10 класс
Критерии оценивания за
полугодие.
|
Баллы за одну работу
|
Общее количество за вид работы
|
7 семинаров
|
10 баллов
|
70 баллов
|
10 оценок за полугодие за работу на
уроке
|
5
|
50 баллов
|
5 эссе
|
10 баллов
|
50 баллов
|
6 лабораторных работ
|
10 баллов
|
60 баллов
|
Итого
|
|
230 баллов
|
200-230-------------------------------«отлично»
150-199-------------------------------«хорошо»
100-149--------------------------«удовлетворительно»
|
Семинары
I полугодие.
ПЛАН СЕМИНАРСКОГО
ЗАНЯТИЯ № 1 (16 сентября)
тема «Человек как философская проблема»
1.Представления о человеке в различные
исторические эпохи:
-
Древнеиндийская философия
-
Древнекитайская философия.
-
Философия Древней Греции.
-
Философские искания Средневековья.
2.Проблема
свободы личности во взглядах философов разных эпох.
3.Свобода
и ответственность. Границы свободы в отношениях человека и общества.
ПЛАН СЕМИНАРСКОГО
ЗАНЯТИЯ № 2 (30 сентября)
тема «Мировоззрение»
1.Мировоззрение как осознание человеком
себя в мире.
2.Типы мировоззрения.
3.Мифологическое мировоззрение, его
специфика.
4.Религиозное мировоззрение, его специфика.
5.Философское мировоззрение, его
специфика.
ПЛАН СЕМИНАРСКОГО
ЗАНЯТИЯ № 3 (14 октября)
тема «Человек в мире»
1.Теории
происхождения человека.
-
Эволюционная
теория (научная теория)
-
Теория творения (религиозная
концепция)
-
Теория внешнего
вмешательства (паранаучная теория)
2.Происхождение
человека и становление общества.
3.Сущность
человека как проблема философии.
4.Проблемы смысла жизни, смерти и бессмертия в духовном
опыте человечества.
ПЛАН СЕМИНАРСКОГО
ЗАНЯТИЯ № 4 (28 октября)
тема «Исторический процесс»
1.Историческое
развитие человечества: поиски социальной макротеории.
2.Типология цивилизаций.Восток и Запад в диалоге культур.
3.Теория общественно-экономических формаций.
4.Роль народных
масс в истории. Исторические личности.
5.Общественный
прогресс, его критерии.
ПЛАН СЕМИНАРСКОГО
ЗАНЯТИЯ № 5
тема «Познание как философская проблема»
ПЛАН СЕМИНАРСКОГО
ЗАНЯТИЯ № 6
тема «Познание как философская проблема»
ПЛАН СЕМИНАРСКОГО
ЗАНЯТИЯ № 7
тема «Познание как философская проблема»
1.Чувственное и логическое познание, их
специфика, функции и формы.
2.Теоретическое и эмпирическое познание, их
специфика, роль и методы.
3.Проблема истины в философии.
4.Объективность и конкретность истины.
Абсолютное и относительное в истине.
5.Проблема критерия истины в современном
научном познании.
ПЛАН СЕМИНАРСКОГО
ЗАНЯТИЯ № 4
Тема: Формации и цивилизации.
1.Линейная
периодизация истории в работах К. Маркса. Теория общественно-экономической
формации.
2.Периодизация истории в работах Н.Я.Данилевского,
О.Шпенглера, А.Дж.Тойнби, Л.Н.Гумилева.
3.Понятие цивилизации. Типы цивилизации.
4.Особенности информационной цивилизации.
ПЛАН СЕМИНАРСКОГО
ЗАНЯТИЯ № 5
тема
«Общественный прогресс»
1. Общественный прогресс, его противоречивость
2. Современное общество: процессы
глобализации.
3. Общество и человек перед лицом угроз и
вызовов XXI в.
Литература:
«Обществознание»
А.И.Кравченко,Е.А.Певцова,10-11;
А.Ф.
Малышевский «Введение в философию». 10—11 кл. М.; Просвещение, 1989.
Гуревич П.С.
Введение в философию.10-11 кл.; Человек и общество.
Обществознание. 10
класс. Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. М.; Просвещение,
Гуревич П.С.
Философский словарь. М.: 1997.
Спиркин
А.Г.Философия; М.,Гардарики,2005
Большая
энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Человек. Мыслители
прошлого и современности о его жизни, смерти и бессмертии., М.,1992.
Семинары
II полугодие
ПЛАН СЕМИНАРСКОГО
ЗАНЯТИЯ № 6
тема «Основные
вехи развития социологии»
1.Социология как наука. Объект изучения, методы.
2. Попытки
объяснения общественной античности
(Платон, Аристотель и др.)
3. «Позитивная
наука» об обществе. Огюст Конт
4. Концепции крупнейших социологов (Ф. Тенниса, Г.
Зиммеля, Э. Дюркгейма, В. Парето, М. Вебера, П.Сорокина)
ПЛАН СЕМИНАРСКОГО
ЗАНЯТИЯ № 7
Тема: «Социальные
группы и их классификации»
1. Социальные группы, их классификация.
2. Нации как особые социальные группы.
3. Маргинальные группы
ПЛАН СЕМИНАРСКОГО
ЗАНЯТИЯ № 8
Тема: «Социальные
проблемы»
1.
Социальные проблемы
современной России и региона.
2.
Конституционные основы
социальной политики РФ
ПЛАН СЕМИНАРСКОГО
ЗАНЯТИЯ № 9
Тема: «Молодежь как социальная группа»
1.
Молодежь
как социальная группа.
2.
Особенности
молодежной субкультуры.
3.
Проблемы
молодёжи в современной России
ПЛАН СЕМИНАРСКОГО
ЗАНЯТИЯ № 10
Тема: «Тенденции развития семьи в современном мире»
1. Тенденции развития семьи в современном
мире
2. Проблема неполных семей.
3. Демографическая и семейная политика в
Российской Федерации
ПЛАН СЕМИНАРСКОГО
ЗАНЯТИЯ № 11
Тема: «Роль религии в жизни общества»
1. Роль религии в жизни общества. Мировые
религии
2. Религиозные объединения в России.
3. Церковь как общественный институт.
4. Принцип свободы совести
Литература по разделу «Введение в
социологию»
1. Кравченко
А.И. Введение в социологию: Учебное пособие для 10-11 классов средних школ,
гимназий, лицеев и первых курсов несоциологических факультетов. - М.: 1994.
2. Кравченко
А.И. Введение в социологию. 10-11 кл. (Факультативный курс). -М.: Просвещение,
2000.
3. Кравченко
А.И. Обществознание. 10 кл. - М: Русское слово, 2002.
4. Кравченко
А.И. Основы социологии: Методическое пособие для преподавателей средних
специальных учебных заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 1997.
5. Кравченко
А.И., Певцова Е.А. Обществознание. 10 кл. - М: Русское слово, 2002.
6. Мушинский
В.О. Обществознание. 10 кл. - М: ЦГО, 2002.
7. Мушинский
В.О. Обществознание. 11 кл. - М.: ЦГО, 2002.
8. Человек и
общество. Обществознание. 4.1. 10 кл. / Под. ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой
А.Ю. - М.: Просвещение, 2002.
9. Человек и
общество. Обществознание. 4.2. 11 кл. / Под. ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой
А.Ю. - М.: Просвещение, 2002.
10.Немировский
В.Г.Общая социология. Учебное пособие. -Ростов н/Д; Феникс,2004.
Лабораторно-практические работы
I полугодие
Лабораторно-практическая работа № 1.
Тема: Социально-гуманитарные знания.
Текст
1
«Известный
немецкий философ Освальд Шпенглер (1880 — 1936) в начале XX века попытался разобраться в сущности подходов к
пониманию цивилизации. В своей работе «Закат Европы», вышедшей в свет в 1918
году, он противопоставил понятия цивилизация и культура, хотя до этого многие
мыслители их отождествляли. Цивилизация казалась ему высшей стадией культуры,
на которой происходит ее упадок. Все существующие культуры, по его мнению,
изолированы друг от друга. Так можно выделить вавилонскую, индийскую,
китайскую, арабо-ви-зантийскую, египетскую, греко-римскую, западную культуру и
культуру инков».
1.
Как понимал цивилизацию О. Шпенглер? Как вы думаете, почему возникло такое
понимание цивилизации?
2.
Какие факторы, на ваш взгляд, при таком подходе к пониманию цивилизации
определяют ее сущность?
3.
Согласны ли вы с тезисом О. Шпенглера об изолированности и самостоятельности
выделенных им культур?
Текст
2
«Русский
мыслитель Николай Данилевский (1822—1885) выдвинул теорию культурно-исторических
типов, подразумевая под ними цивилизации, которые развиваются как живые организмы.
Отдельные исторические общности людей имеют сходные социальные условия жизни. У
многих людей, живущих на определенной территории, складываются одинаковые
психические особенности. Цивилизации различаются между собой разным сочетанием
религиозных, культурных, политических и экономических элементов. В России
отмечается весьма гармоничное сочетание всех этих элементов. Он выделял 13
типов цивилизаций. Среди них есть «первичные» без ведущего элемента
(египетская, китайская и др.), «одноосновные», где один из элементов выступает
как преобладающий (еврейская, в которой основополагающим началом является
религия; древнегреческая, где доминирует культура; древнеримская, где ведущее
начало отводится политике). В «двуосновных» доминируют два начала (например, в
европейской такими началами выступает политика и культура), в
«объединительной» все элементы гармонично развиваются между собой.
Последний исторический тип он относил к России, подчеркивая ее
самобытность».
1. Какие
факторы, на ваш взгляд, сыграли ведущую роль при формировании теории Н. Я.
Данилевского?
2.
Назовите любую цивилизацию согласно теории автора и попытайтесь
охарактеризовать ее, вспомнив известный вам материал.
3.
Дайте собственную оценку воззрениям автора, с чем вы согласны, а что, на ваш
взгляд, неприемлемо?
Текст 3
«Известный
английский философ Арнольд Тойнби (1889 — 1975) выделил 6 типов
цивилизаций, которые когда-либо существовали на земном шаре. К ним он относил
первичные — то есть те, которые быстро возникали и быстро погибали, не
достигнув высокого уровня развития. Любое вмешательство приводило к их
закату. Те, кто оказывался сильнее, умея приспосабливаться к жизни в любых
условиях, образовали «вторичные» цивилизации. Из последних вырастали
«третичные» на основе объединения их религиозных воззрений. Религия и церковь
объединяет людей, она поддерживает их существование, в противном случае
цивилизация неизбежно погибнет».
Прогресс
человечества — в духовном совершенствовании, эволюции от примитивных верований
через универсальные религии к единой религии будущего. Выход из противоречий и
конфликтов — в духовном обновлении. Движущей силой круговорота сменяющих друг
друга локальных цивилизаций выступает «творческая элита», которая увлекает за
собой инертное большинство.
1. К
какому виду цивилизаций, по мнению автора, можно отнести исламскую или
христианскую цивилизацию? Почему?
2.
Согласны ли вы с позицией автора? Что, на ваш взгляд, звучит весьма
убедительно?
3.
Какие тенденции в развитии общества подмечены автором? Как вы относитесь к
идее о необходимости создания единой высшей религии и вселенского государства,
которые способны будут предотвратить гибель цивилизаций?
Текст
4
Известный
американский ученый У. Ростоу полагал, что цивилизации в своем развитии
проходят определенные этапы «роста». К таким этапам он относил: период
формирования «традиционного общества», «переходное общество», «стадию сдвига»,
«индустриальное общество» и, наконец, «общество высокого массового
потребления».
Таким
образом, цивилизация представляет собой единую эволюцию в развитии
человечества.
1.
Объясните сущность теоретических воззрений У. Ростоу, выразив ее графически.
2.
Какие особенности современной цивилизации вы могли бы выделить?
3.
Выскажите свое собственное суждение на концепцию стадиального развития
цивилизации.
Лабораторно-практическая работа № 2.
О предмете философии и ее месте в системе научного знания
Философия
— это все единосущее, «схваченное в мыслях»; это квинтэссенция духовной жизни
мыслящего человечества, это теоретическая сердцевина всей культуры народов
планеты. Человек изначально обладал любознательностью. Само желание понять суть
загадочного, неведомого являло собой склонность к зачаточному философскому
размышлению, пусть даже пока на житейском уровне: ведь и на этом уровне люди
нередко склонны пофилософствовать. Само слово «философия» восходит к Пифагору.
Буквально оно означает любовь к мудрости, т.е. любомудрие.
Человек
испытывает духовную потребность в том, чтобы иметь целостное представление о
мире; он, по словам С.Н. Булгакова, не может согласиться ждать удовлетворения
этой потребности до те пор, пока будущая наука даст достаточный материал для
этой цели; ему необходимо также получить ответы и на вопросы, которые выходят
за поле положительной науки и не могут быть ею даже осознаны. Вместе с тем
человек не способен заглушить, в себе эти вопросы, сделать вид, что они не
существуют, практически их игнорировать. Для человека как разумного существа
бесконечно важнее любой специальной научной теории представляется решение
вопросов о том, что же такое наш мир в целом, какова его основа, имеет ли он
какой-либо смысл и разумную цель, имеют ли какую-либо цену наша жизнь и наши
деяния, какова природа добра и- зла, и т.д. Словом, человек спрашивает и не
может не спрашивать не только как, но что, почему и зачем. На
эти последние вопросы у науки нет ответа, точнее, она их и не ставит, и не
может разрешить. Разрешение их лежит в области философского мышления.
Каждая
наука — это своего рода обрывок знания, а все науки в их простом сложении — это
сумма обрывков
Исследователь, пытающийся, рассмотреть явление лишь через призму какой-либо
одной науки, уподобляется слепцам из мудрой древнеиндийской притчи. «Однажды
три слепых пожелали узнать ,что есть слон. К ним подвели слона и предложили:
одному пощупать хобот, другому — ногу, а третьему — хвост. «Ну как, теперь вы
знаете, что такое слон?» — спросили их. «О, да, знаем. Это что-то мягкое и гибкое,
как змея», - ответил первый слепой. «Это что-то большое, как колонна», —
отозвался второй, ощупывая ногу слона. «Это что-то тощее и длинное, как веревка»,
— сказал третий». В этой притче есть тонкий намек на то, что знающий нечто лишь
частично остается в неведении сути того, что дается обобщающей силой мысли,
ориентированной на мир в целом и опирающейся на знание основных достижений
конкретных наук, определенных областей культуры.
Философия
же дает систему знания о мире как целом. Она не занимается простым сложением
всех научных знаний (это была бы никому не нужная затея), а интегрирует эти
знания» беря их в самом общем виде и, опираясь на этот «интеграл», строит
систему знания о мире как целом, об отношении человека к миру, т.е. о, разуме,
о познании, о нравственности и т.п. «Ее задача — не одна какая-нибудь сторона
существующего, а все существующее, в ней вселенная в полноте своего содержания
и смысла; она стремится не к тому,, чтобы определить точные границы и внешние
взаимодействия между частями и частицами мира, а к тому, чтобы понять их
внутреннюю связь и единство» (Соловьев В.С. Соч.: В 2 т. М., 1989. Т. 2. С. 422.)
Об идеалах. Важной составляющей мировоззрения являются идеалы. Человек в
своей жизни, в своем постоянном моделировании будущего не может обойтись без
стремления к идеалу. Каждый из нас испытывает потребность в идеалах: без них
нет на свете ни одного разумного человека, ни общества; без них не могло бы
существовать
человечество.
Многие великие умы задумывались над тем, что такое «идеал»?
И.С.Тургенев восклицал: «Жалок тот, кто живет без идеала!» Имея в виду именно
идеал, К. Маркс писал, что идеи, которые овладевают нашей мыслью, подчиняют
себе наши убеждения и к которым разум приковывает нашу совесть, это узы, из
которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца. Во все времена, утверждал Pi-Роллам, были люди, отдававшие жизнь за свои идеалы. По
словам Сенеки, когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для
него ни один ветер не будет попутным. Аналогично думал и Л.Н. Толстой: идеал —
это путеводная звезда; без нее нет твердого направления, а нет направления, нет
и жизни.
Бросив
ретроспективный взгляд на историю, мы убедимся, что люди решались на самые
грандиозные дела, если впереди, хотя бы и вдалеке, им сверкал путеводной
звездой идеал.
Социальный
идеал — это мечта
и о самом совершенном устройстве общества, где все «по справедливости», и о гармонически
развитой личности, и о разумных межличностных отношениях, и о нравственном, и
о прекрасном, и о полной реализации своих возможностей на благо человечества.
Идеалы, как правило, обращены в грядущее, однако случается, что их находят и в
прошлом (вспомним эпоху Возрождения). Что в этих идеалах есть истинного,
сохраняется в мировоззрении и в конечном счете реализуется в практике, в
жизни, а-неистинные идеалы, как утопия, будут рано или поздно отброшены. Об
убеждениях. Своего рода золотым куполом храма мировоззрения являются
убеждения. Убеждения - это установившаяся система взглядов, которые
накрепко упрочились в нашей душе, при этом не только в сфере сознания, но и
глубже — в подсознании, в сфере интуиции, будучи ярко окрашенными нашими
чувствами. В убеждении рассудок срастается с миром чувств и формами
поведения, оно очерчивает личность, придавая качественную определенность ее
духовному миру. Система убеждений — это и есть мировоззрение. В сфере убеждений
невозможна сделка — двух различных безусловных принципов убеждения в душе
одной и той же цельной и принципиальной личности быть не может. Характеризуя
природу убеждений, С.Н. Булгаков писал:
«Чрезвычайно
важную промежуточную ступень между верою и знанием составляет так называемое
убеждение. Убеждение есть субъективно наиболее ценная для нас часть наших
мнений, но вместе с тем убежденным можно быть лишь в том, что не имеет
характера логической бесспорности, а в большей или меньшей степени Поддерживается
верой. Нельзя быть убежденным, например, в том» что сегодня такое-то число»
(Булгаков С.Н. Соч.: В 2 т. М., 1993. С. 50. 12).
Убеждения составляют стержень мировоззрения и духовное ядро
личности. Человек без глубоких убеждений — это еще не личность в высоком смысле
этого слова; это как бы плохой актер, играющий навязанные ему роли, в конечном
счете затмевающие его собственное Я. Известно, что именно идейная убежденность
позволяет человеку в минуту смертельной опасности преодолевать сильнейший
инстинкт самосохранения, жертвовать жизнью и' совершать героические поступки.
История - свидетель того, что многие великие истины и принципы социальной
справедливости «оплачены» кровью их убежденных защитников, которые шли на
костер, виселицу, отбывали каторгу, умирали в ссылке-
Убеждения
зарождаются и развиваются в ходе нашего становления, в общении с природой, в
приобщении к сокровищам культуры. И по нашей воле (как бы она ни была сильна)
изменить их нельзя: это нечто укорененное в глубинах нашей души. Однако наши
убеждения могут меняться (и даже существенным образом) в периоды, когда
происходят смена парадигмы (греч. пример, образец) знания и коренная переоценка
всех ценностей, т.е. в переломные периоды в жизни общества, а также
индивидуального развития.
1. В
чем Вы видите отличие философии от других наук?
2.
Перечислите специфические для философии сферы познания.
3.
Попробуйте обобщить эти сферы и сформулировать предмет философии.
4.В
чем различие материалистического и идеалистического подходов в
философии?
5. Допускаете
ли Вы существование мировоззрения без философии и человека без мировоззрения?
6.Наука
— в основном знание, базирующееся на опыте (апостериорное); вера — доопытное
(априорное) знание. Как они совмещаются в философии? Есть ли априорное в науке
и апостериорное в вере?
Лабораторно-практическая работа № 3.
Тема: Деятельность человека
1. Если справедливо следующее высказывание:
"Личность каждой эпохи все равно, что чужой язык, подлежащий
изучению", то не противоречит ли оно утверждению о социальной сущности
человека?
2. Оцените следующие высказывания:
1)."Сократ
- типичный представитель античной личности";
2)."Лучше
не пользоваться странными сочетаниями "античная личность",
"феодальная личность" и т.д., а говорить о соотношении
общечеловеческих характеристик с признаками конкретной историко-культурной
эпохи: говорить о средневековой или раннегреческой личности нелепо люди во все
времена любили, ненавидели, сомневались, завидовали и т.д.".
3. Выскажите собственное суждение по поводу
следующего утверждения: "Проблема человека - центральная проблема
человеческой истории". Что понимается под "проблемой человека"?
4. Прокомментируйте следующее высказывание Н.
Бердяева: "Как существо, принадлежащее двум мирам, и способное
преодолевать себя, человек - существо противоречивое и парадоксальное,
соединяющее в себе полярные противоположности".
5. Русский ученый и писатель Н. А. Амосов
утверждает, что человек по своей природе жаден, зол, агрессивен, и только
культура способна его облагородить.
Согласны
ли вы с этим утверждением? Как вы объясните проявления жестокости и
агрессивности в человеческом обществе?
6. Согласны ли вы с утверждением Гегеля:
"Как представляющего живое существо, человека можно принудить, то есть
подчинить власти других его физическую и вообще внешнюю сторону, но свободная
воля сама по себе не может быть принуждена"?
7. Художникам предложили высокую плату за
каждую написанную ими картину на любую тему, присвоение самых высоких титулов и
премий, разные жизненные блага при одном условии: их картины никогда не увидит
ни один человек, все они останутся в руках авторов. Художники все отказались.
Почему? Как бы вы поступили на их месте?
8. Вообразите: вам предстоит отправиться в
многолетнюю космическую экспедицию. В полете у вас будет все необходимое. Из
дома вам разрешается взять три предмета. Что именно вы возьмете? А что взял бы
с собой средневековый человек?
9. "Ничего и никогда не было для
человека и человеческого общества невыносимее свободы, ... нет заботы
беспрерывнее и мучительнее для человека, как, оказавшись свободным, сыскать
поскорее того, перед кем преклониться". (Ф.М. Достоевский "Братья
Карамазовы")
Согласны
ли вы с таким мнением о свободе?
10. Перед вами два высказывания, принадлежащие
К.Марксу:
А.
"Сущность человека заключается в том, что у него нет никакой
сущности";
Б.
"Человек не есть абстракт, присущий отдельному человеку, он есть
совокупность общественных отношений".
Не
кажется ли вам, что К.Маркс противоречит сам себе?
Лабораторно-практическая работа № 4.
Тема:
Свобода и необходимость в человеческой деятельности
Творческие
задания
1.
Принято считать, что миф - это специфика сознания древнего человека, и что с
развитием цивилизации он исчезает. Так ли это? Может ли мифологическое сознание
существовать в цивилизованном, рационально мыслящем мире? Нужен ли миф
современному человеку?
2. Как
вы считаете, возникновение религии - это "переоткрытие" человеком
самого себя или заблуждение разума? Какие функции, на ваш взгляд, выполняет
религия на современном этапе? Могут ли эти функции выполнять Другие структуры
культуры?
3.
Существует достаточно распространенное мнение, что философия занимается такими
отвлеченными проблемами, которые не имеют никакого отношения к реальной
повседневной жизни человека. Так ли это? Приведите аргументы "за" и
"против" такого взгляда.
4. В.
Франкл считает, что смысл жизни находится за пределами человека, и задача
человека заключается в том, чтобы отыскать его. Согласны ли вы с этой позицией?
5. "Бессмысленная"
жизнь - что это такое? Возможна ли бессмысленная жизнь для человека?
Лабораторно-практическая работа № 5.
Социальное познание.
Проанализируйте все документы,
ответьте на вопросы к ним и определите, в чем сложности социального познания?
А.С.Хомяков «Три главных начала науки о человеке»
Для чего
нужна наука иная, основанная на других понятиях, на другой системе и
разделенная по приметам внутренней вольной жизни человеческой, а не рабски
постоянных законов земного вещества. Но самое разнообразие и богатство стихий,
соединенных в существе разумном, затрудняют выбор одного какого-нибудь начала
и, убедившись в невозможности найти всеобъемлющую форму, мы должны искать
полноты науки в соединении нескольких форм, из которых каждая более или менее
одностороння и не удовлетворительна, но в то же время необходима для полного
обозрения современного человечества.
Во-первых,
человек по своему вещественному составу подчинен общим уставам земной природы,
и черты, неизменно передаваемые от поколения поколению, служат основанием
разделения всего человечества на несколько племен, отличных одно от другого.
Трудно сказать, была ли какая-нибудь гармония между наружными признаками этих
племен и климатами, в которых развились они; но теперь, расселенные по лицу
земли собственною волею или силою обстоятельств, они сохраняют навсегда формы,
полученные ими в наследство от родоначальников, назло климатам и землям, в
которых они теперь живут.
Во-вторых,
человек приближается к жизни более истинной и достойной его определения,
вступая произвольно в общество других людей. Начинается размен сил и взаимных
пособий, поставляются условия, возникают законы, рождаются государства. Этот
новый союз людей, подчинивших свой произвол и прихоти понятиям о выгодах и
благе, представляет уже воплощенную мысль в органическом теле. Каковы бы ни
были первоначальные понятия, какую бы ни представляли они смесь лжи с правдою,
правильные общества облагораживают человечество и составляют для науки предмет
важный, определенный и достойный ее.
Наконец,
человек, царь и раб земной природы, признает в себе высшую, духовную жизнь. Он
сочувствует с миром, стремится к источнику всякого события и всякой правды,
возвышается до мысли о божестве и в ней находит венец всего своего
существования. Темно ли, ясно ли его понятие, вечной ли истине, или мимолетному
призраку приносит он свое поклонение, во всяком случае вера составляет предел
его внутреннему развитию. Из ее круга он выйти уже не может, потому что вера
есть высшая точка всех его помыслов, тайное условие его желаний и действий,
крайняя черта его знаний. В ней его будущность, личная и общественная, в ней
окончательный вывод всей полноты его существования разумного и всемирного.
Таким
образом представляются нам три необходимые деления науки географической
(принявшей человека за главный предмет):
1-е. По
племенам,
2-е. По
государствам,
3-е. По верам.
Какие характерные признаки
человека выделяет философ Хомяков?
Какие общества, по-вашему, автор
называет «правильными» и почему
Аристотель «Политика»
"Остановимся прежде всего на господине и рабе и посмотрим на их
взаимоотношения сточки зрения практической пользы (…). Дело в том, что по
мнению одних, власть господина над рабом есть своего рода наука, причем и эта
власть и организация семьи, и государство, и царская власть – одно и то же…
наоборот, по-мнению других, самая власть господина над рабом
противоестественна: лишь по закону - один- раб, другой - свободный, по природе
же никакого различия нет(…)во всех ремеслах с определенно поставленной целью
нужны бывают соответствующие орудия, и из этих орудий одни являются
неодушевленными, другие - одушевленными… так точно и для домохозяина
собственность оказывается своего рода орудием для
существования.
И приобретение собственности требует массы орудий, причем раб – некая
одушевленная собственность, как и вообще в искусстве каждый ремесленник как
орудие стоит впереди других инструментов(…). «Собственность» нужно понимать в
том же смысле что и «часть». Часть же есть не только часть чего либо другого,
но она вообще немыслима без этого другого(…).Поэтому господин – есть только
господин раба; но не принадлежит ему; раб же не только раб господина, но и
всецело принадлежит ему.
Из
вышеизложенного ясно, что такое раб по своей природе и по своему назначению:
кто по природе принадлежит не самому себе, а другому и при этом все-таки
человек, по своей природе раб.
Человек
же принадлежит другому в том случае, если он оставаясь человеком, становится
собственностью; последняя представляет собой орудие активное и отдельно
существующее»(Аристотель.Политика.1223 в.15-1224а15).
Каким
образом Аристотель обосновывает историческую неизбежность рабства?
Аристотель «Политика»
8. Общество, состоящее из
нескольких селений, есть вполне завершенное государство, достигшее, можно
сказать, в полной мере самодовлеющего состояния и возникшее ради потребностей
жизни, но существующее ради достижения благой жизни. Отсюда следует, что всякое
государство - продукт естественного возникновения(…)
9. Из
всего сказанного явствует, что государство принадлежит к тому, что существует
по природе, н что человек по природе своей есть существо политическое, а тот,
кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне
государства, - либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо в
сверхчеловек(…)
10. Что человек есть существо общественное в большей
степени, нежели пчелы и всякого рода стадные животные, ясно из следующего:
природа, согласно нашему утверждению, ничего не делает напрасно; между тем один
только человек из всех живых существ одарен речью. Голос выражает печаль и
радость, поэтому он свойствен и остальным живым существам (поскольку их
природные свойства развиты до такой степени, чтобы ощущать радость и печаль и
передавать эти ощущения друг другу). Но речь способна выражать и то, что полезно
и что вредно, равно как и то, что справедливо и что несправедливо.
11. Это
свойство людей отличает их от остальных живых существ: только человек способен
к восприятию таких понятии, как добро и зло, справедливость и несправедливость
и т. п. А совокупность всего этого и создает основу семьи и государства(…)
Во всех людей природа вселила стремление к
государственному общению, и первый, кто это общение организовал, оказал
человечеству величайшее благо, Человек, нашедший свое завершение,-
совершеннейшее из живых существ, и, наоборот, человек, живущий вне закона и
права,- наихудший из всех, ибо несправедливость, владеющая оружием, тяжелее
всего; природа же дала человеку в руки оружие - умственную и нравственную силу,
а ими вполне можно пользоваться в обратную сторону. Поэтому человек, лишенный
добродетели, оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих
половых и вкусовых позывах. Понятие справедливости связано с представлением о
государстве, так как право, служащее мерилом справедливости, является
регулирующей нормой политического общения.
В чем Аристотель видит общественную сущность человека?
Лабораторно-практическая работа № 6.
Тема: Системное строение общества.
Творческие
задания
1.
Составьте таблицу достоинств и недостатков линейной и циклической периодизации
истории.
2. П.
Сорокин писал: "...человеческое общество, вся культура и вся цивилизация,
в конечном счете, есть не что иное, как мир понятий, застывших в определенной
форме и в определенных видах". Как вы понимаете иго утверждение II. Сорокина? Согласны ли вы с ним? Обоснуйте свою позицию.
3.
Законы природы отменить нельзя. А можно ли отменить законы истории? О.
Шпенглер, например, говорил, что в обществе действует не закон, а судьба. Прав
ли он? Чем судьба отличается от закона?
4. К.
Поппер писал: "... люди, говоря об истории человечества, имеют в виду
историю Египетской, Вавилонской, Персидской, Македонской и Римской империй и
т.д. - вплоть до наших дней. Они говорят об истории человечества, однако на
самом деле то, что они имеют в виду и изучают в школе, представляет собой историю
политической власти".
Почему
так получается? Можно ли преодолеть эту ограниченность истории?
5. Есть ли все-таки в истории
прогресс, увеличивается ли степень свободы людей? Больше ли становится людей
счастливых, здоровых, обеспеченных, становится ли в массе своей человечество
умнее? Или же человеческая история - бесконечная повторяемость, смена побед и
поражений, достижений и провалов, рабства и свободы, гениальных достижений и
непроходимой глупости? И прав ли был Экклезиаст, когда говорил: "Что было,
то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нег ничего нового под
солнцем"?
Лабораторно-практические работы
II полугодие.
Лабораторно-практическая работа № 7.
Тема: Социальная
стратификация и мобильность
1. Найдите в исторической
литературе
описание статусных символов, принадлежащих разным слоям, профессиям и
сословиям русского общества XIX в. Сравните, как они изменились в
XX в., что исчезло в атрибутике, что
появилось нового. Отдельно охарактеризуйте статусную символику молодежи в XX и XXI вв.
2. Ниже приведены определения. В них что-то перепутано. Но что
именно — решать вам. Перепишите все в правильной форме.
1.
Социальное положение — это главный статус, охватывающий профессию,
экономическое положение, политические возможности, демографические свойства
человека. Водитель — экономическая черта; работник наемного труда — профессия;
средний по размерам доход— приписываемый статус; член Движения демократических
реформ или компартии — политическая характеристика; мужчина в возрасте 40 лет —
демографическое свойство.
2.
Общественное разделение труда подразделяется на несколько видов:
половозрастное, религиозное, профессиональное, политическое и экономическое.
Соответственно видам общественного разделения труда образуются виды социальных
институтов с теми же названиями.
3.
Общественное разделение труда формирует каркас общества, который называется
социальной системой. Она состоит из статусов и ролей.
4. В
тоталитарном обществе права и обязанности симметричны: у правителя и высших
должностных лиц права минимальны, а обязанности максимальны.
5.
Выполняя те или иные права, индивид несет перед другими определенную ответственность.
6.
Строительные кирпичики здания социальной структуры — статусы и роли — имеют
три грани: ширину (обязанности), длину (права) и высоту (функции). Грани
кирпичиков соединяются между собой самым крепким цементом — социальными
ценностями, т. к. они замешаны на законах, нравах, обычаях и традициях.
7. В
строгом смысле достигаемым является биологически унаследованный статус, а
приписываемым — социально приобретаемый.
8.
Достигаемым считается всякий статус, который назначается человеку автоматически
самим фактом рождения.
3. Проиллюстрируйте конкретными
примерами следующие положения:
С появлением раннего государства — восточной деспотии —
стратификация ужесточается, а по мере развития европейского общества она
смягчается.
Паника — такая форма массового поведения, когда люди, столкнувшиеся
с опасностью, проявляют некоординированные реакции.
Термин «протестное движение» отражает не только негативные
процессы, но также и позитивные.
Группа давления обозначает большие объединения людей, организованных
вокруг определенных целей и склонных к мирному проявлению своей силы по захвату
ключевых или властных постов в системе общественной организации труда.
Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому
обществу приходится прибегать к внешнему контролю.
9. Инвалидность — не только
состояние здоровья, но и определенный социальный статус. Он влияет на образ и
стиль жизни. В свою очередь, окружающие реагируют на инвалида совсем не так,
как на здорового человека.
Отношение
здоровых людей к инвалидам стало темой эксперимента, проведенного в 1988
г. американцем X. Швартцем. Он состоял вот в чем.
Небольшой группе студентов показали фотографию девушки, перенесшей травму
спинного мозга. То была Эллен Стол — первая женщина-инвалид, попавшая на
страницы «Плейбоя».
Испытуемым
надо было оценить ее личностные качества. Обычно печатающиеся в
порнографических журналах люди рассматриваются окружающими как аморальные
существа. Половине испытуемых было сообщено, что девушка — инвалид.
Как вы
думаете, хуже или лучше стали думать о ней студенты? Эксперимент показал: когда
респондентам известен факт инвалидности, человек оценивается выше.
1.
Какие результаты мог бы дать эксперимент, будь он проведен в нашей стране?
2.
Какие еще статусы могли бы изменить мнение респондентов? Приведите несколько
примеров.
Лабораторно-практическая работа № 8.
Тема: Социальная
стратификация и мобильность
Проведение социологического
исследования «Изучение социальной мобильности выпускников МОУ СОШ № 2
п.Карымское за период 1986-2006 г.г.».
Лабораторно-практическая работа № 9.
Тема:
Социализация индивида
1. Т. Полякова, В. Романенко. «Нас
воспитывали мародерами...»
(Аргументы и факты. 1993. № 42).
«Словарь
иностранных слов определяет мародерство так: когда грабят убитых и раненых на
поле боя, а также мирных жителей во время войны.
Какова
сущность этого явления и где лежат его корни? Чем отличается какой-нибудь
бандит от мародера?
Бандиты,
грабители и жулики разного масштаба существуют как некоторая социальная
группа, не желающая жить по предписанным обществом законам, руководствуясь
собственными правилами и находясь в состоянии войны с обществом.
Совсем
иное дело мародер. В повседневной жизни его нет. Он появляется тогда, когда с
нами случается беда. Прежде всего - война или стихийное бедствие. В момент,
когда мы полностью беззащитны. И если преступник приходит, чтобы унизить и
растоптать нас в то время, когда мы хоть и плохо, но защищены законом, то
мародер приходит в ту минуту, когда мы полностью лишены защиты.
Нередко
в обычной жизни это законопослушный гражданин, хороший семьянин и неплохой
работник.
А
сколько телевизоров и других всевозможных товаров, деталей, сырья было вынесено
в мирные годы с заводов? Никто не хотел искать истинную причину «несунства». В
стране тотального дефицита никто не нес ответственности за этот дефицит.
Человек
по своей природе существо двойственное: наделенное как человеческими
инстинктами, так и человеческой духовностью. В любом обществе есть высшие
ценности, и одни члены общества их разделяют, другие делают вид, что разделяют,
третьи не разделяют вообще. Неразделяющие проявляют себя, и общество с ними
борется. А вот те, которые делают вид, становятся видны в критические моменты».
В
определении мародерства у авторов есть противоречие. Найдите его. Обратите
внимание на аргументацию авторов.
2. И.
Филатова. «Одолевшие фашизм вряд ли победят бюрократов»
(Аргументы
и факты. 1995. № 17)
«—
Какие документы необходимы для получения льгот? Ведь вводятся новые
категории...
- Ветеранам
труда будут выданы новые удостоверения единого образца. Удостоверение к медали
права на льготы не дает. Конечно, в одночасье выдать их 12-13 млн. человек
невозможно, поэтому Минсоцзащиты предполагает на первое время ставить
какую-нибудь отметку в пенсионных книжках.
Участникам
боевых действий Минобороны уже заканчивает раздавать свои удостоверения. Вот и
все новые категории. Для старых пока действительны документы единого образца,
выданные как до 1.01.92 г., так и позже.
- Чем
отличается ветеран ВОВ от участника ВОВ?
-
Ветеран - это любой, кто внес свой вклад в дело Победы. И труженик тыла, и
военнослужащий действующей армии - все они ветераны. Участник же - это только
тот, кто рисковал своей жизнью непосредственно на передовой. Льготу них больше.
- А
что, если ветеран попадает в две или даже три категории? Например, является
участником боевых действий и ветераном труда.
- Он
будет иметь удостоверения и ветерана труда, и участника боевых действий, а
льготы будет получать по высшей категории, в данном случае как «участник боевых
действий».
- Участников
ВОВ — инвалидов по общему заболеванию приравняли к инвалидам ВОВ. Означает ли
это, что они теперь тоже будут получать 2 пенсии, как инвалиды ВОВ?
- Да,
конечно. С 1.05.95 г., как и инвалиды войны, они будут получать две пенсии — по
инвалидности и по старости.
- А
сами пенсии увеличатся?
- Да.
Пенсия по инвалидности для инвалидов I и II гр. составит 3 минимальные пенсии, для инвалидов III гр. -1,5 минимума.
— А
кому еще из указанных в законе категории ветеранов полагаются надбавки к
пенсии?
- Всем
участникам ВОВ (в том числе и инвалидам) и жителям блокадного Ленинграда - в
размере 100% минимальной пенсии; и труженикам тыла - 50% минимума, кстати, к
труженикам тыла в получении этой надбавки присоединяются и все военнослужащие
недействующих частей армии в годы войны».
1.
В статье перечислены многие категории, прямо или косвенно имеющие отношение к
войне. Назовите их.
2.
Какие категории населения, связанные с войной, здесь не упомянуты? Может быть,
вы приведете полный список?
3.
Вы уже догадались, что речь идет о социальных категориях. Ими обычно оперирует
статистика. О какой практической сфере использования статистического учета
населения идет речь в статье?
3.
Дано суждение:
«Молодежь
начинают бояться и ненавидеть, искусственно противопоставлять ее «взрослому»
обществу. А это чревато серьезными социальными взрывами. Кризис в российском
обществе породил острейший конфликт поколений, который не исчерпывается
традиционным для любого общества расхождением «отцов» и «детей» во взглядах на
одежду и прическу, во вкусах в музыке, танцах и манере поведения. В России он
касается философских, мировоззренческих, духовных основ развития общества и
человека, базисных взглядов на экономику и производство, материальную жизнь
общества. Поколение «отцов» оказалось в положении, когда передача материального
и духовного наследия преемникам практически отсутствует. Социальные ценности,
которыми жили «отцы», в новой исторической ситуации в подавляющем большинстве
утратили практическое значение и в силу этого не наследуются «детьми»,
поскольку не пригодны им ни для настоящей, ни для будущей жизни. В российском
обществе налицо разрыв поколений, отражающий перерыв постепенности, разрыв исторического
развития, переход общества на рельсы принципиально иного строя»
(Лисовский
ВТ. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических
исследований российской молодежи) // Социол. исслед. 1998. № 5. С. 98-104.)
О
каком разрыве поколений и конфликте «отцов» и «детей» идет здесь речь? В чем
заключается сущность данного явления? Аргументируйте свою позицию.
Лабораторно-практическая работа № 10.
Тема: Маргиналы.
Социальная
мобильность
Текст 1.Социальная структура общества не является застывшей;
в ней постоянно происходят колебания и перемещения, т.е. ей свойственна
социальная мобильность.
Социальная мобильность – это изменение
социальной группой или индивидом своей социальной позиции. Термин «социальная
мобильность» был введен в социологию П. А. Сорокиным, который
рассматривал социальную мобильность как перемещение по социальной лестнице в
двух направлениях: вертикальном – движение вверх и вниз, горизонтальном –
передвижение на одном и том же социальном уровне. В периоды социальных
изменений наблюдается массовая групповая мобильность. В стабильные периоды
социальная мобильность возрастает в момент структурной перестройки экономики. В
этом случае важным «социальным лифтом», обеспечивающим вертикальную мобильность
восходящего вида, выступает образование. Социальная мобильность представляет
собой достаточно достоверный показатель уровня открытости или закрытости
общества. В современном обществе социальная мобильность порождает явление
социальной маргинальности.
Маргинальность – понятие, характеризующее
пограничные, промежуточные, стоящие на рубеже культур явления, социальные
субъекты и статусы… Маргинализация подразумевает разрыв, потерю объективной
принадлежности к некоей социальной общности без последующего вхождения в иную
общность или без полной адаптации в ней. Маргинал – это человек, имеющий
отношение к двум различным группам, не принадлежа ни к одной из них полностью…
Субъективное представление маргинала о себе и его объективное положение
противоречивы: он поставлен в ситуацию борьбы за выживание. Поэтому
маргинальная личность обладает рядом характерных черт: беспокойством,
агрессивностью, неоправданным честолюбием. Социальное поведение маргинала
создает сложности как самому человеку, так и общающимся с ним людям. Долгое
время в социологии маргинальность оценивалась негативно. В последнее время
социологи изменили к ней отношение, увидев в этом социальном явлении
положительную сторону.
(Минаев В.В.,
Архипова Н.И., Безбородов А.Б., Косякова Н.И.)
1.Опираясь на текст, укажите черту, определяющую
сущность социальной мобильности. Каковы (по П.А. Сорокину) основные направления
социальной мобильности?
2.При каких двух общественных
условиях, по мнению авторов, образование выступает важным «социальным лифтом»?
Объясните любое из этих условий.
3.Кого авторы называют
маргиналом? Дайте определение и приведите с опорой на знания обществоведческого
курса и факты общественной жизни три примера маргинальности.
4.В последнее время, как
отмечают авторы, социологи увидели в маргинальности положительную сторону.
Укажите любые три проявления положительной стороны маргинальности.
Текст
2.Е. Стариков. «Маргиналы...»
(Сокращено
по источнику: Стариков Е. Маргиналы, или Размышления на старую тему: «Что с
нами происходит?»// Знамя. 1989. № 10. С. 133-160).
«Маргинал,
просто говоря, - «промежуточный» человек. Классическая фигура маргинала -
человек, пришедший из села в город в поисках работы: уже не крестьянин, еще не
рабочий; нормы деревенской субкультуры уже подорваны, городская субкультура еще
не усвоена. У нас в стране нет безработицы, но есть деклассированные
представители рабочих, колхозников, интеллигенции, управленческого аппарата. В
чем выделяющий их признак? Прежде всего - в отсутствии своего рода
профессионального кодекса чести. Физическая невозможность халтурить отличает
кадрового рабочего-профессионала (также как и крестьянина, и интеллигента) от
деклассированного бракодела и летуна.
Только
при устойчивых условиях - постоянное место жительства и работы, нормальная
среда обитания, крепкая семья, сложившаяся система социальных связей, одним
словом, «укорененность» личности позволяет выработать четкую иерархию
ценностей, осознанные групповые нормы и интересы. Как сказал Антуан де
Сент-Экзюпери, «ничего нет в мире драгоценнее уз, соединяющих человека с
человеком». Рвать их - значит расчеловечивать человека, разрушать общество.
Надо избегать всего, что ослабляет человеческие связи, ненужных запретов,
массовых миграции, принудительных распределений, насильственных выселений,
колючих заграждений - всего, чем мы по сей день так обременены.
Лишенное
корней человеческое «я» расплывается: мотивы поведения начинают формироваться в
отрыве от ценностей устойчивой группы, т. е. в значительной мере лишаются смысла.
Мораль перестает править поступками, уступая место пользе, удобству, а иногда -
физиологической потребности (в этом объяснение «немотивированной» жестокости,
«бессмысленных» преступлений).
Обрыв
общественных связей ведет к постепенному снижению интересов личности до уровня
примитивных потребностей, описание которых - задача не столько социологии,
сколько этологии - науки о поведении животных. К явлениям «этологического»
порядка относится дедовщина, распространившая уголовно-лагерные нравы на
армию, техникумы и ПТУ. Вульгарное «бытовое» хамство, грабежи потерпевших
аварию поездов, мародерство в местах захоронений жертв нацистского террора -
все это признаки люмпенизации общества. На учете органов здравоохранения и
милиции состоит свыше 4,5 млн алкоголиков, но, по оценкам врачей-наркологов,
общая их численность достигает 18-22 млн. Дикие орды все чаще бесчинствуют на
улицах - то после массового действа на стадионе, то после бессмысленной драки в
общежитии, то после базарной ссоры.
В
недрах общества идут два разнонаправленных процесса. Часть маргиналов быстро
превращается в люмпенов. Посмотрите, кто торгует квасом, пирожками,
автобусными билетами; поинтересуйтесь, кто стремится в мясники, бармены, приемщики
бутылок; не говорю уже о беззаконных ордах спекулянтов, фарцовщиков,
проституток. Это в основном молодые люди. Путь на социальное дно, как правило,
безвозвратен. Другой процесс - процесс укоренения в городах недавних сельских
жителей - сам по себе в принципе даже прогрессивен. Если, переселяясь в город,
человек может рассчитывать на достойную квалифицированную работу, то из
маргинала он превращается в полноценного городского жителя». Вопросы:
1.
Как бы вы определили социальную сущность маргиналов и источники пополнения их
рядов?
2.
Что означает процесс укорененности и чем от него отличается лишенность
социальных корней?
3.
Почему у человека меняется система ценностей, когда он попадает из устойчивой
социальной среды в неустойчивую?
4.
Автор подчеркивает важность групповых связей как фактора, снижающего уровень
маргинальности. Но разве не в толпе и группе сверстников подросток ведет себя
самым вызывающим и жестоким образом? Ведь проявления вандализма футбольными
фанатами всегда происходят в сообществе. Нет ли здесь противоречия в позиции
автора?
5.
Как вы поняли мысль о двух разнонаправленных процессах? Можно ли их уподобить
восходящей и нисходящей социальной мобильности?
Текст
3. Маргиналами
называют не тех, кто живет за рамками общества, а тех, кто имеет
неопределенное социальное положение. Подросток еще не взрослый, но уже не
ребенок, он почти не школьник, но еще не рабочий или студент. Родители с каждым
днем отдаляются все больше, своя семья — когда еще она будет и будет ли вообще?
Можно
ли на этом основании считать подростка маргиналом?
Лабораторно-практическая работа № 11.
Тема: Социально-бытовые интересы.
Материально-вещественная среда обитания человека
1.Беседуют
двое. Первый
говорит:
— В
большинстве современных развитых обществ количество разводов приближается или
превышает 30%. И это характерно не только для России. Раньше во всех странах
семья была гораздо крепче. Возможно, человечество вступило в эпоху кризиса
брака, и в скором времени ему будет найдена эффективная замена.
Второй
отвечает:
— Брак
и бизнес — очень рисковые мероприятия. Из каждых 100 вновь образующихся
предприятий каждый год разоряется от 80 до 90%. Из каждых 100 вновь
образующихся семей ежегодно распадается менее 30%. Несмотря на то что уровень
потерь в бизнесе в 3 раза выше, никто не говорит о кризисе этого института.
Сравнивая то и другое, мы можем сказать, что брак стоит на своих ногах гораздо
прочнее, чем бизнес, и никакого кризиса не переживает. Естественная убыль —
это санитарная очистка от слабых. Естественный отбор ведет к тому, что в
бизнесе и браке выживают только сильнейшие. Это нормальная, вполне
здоровая ситуация.
Сопоставьте
две точки зрения. С какой из них вы согласились бы? Дайте обоснованную
аргументацию своего ответа. Если сможете, оперируйте статистикой и фактами.
2. Поколения
В
природе отношения между поколениями устроены весьма своеобразно — они
направлены в одну сторону. Родители любят детей и заботятся о них, но дети
никогда не заботятся о родителях. Птицы, волки, тигры кормят детенышей, а те,
вырастая, заботятся о своих детях, но не наоборот.
Следовательно,
у людей любовь родителей к детям заложена природой. Родители видят смысл жизни
в своих детях и готовы пожертвовать для них всем. А уважение детей к родителям
должно воспитываться. Оно — результат социализации.
Отдавая
все детям, родители воспитывают в детях эгоизм. Дети со временем начинают
чувствовать, что они — центр вселенной для родителей. Они становятся
своевольными, спесивыми. Это естественный результат накопления в детях
родительской любви. С 3 до 15 лет дети еще любят родителей, как те любят детей.
Но примерно к 20 годам они, взрослея, отдаляются от родителей, они готовы
создать свою собственную семью, выпорхнуть из родительского гнезда и обзавестись
собственными детьми, чтобы отдать им свою любовь, переданную им природой и
родителями.
Правильна
ли подобная модель? Опираясь только на свой жизненный опыт, подтвердите ее или
опровергните.
3. На 1990-1995 гг. приходится пик
экономического кризиса, роста богатых людей и разгула преступности. Именно на
тот же период выпадает пик числа укрепляемых дверей. Все большее число людей
стали укреплять старые либо ставить новые двойные двери. Почему?
1. Они
боялись роста преступности, в том числе квартирных краж.
2. Люди
стали жить богаче (установка двери стоит 2-3 среднемесячных оклада).
3. Люди
перестали надеяться на милицию.
4.
Другое.
4. Специалисты утверждают: человек,
который впервые попробовал наркотики после 20 лет, к 30 годам уже законченный
наркоман, но при этом сохраняется как личность. А ребенок, который начал колоться
в 13 лет, к 23 годам как личность полностью деградирует.
Почему?
Объясните проблему с позиции теории социализации.
5. Внимательно познакомьтесь с
текстом.
«Традиционная
многопоколенная патриархальная семья поставляла обществу, во-первых,
многочисленную рабочую силу (высокая рождаемость), во-вторых, дешевую рабочую
силу (малоквалифицированную и непритязательную). Патриархальная семья
базировалась на трех китах - натуральное хозяйство (значит, работа не выходя за
ограду деревни), главенство мужчин над женщинами, главенство старших над
младшими.
Три
крупных процесса привели к разрушению старой и возникновению новой, нуклеарной
семьи: промышленная революция, предоставившая работу обоим родителям, феминистское
движение, освободившее женщин от домашнего рабства и вытолкнувшее их в
производство, политику, образование, освободившее женщину от диктата мужа,
молодежное движение, эмансипировавшая молодежь от диктата старших.
Нуклеарная
семья дала обществу малочисленную, но квалифицированную рабочую силу.
Сократилось число детей в семье, т. к. воспитывать - нет бабушек, растить -
значит не
работать
(опять сидя дома), дать высокое образование многим дорого, одному-двум -
вполне по силам двум работающим родителям. Уменьшилось количество, но
увеличилась ценность ребенка. Родители больше от него ожидают и больше в него
инвестируют. Воспитывающие активные, достигающие индивиды. Значит, у них выше
уровень притязаний, поэтому они личности. Отсюда вертикальная мобильность,
активизация политических процессов, рост социальных движений протеста, тяга к
образованию, бизнесу».
1.
Переход от какого типа общества к какому здесь описан?
2. Что
вы могли бы добавить к этому описанию?
Эссе.
При написании эссе необходимо выделить следующие
элементы:
1)
представление собственной
точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы;
2)
раскрытие проблемы на
теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или на бытовом уровне, с
корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в
контексте ответа;
3) аргументация своей позиции с опорой на факты
общественной жизни или собственный опыт.
Как
написать ЭССЕ.
С чего начать? С записи темы эссе, при этом тему надо записать
точно, и обязательно в черновике. Тема — это некое условие задачи, в которое
надо вдуматься. А задачу надо понять, осознать. Формулировка темы — тоже задача,
только неизмеримо более объемная и сложная, имеющая не одно решение. Вчитываясь
в тему, вы входите в то творческое пространство, которое ею очерчено. Если
отдельные слова, мысли, в крайнем случае, вся формулировка будут повторены в
тексте эссе, открывая или завершая фрагменты работы или всего эссе в целом, —
это не недостаток. Ведь главная задача ученика — понять и раскрыть тему, а не
уйти от нее. Работая с эссе, время от времени нужно перечитывать формулировку
темы. Темы эссе по обществознанию на экзамене предлагаются на выбор учащемуся
из шести вариантов, соответствующих разделам курса обществознания: философии,
культурологии, экономике, социологии, политологии, правоведению.
Целесообразно выбирать тему наиболее близкую и понятную, при раскрытии
которой можно проявить свои знания, эрудицию, творческие способности.
Важным моментом является выявление обществоведческой проблемы.
Ведь в эссе вас просят высказать свою точку зрения на проблему, которая весьма
образно выражена в форме высказывания. Это значит, что необходимо перевести
«зашифрованную» проблему на язык философских категорий, понятий курса.
Например, тема «У нас нет времени, чтобы стать самим собой» (А.
Камю) предполагает работу в рамках проблематики самопознания, самосознания
человека, «Я — концепции», противоречивости реального и идеального Я,
экзистенциальности человеческого существования. Иначе, раскрывает проблематику
личностного развития. Тема «Не хлебом единым жив человек» (Библия) в своей
основе содержит проблему противоречивости материальных и духовных потребностей
человека. Это означает, что необходимо вспомнить материал именно по
обозначенной проблеме, выписать ряд понятий, с которыми возможно работать в
рамках данной темы.
Итак, главное — вчитаться, вдуматься в тему, как вчитываешься в
условие задачи, чтобы определить границы (пространство) темы и пути ее
раскрытия.
Тема выбрана, осознана, понята. Как правило, темы эссе по
обществознанию философского содержания имеют проблемный характер, авторскую интерпретацию
и предложены в виде высказывания. Поэтому, первоначально работая с обществоведческой
проблемой, необходимо выделить основную идею и определить, в рамках какой темы
или раздела курса обществознания последуют рассуждения. Для этого необходимо в
свободной форме сделать набросок эссе, то есть дать волю всему, что «хочет»
писаться, включая понятия, противоречия, ассоциации, цитаты, тезисы, примеры,
мнения, аргументы научного и бытового характера, имена, события, недописанные
мысли... Есть рациональное зерно во фразе: «Писательство не в голове, а в
кончиках пальцев».
Следующая задача — рассмотреть этот хаос, соотнести с темой: тогда
высветится идея, путь движения мыслей. Теперь главное — найти фразу, мысль,
цитату, которая могла бы стать заключением к работе.
Да, заключение, как и вступление, является важной частью работы.
Вступление фокусирует проблематику эссе, ставит проблему, вскрывает противоречия,
задает вопросы, очерчивает поле творчества рамками обществоведческой темы, а
заключение являет собой итог, резюме всех рассуждений.
Структура эссе логически вытекает из требований к нему. Поскольку
эссе — это краткая форма изложения собственных мыслей автора по той или иной
проблеме, то сама мысль выражается автором в виде тезиса (Т). Но мысль должна
быть подкреплена доказательствами, аргументами научного или бытового
характера. Поэтому за тезисом следуют аргументы (А). Аргументы — это факты,
явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт,
литературные ситуации, научные доказательства, ссылки на мнения ученых и т. д.
Лучше приводить два аргумента в пользу того или иного тезиса, так как один
может быть неубедительным, три аргумента могут перегрузить все же «маленький»
жанр.
Помните главное: эссе обязательно должно быть «эмоционально заряжено»,
но при этом важно проявить внешнюю сдержанность повествования.
«Мы можем
стать свободными только тогда,
когда станем
рабами закона» Цицерон
В
этом высказывании Цицерона прослеживается явно выраженное, на первый взгляд,
противоречие между понятиями свобода и рабство. Однако даже с позиции сегодняшнего
дня нельзя не согласиться с автором.
Если заглянуть вглубь веков, мы увидим, что человек
никогда не был свободен от правил и норм, установленных обществом. И чем больше
мы подчиняемся моральным и правовым нормам, тем действительно свободнее себя
чувствуем. Ещё в древности люди добровольно отказались от части своей свободы,
создав нормы морали. Затем появляется государство, ставшее творцом правовых
норм. Анализируя эти процессы, Ж.Ж.Руссо создал теорию общественного договора,
которая снискала себе множество союзников.
Используя понятие рабство, Цицерон имеет в виду
безоговорочное подчинение закону. Ведь если государство создает законы, значит,
они необходимы для обеспечения порядка и безопасности. И, пожалуй, рабство
перед законом есть единственная форма рабства, которую должен принять человек.
В нашей стране сегодня вопрос подчинения закону
приобрел особую остроту. От нашего рабства перед законом зависит наше будущее,
будущее наших детей. Неподчинение закону ведет к разгулу преступности, а в этих
условиях о какой свободе может идти речь? Разве свободна мать, боящаяся за
своего ребенка, ушедшего в школу, или старик, боящийся за свою жизнь, получая
пенсию? Разве свободны все мы, закрывающие свои двери на все запоры, едва на
город опускаются сумерки?
Человек всегда стремился к свободе, но абсолютной
свободы не существует. И если свобода одного человека заканчивается там, где
начинается свобода другого, то закон должен определить эту грань.
Можно согласиться быть рабом закона, если закон
обеспечит безопасность и спокойствие.
Темы эссе:
Темы эссе по философии
1.
«Человек имеет свободу выбора, ибо в противном случае советы, увещевания,
назидания, награды и наказания были бы бессмысленны».
Ф. Аквинский
2.
«Создает человека
природа, но развивает и образует его общество».
В. Белинский
3.
«Иногда для того, чтобы стать бессмертным, надо заплатить ценою целой жизни».
Ф. Ницше
4.
«Но если неизбежность смерти несовместима с истинной любовью, то бессмертие
совершенно несовместимо с пустотой нашей жизни».
В. Соловьев
5.
«Волю и желание нельзя смешивать... Я хочу действия, которое тянет в одну
сторону, в то время как мое желание тянет в другую, прямо противоположную».
Дж. Локк
6.
«Те сомнения, которые не разрешает теория, разрешит тебе практика».
Л. Фейербах
7.
«Будьте внимательны к своим мыслям — они начало поступков».
Лао-Цзы
8.
«Нравственный закон, который человек должен свободно открыть в себе,
автоматически дает свои предписания, одинаковые для всех людей и для всех
случаев жизни».
Н. Бердяев
9.
«Наука — это истина, помноженная на сомнение».
Валери
10.
«Мы не должны дозволить никому переделывать историческую истину».
Н. Пирогов
11.
«Зверь никогда не доходит до такого страшного падения, до какого доходит
человек».
И. Бердяев
12.
«Нужды растут не столько от насущной необходимости, сколько от капризных
желаний».
Ж.-Ж. Руссо
13.
«Всякое познание берет начало от разума и исходит от чувств».
Ф. Патрици
14.
«Человек— не вещь, а живое существо, которое можно понять только в длительном
процессе развития. В любой миг своей жизни он еще не является тем, чем может
стать и чем он, возможно, еще станет».
Э. Фромм
15.
«Без общества человек был бы жалок, испытывая недостаток в побуждениях к
совершенствованию».
У. Годвин
16.
«Говорят, мир возник из хаоса. Мы должны позаботиться, чтобы он не кончил тем,
с чего начал».
В. Жемчужников
Темы эссе по социологии
1.
«Нации — это богатство человечества, это обобщенные личности его: самая малая
из них несет особые краски».
А. Солженицын
2.
«При согласии и
малые дела вырастают в большие, при разногласии и большие распадаются».
Саллюстий
3.
«Неравенство — такой же хороший закон природы, как и всякий другой».
И. Шерр
4.
«Вследствие разницы климатов, умов, энергий, вкусов, возраста, зрений равенство
среди людей никогда невозможно. Неравенство поэтому следует считать непреложным
законом природы. Но мы можем сделать неравенство незаменимым...».
А. Чехов
5.
«Не есть ли единение с десятками разъединением с тысячами и миллионами».
Л. Толстой
6.
«Законы обязаны своей силой нравам».
К. Гельвеции
7.
«Древний обычай имеет силу закона».
В. Максим
8.
«Чем ярче проявляет себя индивидуальность, тем больше стремится она к единению
со всем сущим».
Р. Тагор
9.
«Алкоголизм дает больше опустошения, чем три исторических бича вместе взятых:
голод, чума и война».
У. Гладстон
10.
«Для других мы создаем правила, для себя — исключения».
Ш. Лемель
11.
«Займите место и положение, подобающее вам, и все признают это».
Р. Эмерсон
12.
«Нация не нуждается в жестокости, чтобы быть стойкой».
Ф. Рузвельт
13. «Я
слишком горжусь своей страной, чтобы быть националистом».
Ж. Вольфром
14.
«Соглашения предотвращают конфликты».
X. Маккей
15. «Семья
более священна, чем государство».
Пий XI
16.
«Национализм малых народов есть проявление изоляции и самодовольства.
Национализм больших народов есть империалистическая экспансия».
Н. Бердяев
17.
«Общество без расслоения с реальным равенством всех его членов — миф, так
никогда и не ставший реальностью за всю историю человечества».
П. Сорокин
18.
«Нация — совокупность людей, разных по характерам, вкусам и взглядам, но
связанных между собой прочными, глубокими и всеобъемлющими духовными узами».
Д. Джебран
Литература:
Кравченко А.И. Обществознание, 10-11 класс. М.,
«Русское слово»,2005 г.
Кравченко А.И. Задачник по обществознанию, 10-11
класс. М., «Русское слово»,2003 г.
Обществознание.10 класс: учебник для общеобраз.
учреждений: проф.уровень /Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебников, А.Т.Кинкулькин/ М,
«Просвещение»,2008 г.
Обществознание: практикум: пособие для 10 кл.
общеобраз. учреждений: проф.уровень /Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Л.Ф.Иванова
и др./ М, «Просвещение», 2008 г.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.