Промедление может обернуться чем угодно, ибо время
приносит с собой как зло, так и добро, как добро, так и зло.
Никколо Макиавелли
Задачи: обсудить с родителями причины
агрессивности и ее влияния на взаимодействие подростка с окружающими людьми;
формировать у родителей культуру понимания проблемы агрессии, возможных путей
ее преодоления.
Форма проведения: разговор по душам.
Вопросы для обсуждения: причины проявления
агрессии; родительская власть, ее виды и способы влияния на личность
подростка; возможные способы преодоления агрессивности.
Подготовительная работа: анкетирование детей и
родителей (см. приложение); классный час «10 моих Я»; сочинение учащихся «Со
мною что-то происходит...»; анализ исследований психологической службы школы по
проблеме детской агрессивности (по классу); полезная информация (см.
приложение).
Ход собрания
Вступительное слово
Уважаемые папы и мамы!
Сегодняшнюю встречу мне хотелось бы начать с разговора
о проблеме агрессии. Этот разговор не случаен. Сегодня мы сталкиваемся с
разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и
насилия с экранов телевизоров, дисплеев компьютеров. Возраст проявления
агрессии явно помолодел. Ее проявляют не только подростки и взрослые, как
принято считать. Агрессию проявляют даже малыши. Как бороться с проявлением
детской агрессии? На эти и другие вопросы мы попытаемся сегодня ответить.
Обсуждение анкет учащихся
Анализ анкет показывает, что чаще всего причиной
агрессии отрочества является желание подражать поведению взрослых и кумиров.
Кроме этого, подростки усваивают навыки социального поведения близких и
авторитетных им людей.
Если в своей семье подросток сталкивается с хамством и
грубостью взрослых, если родители утвердили такое поведение как эталон общения
в семье, то ребенок другим просто не может быть.
Если родители постоянно демонстрируют плохие качества
своего ребенка, особенно перед чужими людьми, то ребенку как бы уже не чего
терять, порог стыдливости и ответственности преодолен, и можно продолжать
делать плохо.
Если проанализировать причины проявления негативных
эмоций и чувств детей, то они в первую очередь связаны с семьей.
Постоянные ссоры родителей, физическое насилие
родителей по отношению друг к другу, грубость ежедневного общения, унижение,
сарказм и ирония, желание постоянно видеть друг в друге плохое и подчеркивать
это — ежедневная школа агрессии, в которой ребенок формируется и получает уроки
мастерства агрессии.
Одним из главных условий предотвращения агрессивного
поведения детей является требовательность родителей по отношению к себе и по
отношению к собственному ребенку. Требовательный по отношению к себе родитель
никогда не будет ждать от своего ребенка то, что им самим в ребенке не
заложено. В первую очередь, требовательный к себе родитель способен
анализировать методы своего воспитания и корректировать их с учетом
складывающейся ситуации.
Однако родители должны помнить, что требовательность —
это не тирания. Тирания порождает тиранию. Требовательность должна быть
разумной и доброжелательной. Очень часто детская агрессивность связана именно с
тем, что родители проявляют ничем не обоснованные и бессмысленные требования,
абсолютно не проявляя при этом дружелюбия и поддержки. Не следует уступать
капризам и делать поблажки без нужды, но и не нужно издеваться над ребенком и
необдуманно его наказывать.
Иногда родители сами создают ситуации, которые
впоследствии станут поводом к проявлению агрессивности. К примеру: «Сегодня
«легкие» уроки, можно в школу не идти, я напишу записку учительнице, что тебе
плохо». Не надо удивляться родителям этого ребенка, если через пару лет он сам
напишет записку учителю и распишется за отца или мать или будет требовать от
родителей повторения подобных поступков.
Требовательность по отношению к ребенку должна быть
разумной. Проявляя требовательность, необходимо считаться с обстоятельствами,
с физическим и душевным состоянием ребенка.
Требовательность оправдана тогда, когда перед ребенком
выдвигаются посильные задачи и оказывается помощь в их решении. Даже самое
справедливое и несложное требование, если оно не объяснено и выражено в
деспотичной форме, вызовет сопротивление любого ребенка, в том числе и самого
покладистого. Разница только в том, что покладистый ребенок будет выражать
протест скрыто, а ребенок не очень покладистый — открыто. Требовать что-либо
от детей надо в спокойной и доброжелательной форме, объясняя целесообразность
требований. В своих методах воспитания, в требовательности к ребенку родители
должны быть последовательны и едины. Как только в семье поселяются тайны друг
от друга, уходит доверие родителей друг другу в воспитании ребенка, это дает
возможность ему лавировать между родителями, шантажировать их, врать им.
Если ребенку удается так поступать длительное время, а
затем наступает запрет, это приводит к проявлению детской агрессивности.
Анализ сочинений учащихся по теме собрания
Учащиеся заранее пишут сочинения по предложенной
классным руководителем теме. Классный руководитель предлагает учащимся эпиграф
сочинения и поясняет задачу написания сочинения-размышления.
Со мною что-то происходит,
Ко мне мой старый друг не ходит.
Приходят в праздной суете Разнообразные не те...
Иногда с людьми происходят странные вещи. То, что
очень нравилось, перестает нравиться, с кем дружил, с тем рассорился, кого
очень любишь - обидел. Люди задают себе вопрос: «Почему я совершаю такие
поступки и кто виноват в том, что я их совершаю?» Попробуем ответить себе,
написав небольшое сочинение-размышление на заданную тему.
Диагностика детской агрессивности. Используя различные диагностические
методики, психологическая служба изучает причины детской агрессии. В ее задачу
входит выявление скрытой и открытой агрессии среди учащихся и подготовка нужной
информации для родителей.
Памятки для родителей (см.
приложение)
Подведение итогов
Родители обмениваются мнениями об услышанном в ходе
собрания.
Литература
Воскобойников В. М. Как определить и развить
способности ребенка.
СПб., 1996.
Дубровина И. В. Мы живем среди людей. М.,
2007
Коляда М. Г. Шпаргалка для родителей.
Донецк, 2009
Собрание 3. Агрессия, ее причины и
последствия
Приложение
Анкета
для родителей (1)
Изменилось ли
поведение вашего ребенка в последнее время?
Бывает ли ваш ребенок
агрессивным и грубым?
Против кого он
проявляет агрессию?
Какими средствами вы
стараетесь преодолеть агрессию своего ребенка?
Находите ли вы
понимание у всех членов семьи?
Считаете ли вы
необходимостью поднимать эту тему на родительском собрании?
Анкета
для родителей (2)
Родителям предлагаются
10 качеств характера. Необходимо отмстить le качества,
которые у ребенка наиболее выражены, и проранжировать их по степени
выраженности в поведении ребенка.
По
моим наблюдениям, в характере моего ребенка чаще всего проявляются:
Доброта. — Агрессивность.
Безразличие. — Терпение.
Сочувствие. — Нетерпимость.
Упрямство. — Сопереживание.
Покладистость. — Эгоизм.
Затем родители
перечисляют те качества характера своего ребенка, которые наиболее ярко
выражены.
Анкета для учащихся
Чаще всего я радуюсь,
когда .
Чаше всего я смеюсь,
когда .
Чаще всего у меня
хорошее настроение, когда .
Чаще всего я плачу,
когда .
Чаще всего я злюсь,
когда .
Чаще всего я обижаюсь,
когда .
Мне хорошо, когда меня .
Мне плохо, когда меня .
Тест для учащихся
Перед вами 10 выражений,
которые характеризуют человека. Выпишите те качества, которые, по вашему
мнению, можно отнести к вам. Их должно быть не менее пяти.
Я — добрый. Я — безразличный;
Я — злой. Я — хороший
друг;
Я — терпеливый. Я — умный;
Я — нетерпеливый. Я — помощник;
Я — упрямый. Я — обидчивый.
Во время классного часа
ребята обсуждают проблему собственного поведения в различных жизненных
ситуациях, объясняя свое к ним отношение.
Ребята работают в
группах и парах, анализируя 10 черт своего характера, которые, по их мнению,
являются в их характере преобладающими. Полезная информация для родителей
Практически в каждом
классе есть задиристые и драчливые дети, которые постоянно нападают на
одноклассников, оскорбляют и обманывают их. Это агрессивные ребята, но причина
такого поведения кроется не только в них самих. Ведь агрессия - это отражение
внутренних проблем ребенка, которые возникают чаще всего из-за жестокости и
безучастия взрослых. С такими детьми нужно работать и родителям, и учителям,
и психологам. Что могут сделать взрослые для таких детей, чем они могут им
помочь?
Обучать агрессивных
детей выражать свой гнев другими, более приемлемыми способами.
Обучать таких ребят
умению владеть собой и развивать в них способность контролировать себя в
разных ситуациях, провоцирующих агрессию.
Формировать в
агрессивных детях способность к доверию, сочувствию, учить их сопереживать
другим людям.
Памятка для родителей.
Предупреждение детской агрессивности
Постарайтесь сохранить в своей семье
атмосферу открытости и доверия.
Не давайте своему ребенку несбыточных
обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.
Не ставьте своему ребенку каких бы то ни
было условий.
Будьте тактичны в проявлении мер воздействия
на ребенка.
Не наказывайте своего ребенка за то, что
позволяете делать себе.
Не изменяйте своим требованиям по
отношению к ребенку в угоду чему-либо.
Не шантажируйте ребенка своими
отношениями друг с другом.
Не бойтесь поделиться с ребенком своими
чувствами и слабостями.
Не ставьте свои отношения с собственным
ребенком в зависимость от его учебных успехов.
10. Помните, что ребенок — это воплощенная
возможность! Воспользуйтесь сю так, чтобы она была реализована в полной мере!
Памятка для родителей
Уважаемые папы и мамы! .
Внимательно прочтите эту памятку! Для
этого вооружитесь карандашом и вычеркните те пункты, которые воспитательной
системы вашей семьи не касаются. Мысленно представьте лицо своего ребенка,
будьте честны перед ним и перед собой!
После анализа подумайте над тем, что можно
еще изменить. Агрессивность ребенка проявляется, если:
ребенка бьют;
над ребенком издеваются;
над ребенком зло шутят;
ребенка заставляют испытывать чувство
незаслуженного стыда;
родители заведомо лгут;
родители пьют и устраивают дебоши;
родители воспитывают ребенка двойной
моралью;
родители нетребовательны и неавторитетны
для своего ребенка;
родители не умеют любить одинаково своих
детей;
родители ребенку не доверяют;
родители настраивают ребенка друг против
друга;
родители не общаются со своим ребенком;
вход в дом закрыт для друзей ребенка;
родители проявляют по отношению к ребенку
мелочную опеку и заботу;
родители живут своей жизнью, и в этой
жизни нет места их ребенку;
ребенок чувствует, что его не любят.
Для преодоления детской агрессии в своем
педагогическом арсенале родители должны иметь:
внимание; —
открытость;
сочувствие; —
обязательность;
сопереживание; —
доброту;
терпение; -
ласку;
требовательность; —
заботу;
честность; —
доверие;
откровенность; —
сердечность;
понимание; —
дружелюбие;
чувство юмора; —
умение удивляться;
ответственность; —
надежду;
такт; —
любовь.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.