Инфоурок Начальные классы КонспектыСерия уроков по теме "тела, вещества, частицы" (2 - 3 класс) окружающий мир

Серия уроков по теме "тела, вещества, частицы" (2 - 3 класс) окружающий мир

Скачать материал

Опыт  работы  Колташовой О. Д.  по использованию

 

технологии  ТРИЗ  на  уроках  окружающего мира                                                    

 

во  2  классе

 

 

 

 

Разработки уроков по теме:

"Тела, вещества, частицы"

 

 

 

 

 

1.  Тела, вещества, частицы.

2.  Воздух и его охрана.

3.  Вода. Свойства воды. Вода и жизнь.

4.  Превращения воды.

5.  Жидкость становится газом.

Круговорот воды в природе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованы методические разработки ульяновского НМЦ "Садко",                                       сада-лаборатории "Золотой ключик" г. Самара.


Тела, вещества, частицы.

Цели:  дать представление о том, что такое тело, из чего оно состоит (варианты тел), создавать условия для моделирования тел через метод маленьких человечков (ММЧ), формировать навыки исследовательской деятельности.

 

Оборудование:

1.      Стакан с водой, надутый воздушный шарик, кубик;

2.      карточки со схемами;

 

 

 


3.      пищевая соль, чайная ложка;

4.      иллюстрации молока, пламени, льда;

5.      мяч;

6.      портрет М. В. Ломоносова.

 

Ход урока

I.                   Целевая установка.

-          Мы должны познакомится с тем, как называются предметы, которые нас окружают, и узнать из чего они состоят.

 

II.                Проверка домашнего задания

-          Но сначала мы узнаем, как вы помните материал, изученный на предыдущих уроках.

1.      Рассказать о ранах, которые человек  наносит природе, в результате своей деятельности.

2.      Рассказать о том, как старается человек помочь залечить образовавшиеся "раны".

3.      Для работы в парах (2 карточки).

1 к. - Что из указанного ниже можно отнести к природе, а что создано человеком?

2 к. - Что относится к неживой природе, а что к живой?

/Дождь, глина, трактор, кирпич, лёд, молоток, снег, волк, ворона, облако, бук, одуванчик, медведь, книга./

 

III.             Изучение нового

1.      По каким признакам  мы можем классифицировать окружающие нас объекты?

Проводится классификационная игра "Да-нетка", с которой дети должны быть знакомы. Отгаданные слова мы должны разделить на два кармана.

Учитель загадывает: молодая обезьяна увидела бананы.

-          о каком объекте мы говорили? (об обезьяне)

Учитель выставляет на доску карточку со словом обезьяна в первый карман.

 

Обезьяна

Снег

Трава

Собака

Дерево

Птица

Град

Лёд

Камень

Вода

            Аналогично играют и отгадывают слово снег. Учитель достаёт карточку  со словом снег и спрашивает детей: "Я должна поместить эту карточку в один карман со словом обезьяна или в другой карман? Почему?" (дети объясняют, что надо поместить в другой карман, т.к. обезьяна относится к живой природе, а снег к неживой).

2.      Проводится игра "Я еду на север".

-          Я еду на север и беру с собой обезьяну, слона, бабочку. Что возьмёшь ты? Дети называют различные предметы. Если ребёнок правильно отвечает, то его "берут" на север.

Вывод: что мы брали с собой? Предметы живой природы.

-          Помогите дополнить столбик объектами живой природы. Дети называют, учитель записывает на доску. Игра проводится второй раз. Теперь называют предметы неживой природы.

Вывод: что мы брали с собой? Предметы неживой природы.

-          Помогите заполнить второй столбик объектами неживой природы. Учитель записывает, дети перечисляют.

3.      - А есть ещё какие-либо предметы, которые нельзя отнести к 1 и 2  столбикам? (Есть. Это предметы рукотворного мира.)

-          Назовите несколько предметов.

Всё, что мы могли записать в 1 и 2 столбики и всё, что не относится к ним  - это тела.

-          Что называют телами? (тела - это всё, что нас окружает)

-          Действительно, тело - это любой предмет, любое живое существо.

-          Приведите примеры тел (град, белка, карандаш, фиалка).

Предлагает потрогать тела на ощупь (стакан с водой, надутый воздушный шар, кубик).

-          Что хочется сказать? (Дети высказываются. Если им трудно, то учитель сам подводит к мысли, что тела бывают твёрдые, жидкие и газообразные.)

-          Приведите примеры твёрдых, жидки и газообразных тел.

Действительно, тела могут быть:

 

 

 
Твёрдыми.  Представьте, что в таких телах живут твёрдые "человечки". Они очень дружные, крепко держатся за руки. Их мы будем изображать схемой №1.

                                    - Приведите примеры таких тел (лёд, камень, стакан, стол).

 


Жидкими. В таких телах живут равнодушные "человечки". Они стоят рядом, руки опущены. Их мы будем изображать схемой №2.

-          Назовите такие тела (вода, молоко, рассол, сок).

 

 


 Газообразными. В этих телах "человечки" поссорились, не хотят быть вместе, разбегаются. Их изобразим схемой №3.

                                     Приводят примеры: воздух, газ.

             

 

 


 

 

4.      У детей на партах приготовлены схемы-карточки. Учитель просит показать модель сока, листа бумаги, сосульки, пара.

5.      К доске приглашаются несколько детей, которые будут "маленькими человечками". Они изображают (моделируют) тела, которые изображены на рисунках. Это молоко, лёд.

 

 

Физминутка

Проводится в игре "Догони мяч".

Цель игры: закреплять умения детей легко ориентироваться в твёрдых, жидких, газообразных веществах.

Ход игры: дети передают мяч друг другу, быстро называя предметы или вещества, состоящие из жидких, твёрдых, газообразных человечков, не повторяя их, а ведущий пытается догнать мяч. Если дети медлят, то мяч будет пойман и назначен новый ведущий.

 

6.      - А что происходит с "человечками", если твёрдое тело ломает, колется?

Дети моделируют это, перестраиваясь в мелкие группы. В случае затруднения продемонстрировать это на примере льда.

7.      Следующий этап - выполнение заданий в микрогруппах, где каждой группе называются различные тела, относящиеся к одной квалификационной группе. Например: молоко, вода, сок, компот, слёзы.

Дети одной микрогруппы рисуют схемы-модели к каждому телу.

Аналогично с твёрдыми и газообразными телами.

Дети подводятся к выводу, что различные тела одной квалификационной группы имеют одинаковые модели.

- Что вы узнали о телах? (Бывают твёрдыми, жидкими, газообразными. У разных тел одной группы могут быть одинаковые модели).

8.      - Окружающие нас тела состоят из веществ. Вещество - это то, из чего состоит тело. Тела могут состоять из одного вещества или нескольких. У каждого вещества свои частицы. Это и есть "маленькие человечки".  Они отличаются от других частиц других веществ. Между частицами есть промежутки. У твёрдых - маленькие, у жидких - большие, у газообразных - ещё больше. В любом теле частицы постоянно движутся.

Давайте проведём такой опыт.

Возьмём тело, образованное одним веществом - кусочек соли. Опустим его в стакан с водой, помешаем ложкой. Сначала соль хорошо видна, но постепенно становится невидимой. Попробуем жидкость на вкус. Она солёная. Значит, соль не исчезла, она осталась в стакане. Почему же мы не видим её? Потому что кусочек сам распался на мельчайшие частицы, из которых она состояла (растворилась). И эти частицы перемешались с частицами воды.

-          А теперь смоделируем этот опыт при помощи "маленьких человечков". Дети проделывают манипуляции.

-          Мы смешивали жидкое тело и твёрдое. А что произойдёт, если смешать два твёрдых тела?  (дети высказываются, учитель предлагает дома самостоятельно провести опыт, подталкивает детей к поисковой деятельности).

 

IV.              Закрепление

1.      Работа с учебником

Отвечают на задания и вопросы

-          Как называют учёные любой предмет?

-          Из чего состоят тела? А вещества?

-          Покажите схемы-модели доски, кофе, воздуха в шаре.

 

V.                 Домашнее задание

 

 

 

Воздух и его охрана

 

Цель: показать некоторые свойства воздуха, раскрыть значение воздуха в жизни человека, вызвать интерес к исследовательской деятельности, учить изображать  действия с воздухом, моделировать с помощью ММЧ.

 

Оборудование:

1. воздушные шары, весы;

2.      стаканы с соломинками и полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка;

3.       стаканы с водой для учителя;

4.      кусочки земли, кирпича, пенопласта.

 

 

Ход урока

 

I.                   Целевая установка

Мы познакомимся с некоторыми свойствами воздуха, выясним его значение на Земле.

 

II.                Проверка домашнего задания

1.      Индивидуальные задание или работа в парах.

·         На карточках изображены термометры с различными показаниями температуры. Дети должны записать на бумаге.

·         Определить с помощью термометра температуру воды в стаканах (вода во всех стаканах разная по t) и записать.

2.      Рассказать о том, какие виды термометров знаете.

3.      Рассказать об основных частях, из которых состоит термометр.

После рассказа ребята делают дополнения, если ответы были неполные, и задают дополнительные вопросы.

 

III.             Изучение нового

1.      При помощи термометра мы можем измерить температуру воздуха. А что такое воздух? И вообще есть ли он на нашей планете?

-          Знаете ли вы, как называется наша планета? (Земля)

-          А почему нашу планету называют голубой, когда смотришь на неё из космоса? (..?..?)

-          Наша планета окружена воздушной оболочкой, поэтому её называют голубой.

-          А почему я его не вижу, вижу только предметы: вот ручка, тетрадь, цветок. А воздух, какой он?

(он бесцветный и прозрачный, через него мы видим все предметы).

-          Можно ли поймать невидимку-воздух? (можно шарик надуть, помахать рукой)

-          Возьмите полиэтиленовый пакет, скрутите его. Каким он стал? Почему? (он стал выпуклым, его раздул воздух - он внутри пакета).

-          Интересно, в окружающих предметах есть воздух? Как это узнать? (Можно узнать. Опустить в воду игрушку. Когда купаешься в ванне и опускаешь игрушку в воду, вода начинает булькать, появляются пузырьки.)

Если дети затрудняются ответить, то учитель сам опускает в стакан с водой кусочек земли, пенопласта, кирпича.

Делают вывод: во всех предметах есть воздух.

-          Давайте проверим, есть ли воздух в пустой бутылке. Как? (Дети опускают в воду пустую бутылку, перевёрнутую вверх дном).

-          Почему вода не заполнила бутылку? Что вы видите?  (в бутылке воздух, он выходит из неё, появились пузырьки)

-          Что мы узнали о воздухе? (воздух окружает нас повсюду. Он прозрачный, невидимый, но его можно обнаружить с помощью опытов.)

2.      - А как с помощью маленьких человечков изобразить воздух? Какие это человечки? Покажите карточку-схему.

Дети показывают.

 

 

 

-          Давайте смоделируем МЧ воздуха. (Дети показывают у доски, они не держатся за руки, стремятся убежать друг от друга)

-          Где живут такие человечки в нашем классе? (В мяче, в резиновой игрушке, в пустом ведре, в лампочке, в шкафу, под стеклом, …)

-          Молодцы! Давайте поиграем с воздухом. Надуйте свои шарики.

-          Скажите, почему у Маши шарик большой, а у Кати маленький? (Маша сделала большой вдох, и шарик получился большой)

-          А как вы думаете, воздух имеет вес или нет? (Высказывают своё мнение)

-          А давайте проверим. Взвесим надутый шарик и спущенный.

Вывод: воздух имеет вес.

А что произойдёт с этими шариками, если мы их вынесем на улицу (на холод)? (Мозговой штурм) Выносят на холод. Наблюдают, что шарики стали мягкие, как бы сдутые.

-          От чего это произошло? Давайте смоделируем. (Дети объясняют, воздух охладился, сжался и стал занимать меньше места). Пока объяснялись, шарик снова принял прежнюю форму.

-          Что же произошло? Почему так?

Вывод: воздух при охлаждении сжимается, а при нагревании расширяется.

-          А что произойдёт, если шарик развязать? (воздух убежит из шарика)

Учитель подносит к детям шарик - воздушная струя бьёт в лицо. Моделируют ситуацию ММЧ.

-          Из каких человечков состоит шарик? (дружных)

-          Что происходит, когда в шарик попадают человечки воздуха? (шарик растягивается, увеличивается)

3.      А зачем нам нужен воздух? (?? дышим)

-          Попробуйте закрыть рот ладошкой и не дышать.

-          Что произойдёт? (можно задохнуться)

-          Для жизни нам нужен воздух. Человек может прожить без пищи 5 недель, а без воздуха 4 минуты. Мы дышим кислородом, который берём из воздуха, а выдыхаем углекислый газ. Возьмите трубочку, опустите в стакан с водой и подуйте. Что вы видите? (воздух, который мы выдохнули, виден в воде в виде пузырьков)

-          А кому ещё нужен кислород? (животным, птицам, насекомым)

-          Ребята, если все дышат кислородом, а выдыхают углекислый газ, почему кислород не кончается? (кислород нам дают растения)

-          Да, к счастью, углекислый газ нужен растениям. Деревья, трава ловят его, а возвращают кислород. Чем больше зелени вокруг, тем чище воздух.

4.      Ребята, я положила липкую ленту на шкафы, давайте через лупу посмотрим, что на ней есть. Что вы видите?  (пыль, соринки)

-          Откуда они взялись? (они были в воздухе)

-          Пыльный, грязный воздух - это хорошо? (нет, им трудно дышать и вредно: может голова заболеть, кашлять будешь)

-          Как же быть, воздух должен быть пыльным, т.к. пыль летит ото всюду, и не должен быть пыльным - таким воздухом трудно дышать? (не всегда: когда ветер в воздухе пыль поднимет - он становится грязным, а после дождя - чистым).

-          Как можно бороться с пыльным воздухом? (сажать деревья, машины поливают водой асфальт)

-          Как быть: заводы и машины должны выбрасывать отработанный газ, и не должны, чтобы не загрязнять воздух? (нужно на трубе ловушки поставить, чтобы вредные вещества не попадали в воздух)

-          Правильно, это дело взрослых. А мы с вами можем беречь деревья, следить за чистотой. 

IV.              Закрепление

1.      Учебник

2.      Отвечают на вопросы учебника

V.                 Домашнее задание

Читать, пересказывать.

VI.              Итог урока:

-          Какие свойства воздуха знаете?

-          Почему воздух становится загрязнённым?

-          Что нужно делать, чтобы заботиться о воздухе?

 

 

Вода. Свойства воды. Вода и жизнь.

 

Цель:  уточнить и расширить представления детей о воде, находящейся в жидком состоянии, её признаках и свойствах, распространении в природе.

 

Оборудование:

1.      Глобус;

2.      баночки с водой, набор мелких тонущих предметов (пуговицы, камешки);

3.      стакан с водой, стакан с молоком, лист белой бумаги;

4.      лавандовое масло (пихтовое или другое пахучее);

5.      песок, дерево, металл, соль, сахар, песок;

6.      стаканы с грязной, мутной, непрозрачной водой;

7.       сито, марля, песок, вата, активированный уголь.

 

 

Ход урока

I.                   Целевая установка

Сегодня мы поговорим о воде и её свойствах.

 

II.                Проверка домашнего задания.

Но сначала мы вспомним материал прошлого урока

1.      Задание микрогруппе

- Перечислить свойства воздуха. Смоделировать и объяснить, почему воздух при охлаждении сжимается.

2.      Рассказать о том, что нужно делать для охраны чистоты воздух.

 

III.             Изучение нового

1.      - Скажите, что я вам сегодня принесла? (глобус)

-          Что он нам напоминает? (Землю)

-          Давайте быстро-быстро раскрутим наш глобус и посмотрим, какого цвета на больше? (голубого)

-          Почему? (синей и голубой краской отмечены реки, моря, океаны, озёра)

-          Моря, океаны, реки занимают на нашей планете в 2 раза больше места, чем суша. А как вы считаете, нужно ли нам столько воды, а может, она нам вообще не нужна? (дети высказывают свои предположения)

Предлагаю провести опыт.

Цель: показать важное свойство воды - давать жизнь живому.

Ход. - Наблюдение за срезанными веточками тополя, поставленными в воду: они оживают, появляются корни.

-          Наблюдение за проращиванием одинаковых семян в двух блюдцах: в пустом и с влажной ватой.

-          Наблюдение за проращиванием луковицы в сухой банке и банке  водой. 

Вывод:  вода даёт жизнь живому.

2.      - Что такое вода? (это жидкость)

-          Смоделируйте, пожалуйста.

Познакомимся с её свойствами.

1)      Прозрачность.

Цель: подвести к обобщению "чистая вода - прозрачная", "грязная вода - непрозрачная".

Ход. Приготовить 2 баночки с водой, набор мелких тонущих предметов (пуговицы, камешки, металлические пластины). Выяснить, как усвоено понятие "прозрачный".

-          Есть ли в классе прозрачные предметы? (стекло в окне, стаканы)

-          Докажите, что вода в банке прозрачная. (опускают в банку мелкие предметы и они видны)

-          Будет ли вода в банке такой же прозрачной, если в неё опустить кусочек земли? (выслушиваются ответы детей, затем происходит демонстрация)

-          Какая стала вода? Почему? (Грязной, мутной. Предметы не видны.)

-          Всегда ли вода бывает прозрачной? (нет)

-          Почему она становится мутной?

-          Прозрачна ли вода в реке, озере, море, луже?

Вывод: чистая вода прозрачна, через неё видны предметы; мутная вода непрозрачна.

2)      Бесцветность.

Цель: показать бесцветность воды в сравнении с другими телами, имеющими цвет.

Ход. Спросить у детей, какого цвета вода.

Поставить стакан воды и стакан молока, за ними поместить лист белой бумаги. Когда лист бумаги уберётся, будет ясно, что вода бесцветна.

Вывод: чистая вода не имеет цвета, она бесцветна.

3)      Вода не имеет запаха.

Цель: показать, что вода не пахнет.

Ход. Чем пахнет вода?

Предложить понюхать простую кипячёную воду, воду с растворами сахара, соли. Затем  в один из стаканов налить пахучий раствор (лавандовое масло).

-          Чем теперь пахнет вода?

Вывод: вода не имеет вкуса, приобретает запах растворённого в ней вещества.

4)      Взаимодействие с другими веществами.

Цель: познакомить со способностью воды растворять некоторые вещества.

Ход. - Как будут взаимодействовать между собой вода и различные вещества (сахар, соль, краска, песок, дерево, металл)?

Учитель демонстрирует опыты, показывающие взаимодействие воды:

-          с песком (песок не растворяется)

-          с деревом (дерево плавает)

-          с металлом (металл опускается на дно)

-          с краской (краска полностью растворяется, окрашивая воду в свой цвет)

-          с сахаром (сахар полностью растворился)

-          с солью (соль также полностью растворяется)

 

-          Бесконечен процесс растворения соли и сахара, как долго можно добавлять эти вещества в воду. (выслушать ответы)

Учитель берёт стакан воды и помещает в него стакан соли.

-          Почему процесс не дошёл до конца? (количество воды было недостаточным)

Вывод: вода взаимодействует с различными веществами по-разному: одни растворяет (соль, сахар, краска), и не растворяет другие (песок, дерево, металл и др.); способность воды к растворению зависит от количества взятого вещества.

5)      Очистка воды.

Цель: познакомить со способами очистки загрязнённой воды с помощью фильтров.

Ход. Поставить рассмотреть стаканы с водой (вода мутная, грязная, непрозрачная)

-          Как её можно сделать чистой?

-          Предлагаю профильтровать воду через сито, песок, вату, марлю, активированный уголь.

-          Где получилась самая чистая вода, а где осталась мутной?

Вывод: качество очистки воды зависит  от материала, из которого изготовлен фильтр.

6)      Расширение и сжатие воды.

Цель: познакомить с тем, что вода расширяется при нагревании и сжимается при охлаждении.

Ход. Предложить детям колбу с трубкой, заполненную подкрашенной водой, опустить в горячую воду.

-          Что произошло? Почему? (моделируют у доски, объясняют)

Аналогично проводится опыт с сжатием воды. Колба помещается в ёмкость со льдом.

 

IV.              Закрепление

1.      - Почему вода - одно из самых главных богатств Земли?

-          О каких свойствах воды вы знаете?

-          Правильно, всем живым существам нужна вода, без неё не обойтись. Поиграем в игру "Хорошо - плохо". Вода - это хорошо. Почему? (Вода нужна для питья, чтобы умыться и вымыть руки, можно водой закаляться, играть с водой, готовить еду; мыть посуду, полы, игрушки, стирать одежду; поливать цветы, растения в огороде; в воде живут разные животные, возле воды обитают птицы)

Но вода - это плохо. Почему? (Если в жару напиться холодной воды - можно простудиться; горячей водой можно обжечься; если неаккуратно с ней обращаться и пролить ей на пол, можно поскользнуться и упасть; если часто поливать растения, они погибнут, потому что корни сгниют; если не уметь плавать, можно утонуть; бывает наводнение, тогда вода разрушает дома)

Вывод: вода необходима, и в то же время, бывает опасной и даже приносит вред.

 

V.                 Домашнее задание

 

 

Превращение воды

 

Цели:     уточнить свойства воды, льда, дать представления о том, как осуществляются переходы воды из твёрдого состояния в жидкое, из жидкого в твёрдое. Познакомить с законом сохранения.

 

Оборудование:

1.      две одинаковые ёмкости с водой и льдом;

2.      стекло, льдинка, игрушка;

3.      стаканы с тёплой водой у каждого ученика;

4.      карточки со схемами-моделями.

 

 

 

 


Ход урока

 

I.                   Целевая установка

 

II.                Проверка домашнего задания

 

 

III.             Изучение нового

1.      В двух одинаковых ёмкостях вода и лёд. Дети с закрытыми глазами пытаются отгадать.

-          Как догадались, что в первой ёмкости вода?

-          Какие свойства воды знаете?

-          Давайте смоделируем с помощью ММЧ воду (дети выходят к доске и показывают).

-          Правильно, человечки равнодушные.

-          Можно ли равнодушных человечков превратить снова в дружных, и кто нам в этом может помочь?

-          Конечно, мороз!

Проводится игра "Лужица и мороз".

Цель: показать переход воды из жидкого состояния в твёрдое.

Ход. Дети изображают равнодушных человечков воды (лужицы). Появляются бегущие человечки холодного воздуха. Равнодушные человечки объединяются друг с другом, пытаются согреться, но бегущие подходят всё ближе, и вскоре, все равнодушные превращаются в дружных. Получается лёд.

После того, как дети объяснили, учитель просит показать схемы-модели воды и льда.

 

 

 

 


Вывод: вода превращается в лёд при низких температурах.

2.      - Как догадались, что во второй ёмкости лёд?

-          Расскажите, какой он? (холодный, скользкий, гладкий, мокрый, прозрачный, хрупкий, твёрдый, колючий)

-          Вы говорите, что льдинки хрупкие, а я думаю, что это не так.

Пригласить 5 человек, они моделируют лёд. Учитель выступает в роли молоточка, пытается "разбить" детей на две группы. Получилось просто. Вновь приглашаются 10 человек, моделируют лёд. Учитель вновь пытается "разбить" детей на две группы. Не так просто. Не получается. Почему? Какой можно сделать вывод? (Чем больше воды, тем больше и крепче льдинка, и наоборот. Чем толще лёд, тем крепче)

3.      - А какого цвета ваши льдинки?

-          Сравните их с листом бумаги, стеной. Они одного цвета? (нет)

-          А чем-нибудь похожи стекло и льдинка?

-          Как про них можно сказать? Если дети затрудняются, то спрятать за них игрушку. (они прозрачные, через них видно предметы)

-          Всегда ли лёд бывает прозрачным? (принимаются все ответы детей)

Учитель предлагает смоделировать тонкую льдинку. Выходят 5 человек. Учитель обращается к детям, сидящим  за партами.

-          Видно ли сквозь "модель" льдинки другие предметы? (да)

Выходят 15 человек, моделируют толстую льдинку.

-          Так же хорошо видны предметы через ребят? (нет)

Вывод: чем толще лёд, тем меньше его прозрачность.

4.      А теперь бросьте свои льдинки в стакан с водой.

-          Что произошло?  (льдинки тают)

-          Почему? (моделируют)

Вывод: лёд тает от тёплого воздуха, идущего от любой системы.

5.      Почему уровень воды в ваших стаканах повысился? Моделируют, объясняют.

Вывод: лёд не исчезает, а превращается в воду, поэтому воды в стакане становится больше.

6.      Опыт "Таяние льда в воде"

Учитель бросал льдинку в стакан с водой вместе с детьми. Но его льдинка гораздо больше льдинок детей.

Цель: показать взаимосвязь количества и качества от размера.

-          Почему моя льдинка до сих пор не растаяла? Выслушать гипотезы детей.

-          А если бы я принесла одну большую льдинку, размером с холодильник, а другую -  с кулак.

-          Какая бы из них быстрее растаяла? Почему?

Вывод: чем больше льдинка, тем медленнее она тает, и наоборот.

-          В океане встречаются огромные льдинки-айсберги, но они всё равно не тонут, так как легче воды.

7.      Зачем нужен лёд? Что в нём хорошего? (методом МЧ дети ищут варианты ответов)

-          Лёд бывает на реках, озёрах, морях и помогает его образованию мороз. Лёд гладкий, по нему можно кататься, из него строятся ледяные горки, избушки и т.д.

-          Почему нельзя ходить на реку ранней осенью и поздней весной?

-          Что происходит с маленькими человечками льда при ярких солнечных лучах? (лёд тает, можно провалиться в воду)

-          Значит, лёд может быть и хорошим и плохим?

-          Давайте ещё раз вспомним, что в нём хорошего? Плохого?

-          Когда в одном и том же предмете есть и хорошие и плохие  качества - это называют противоречием.

          

IV.              Закрепление

1.     

?

 

На доске иллюстрации.



 


    1                             2                          3

 
 



Учитель просит подставить иллюстрации №1, №2, №3 вместо вопросов и объяснить свой выбор.

2.      А теперь хочу проверить, помните ли вы, что такое противоречие?

Делятся на две команды.

Игра "Хорошо - плохо" ("Маятник")

Лёд на реке - это хорошо …

Лёд на реке - это плохо …

 

V.                 Итог

 С чем познакомились? Что запомнили?

 

 

 

 

 

Жидкость становится газом. Круговорот воды в природе.

 

 

Цели: закрепить представление детей о трёх состояниях воды, в которых она встречается в природе (твёрдом, жидком, газообразном); уточнить знания о причинах перехода в другие состояния; подвести к пониманию круговорота воды в природе.

 

Оборудование:

1.      карточки-билетики со словами вода, лёд, пар;

2.      листочки и ручки у каждого ученика;

3.      плакат со съёмными стрелками (изображение в конспекте ниже).

 

 

Ход урока

 

I.                   Целевая установка

 

II.                Проверка домашнего задания

 

 

III.             Изучение нового

1.      Класс делится на 3 группы. В каждой группе выбирается старший. Он берёт билетик, на котором написано слово.

 

 

 

 


 

  Каждая группа составляет загадку по схеме:

Какой?                          Что такое?

                 , но не

Условие: отгадкой должно быть слово, которое написано на билетике у старшего. (Дети работают, придумывают загадки)

Один из группы зачитывает загадку, дети других групп отгадывают. Если отгадали правильно, то билетик с отгадкой прикрепляется к доске.

Учитель читает стихотворение А. Туктарова "Твёрдое - жидкое"

Коль зимою прыгнуть с вышки, то

Набьёшь, конечно, шишки.

Знать тверда была вода - ты ответишь без труда.

Ну, а если прыгнуть в воду в очень тёплую погоду -

Будешь мокрый ты до нитки - летом лёд бывает жидким

Вот такая чехарда: то здесь лёд, а то вода

Ты подумай и ответь: жидкость речка или твердь?

Зачерпнём воды из речки и поставим греть на печке -

Пар заполнит весь наш дом, и воды мы не найдём.

Вот такая чехарда: то здесь пар, а то вода.

Жидкость речка или газ? Ты ответь нам тот же час.

 

-          Речка - это жидкость, пар или газ? (выслушиваются ответы детей)

-          Нарисуйте человечков модели к каждому слову. Получается запись на доске.

 

 

 

 

 

вода

 

пар

 
 

 

 


 

 

 


-          Какие это человечки? (дети дают характеристику).

2.      Давайте поиграем в игру "Лужица и солнышко"

Цель: показать переход воды из жидкого состояния в газообразное.

Ход. Дети изображают равнодушных человечков воды (лужицы). Учитель берёт карточку с изображением солнца и подходит к детям. Дети начинают двигаться и выталкивать друг друга из лужицы. Один за другим они выпрыгивают, превращаясь в бегущих и поднимаются вверх.

 

-          Посмотрите, лужица совсем исчезла. А куда убежали бегущие человечки? (они улетели высоко в небо, а там они встретились и появилось облачко) (дети изображают облако)

-          А что случится с человечками пара в воздухе? (человечки воздуха холодные, пар превратится в воду, получится дождевая тучка)

-          Давайте смоделируем процесс "Дождевая тучка" (дети изображают человечков пара, подбегают холодные человечки воздуха; человечки воздуха превращаются в равнодушных человечков воды)

-          Ой, как много человечков воды в тучке! Бегущие человечки не могут их удержать! Что произойдёт? (капли падают на землю, идёт дождь).

-          Да, вода грянула  на землю в виде дождя.  А ещё в виде чего она может упасть на землю? (Может быть снегом, градом)

-          А как получаются в тучке снежинки? (мороз заморозит тучку, человечки пара замёрзнут и превратятся в снежинки)

Моделируется  процесс "Снеговая тучка"

Цель: помочь детям понять образование снеговой тучи, появление снега.

Ход. Дети изображают облачко (бегущих человечков пара). Эти человечки поднимаются высоко над землёй. Морозные человечки воздуха окружают человечков пара, сильно охлаждают их. Человечки пара замерзают и берутся за руки (кристаллизуются). Снежинки не удерживаются в воздухе и падают на землю.

А теперь зарисуем наши игры. Дети рисуют на листочках.

 

 

 


 

 

 

 

 


Обратите внимание, наши человечки вновь вернулись на землю, пройдя круг. Это и называется круговорот воды в природе.

 

 

IV.              Закрепление

1.      - Как это она (вода) крутится, вертится?

По какому это кругу?

На доске плакат со съёмными стрелками на магнитах. Дети подходят к плакату и объясняют.


 

 

 

 

 

 

 

-          Что же такое круговорот воды в природе?

 

V.                 Домашнее задание

Читать, пересказывать.

 

 

В заключении темы проводится игра "Хорошо - плохо" в варианте "Перевёртыши" - для каждого выявленного свойства называют противоположные оценочные  суждения.

 

Учитель начинает: воды на Земле много - это хорошо.

Дети продолжают.

 

 

 

   

   

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Серия уроков по теме "тела, вещества, частицы" (2 - 3 класс) окружающий мир"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Эксперт по оценке имущества

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В данной разработке предсавлена серия уроков по теме "Тела, вещества, частицы", которая поможет ознакомить детей с понятиями тело, вещества, частицы, свойствами воздуха, воды, круговоротом воды в природе в рамках любой программы, где изучаются данные темы (2 - 3 класс). Главным средством обучения являются методы ТРИЗ - технологии. В качестве основного метода использован метод ММЧ (моделирование маленькими человечками). Содержание работы может быть использовано учителями, педагогами дополнителдьного образования на внеурочной деятельности и родителями.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 651 097 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.05.2020 420
    • DOCX 517 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Исаченко(Рудольф) Любовь Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 92830
    • Всего материалов: 194

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Проективные методики в начальной школе в соответствии с ФГОС

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 58 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 450 человек

Курс повышения квалификации

Одаренные дети. Особенности развития и система сопровождения в системе школьного образования в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 130 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 531 человек

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 955 человек из 81 региона
  • Этот курс уже прошли 7 653 человека

Мини-курс

ЕГЭ по биологии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Мозг и психотерапия: влияние, методы и направления

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 58 человек из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 27 человек

Мини-курс

Национальная система учительского роста: путь к эффективности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе