Инфоурок Химия КонспектыСерная кислота и ее соли

Серная кислота и ее соли

Скачать материал

Поурочные планы Сычевой Л.Н.

Класс:      9                                                                                    Дата: _____________________

Тема урока:   Серная кислота и ее соли

 

 

Цель урока: формирование на межпредметном уровне системы знаний о важнейших кислородсодержащих соединениях серы.

Задачи урока:

Образовательная: совершенствовать знания учащихся о свойствах серной кислоты, рассмотреть их с точки зрения ТЭД. На примере концентрированной серной кислоты повторить окислительно-восстановительные реакции, метод электронного баланса. Научить распознавать серную кислоту и ее соли среди других веществ.

Развивающая: развивать познавательный интерес учащихся,  умение сравнивать и делать логические выводы в процессе изучения нового материала, прививать навыки самостоятельной работы во время тренировочных упражнений.

Воспитательная: обеспечить условия для воспитания чувства коллективизма, уважения друг к другу при работе в классе, группе. Содействовать в ходе урока формированию причинно-следственных и других связей между явлениями.

Форма урока: комбинированный урок.

Методы обучения: диалогическое изложение, межпредметная беседа, химический эксперимент, объяснение, сравнение.

Приемы обучения: раскрытие причинно-следственных связей, постановка межпредметных вопросов, организация акцентированных наблюдений, обращение к жизненному опыту учащихся.

Оборудование и реактивы: электрохимический ряд напряжений металлов, раствор серной кислоты, цинк, медь, оксид меди (II), гидроксид натрия, индикатор (фенолфталеин), раствор хлорида бария, пробирки, штатив для пробирок, спиртовка, держатель для пробирок.

 

Условные обозначение в тексте:

У – речь учителя;

Ш – действия обучающихся, школьников

 

 

 

Ход урока.

I. Актуализация опорных знаний.

У: Для постановки первой проблемы предлага. учащимся вспомнить все, что им известно о кислотах из предшествовавшего обучения и повседневной жизни. (Беседа)

 Затем выполняются следующие задания (на доске – презентация с анимацией).

Ш: выполняют задания устно. Все ответы комментируются.

 

1. Какие из приведенных формул веществ относятся к кислотам?

               H2SiO3         NaOH         HCl          H2O       CO2              BaCl2               H2SO4

                          

              

2.Найдите соответствие между и названиями кислот:

 

Формулы кислот

Названия кислот

1. HNO3

1. Фосфорная

2. H2SO4

2. Азотная

3. H3PO4

3. Сернистая

4. H2SO3

4. Серная

 

3. В предложенных рядах исключите лишнее вещество:

 


a)  NaOH     KOH    HCl

 


б) H2SO4    HCl       H2SiO3

 


в) HNO3   H2CO3      H2SO4

 

 


4. С какими из перечисленных формул веществ взаимодействует раствор соляной кислоты?

 


    Сu       KOH     CO2      Zn           CuO         AgNO3

 

II. Изучение нового материала

У: Обращаю внимание школьников на то, что на сегодняшнем уроке мы продолжим знакомиться с соединениями серы на примере серной кислоты).

Ш: записывают в тетрадях тему урока.

У: Рассказываю о применении серной кислоты. Образно серную кислоту иногда называют «кровь химии». Нет кислоты, которая была бы нужнее и применялась бы чаще, чем серная. В основном ее используют в качестве полуфабриката. Главным образом ее потребляют две отрасли промышленности: производство синтетических волокон и производство суперфосфата. Также кислота необходима для получения красителей, синтетических моющих средств, медикаментов, ядохимикатов, взрывчатых веществ. Предприятиям металлургии серная кислота необходима для обогащения руд. Серную кислоту часто используют для осушки газов. Наконец, серная кислота служит электролитом в свинцовых аккумуляторах.

Далее демонстрирую склянку с раствором серной кислоты и предлагаю учащимся охарактеризовать ее физические свойства.

Ш: называют агрегатное состояние, цвет, с помощью учебника находят и другие свойства.

(Решение учебной проблемы при рассмотрении физических свойств серной кислоты поможет школьникам усвоить правила обращения с этим достаточно опасным веществом).

У: предлагаю учащимся ответить на следующий проблемный вопрос: «Почему при растворении концентрированной  серной кислоты в воде необходимо приливать кислоту в воду, а не наоборот?»

Ш: для решения этой проблемы обращаются к своим знаниям из курса физики о плотности, а также к внутрипредметным знаниям о том, что при растворении серной кислоты выделяется большое количество теплоты.

У: закрепляя усвоенное школьниками правило техники растворения концентрированной серной кислоты в воде, предлагаю им запомнить стишок: «Сначала вода, а потом кислота, иначе случится большая беда».

 Акцентирую внимание учащихся на правилах техники безопасности при работе с серной кислотой.

Кислоту не следует вытирать полотенцем, а надо промыть большим количеством воды. Отмечаю, что нельзя нейтрализовать кислоту на руке, так как к химическому ожогу может добавиться термический ожог от теплоты, выделяющейся при реакции нейтрализации.

Ш: фиксируют основные моменты урока в рабочих тетрадях, составляют опорный конспект.

 

Следующий этап урока: знакомство с химическими свойствами серной кислоты.

У: Вам уже известны некоторые химические свойства серной кислоты. Чтобы актуализировать эти знания, предлагаю работу по группам. Каждая группа проводит соответсвующий опыт, презентует его, составляет уравнения реакций в молекулярном и ионном видах.

Ш: работают с учебником, составляют соответствующие реакции.

I группа: диссоциация серной кислоты, действие на индикаторы;

II группа:  взаимодействие с активными металлами;

III группа: взаимодействие с основными оксидами;

IV группа: взаимодействие с основаниями;

V группа: взаимодействие с солями.

(Рассматривают 5 основных химических свойств, характерных для кислот, но уже с позиции ТЭД.)

У: Особое внимание акцентирую на реакции между серной кислотой и растворимыми солями бария. Это качественная реакция на серную кислоту и ее соли!!!

Проблемный вопрос: «Какие свойства – окислительные или восстановительные – характерны для серной кислоты и почему?»

Ш: ищут ответ опираясь на степень окисления атома серы в серной кислоте. В результате приходят к выводу о том, что серная кислота может проявлять только окислительные свойства.

У: задаю следующий проблемный вопрос: «Как вы думаете, зависят ли свойства серной кислоты от ее концентрации?»

Ш: предлагают свои ответы, формулируют предположение о том, что химическая активность и свойства серной кислоты зависят от ее концентрации.

У: сообщаю учащимся о том, что концентрированная кислота является еще более сильным окислителем, чем разбавленная. Предлагаю рассмотреть те химические свойства, которые отличают концентрированную серную кислоту от разбавленной. (Мультимедийное сопровождение урока – взаимодействие концентрированной серной кислоты с медью). Обугливание лучины демонстрирую сама, ввожу новое понятие:

Гигроскопичность -  свойство концентрированной серной кислоты поглощать (отнимать) воду.

 

 

Далее рассказываю школьникам о том, что в отличие от концентрированной, разбавленная серная кислота оказывает противоположное действие на органические соединения: она способствует присоединению к ним воды. Например, клетчатка при соприкосновении с разбавленной кислотой не обугливается, а присоединяет к себе воду и превращается в хрупкую гидроцеллюлозу. Именно этим свойством объясняется появление дыр на хлопчатобумажной одежде в тех местах, куда попали брызги кислоты. Спасти ткань можно только путем немедленной нейтрализации серной кислоты содой или аммиаком.

Ш: записывают наблюдения, составляют соответствующие уравнения реакций.

У: подчеркиваю различное взаимодействие концентрированной серной кислоты с металлами (раздаточный материал, таблица)

 

Металл

Продукт реакции

Средней активности

SO2, S, H2S

Медь, ртуть, серебро

SO2

Золото, платина

Не реагирует

Исключения: железо, хром

Не реагирует (пассивируются)

 

У: И в завершение нашего разговора, объясните, как вы понимаете словосочетание «Кислотные дожди»

Ш: отвечают на вопрос, аргументируют ответы, приводят примеры. (Презентация по данной проблеме)

 

III. Рефлексия: на каждую букву слова кислота (написано вертикально) придумать слово, звучавшее на уроке, характеризующее серную кислоту и ее свойства, например:

Концентрированная

Индикатор

Серная

Лакмус

Окислитель

Тяжелая

Активная

 

IV. Задание на дом:

§16, упр. 5, стр. 78

 

Можно предложить учащимся разноуровневые задания на дом.

Репродуктивный  уровень, отметка «3»

§  В трех пробирках без этикеток находятся: разбавленная серная кислота, концентрированная серная кислота и соляная кислота. При помощи каких реакций можно различить эти кислоты?

 

§  Вычислить массу сульфата бария, образующегося при взаимодействии 68,8 г серной кислоты с хлоридом бария.

 

 

 

Продвинутый  уровень, отметка «4»

 

§  Осуществить превращения по схемам:

S → SO2 → SO3 → H2SO4 → K2SO4 → BaSO4

 

§  К раствору, содержащему 15 г хлорида бария, добавили раствор, содержащий 15 г серной кислоты. Найти массу осадка.

 

§  Составить уравнения практически осуществимых реакций

Cu + H2SO4 (разб.) →

Cu + H2SO4 (конц.) →

Cu + HCl

Zn + H2SO4 (разб.) →

BaCl2 + H2SO4 (разб.) →

Ba(NO3)2 + HCl

NaOH + H2SO4 (разб.) →

MgO + H2SO4 (разб.) →

H2SO4  + CO2

 

 

Творческий  уровень, отметка «5»

 

§  К 100 г 15%-ного раствора хлорида бария добавили 100 г 15%-ного раствора серной кислоты. Найти массу осадка.

 

§  Составить тест по теме и выполнить его.

 

Подведение итогов урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Серная кислота и ее соли"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Педагог-психолог

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 

Цель урока: формирование на межпредметном уровне системы знаний о важнейших кислородсодержащих соединениях серы.

Задачи урока:

Образовательная: совершенствовать знания учащихся о свойствах серной кислоты, рассмотреть их с точки зрения ТЭД. На примере концентрированной серной кислоты повторить окислительно-восстановительные реакции, метод электронного баланса. Научить распознавать серную кислоту и ее соли среди других веществ.

Развивающая: развивать познавательный интерес учащихся,  умение сравнивать и делать логические выводы в процессе изучения нового материала, прививать навыки самостоятельной работы во время тренировочных упражнений.

Воспитательная: обеспечить условия для воспитания чувства коллективизма, уважения друг к другу при работе в классе, группе. Содействовать в ходе урока формированию причинно-следственных и других связей между явлениями.

 

Форма урока: комбинированный урок.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 245 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

  • 04.10.2020
  • 429
  • 0
«Химия. Базовый уровень», Габриелян О.С.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 21.02.2015 778
    • DOCX 80.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Сычева Лариса Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Сычева Лариса Николаевна
    Сычева Лариса Николаевна
    • На сайте: 8 лет и 11 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 42706
    • Всего материалов: 15

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по химии в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 56 человек из 28 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Химия: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель химии

600 ч.

9500 руб. 4750 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Химия")

Учитель химии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Проектный анализ: стратегии и инструменты управления успешными проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Soft-skills современного педагога

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 41 человек из 18 регионов

Мини-курс

Музыкальная культура: от истории до современности

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе