Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыСерия уроков на тему "Что такое почва" (3 класс)

Серия уроков на тему "Что такое почва" (3 класс)

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

202.jpg ber1.jpg ber13.jpg ber4.jpg der29.jpg kuk3.jpg kuk5.jpg mor16.jpg Thumbs.db ОРТ Урок Что такое почва.doc Презентация Microsoft PowerPoint.ppt тест почва.ppt Фильм.wmv

Выбранный для просмотра документ ОРТ Урок Что такое почва.doc

Урок окружающего мира

Тема «Что такое почва» (3 часа)

3 класс

Учитель Орт Г. М.

 

Тема:  Что такое почва.

Цель урока: 1. Создание условий для экспериментальной  работы по   

                            углублению представлений учащихся  о почве как   верхнем

                            плодородном слое земли.

                       2.  Выявление  основных свойств почвы.

                       3.  Развитие мышления, наблюдательности, любознательности

                            учащихся.

Оборудование:  1. Презентация.

                               2. Прозрачные стаканы с водой, палочки, салфетки.

                               3. Спиртовка, штатив, лабораторное стекло.

                              4. Коллекция почв.

                              5. Мультимедийное оборудование.

Ход урока.

I.      Проверка домашнего задания.  Актуализация знаний. (Подготовка сообщений по вопросам):

Что происходит с твёрдыми телами при нагревании и охлаждении?

Почему из-за изменений температуры  происходит образование трещин в камнях?

Какую роль в разрушении камней играет вода?

Какую роль в разрушении камней играет ветер?

Почему растения могут ускорить разрушение камней?

Во что превращаются камни?

II.   Постановка проблемы. Отгадайте загадку:

Бьют меня ногами,

Режут грудь ножами,

Каждый хочет растоптать.

А я с подарками опять.

                           (Земля).

- Есть на свете чудесная кладовая. Положите в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь – вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горстка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, морковок. Сказка  это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы, должно быть, догадались, как она называется? (Фильм из презентации).

- Что же это за чудесная кладовая?   (Ответы детей).

- Правильно, земля. Но более точное значение этого слова вы узнаете, разгадав кроссворд. (слайды 3 – 7).

III. Работа над понятием «почва»

- Что же это за чудесная кладовая и почему её так назвали?  (Ответы детей)

- У слова «земля» несколько значений. Одно из них – «почва», верхний слой земли.  (слайд 8)

Сегодня объектом нашего изучения будет почва.  А что будет предметом изучения? Что нам важно узнать о почве?  (слайд 9)

1.     Изучение состава почвы.  (слайд 10)

Работа в группах.

Опыт № 1. Возьмите стакан с водой и почвой. Что вы видите?  (На поверхности воды плавают остатки листьев, иголок, мусор.  На дне стакана – осадок).

- Рассмотрите внимательно этот осадок. Что вы видите? Сделайте вывод. 

В почве есть песок и глина(Слова появляются на экране).

Опыт № 2. Возьмём стакан с водой и бросим туда комочек почвы.  Что вы увидели?

 (Из почвы выходят пузырьки воздуха).

- Какой вывод можем сделать?

В почве есть воздух.

Опыт № 3.  Возьмите столовую салфетку и насыпьте  на неё немного почвы. Прижмите её плотно к бумаге. Стряхните почву в стакан с водой.

_ Что вы увидели на бумаге?

(На бумаге осталось влажное пятно).

А сейчас нагреем немного почвы. Над почвой устанавливаю стекло.  Что вы на нём увидели?

(На стекле появились капельки воды)

- Какой вывод делаем?

В почве есть вода.

Опыт № 4. Продолжим нагревать почву. Что вы почувствовали и увидели?

(Над  почвой появился дым.  В классе распространяется запах сгоревшего).

В почве есть перегной.  (Перегной образуется из остатков растений или животных. Именно перегной  придаёт почве тёмный цвет. Плодородие почвы определяется количеством в ней перегноя).

Опыт № 5. Профильтруем воду, в которой находилась почва.  Несколько капель поместим на стекло.  Подержим стекло над огнём.  Вода… испарилась. Что осталось на стекле?

(На стекле остался белый налёт).

- Что это,  как вы думаете? (Ответы детей).

- Соли – это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются они благодаря перегною.  Какой вывод делаем?

В почве находятся соли, которые могут растворяться в воде.

Итак, подведём итог.  Каков состав почвы?  (слайд 10)

2.     Что растения получают из почвы?

Работа по учебнику, с. 39. Дети самостоятельно читают текст, заполняют схему в рабочей тетради.

Затем идёт обсуждение прочитанного.

- Почему почву называют «чудесной кладовой»?

- Что растения получают из почвы?  (слайд 11)

       3. Образование и разрушение почв.

- Замечательный русский учёный В. В. Докучаев говорил: «…почва дороже золота».

Почему он так говорил о почве? (Идёт дискуссия).

- Прочитайте пословицы и объясните их смысл.  (слайд 12)

- Один сантиметр почвы образуется в природе за 250 – 300 лет, двадцать сантиметров – за 5-6 тысяч лет. Вот почему нельзя допускать разрушения, уничтожения почвы.

А вот разрушаться по вине людей она может очень быстро. Там, где люди уничтожили растения, почву размывает вода, выдувает сильный ветер.  Этот процесс называется эрозией почвы. (Дети записывают слово в словарик).

- Чего ещё «боится» почва?  (ответы детей)

1. Дети читают текст учебника, стр. 39 – 40.

         4. Охрана почв

- Как же нужно охранять почву? Составляется список мер по охране почв.    (слайд 13)

1. Чтение текста в хрестоматии, стр.

2. Работа в группах. Подготовьте, используя хрестоматию, сообщение о мерах охраны почвы:

1 группа – снегозадержание

2 группа – полезащитные полосы

3 группа – посев многолетних трав

4 группа – вспашка поперёк склонов

IV. Итог урока.

- Что самое главное вы теперь знаете о почве?  (ответы детей).

В ходе дискуссии делаются выводы:

·        Почва – это верхний плодородный слой земли.

·        Главная часть почвы – это перегной.

·        Почва образуется очень медленно. Её необходимо охранять от разрушения.

Домашнее задание:

1.     В РТ нарисовать плакат «Береги почву!»

2.     Прочитать статью  «Рассказ агронома», стр. 41 – 42  (Федотова О. Н., Г. В. Трафимова.  Наш мир, часть 2, 3 класс).

На итоговом уроке проводится проверочная работа в виде теста. (Презентация «Тестовая работа по теме «Что такое почва»)

 

Список использованной литературы:

1.     Целоусова Т. Ю., Максимова Т. В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», 3 класс. Москва «ВАКО», 2005.

2.     Юдина И. Г. Природоведение. Нестандартные уроки и творческие задания. 1-4 класс. Волгоград, 2002.

 

 

                              

 

 

 

                     

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Серия уроков на тему "Что такое почва" (3 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Политолог

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Презентация Microsoft PowerPoint.ppt

Скачать материал "Серия уроков на тему "Что такое почва" (3 класс)"

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • ЧТО ТАКОЕ ПОЧВА.Орт Галина Михайловна,
учитель начальных классов
МАОУ лицей «...

    1 слайд

    ЧТО ТАКОЕ ПОЧВА.
    Орт Галина Михайловна,
    учитель начальных классов
    МАОУ лицей «Синтон
    г. Чайковский, 2013 г.

  • 2 слайд

  • Вещество, которое получается от 
разрушения камнейП    Е     С      О     К

    3 слайд

    Вещество, которое получается от
    разрушения камней
    П Е С О К

  • Часть растения, которая находится в 
землеК     О      Р     Е      Н     Ь

    4 слайд

    Часть растения, которая находится в
    земле
    К О Р Е Н Ь

  • Из неё появляется лист или цветокП    О     Ч      К      А

    5 слайд

    Из неё появляется лист или цветок
    П О Ч К А

  • Это ВЕЩЕСТВО необходимо 
для каждого 
растенияВ    О      Д      А

    6 слайд

    Это ВЕЩЕСТВО необходимо
    для каждого
    растения
    В О Д А

  • Животное, которое имеет 8 ногП      А      У       К

    7 слайд

    Животное, которое имеет 8 ног
    П А У К

  • 8 слайд

  • ПОЧВАСостав
почвыСвойства
почвы
Связь растений,
Животных и почвы
Образова...

    9 слайд







    ПОЧВА
    Состав
    почвы
    Свойства
    почвы

    Связь растений,
    Животных и почвы

    Образование и
    Разрушение почвы

    Охрана почв

  • СОСТАВ ПОЧВЫПЕСОКГЛИНАВОЗДУХВОДАПЕРЕГНОЙМИНЕРАЛЬНЫЕ СОЛИ

    10 слайд

    СОСТАВ ПОЧВЫ
    ПЕСОК
    ГЛИНА
    ВОЗДУХ
    ВОДА
    ПЕРЕГНОЙ
    МИНЕРАЛЬНЫЕ СОЛИ

  • кислородперегнойсоливодаРастворённые в
Воде соли

    11 слайд

    кислород
    перегной
    соли
    вода
    Растворённые в
    Воде соли

  • ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗРУШЕНИЕ ПОЧВ•ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗРУШЕНИЕ ПОЧВЗЕМЕЛЬКА ЧЁРНАЯ, А...

    12 слайд

    ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗРУШЕНИЕ ПОЧВ•
    ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗРУШЕНИЕ ПОЧВ
    ЗЕМЕЛЬКА ЧЁРНАЯ, А ХЛЕБЕЦ БЕЛЫЙ РОДИТ
    ?
    КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ ПОСЛОВИЦУ?
    ?
    КАК «ЗЕМЕЛЬКА» НАЗЫВАЕТСЯ ПО-НАУЧНОМУ?
    КТО ЗЕМЛЮ ЛЕЛЕЕТ, ТОГО И ЗЕМЛЯ ЛЕЛЕЕТ.
    ?
    ЧТО РАСТЕНИЯ ПОЛУЧАЮТ ИЗ ПОЧВЫ?

  • ОХРАНА ПОЧВСНЕГОЗАДЕРЖАНИЕПОЛЕЗАЩИТНЫЕ ПОЛОСЫПОСЕВ МНОГОЛЕТНИХ ТРАВВСПАШКА ПО...

    13 слайд

    ОХРАНА ПОЧВ
    СНЕГОЗАДЕРЖАНИЕ
    ПОЛЕЗАЩИТНЫЕ ПОЛОСЫ
    ПОСЕВ МНОГОЛЕТНИХ ТРАВ
    ВСПАШКА ПОПЕРЁК СКЛОНОВ

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ тест почва.ppt

Скачать материал "Серия уроков на тему "Что такое почва" (3 класс)"

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • ТЕСТОВАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ"Что такое почва"Орт Галина Михайловна,
учитель началь...

    1 слайд

    ТЕСТОВАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ
    "Что такое почва"
    Орт Галина Михайловна,
    учитель начальных классов
    МАОУ лицей «Синтон
    г. Чайковский, 2013 г.

  • В скалах и камнях образуются трещины по причине 

А) нагревания скал, камней...

    2 слайд

    В скалах и камнях образуются трещины по причине

    А) нагревания скал, камней в тёплые солнечные дни

    Б) остывания скал, камней по ночам

    В) неравномерного расширения и сжатия скал, камней

  • Какие представители живой природы ускоряют разрушение скал? 

А) животные...

    3 слайд

    Какие представители живой природы ускоряют разрушение скал?

    А) животные

    Б) грибы и микробы

    В) растения

  • Что образуется при разрушении скал, камней?
 
А) песок и глина   

Б) мрамор...

    4 слайд



    Что образуется при разрушении скал, камней?

    А) песок и глина

    Б) мрамор и гранит

    В) вода и газ

  • К какой природе можно отнести почву? 

А) к живой природе    

Б) к неживой...

    5 слайд



    К какой природе можно отнести почву?

    А) к живой природе

    Б) к неживой природе

    В) неживая и живая природа в почве соединяются

  • Из чего состоит почва? 

А) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей,...

    6 слайд

    Из чего состоит почва?

    А) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, а также микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве

    Б) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей

    В) из микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве

  • Что растения получают из почвы? 

А) перегной, песок, глину 

Б) воздух, воду...

    7 слайд

    Что растения получают из почвы?

    А) перегной, песок, глину

    Б) воздух, воду, соли

    В) остатки растений и животных

  • Что влияет на плодородие почвы? 

А) наличие в почве перегноя 

Б) наличие в...

    8 слайд



    Что влияет на плодородие почвы?

    А) наличие в почве перегноя

    Б) наличие в почве воды

    В) наличие в почве песка и глины

  • Какие живые существа обитают в почве? 

А) муравьи, мухи, тараканы
 
Б) бабоч...

    9 слайд

    Какие живые существа обитают в почве?

    А) муравьи, мухи, тараканы

    Б) бабочки, жуки, мыши

    В) дождевые черви, кроты, медведки

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

1.    Тема «Что такое почва» в курсе «Окружающий мир»  для учащихся начальной школы – одна из трудных для понимания. Разработанные материалы  содержат    серию уроков по изучению почвы, презентацию, которая служит хорошим наглядным пособием, а также тестовую работу в электронном виде. Данные материалы  систематизируют разделы темы, помогают последовательно формировать    коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные действия  учащихся: поиск и выделение необходимой информации, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действий, анализ объектов с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей, планирование учебного сотрудничества,  инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Методическая разработка повышает качество образовательного процесса, способствует мотивации учащихся, развивает      информационно – коммуникационную культуру учащихся. Она представит интерес для  учителей,  сэкономит время педагогов при подготовке к уроку.

 

В методической разработке представлены материалы разных категорий:

  - презентация;

  - фильм;

  - методическая разработка серии уроков;

  - тест

    Использование презентации, последовательность слайдов указана в конспекте урока.

    На итоговом уроке проводится тестовая работа.

 

 

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 752 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 891
    • RAR 4.3 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Орт Галина Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Орт Галина Михайловна
    Орт Галина Михайловна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 5247
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация краеведческой деятельности детей в учебно-воспитательном процессе начальной школы

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 248 человек

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии управления профессионально-педагогической деятельностью учителей начальной и средней школы в условиях реализации ФГОС

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 84 человека

Курс повышения квалификации

Внедрение Федеральной образовательной программы начального общего образования

36/72/108 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 286 человек из 55 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 102 человека

Мини-курс

Маркетинг и продажи: стратегии и инструменты для успешного бизнеса

7 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы финансовой отчетности

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Искусство в контексте современности

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе