

Мини-курс

Психология и педагогика в работе с детьми: эмоциональные и зависимые расстройства

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 52 человека из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 23 человека

Мини-курс

Современные методики базальной стимуляции и развивающего ухода для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Подготовка менеджеров по продажам: аспекты телефонных переговоров

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе