Инфоурок Другое Другие методич. материалыСеминар-практикум "Технология обучения ЗОЖ"

Семинар-практикум "Технология обучения ЗОЖ"

Скачать материал

 

 

 

 


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 28»

 

 

 

Технология обучения дошкольников ЗОЖ

 

Семинар-практикум

 

Воспитатель: О.Н. Шульга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Михайловск, 2019


Введение

 

Одними из главных задач ДОУ, как отмечено в ФГОС ДО, являются задачи, направленные на «…создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья каждого ребенка; формирование общей культуры личности детей, в том числе, ценностей здорового образа жизни…»

Основным средством реализации этих задач является формирование культуры здорового образа жизни

Культура здоровья – стереотип поведения, выработанный на основе личностных потребностей, способствующих ЗОЖ и определяющий бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.


 

 

Процесс воспитания и обучения в дошкольном учреждении предусматривает формирование у детей некоторых, постепенно усложняющихся с возрастом знаний и представлений профилактической направленности. Например, детям, помимо знаний о способах предупреждения некоторых заболеваний и причин их возникновения, необходимо понимать позитивную роль хорошего самочувствия и настроения, научиться управлять своими эмоциями, противостоять стрессовым ситуациям, поскольку по определению Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье  - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

Знание ребенком основ гигиены и элементарных медицинских сведений составляет фундамент формирования здорового образа жизни, способствующий, в свою очередь, эффективности всех оздоровительных мероприятий, проводимых в дошкольном учреждении и в семье.

Помимо общепринятых рекомендаций по выполнению гигиенических норм, здоровый образ жизни предполагает воспитание у детей активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья.

ЗОЖ – один из важнейших факторов сохранения здоровья и благополучия, он определяет качество жизни, способствует лучшей адаптации организма к социально-педагогическим требованиям в дошкольном учреждении, к меняющимся жизненным бытовым ситуациям.

Развитие навыков ЗОЖ ребенка происходит, как правило, не самопроизвольно, а в процессе систематического, целенаправленного воспитания и образования.

Как и многие привычки, навыки ЗОЖ формируются при соответствующих условиях в раннем и дошкольном детстве. По мере роста и развития ребенка они постепенно совершенствуются, их круг расширяется.

Целенаправленная работа по ЗОЖ осуществляется в три этапа:

1)    этап начального ознакомления с основными понятиями и представлениями о ЗОЖ;

2)    этап углубленного изучения основ ЗОЖ;

3)    этап закрепления и совершенствования основ ЗОЖ.

На каждом этапе работы ставятся соответствующие цели и задачи по обучению основам ЗОЖ.

 

Методическое содержание педагогической технологии

Система работы с детьми предполагает различные формы, средства и методы формирования представлений о ЗОЖ. Основными формами работы являются занятия, досуги, режимные моменты, спортивные соревнования и праздники.

 

На занятиях детям сообщают новые сведения и закрепляют полученные представления. Закреплять представления лучше в продуктивной и предметно-практической деятельности, поэтому занятия могут строиться как интегрированные. Некоторые занятия с использованием продуктивных видов деятельности могут быть полностью посвящены тематике ЗОЖ, что способствует формированию представлений в наглядной форме при опоре на чувственный опыт ребенка.

На занятиях по ознакомлению с окружающим миром формируют представления детей о человеке как живом существе, его организме и здоровье; об образе жизни человека и зависимости здоровья от образа жизни; о влиянии различных факторов на здоровье и образ жизни человека; о поведении человека, способствующем здоровью и здоровому образу жизни.

На занятиях по ознакомлению с окружающим миром экологической направленности и практических занятиях формируют представления об условиях, необходимых человеку для жизни; о взаимосвязи здоровья человека и окружающей среды.

Занятия по физической культуре способствуют формированию потребности в двигательной деятельности, совершенствованию техники основных движений, развитию психофизических качеств, закреплению навыков выполнения общеразвивающих и спортивных упражнений, развитию интереса к спортивным и подвижным играм.

Занятия по изобразительной деятельности следует направлять на реализацию продуктивной деятельности дошкольников, способствующей выражению их представлений о ЗОЖ в рисунках, аппликациях, поделках из пластилина, теста, глины.

На музыкальных занятиях у детей формируют представления о значении для ЗОЖ развития творческих возможностей человека.

Досуги, праздники, развлечения способствуют созданию условий эмоционального восприятия детьми сведений о ЗОЖ, закреплению полученных представлений и их систематизации.

В ходе физкультурно-оздоровительной работы развивают физические, психические и нравственные качества детей, воспитывают самостоятельность, творчество.

Режимные моменты используют для формирования и закрепления у детей санитарно-гигиенических навыков, опыта закаливания.

Воспитание культурно-гигиенических навыков предусматривает формирование привычки правильно умываться, вытираться, ухаживать за полостью рта, пользоваться носовым платком, правильно вести себя при кашле и чихании.

Например, во время выполнения санитарно-гигиенических мероприятий создают игровые ситуации «Белые перчатки», «Чистые ладошки скрипят – спасибо говорят» и др. При этом обращают внимание детей на качество выполнения мероприятий и поощряют потребность в них. Во время мытья рук после прогулки можно реализовать контрастное закаливание рук кубиками льда и теплой водой.

При организации прогулок следует предусмотреть проведение с дошкольниками оздоровительных мероприятий – игр с водой, световоздушных и солнечных ванн в теплое время года; подвижных игр, занятий физической культурой.

Средствами формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников являются дидактические и сюжетно-ролевые игры, художественная литература, продуктивная и предметно-практическая деятельность.

Тематические игры должны предусматривать возможность постепенного усложнения сюжета и способствовать совершенствованию приобретенных навыков, знаний и умений. Важно, чтобы игры были интересными и увлекательными для детей, способствовали активизации их творческой инициативы. При организации игр необходимо использовать разнообразные иллюстративные материалы к сказкам и рассказам, наглядные пособия, муляжи, игрушки.

В сюжетно-ролевых играх «Больница», «Семья» следует формировать у дошкольников поведение, способствующее ЗОЖ, на основе представлений о значении для здоровья проветривания помещения, его влажной уборки, стирки одежды и постельного белья, ограничения времени просмотра телевизионных передач и игр за компьютером, использование для профилактики заболеваний закаливающих мероприятий, санитарно-гигиенических процедур, нелекарственных средств.

Детская художественная литература способствует развитию познавательного интереса к человеку, его здоровью и ЗОЖ, можно организовать выставку детской литературы «Здоровье и здоровый образ жизни». В процессе подготовки к выставке детей знакомят с художественными произведениями по теме ЗОЖ, обсуждают их содержание, разучивают стихотворения, загадки.

Интересными для детей могут быть такие литературные произведения, как «Мойдодыр», «Федорино горе», «Доктор Айболит» К. И. Чуковского; «Что такое хорошо и что такое плохо»  В.В. Маяковского. На основе этих сюжетов можно разыгрывать маленькие сценки, распределив между собой роли.

Методы и приемы

Для формирования представлений дошкольников о ЗОЖ используют наглядные, словесные и практические методы.

Наглядные методы включают наблюдения, демонстрацию, просмотр видеоматериалов, иллюстраций, выставки работ по изобразительной деятельности, выставки плаката.

Словесные методы включают рассказы педагога, беседы, объяснения, методы проблемного обучения. Рассказы и беседы следует направить на сообщение дошкольникам необходимых сведений о здоровье и ЗОЖ, уточнение и систематизацию имеющихся представлений. Беседы можно сопровождать опытами и наблюдениями детей.

Практические методы включают опыты, упражнения, предметно-практическую деятельность, продуктивную деятельность детей. Например, опытным путем с помощью влажных ватных дисков или салфеток дети легко установят, что во время игр с песком, работы на огороде руки становятся грязными.

Созданию позитивного отношения дошкольников к формированию представлений о ЗОЖ способствуют различные способы организации деятельности детей, установление эмоционально-личностных контактов педагогов с дошкольниками, использование разнообразных приемов привлечения внимания детей (создание непривычного окружения, появление сказочного персонажа, присутствие педагогов и детей из других групп, использование средств педагогического мастерства – мимики, пантомимики, силы и тембра голоса, темпа речи и т.д.).

Для закрепления представлений детей о здоровье и ЗОЖ используют приемы, предусматривающие постановку ребенка в позицию субъекта деятельности в ситуациях «Маленький учитель», «Совет по телефону», «Приход Тимоши».

Данная педагогическая технология (технология формирования представлений о ЗОЖ) предполагает:

1)    системную разработку проблемы в разных направлениях: работу с педагогами и родителями; формирование здоровьесберегающего пространства, работу с детьми;

2)    применение разнообразных форм и методов работы;

3)    использование разных видов деятельности детей, а также совместной деятельности детей и взрослых;

4)    последовательное формирование у ребенка представлений о ЗОЖ;

5)    открывает возможности для мониторинга представлений детей о ЗОЖ на любом этапе работы.

 

 


 

Заключение

 

Формирование здорового образа жизни – это воспитание комплекса разнообразных навыков, правил, умений и знаний, которые дети могут применять на практике. Такой образ жизни создает у них мотивацию и стремление быть здоровым, ценить хорошее самочувствие, уметь защищать себя и своих сверстников от вредных влияний среды и нежелательных контактов.

Сформированные в раннем детстве навыки здорового образа жизни сохраняются и в дальнейшем. Ребенок, взрослея, будет всегда защищен от разнообразных вредных воздействий, с которыми ему неизбежно придется сталкиваться.

Закончить свой доклад хотелось бы словами Януша Корчака, который писал: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, поутонули бы, попали бы под машины, повыбивали бы себе глаза, поломали бы ноги и позаболели бы воспалением мозга и воспалением легких – и уже сам не знаю, какими болезнями. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают,  что для этого  надо делать. Объясним им, и они  будут беречься».

Будьте здоровы!


 

Список использованной литературы

1.     Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 112с.

2.     Карепова, Т. Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы / авт.-сост.Т. Г. Карепова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 170с.

3.     Новикова, И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни  у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 96 с.

4.     Смирнова, Т. В. Ребенок познает мир (игровые занятия по формированию представлений о себе для младших дошкольников) / авт. – сост. Т. В. Смирнова. – Волгоград: Учитель, 2011.

5.     ФГОС ДО

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Семинар-практикум "Технология обучения ЗОЖ""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по связям с общественностью

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 677 914 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 16.02.2020 129
    • DOCX 29.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Потапова Ольга Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Потапова Ольга Владимировна
    Потапова Ольга Владимировна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 84855
    • Всего материалов: 243

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 23 регионов

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 162 человека

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 26 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 291 человек из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 853 человека

Мини-курс

Современное инвестирование: углубленное изучение инвестиций и финансовых рынков

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 15 регионов

Мини-курс

Детские и взрослые эмоции

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 11 человек

Мини-курс

Методы анализа и прогнозирования по финансовой отчетности

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе