Семья, школа и духовна-нравственное
состояние
общественной жизни-приоритеты для нашего общества.
Л. Л. Дорохина, И. В. Рощупкина
Проблема
духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения сегодня является
главной для России. Эта проблема является центральной во все времена для всех
государств и народов, потому что от ее решения зависит их будущее —
благополучие и процветание или «мерзость запустения». Самая большая опасность,
подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене
политической системы, а в разрушении личности. Нынне материальные ценности
доминируют над духовными, поэтому у подрастающего поколения искажены
представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости,
гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван
общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает
эмоциональная волевая и духовная незрелость.
Одна из
проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не
соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности
брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои
проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей,и с теми, кто
смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Предпринятые на сегодняшний
день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым
слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто
неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных
норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому
необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны
сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные
предками , и что именно родители ответственны за воспитание детей. И менно
семья должна осознать, что духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка
являются основным средством духовно-нравственного воспитания, а основной формой-
служение добру, служение людям, что только в семье закладываются буквально все
основы,все, на что человек опирался в своей последующей жизни.
Вопросы
духовно-нравственного воспитание детей является одной из ключевых проблем,
стоящих перед каждый родителей, школой, обществом и государством в целом.
В
настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно
актуально обращение к опыту православной педагогики, так как общество и
государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих
духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Следует помнить, что
духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало
ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений
человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и
формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию,
интеллектуальный потенциал,эмоциональное состояние и общее физическое и
психическое развитие. В настоящее время православная педагогика должна
направлять воспитание на конкретную личность, которая должна быть ответственной
не только за свою жизнь, но и за сохранение и развитие исторических и
культурных традиций своего народа. Православная педагогика должна обогатить
педагогику светскую цельностью миропонимания, опытом нравственного уклада
жизни, развития гармоничной личности.
Методологической
основой духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в России должны стать
традиции православной культуры и педагогики, представленные в различных
аспектах: культурно-историческом ( на основе примеров отечественной истории и
культуры); нравственно-этическом (в контексте нравственного
православно-христианского учения о человеке, цели его жизни и смысле отношений
с другими людьми, Богом, миром); этнокультурном (на основе национальных
православных традиций русского народа).
Духовно-нравственное
воспитание на современном этапе развития общества обрело особый статус: оно
вошло в число приоритетный направлений современной педагогики. Воспитание
нравственного сознания и поведения (В.В. Сериков), онтологический подход в
воспитании (Н.М. Борытко), формирование духовных потребностей у
старшеклассников на уроках литературы (И. А. Макарова) — все это многочисленные
векторы решения проблемы духовно-нравственного воспитания.
Довольно
часто в последнее время нам приходится слышать о духовно-нравственном
воспитании. О необходимости этого высказываются уже не только церковь. Осознав
необходимость воспитания детей в духовных традициях, высказался В.В. Путин:
«Трудно не согласиться с тем, кто утверждает, что без христианства,
православной веры, без возникшей на их базе культуры вряд ли состоялась бы
Россия. Поэтому важно вернуться к этим первоисточникам, когда мы вновь обретаем
себя, ищем нравственные основы жизни». Патриарх Московский и всея Руси Алексей
II, который уже неоднократно высказывался на эту тему и постоянно подчеркивает
значимость духовно-нравственного воспитания среди детей, сказал: «Полагаю, что
весьма обоснованно связывать тему диалога религий с религиозным образованием.
Именно преодоление религиозного невежества, воспитание уважения к традиционным
вероучениям и культурам даст основу для прочного мира в XXI веке. Семья, школа
и духовно-нравственное состояние общественной жизни- это очевидные приоритеты
для нашего общества, поле для активного сотрудничества религиозных организаций
и Совета Европы».
Духовно-нравственно
воспитать ребенка — значит заложить в нем основу духовной жизни, сформировать
характер и довести его до верного самоопределения в жизни и способности
самовоспитания, самообразования и совершенствования.
Материалы
V Международных Бакушинских педагогических чтений
«
Непрерывное художественно-эстетическое образование в условиях
перехода
на ФГОС нового поколения: проблемы и перспективы»
Белгород
2012
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.