Кузьмина Ольга Васильевна директор МБОУ СОШ № 70
с углублённым изучением отдельных предметов
Михайлова Ольга Анатольевна заместитель директора
МБОУ
СОШ № 70 с углублённым изучением отдельных
предметов
Сетевое взаимодействие педагогов и школьников.
Рассматривается опыт построения и использования сетевого
взаимодействия в образовательном процессе современной школы. Раскрывается определение сетевого
информационного взаимодействия. Представляются основные сервисы и
возможности их применения в процессе обучения школьников.
Люди
создают новое знание особенно эффективно,
когда они
вовлечены в создание продуктов,
наделенных
личностным смыслом, будь то песочные
замки,
машины или компьютерные программы…
Чем
большие возможности открывает оболочка
для
самостоятельного построения,
конструирования
новых объектов, тем с
большим
интересом к ней относятся пользователи»
Сеймур
Пейперт
Современное
образование предъявляет новые требования ко всем участникам образовательного
процесса. Глобальная информатизация общества, формирование информационно-коммуникационной
среды образовательного учреждения требуют создания конкурентоспособной образовательной
системы, которая позволит избежать отрыва качества образования от требований
жизни в современном информационном обществе. Формирование готовности
обучающихся к жизни в быстро меняющемся информационном мире, одна из основных
целей современного образования.
Внедрение
новых федеральных государственных стандартов в систему образования
актуализирует проблему обеспечения «развития
универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей
фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного
содержания конкретных дисциплин…, формирование совокупности универсальных
учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только
освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных
дисциплин. Сформированность универсальных учебных действий является также и
залогом профилактики школьных трудностей» [1].
Требования ФГОС делают необходимым изменения
технологии организации обучения. Особую дидактическую значимость приобретают
средства и сервисы ИКТ (ЦОР, облачные технологии, социальные сервисы Web 2.0),
ориентированные на развитие надпредметных умений, связанных с организацией
информационно-поисковой, аналитической и продуктивной деятельности на основе
структурированного представления информации и коллективного сетевого
взаимодействия школьников в процессе разработки образовательного контента. Воспитательная
ценность такой деятельности заключается в создании условий для формирования
первичных навыков командной работы в ИТ-проектах, в общественном признании
результатов интеллектуальной деятельности школьников, в возможности
профессионального самоопределения.
Реализация
этих требований невозможна без организации сетевого взаимодействия в сфере
образования.
Сетевое
информационное взаимодействие между учителем и учеником основано на потенциале
и возможностях ИКТ и совместной деятельности участников образовательного
процесса [2]. Информационно-коммуникационные технологии дают возможность
учащимся не только взаимодействовать между собой, но и работать в режиме
учебного сообщества для достижения конкретных целей обучения созданию сетевых
учебных ресурсов, «разделяя между собой зоны ответственности».
Для
организации сетевого взаимодействия требуется обеспеченность компьютерами с
выходом в Интернет для всех участников образовательного процесса как в школе,
так и дома. С целью оценки степени обеспеченности ТСО было проведено
анкетирование участников образовательного процесса. В результате полученных
данных, можно сделать вывод о том, что все педагоги и учащиеся 3 ступени имеют
персональные компьютеры с выходом в интернет, в остальных параллелях этот
показатель не ниже 92%, что дало возможность внедрить в практику модель
сетевого взаимодействия (Таб.1). Для учащихся, у которых нет возможности
пользоваться сетью в домашних условиях, предоставляется возможность работы в
сети после уроков в кабинетах информатики и на базе школьной библиотеки (Таб.2).
|
Количество
человек
|
Наличие
домашнего ПК с выходом в интерне
|
%
|
Начальная
школа
|
|
|
|
Средняя
школа
|
|
|
|
Старшая
школа
|
|
|
|
Учителя
|
|
|
|
Таблица 1. Наличие домашнего ПК с выходом в
Интернет у участников образовательного процесса.
Показатель
|
2013-2014
|
Количество компьютеров,
используемых в учебном процессе
|
90
|
Количество классов, оснащенных
средствами вычислительной техники (кроме кабинета информатики)
|
38
|
Количество компьютеров,
используемых в классах
|
40
|
Количество переносимых компьютеров
(ноутбуков), используемых в учебном процессе
|
30
|
Наличие локальной сети школы
|
да
|
Количество ПК, имеющих доступ в
Интернет
|
111
|
Таблица
2.Техническая оснащенность МБОУ СОШ № 70 с углублённым изучением отдельных
предметов.
Первым
шагом по созданию модели сетевого взаимодействия стала работа с электронной
почтой. В настоящее время, электронные почтовые адреса появились у подавляющего
большинства участников учебного процесса, и, естественно, школа не могла не
воспользоваться предоставляемыми сетевыми возможностями: обмен файлами,
совместная работа над документами и тд. Вместе с тем по мере накопления опыта
использования электронной почты стало понятно, что предоставляемых ею
возможностей не хватит для полноценной работы: её средствами крайне трудно
обеспечить организацию сетевых сообществ, которым необходимы функции, отличные
от простого обмена файлами.
Следующим
шагом стало использование социальных сетей (специальным образом организованные
сообщества пользователей сети Интернет [3]) как механизма сетевого общения. По
результатам анкетирования, проведенного в школе в 2012-2013 учебном году,
наиболее популярными социальными сетями среди учащихся, их родителей и учителей
являются «В контакте», «Одноклассники», «Facebook». «В контакте» отличается
более молодой аудиторией: доля учащихся (от 10 до 17 лет), зарегистрированных в
сети, составила 83 %, педагогов – 52 %. «В контакте» является лидером по
активности посещения проекта пользователями: 72 % зарегистрированных на этом
портале посещают его ежедневно.
Социальные
сети предоставляют своим пользователям практически неограниченный набор
возможностей для работы независимо от удалённости участников друг от друга —
это и обмен различной информацией в электронном виде, и отправка сообщений,
файловые хранилища, совместная деятельность по реализации общих проектов, и
многое другое.
В февраля 2013года школа
заключила договор с единой системой информационного обмена «Dnevnik.ru». Это
объединение виртуальных школ России, в котором регистрируются учащиеся и их
родители, учителя. Взаимодействие пользователей осуществляется посредством
обмена файлами, сообщениями, объявлениями, надписями на «стене» и т. д. Это позволило создать единую информационно-образовательную сеть
для основных участников образовательного процесса. С помощью
сервисов Интернет-проекта «Дневник.ру» пользователи, могут
оперативно получать всю необходимую информацию, связанную с
процессом обучения.
Интернет-проект
«Дневник.ру» реализует следующие возможности:
- ведение электронных
дневников,
- ведение электронного
журнала,
- выдача и получение домашних
заданий,
- использование ресурсов
библиотеки художественной литературы, медиатеки.
В «Дневник.ру» представлены
все основные функции социальных сетей, которые адаптированы для использования в
школах, и позволяют общаться между собой ученикам, учителям, родителям, что
позволило нам отказаться от работы «В контакте».
Данный сервис дает
возможность наладить эффективное взаимодействие между всеми участниками
образовательного процесса, позволяет оперативно получать самую свежую и
достоверную информацию обо всех мероприятиях и событиях школьной жизни,
ознакомиться с новостями, возможность интерактивного общения родителей с
администрацией школы.
Создаётся дополнительная
мотивация учащихся к повышению успеваемости и закреплению
достигнутых успехов. Электронный дневник призван вызвать интерес у школьников к
самому процессу обучения и активному участию в школьных мероприятиях.
На
базе системы «Дневник.ру» в
2013-2014 учебном году в школе создана и функционирует модель сетевого
взаимодействия участников образовательного процесса, основанная на
использовании технологий Web 2.0.
Web 2.0 —
методика проектирования систем, которые путем учета сетевых взаимодействий
становятся тем лучше, чем больше людей ими пользуются. Особенностью веб 2.0.
является принцип привлечения пользователей к наполнению и многократной выверке информационного материала. [4]
Ядром модели
выступает центральный портал ОУ, который перенаправляет пользователей на
необходимые для работы ресурсы. Использование такой платформы позволяет
организовать сетевое взаимодействие всех участников с управляемым доступом и совместной
работой над размещаемыми материалами. В основном, используются следующие
ресурсы: Google-сайты, Google Groups, Google Documents, Blogspot.
В образовательном процессе в силу ряда причин,
сетевое взаимодействие еще не нашло широкого применения. Облачные технологии
дают возможность школьникам взаимодействовать и вести совместную работу со
своими сверстниками независимо от их местоположения. Данные технологии
доставляют учебные материалы наиболее экономичным и надежным способом,
отличаясь простотой распространения и обновления. Облачные технологии
предлагают альтернативу традиционным формам организации учебного процесса,
создавая возможности для индивидуального обучения и интерактивных занятий.
Внедрение облачных технологий не только могло бы снизить затраты на
приобретение программного обеспечения, повысить качество и эффективность
образовательного процесса, но и подготовить учащихся к жизни в современном
информационном обществе.
Список литературы
1.
Федеральный государственный образовательный
стандарт – http://standart.edu.ru/
2.
Сетевое взаимодействие инновационных
образовательных учреждений [Электронный ресурс] – Сетевая версия. – Режим
доступа: http://wiki.saripkro.ru/index.php
3.
Социальные сети в образовании: анализ опыта и
перспективы развития [Электронный ресурс] / А.В. Фещенко // «Гуманитарная
информатика». – 2011. - №6 – Сетевая версия. – Режим доступа: http://huminf.tsu.ru/jurnal/files/vol7/feschenko.pdf
4.
Web 2.0: перелом в парадигме обучения
[Электронный ресурс] / Н. Дубова // «Открытые системы». – 2008. – № 9. –
Сетевая версия. – Режим доступа: http://www.osp.ru/os/2008/09/5717450
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.