Реализация концепции «Наша новая школа»: научно-методическое
обеспечение, опыт и перспективы.
СЕМЬЯ
И ШКОЛА – ПАРТНЕРЫ В ВОСПИТАНИИ.
Легович
Маргарита Владимировна
Аспирант
кафедры педагогики и психологии Академии повышения квалификации и
профессиональной переподготовки работников образования г.Москва
МБОУ
Нижнесортымская СОШ методист по науке с.п.Нижнесортымский Сургутский район РФ
В
статье представлена система работы классного руководителя по организации
педагогического взаимодействия семьи и общеобразовательного учреждения.
Под воспитанием мы
понимаем целенаправленное, специально организованное, осуществляемое социально
подготовленными людьми, воздействие на личность ребенка с целью ее развития.
Воспитание детей будет более успешным, если сотрудничество семьи и школы станет
специально организованным (педагогическим) процессом.
В настоящее время отмечается отсутствие доверительных
отношений, сотрудничества, партнерства между родителями и учителями,
отчужденность учащихся от своих учителей, уклонение родителей от своих
воспитательных функций. Закономерно возникает вопрос об интеграции усилий школы
и семьи, об активизации совместной деятельности в процессе воспитания
школьников, о качестве взаимодействия двух важнейших институтов воспитания и
социализации ребенка.
Работа с родителями, как правило, ведется в двух
направлениях: повышение педагогической культуры родителей через организацию
лектория и привлечение родителей (родительский комитет) к участию в делах
школы и класса для повышения уровня учебно-воспитательной работы со всем
классом.
В
последнее десятилетие в российской системе образования усилиями учёных и
практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребёнку в учебно-воспитательном
процессе психолого-педагогическое сопровождение.(личностно- ориентированный подход)
Разрабатываются вариативные модели сопровождения, формируется его
инфраструктура, призванные обеспечить высокое качество российского образования,
которое не сводится только к обученности учащихся, т.е. количественной характеристике,
но также связывается с понятием «качество жизни», которое напрямую зависит от
степени налаженности отношений в парадигме «семья-ребёнок-школа».[2,с.76]
Необходимость
включения родителей в программу воспитания детей всегда осознавалась
философами и педагогами (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци и др.).
Несмотря на утрату существенных ценностных ориентиров, сегодня ведущая роль в
становлении будущей личности по-прежнему принадлежит институту семьи.
В современной
научной литературе повышение педагогической культуры родителей определяется
как деятельность, необходимым результатом которой является формирование так
называемой «родительской позиции» (термин А. Адлера), представляющей собой
«совокупность взглядов и убеждений родителей относительно цели, задач и средств
воспитания детей, а также осознание ими своей роли в становлении личности
ребёнка».
Таким
образом, повышение педагогической культуры родителей в аспекте рассматриваемой
проблемы сводится к их систематическому и системному обучению, организуемому
образовательным учреждением. Результатом такого обучения является осознание
важности своей роли в процессе воспитания ребёнка, изменение условий данной
деятельности в сторону качественных изменений.
На практике
это условие реализуется в построении
личностно-ориентированного подхода взаимодействия
школы и семьи, то есть таком конструировании педагогических мер и
процедур по отношению к семье учащегося со стороны учителя, которое давало бы
учебному и воспитательному процессу максимальное качество обучения и
положительные изменения в личностной сфере ребёнка. Системный и личностно-
ориентированный подход к решению данной проблемы открывает новые
возможности для комплексного решения образовательных и воспитательных задач. Обеспечивая
благоприятные условия для гармоничного развития личности учащегося,
максимально нивелируя негативные факторы, влияющие на неустойчивую психику
ребёнка (конфликты в семье, негативное воздействие социума и т.д.), оптимально
используя при этом воспитательные ресурсы образовательного учреждения.[5,c.108]
Вышесказанное
из необходимости построения эффективной педагогической технологии
взаимодействия школы и родителей учащихся очерчивает круг проблем, связанных с
её решением, а именно поиском результативных форм и методов, которые позволят
педагогу (в первую очередь классному руководителю) грамотно выстроить систему
мероприятий по вовлечению семьи в учебно-воспитательный процесс.
Во-первых, это
системность как ведущий принцип, проходящий через всю работу
педагога с семьёй. Несмотря на достаточную разработанность категории, система в современной
отечественной философской науке (труды И.В. Блауберга, В.П. Кузьмина, В.Н. Садовского,
В.П.Симонова, Э.Г. Юдина), системный подход при решении проблемы взаимодействия
школы и семьи повсеместно не применялся. Но только в системе, а именно в
единстве всех составляющих его компонентов, может быть осуществлён грамотный
анализ взаимодействия школы и семьи как важнейших структурных компонентов
педагогической системы, и предложены оптимальные пути влияния на познавательную
и личностную сферу детей как результат этого взаимодействия. Работа педагога с
семьёй специально организуется и ведётся по всем направлениям воспитательной
деятельности по определённому графику, согласованному с педагогическим
коллективом, учениками, родителями. Также со стороны руководителей взаимодействием
необходимо обеспечение организованности и управляемости всего технологического
процесса.[2.c 78]
Система
мероприятий по взаимодействию школы и семьи включает три основных направления
оценки - это:
качество
потенциала взаимодействия, эффективность процесса взаимодействия, предполагающие
готовность всех участников к конструктивному сотрудничеству
(личностно-профессиональную готовность педагогов к работе с семьёй,
заинтересованность и мотивированность родителей, совершенствование системы
управления школой);
качество
результата взаимодействия, т.е. характер изменений личностной сферы ребёнка как
субъекта педагогического процесса, повышение педагогической культуры родителей
учащихся;
профессиональной
компетентности педагогов.
Во-вторых, личностно-ориентированная парадигма
современного образовательного процесса диктует индивидуальный подход к каждому его
участнику. Педагог выбирает индивидуальную тактику общения с каждым ребёнком,
родителем. Только таким образом в школе будут созданы благоприятные условия для
учащихся и семьи.
Третьим важнейшим принципом организации
технологического процесса является
прогностичность - составление прогноза развития ребёнка, с
учетом участия его родителей. И в результате этот прогноз может осуществиться,
и тогда технология будет признана эффективной, или не осуществиться, в этом
случае необходим подробный педагогический анализ недостатков данной технологии с целью их избежания
в будущем.
Принцип
координации применительно к технологии взаимодействия школы и
семьи предполагает чёткое определение границ и рамок, в области которых
строится технология, а также условий, регулирующих эту деятельность (действия
руководства образовательною учреждения по поддержке педагога-организатора,
поощрение детей, вовлечение родителей и т.д.).
Любая технология строится как алгоритм,
представляющий собой
совокупность действий, последовательно выполняя которые, исполнитель добивается
намеченного результата.
Принцип
иерархичности - технологический процесс при анализе может быть
разложим на составляющие его уровни, адекватные организационным уровням
социально-педагогической деятельности.
Каждый
из уровней решает микрозадачи в рамках сверхзадачи всей технологии.
Применительно к технологии взаимодействия школы и семьи сверхзадачей продуктивного взаимодействия
является качественное изменение в сознании ребёнка, достигаемое количественными
мерами, объединяющими усилия школы и семьи. Микро задачи каждого из уровней технологии
взаимодействия школы и семьи достигаются
за счёт:
1.
Анализа противоречий,
возникающих между теоретической и практической составляющими процесса взаимодействия
школы и семьи.
2.
Выделения педагогических
условий, обеспечивающих готовность обеих сторон взаимодействия к процессу.
3.
Обоснование значимости
системного характера организации взаимодействия школы и семьи, с учётом построения
системы управления качеством этого процесса.
4. Разработки комплекса форм и методов
сотрудничества институтов семьи и школы, который в конечном итоге, приведёт к
разрешению имеющихся противоречий.
И, наконец,
последний, не менее важный принцип построения технологии - взаимодоверие и
взаимоуважение всех субъектов взаимодействия. На этом основывается успешность
любой совместной деятельности. Взаимоотношения родителей и педагогов должны
носить не характер поучений или морали, а находиться под знаком совместного
поиска оптимальных решений поставленной проблемы.
Все эти принципы
поэтапно реализуются при системном подходе к конструированию взаимодействия
семьи и школы. Подобный подход позволяет на практике выделить в данном процессе
структурно-содержательные уровни, а также подуровни, составляющие систему
интегрального образовательного процесса, и для каждого этапа определить условия
и факторы, влияющие на их реализацию.[3,c.84]
Эффективное
построение технологии основывается на триаде её составляющих структурных
блоков, выделенных современными исследователями. Как нам кажется, работу
педагогов следует строить на реализации трех блоков.
I.Информативный блок - носит характер педагогического просвещения
родителей, формирование у них основ педагогического мышления, реализуемое
посредством специально организуемых систематических мероприятий, цель которых
- объединить усилия родителей и педагогов по воспитанию детей. Данный синтез
родительских и педагогических сил даёт качественный результат, когда идёт по
трём основным направлениям:
1. Работа с семьёй ученика
2.
Работа с самим учащимся
3.
Работа с педагогическим
коллективом
Внутри каждого направления логично выделить наиболее
рациональные формы и методы, позволяющие гармонично включить семью в
учебно-воспитательную деятельность школы.
II. Аналитический
блок технологии
взаимодействия школы и семьи в рамках работы педагогического коллектива с
детьми выступает связующим звеном между теоретическими знаниями, полученными в
процессе педагогического просвещения семьи учащихся и коллектива учителей, и
непосредственно процессом включения семьи в учебно-воспитательный процесс.
Приступая ко второму этапу данной технологии, необходимо иметь данные о
личностном состоянии ребёнка для их подробного психолого-педагогического
анализа. Аналитический этап позволяет провести диагностическую работу об уровне
сформированности навыков межличностной коммуникации и других особенностей
семьи и школы, обеспечивающих их эффективное взаимодействие. Наиболее важными
для получения диагностических данных периодами считаются так называемые
«кризисные» периоды обучения. В среднем звене это пятый класс, куда дети
приходят после трёх- четырёх лет начальной школы. Неизбежно возникают проблемы
адаптации учащегося к новой системе работы, которые возможно решить только
совместными усилиями.
III. Третьим
блоком технологии взаимодействия школы
и семьи является
инструментальный блок, получивший своё название по формируемым в
ходе его организации чертам и личности - психологи называют их
инструментальными (Коломинский Я.Л., Кон И.С., Люблинская А.А.). Реализация
основных функций этого блока осуществляется за счёт привлечения к процессу
взаимодействия воспитательных и формирующих резервов учебно-воспитательного
процесса. Это со своей стороны позволит сделать семью полноправным участником
педагогического процесса с учётом сё воспитательных традиций, личностных
особенностей каждого из членов семьи. Помощь в создании ребёнку комфортных
условий для обучения на данном этапе технологии заключается в правильно сформулированной
родительской позиции: если в кризисный период родители направляют все свои
силы на поддержку и помощь ребёнку, тем самым они обеспечивают условия для
оптимальной его адаптации в дальнейшем обучении, воспитании и развитии. [1,c.56]
Чтобы воспитать у выпускника
развития потребности и способности личности к самопознанию, самоактуализации,
самореализации, само развитие и самосовершенствование –залог успеха выпускника
школы. Именно классный руководитель совместно с родителями могут и должны учить
детей эффективной коммуникации, успешной деятельности, навыкам целеполагания и
самоорганизации. За период работы педагог может выпустить не более 5 выпусков
(это старшее звено 5-11) и 8 выпусков(1-4классов) За время моей работы 4
выпускных класса как классного руководителя. Вот уже второй выпуск (а в этом
году они в 11 классе ) мы начинаю работать заранее т.е со 2 класса как с
подшефным классом при этом помогает более раньше узнать детей и родителей ,а в
тоже время у учащихся шефского класса формируются организаторские, заботу о младших
и другие качества.
И родители приводя ребенка в 5
класс будут спокойны –зная при этом кто будет классным руководителем и вести
математику. В пятом классе мы начинаем планирования с того каким хотят видеть
родители своего ребенка в 11 классе исходя из желания родителей и детей мы
совместно составляем перспективное развитее на 7 лет, за тем разбивая на блоки
5-6 класс( по возрастным особенностям)7-8 классы, 9-10классы, и 11 класс.
Конкретно ,что мы хотим видеть в
детях, какие качества на данный период должны быть выработаны за период 5-6
класс и конечно учитывая что нам рекомендует школа ,район государство. Это
делает не отдельная группа детей и не спускается свыше, и не рекомендуется
родительским комитетом, а это класс разбивается на группы (которые состоят из
родителей и детей) и создаются проекты плана работы и происходит защита данных
проектов. Родители и дети с удовольствием принимают участие, планируя при этом
совместное проведение мероприятий. При таком планирование родители не самоустраняются
и не обсуждают школу и не становятся наблюдателями ,а являются активным
участником ,и болеют не только за своего личного ребенка, а за коллектив в
целом и за школу в общем. Рассматривая таким образом планирование происходит
саморазвитие самих родителей , накопление и обмен опытом. Дети в 5-6 классах
очень хотят общаться с родителями, но в данный период родители считают, что
ребенок вырос и стал самостоятельный и самоустраняются от какой-то совместной
деятельности, забывая о том, что именно сейчас они необходимы для развития
дальнейших навыков. А к 7-8 классу после подхода самоустранения начинаются
проблемы переходного периода, но когда в 5-6 классах дети проводили много
мероприятий и родители активно принимали участие в творчестве класса, школы. Автоматически
родители остаются с детьми они больше им доверяют, советуются и видят в них
соратника, не стесняются своих родителей. [4,c.41]
В 9-10класс помогают подготовится к
экзаменам и переходят на новый виток взаимоотношений родители воспринимаю уже
детей как взрослых и равных при этом обучая своих повзрослевших детей.
11 класс- это итоговый класс где
подводятся итоги ,где видна должна быть самостоятельность желание
самосовершенствоваться и мы видим плоды своего нашего труда.
Сами разработки мероприятий можно
рассмотреть на сайте «1сентября», в настоящее время очень много литературы, где
можно найти любой материал, в школах работают психологи, которые всегда
приходят на помощь.
Какие яркие мероприятия можно
вспомнит, которые были организованы совместно с родителями. С последним
выпуском были организованы и проведены.
Создан
хор родителей и детей « Вдохновенье» мы выступали на мероприятиях школьных
поселковых и районных(5-6-7класс) СПЕКТР
Создана
вокальная группа «Ассорти»(8-11 класс)
Диспут «
Дети глазами родителей родители глазами детей»
КВН между
родителями и детьми (затем была создана команда КВН KREZZI-klas)
Организован
праздничный вечер «И в шутку и всерьез»
Осуждения
прочитанных книг «Дети капитана Гранта», «Фобас»
Участвовали
в конкурсе самая читающая семья поселка
Проводили
забытую военно-спортивную игру «Зарница»
Туристические
походы «Изучаем свой край»
Создаем
своими руками «Мы таланты»
Сотрудничество
с социальным центром «Акция Милосердия»
Встреча с
местными поэтами и писателями Разетдинов Р.Г, СоловейчикА.С. (главный редактор
местной газеты «Вестник») и др.
Систематически
проводили акцию «Посылка солдату»
Принимаем
активное участие в научно исследовательской работе ,где организованы группы
детей по подготовленности ,где старшие помогают младшим ,прослушивают,
редактируют, помогают в оформлении. Затем ребята выступают перед своими
родителями, которых считают истинными критиками, родители зададут самые
каверзные вопросы и в тоже время дадут самый нужный совет и помогут в
дальнейшем. После такой рецензии и помощи ребята с удовольствием и без боязни
выступают на районных и окружных, всероссийских конференциях, где занимают
поощрительные и призовые места.
Про
конкурсы можно сказать отдельно:
-Всероссийский конкурс «Познание и творчество»
-
Всероссийский конкурс «ЮНОСТЬ.НАУКА.КУЛЬТУРА»
- Районный
конкурс «Мой родной край»
-
Всероссийский конкурс «Шаг в будущее»
-
Всероссийский конкурс «Портфолио»
- Районный конкурс
«Самый лучший ученический коллектив»
Можно продолжать до бесконечности
перечислять мероприятие, где мы принимаем участие и как их организуем. В чем
плюс нашей работы, не все ложится на плечи классного руководителя, а работа
распределяется по всему коллективу как ученическому, так и родительскому.
Конечно, ты являешься основным куратором событий, но это не сложно. И когда
наблюдаешь за полученным результатом, становится приятно и гордо как
родителям, так и нам педагогам и не стыдно за свой проделанный труд. Выпускник
выходит приспособленный к жизни и старается проводить активный образ, активную
позицию. Таким
образом, понимание педагогической общественностью значимой роли семьи в
процессе воспитания и развития личности ребенка позволяет совершенствовать этот
процесс путем содействия в решении воспитательных образовательных проблем,
направленного на становление гуманистических взаимоотношений родителей и детей.
Литература:
1.Асмолов А.Г., Бурменская
Г.В., Володарская И.А., и др.Формирование универсальных учебных действий в
основной школе : от действия у мысли.- М.: «Просвещение», 2011.-160с.
Ключевые
слова:
партнерство между
родителями и учителями, институт семьи, составления прогноза развития ребёнка, технология взаимодействия школы и семьи, родительская позиция.
FAMILY AND SCHOOL - PARTNERS IN EDUCATION.
M.V.Legovich
In article the system of work of school on
the organisation of pedagogical interaction of a family and educational
institution is presented.
Keywords:
Partnership
between parents and teachers, institute of a family, drawing up of the forecast
of development of the child, technology of interaction of school and a family,
a parental position
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.