Шахматный КВН
«Путешествие
в сказку Старика Хоттабыча»
Цель:
закрепление новых знаний о шахматах , привитие интереса к шахматной игре.
Задачи:
-
вызвать у детей интерес к игре в шахматы, вовлечь в чудесный мир сказок и
превращений обыкновенной шахматной доски и фигур;
-
активизировать мыслительную деятельность дошкольников;
•
учить ориентироваться на плоскости, познакомить с названиями шахматных фигур;
•
развивать мышление, память, наблюдательность, внимание.
Оборудование и материалы: Ваза
или любой керамический сосуд, элементы костюма старика Хоттабыча (шляпа,
борода, накидка), шахматная доска, шахматные фигуры, иллюстрации с изображением
Белого и Черного королевичей, аудиозапись.
Ход:
Ведущий:
Дети сегодня в нашей группе я нашла очень необычную вазу. Может из вас кто – то
знает, откуда она взялась (ответы детей).
А
мне кажется, что это не простая ваза и если нам ее потереть, то может произойти
волшебство. Я вам предлагаю закрыть глаза и не открывать пока не остановится
музыка (включает аудиозапись и одевает костюм Хоттабыча, с окончанием музыки
дети открывают глаза).
Хоттабыч:
(кланяется) здравствуйте мои почтеннейшие, добрейшие, милейшие ребятки!
Перед вами старичок
Милейший, славный, чудачок
Если очень захочу
В мир чудес вас уведу.
Старик
Хоттабыч, к вашим услугам! (кланяется).
Ребята
я хочу вас пригласить отправиться в необыкновенное путешествие в шахматное
королевство. Хотите отправиться туда?
Дети:
да…!
Хоттабыч
дергает волосок из своей бороды, бормочет (трах – тибитах – тибитох…). Перед
детьми выставляется шахматная доска с фигурами.
Хоттабыч:
(предлагает послушать сказку)
-
Когда – то давным-давно, на месте старинного шахматного королевства жил король.
И было у него два сына. Одного звали Белый Королевич, другого – Черный
Королевич (выставляет иллюстрации). Так их прозвали потому, что один любил
одеваться в белый кафтан, а другой – в черный вскоре старый король умер. После
смерти отца королевичи стали делить королевство. Но не поделили, разругались и
пошли друг на друга войной. Сражались долго и упорно: никто не хотел уступать.
Тогда –то и появился старый престарый Мудрец и сказал: «Я знаю одно надежное
средство, которое может померить двух братьев.
Достал
Мудрец из котомки доску, поделенные на одинаковые белые и черные клеточки –
квадратики и стал расставлять на ней забавные фигурки. С одной стороны доски он
расставил белые фигурки, а с другой – черные. По углам разместил крепостные
башенки, рядом с ними коней, по соседству с конями – слонов – по две одинаковые
фигурки с каждой стороны, а в самом центре – короля и его главного помощника
ферзя. Во втором ряду поставил в ряд пешки.
-
Вот твоя шахматная армия, Белый Королевич, молвил Мудрец, указывая на белые
фигуры
-
А вот твоя шахматная армия, Черный Королевич, - сказал Мудрец, указывая на
черные фигурки.
-
Эта игра называется «шахматы». Она так интересна и увлекательна, что, начав
играть, вы забудете про ваши раздоры.
И
стал Мудрец обучать Королевичей этой мудрой игре. И с тех пор королевичи жили
дружно и сражения устраивали только на шахматной доске.
Хоттабыч:
А теперь я вам предлагаю поиграть в шахматный КВН.
Ведущий:
Предлагаю вам познакомиться с командами.
Капитаны
представляют свои команды: название, эмблема («Белый слон», «Черная
королева»).
Ведущий:
команды приготовили для вас приветствие.
1
ребенок:
Вся в квадратах –
белых, черных
Деревянная доска,
А ряды фигур точеных —
Деревянные войска.
2
ребенок:
Что трехглавые драконы
нас не ждут здесь не беда
Тут зато, лихие кони
И пехота хоть куда.
3
ребенок:
Тут ферзи, слоны
отважны
Мчаться поперек и вдоль,
И совеем как в сказке, важный
Возвышается король.
4
ребенок:
Тут герои в каждом
войске
И выходит рать на рать
Хитроумно и геройски
Воевать и побеждать.
5
ребенок:
Пешка маленький солдат
Лишь команды ждет,
Чтоб с квадрата на квадрат
Двинуться вперед.
6
ребенок:
На войну не на парад
Пешка держит путь
Ей нельзя пойти назад,
В сторону свернуть.
Всю доску пройти должна
Пешка до конца
Превратиться там она
в грозного бойца.
2 КОМАНДА:
1
ребенок:
Видимо, ладья упряма,
Если ходит только прямо
Не петляет – прыг да скок,
Не шагает наискосок.
2
ребенок:
Не мила коню неволя,
перед ним простор широк.
Очень ловко на два поля
Совершает конь прыжок.
3
ребенок:
Поделили свой мир
пополам
Один ходит по черным полям
Другой ходит по белым полям
И на цвет чужой не
ногой.
Так среди одноцветных дорог
Слоны движутся вперед.
4
ребенок:
ферзь в шахматах,
можно сказать, чемпион
и шаг у ферзя широк.
ферзь может ходить, как ладья и как слон
и прямо и наискосок.
5
ребенок:
Король всегда на поле
боя
Стоит отважно в центре строя
Команды отдают без спешки
Его собой прикрыли пешки.
6
ребенок:
Главнее всех всегда
король
Все слушаться его изволь
Ведь возглавляет он в бою
Лихую гвардию свою.
Ведущий: И так все участники этой удивительной игры собрались, и
мы можем начать нашу игру – интеллектуальное сражение между командами.
Как и в каждом КВНе у
нас есть жюри, которое беспристрастно будет следить за ходом игры и в конце
объявит лучшую команду. По ходу КВНа результаты будут отражаться на табло. За
каждый правильный ответ команда получает 1 пешку.
В шахматах сражение
между соперниками называется-я партия, мы тоже каждый этап нашего сражения
будем называть партией.
1-я партия. Разминка –
вопросы из шахматной шкатулки.
Ведущий: Я буду по очереди
задавать вопросы каждой команде, если команда отвечает неправильно, вопрос
переходит другой команде.
1 команда:
-Не люди, не звери, не часы, а ходят?
(Шахматные фигуры)
- Какие шахматные фигуры скрываются в словах: «оладьи»,
«спешка», «заслонка», «коньки»?
-Какой король не умеет говорить?
(Шахматный)
-На доске есть у меня две лошадки – два……….. (Коня)
-Какая фигура не может встать на белые поля?
(Чернопольный слон)
2 команда:
-На каких полях ничего не растет?
(На
шахматных)
-Из названий каких фигур потерялась буква, если получилось: СОН,
КРОЛЬ, КОН?
(Слон, король, конь)
-У какого слона нет хобота?
(У шахматного)
-Черным клеточкам верны чернопольные……….. (Слоны)
- Он на одной стоит ноге, а ходит только буквой «Г»
(Конь)
Ведущий: Это был последний вопрос
разминки, жюри подсчитывают очки, а мы продолжаем нашу игру.
2-я партия. Расставь шахматные фигуры на доске.
Участники каждой команды разделитесь на пары. Вам необходимо
правильно расставить фигуры на доске. Учитываться будут правильность выполнения
задания, скорость и умение работать в паре.
3-я партия. Шахматный лабиринт.
Ведущий: Каждой команде предлагается
Шахматный лабиринт. Нужно вывести свою
фигуру из лабиринта, за меньшее количество шагов.
Вам
необходимо подумать, посовещаться; выбрать, кто будет отвечать.
4-я партия. Поиск девятого (для капитанов)
Поставь нужный знак (для каждого члена команды).
Ведущий:
Капитанам команд предлагается выполнить задание у мольберьа «Поиск девятого».
Остальные члены команды садятся за столы и индивидуально выполняют задание
«Поставь нужный знак».
5-я партия. Шахматный кроссворд.
Ведущий:
Каждой команде предлагается решить шахматный кроссворд. Чтобы правильно его
решить, вам необходимо отгадать загадки и ответы вписать в кроссворд. Подойдите
к своим мольбертам. Под цифрами скрываются ответы на загадки:
1
- Он на одной стоит ноге, а ходит только буквой «Г». (конь)
2 – Не живёт в зверинце,
Не берёт гостинцы,
По косой он ходит,
Хоботом не водит. (слон)
3 – Маленькая,
удаленькая, все поле перешла, фигурку нашла. (пешка)
4- Стою на самом
краю, путь откроют – пойду, только прямо хожу, как зовут – не скажу.(ладья)
5 – Он в
шахматах, можно сказать, чемпион, и шаг у него широк.
Он может ходить,
как ладья и как слон — и прямо и наискосок.
Направо, налево,
вперед и назад…
А бьёт он и вдаль
и в упор. (ферзь)
6 – Два братца через грядку
смотрят,
А подойти друг к другу не могут. (король)
6-я партия. Шахматная задача для капитанов –
«Поставь мат».
Ведущий:
Капитаны подходят каждый к своей доске и решает предложенную шахматную задачу. Из
предложенной позиции найти все возможные варианты постановки мата черному
королю.
7-я партия. «Что изменилось».
Ведущий:
На доске 6 фигур, вам необходимо закрыть глаза, воспитатель меняет местами 2
фигуры или заменяет.
8-я партия. «На какой клетке расположена фигура?»
Ведущий:
Ребята, подойдите к мольбертам. На доске изображено 6 фигур. Вам необходимо
каждому по очереди назвать по одной фигуре и ее расположение (фигура, буква,
цифра).
Ведущий: по правилам игры, если
поставлен мат, то игра закончена.
Наше сражение тоже подошло к концу, жюри сейчас объявят нам
результаты. Вручение грамот.
Хоттабыч:
Путешествие в шахматное королевство подошло к концу, но впереди нас ждут
интересные встречи с обитателями этого чудесного королевства.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.