Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыСемиотический анализ текста романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Семиотический анализ текста романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Скачать материал

Из материалов  региональной  научно-практической конференции «Язык. Культура. Духовность»

 

Семиотические аспекты  текстообразования

 

Ровенских М.А.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Лицей №3»

 

  Язык  – система знаков, служащая средством общения, мышления и выражения. Возможность различных знаковых систем служить орудием познания актуализируется в высказываниях. Ученые, сталкиваясь с системой обозначений, пытаются выявить роль языковых знаков в познании. На этой почве возникла новая область в науке о языке – семиотика. Семиотика – это 1) дисциплина, изучающая общее в строении и функционировании различных знаковых систем; 2) система того или иного объекта, рассматриваемая с точки зрения семиотики. Условно любую знаковую систему можно представить как текст. Знак – образ  в  искусстве, во- первых, автономен, он удовлетворяет  эстетическую  функцию; во-вторых, неоднозначен, связан  с  субъект-языком автора, который отличается  от  субъект-языка  зрителя  или читателя. Разница между  этими  языками  не становится препятствием к общению  с  произведением искусства, а наоборот,  служит  порождением новых смыслов. Язык автора и язык  зрителя – это два  языковых  пространства. Ю.М.Лотман, характеризуя ситуацию  общения, взаимодействия, дает  следующую  картину: «…Допускается  определенное  пересечение  языковых  пространств автора  и  зрителя и одновременно  пересечение  двух противоположных  тенденций: стремления  к облегчению  понимания, которая  будет стремиться  расширить  область  пересечения, и стремления  к  увеличению  ценности  сообщения, что связано  с  тенденцией  увеличить  различие  между  двумя  субъект-языками» [2.29].

Текст в семиотике – осмысленная последовательность любых знаков, любая форма коммуникации, в том числе обряд, танец, ритуал. Таким образом  текст  становится  важнейшей формой  отражения  культуры. Обычный текст   - принадлежность  первичной моделирующей системы. Художественный текст (литературный, живописный, музыкальный и т.д.)  – вторичная  моделирующая система,  которая отражает то, что сложилось в сознании художника,  произведение его  творческого акта, в нем художник как бы создает свою модель реальности. Ю.М.Лотман рассматривает язык искусства в целом как художественный код, который подлежит расшифровке адресатом. Текст как  смысловое  единство высшего ранга  обусловливает  явление  реализации потенциальной многозначности  слова, появления новых  приращений смысла, незафиксированных  в  системе  общелитературного языка.  Художественный  текст  кроме функции  манифестации  языковых  знаков  выполняет функции:

- смыслообразования, то есть  интегрирования, трансформации и переработки  значений  языковых знаков, образования индивидуально-авторских приращений смысла;

-    сохранения культурной  памяти.

Знаковая  природа   художественного  текста   двойственна:  текст  как бы  выдает себя  за реальность, вызывает  у  зрителя  и читателя  реальную  реакцию на  свое бытие,  но  в  то  же время  напоминает, что  он  создание  автора  и  значит  нечто, что  вложил  в него  художник.  Возникает  игра  на семантическом поле «реальность – нереальность», когда  иллюзия  оказывается  подчас   правдивее  своего  оригинала. Эту  особенность   искусства  А.С.Пушкин выразил словами:  «Над вымыслом  слезами обольюсь».

     В  произведениях  искусства  часто встречаем    двоякую условность: с одной  стороны,  появляется предельно  правдоподобное изображение, с другой – сквозь него  «просвечивает»  весьма  нереальное  содержание. 

С точки  зрения  семиотического подхода  к  тексту  как   знаку  культуры   интересен роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Роман построен   как  переплетение  двух  самостоятельных  текстов:  один  повествует   о  событиях, разворачивающихся  в  Москве  конца 20-х годов, другой – в  древнем Ершалаиме.

Московский текст  обладает  признаками  реальности:  он погружен  в правдоподобные  детали  знакомого  читателю  быта. Но главное  в  этом  произведении  -   роман , иначе  «текст в тексте», который, будучи  созданием  того же автора , является  все-таки   плодом творчества  его героев. Ирреальность  его  подчеркивается тем, что  ему предшествуют  разговоры  о  нем.  Московские  главы  подаются  как  реальность, которую  можно  увидеть, а ершалаимские  существуют  только  как рассказ,  который  слушают  или читают.  Ершалаимские главы  вводятся  в концовки  московских,  как бы  подчеркивается  их  вторичность.  «Заговорил  негромко, причем его  акцент    почему-то  пропал: - Все просто: в белом  плаще…» -конец  первой главы  и начало  второй:  «В  белом плаще  с  кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской  походкой …»[1.435]. Глава  «Казнь» видится  Ивану как  сон.  Дальше текст  об  Иешуа  вводится  как  сочинение Мастера: «…хотя  бы  до самого рассвета,  могла Маргарита  шелестеть  листами   тетрадей, разглядывать  их  и целовать  и перечитывать слова: - Тьма, пришедшая  со  Средиземного моря, накрыла  ненавидимый  прокуратором город…» [1.714].  Как только  это мнимое  равновесие  между  реальным  и нереальным   устанавливается, начинается  семантическая игра  за  счет  изменения границ  текстов. Московский  мир  наполняется  фантастическим событиями,  а  «выдуманный»  мир романа  Мастера оказывается  подчинен  строгим законам  правдоподобия.  Автор  рассказывает  историю  героев, а герои  рассказывают  историю  о  прокураторе  Иудеи.  В качестве  смысловых скреп  выступают  и  открытые  авторские  восклицания: «За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете  настоящей, верной, вечной  любви?»[2.632]. Взаимопроникновение  текстов   случается  у  Булгакова и путем  введения  в  один из  них  образов  из  другого,  в  результате  такого  наложения  происходит  высвечивание истинного  смысла описываемых  событий.  Иллюстративным   является  момент  «раздвоения»  Ивана в  психиатрической  клинике.  В то время, когда он  усердно писал  о  случившемся  на Патриарших,  «появилась  издалека  пугающая туча  с  дымящимися краями  и накрыла  бор и дунул ветер, Иван почувствовал, что обессилел, что  с  заявлением  ему не  совладать, не стал  поднимать  разлетевшихся  листков  и тихо  и горько  заплакал»[1.478]. Неявно  выраженный  намек  на  тучу, ту самую,  что  символически   в ершалаимских  главах  обозначает  высшую  справедливость,  является  здесь моментом истины, который  изнутри преобразует героя. Чистая природа  просыпается  в нем.  Иван не  обижается   теперь  на  слово «Дурак», сказанное  «неизвестно кому  принадлежащим басом»,  плачет и успокаивается.  После  этого  он   уже  в  состоянии   познакомится  с  Мастером.

В конце концов,  это  семантическое  двоемирие  необходимо  Булгакову  не в  качестве  условно-формальной  литературной игры,  а  является   композиционным   выражением  идейно-философского  наполнения  произведения.  Московская  жизнь   превращена  в  сцену  неописуемого  ирреального   демонического   театра-варьете, где  не  действуют   человеческие  критерии   нравственности,  а  мнимый  мир   древней истории  становится   подлинной  мировой  мистерией.  Между двумя текстами  устанавливается  зеркальность, то, что кажется реальным  объектом,  выступает  лишь как  искаженное  отражение  того, что  само  казалось  отражением.

Культуру  в целом  можно рассматривать как  текст,  но   весьма  сложный,  образующих  сложное  переплетение  авторских  текстов.  Эта система, постоянно  пополняясь новыми  вариантами,  образует  непредсказуемую игру  семантики, что  и  увеличивает   ее возможности    к  развитию   и исключает  повторяемость. Художественное познание  сначала  вписывает   жизненный материал в  сюжет, а  затем  гениальные сюжеты  становятся мерилом  духовной   жизни. Банальная фраза критиков  художественных произведений «так  в жизни не бывает» предполагает, что  действительность ограничена   законами  логики,  но  искусство  -  это  область свободы.  Парадоксальность    в  искусстве -  одновременно  следствие  и причина  непредсказуемости и парадоксальности  самой  жизни.

 

 

Литература:

1.     Булгаков М. Белая гвардия. Театральный роман. Мастер и Маргарита. М., 1973

2.     Лотман  Ю.М. Взрыв  и культура. С-П., 1992

3.     Лотман  Ю.М.. О проблеме  значений  во вторичных  моделирующих  системах.//  Труды  по знаковым системам. Т 2. Тарту, 1981

4.     Лосев А.Ф. Диалектика  художественной формы. М., 1971

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Семиотический анализ текста романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Управляющий рестораном

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Статья  посвящена   анализу  фрагментов  романа  М.А. Булгакова  «Мастер и Маргарита»   с точки  зрения  семиотического подхода.  Данный материал  может быть интересен  учителям  литературы  с  точки  зрения  раскрытия  особенностей  смыслового  пространства  романа.

Текст как  смысловое  единство высшего ранга  обусловливает  явление  реализации потенциальной многозначности  слова, появления новых  приращений смысла, незафиксированных  в  системе  общелитературного языка. 

Знаковая  природа   художественного  текста   двойственна:  текст  как бы  выдает себя  за реальность, вызывает  у  зрителя  и читателя  реальную  реакцию на  свое бытие,  но  в  то  же время  напоминает, что  он  создание  автора  и  значит  нечто, что  вложил  в него  художник

     В  произведениях  искусства  часто встречаем    двоякую условность: с одной  стороны,  появляется предельно  правдоподобное изображение, с другой – сквозь него  «просвечивает»  весьма  нереальное  содержание.  Все  это    -  явление  образа автора.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 672 399 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Конспект урока по русскому языку «Повторяем признаки имени существительного»
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 6. Повторяем признаки имени существительного
  • 01.10.2020
  • 945
  • 28
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 2638
    • DOCX 18.1 кбайт
    • 12 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ровенских Марина Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ровенских Марина Анатольевна
    Ровенских Марина Анатольевна
    • На сайте: 8 лет и 10 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 13754
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 22 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 153 человека из 45 регионов
  • Этот курс уже прошли 223 человека

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания учебного предмета «Родной (русский) язык» в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 105 человек из 41 региона
  • Этот курс уже прошли 1 199 человек

Курс повышения квалификации

Основы преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 237 человек

Мини-курс

Подростковые проблемы: индивидуальный подход

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 361 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 301 человек

Мини-курс

Основы русского языка: морфология, синтаксис, лексика

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 12 регионов
  • Этот курс уже прошли 14 человек

Мини-курс

Коррекционно-развивающая работа и оценивание в образовании для детей с ОВЗ

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 56 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 47 человек