МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА –
ДЕТСКИЙ САД № 28»
Технология
обучения дошкольников ЗОЖ
Семинар-практикум
Воспитатель:
О.Н. Шульга
г.
Михайловск, 2019
Введение
Одними из главных задач ДОУ, как отмечено в ФГОС ДО,
являются задачи, направленные на «…создание условий, гарантирующих формирование
и укрепление здоровья каждого ребенка; формирование общей культуры личности
детей, в том числе, ценностей здорового образа жизни…»
Основным средством реализации этих задач является
формирование культуры здорового образа жизни
Культура здоровья – стереотип поведения, выработанный
на основе личностных потребностей, способствующих ЗОЖ и определяющий бережное
отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
Процесс воспитания и обучения в дошкольном учреждении
предусматривает формирование у детей некоторых, постепенно усложняющихся с
возрастом знаний и представлений профилактической направленности. Например,
детям, помимо знаний о способах предупреждения некоторых заболеваний и причин
их возникновения, необходимо понимать позитивную роль хорошего самочувствия и
настроения, научиться управлять своими эмоциями, противостоять стрессовым
ситуациям, поскольку по определению Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье
- это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а
не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
Знание ребенком основ гигиены и элементарных
медицинских сведений составляет фундамент формирования здорового образа жизни,
способствующий, в свою очередь, эффективности всех оздоровительных мероприятий,
проводимых в дошкольном учреждении и в семье.
Помимо общепринятых рекомендаций по выполнению
гигиенических норм, здоровый образ жизни предполагает воспитание у детей
активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья.
ЗОЖ – один из важнейших факторов сохранения здоровья и
благополучия, он определяет качество жизни, способствует лучшей адаптации
организма к социально-педагогическим требованиям в дошкольном учреждении, к
меняющимся жизненным бытовым ситуациям.
Развитие навыков ЗОЖ ребенка происходит, как правило,
не самопроизвольно, а в процессе систематического, целенаправленного воспитания
и образования.
Как и многие привычки, навыки ЗОЖ формируются при
соответствующих условиях в раннем и дошкольном детстве. По мере роста и
развития ребенка они постепенно совершенствуются, их круг расширяется.
Целенаправленная работа по ЗОЖ осуществляется в три
этапа:
1) этап
начального ознакомления с основными понятиями и представлениями о ЗОЖ;
2) этап
углубленного изучения основ ЗОЖ;
3) этап
закрепления и совершенствования основ ЗОЖ.
На каждом этапе работы ставятся соответствующие цели и
задачи по обучению основам ЗОЖ.
Методическое
содержание педагогической технологии
Система
работы с детьми предполагает различные формы, средства и методы формирования
представлений о ЗОЖ. Основными формами работы являются занятия, досуги,
режимные моменты, спортивные соревнования и праздники.
На занятиях детям сообщают
новые сведения и закрепляют полученные представления. Закреплять представления
лучше в продуктивной и предметно-практической деятельности, поэтому занятия
могут строиться как интегрированные. Некоторые занятия с использованием
продуктивных видов деятельности могут быть полностью посвящены тематике ЗОЖ,
что способствует формированию представлений в наглядной форме при опоре на
чувственный опыт ребенка.
На занятиях по
ознакомлению с окружающим миром формируют представления детей о человеке
как живом существе, его организме и здоровье; об образе жизни человека и
зависимости здоровья от образа жизни; о влиянии различных факторов на здоровье
и образ жизни человека; о поведении человека, способствующем здоровью и
здоровому образу жизни.
На занятиях по ознакомлению с окружающим
миром экологической направленности и практических занятиях формируют
представления об условиях, необходимых человеку для жизни; о взаимосвязи
здоровья человека и окружающей среды.
Занятия по физической культуре
способствуют формированию потребности в двигательной деятельности,
совершенствованию техники основных движений, развитию психофизических качеств,
закреплению навыков выполнения общеразвивающих и спортивных упражнений,
развитию интереса к спортивным и подвижным играм.
Занятия по изобразительной деятельности следует
направлять на реализацию продуктивной деятельности дошкольников, способствующей
выражению их представлений о ЗОЖ в рисунках, аппликациях, поделках из
пластилина, теста, глины.
На музыкальных занятиях у детей
формируют представления о значении для ЗОЖ развития творческих возможностей
человека.
Досуги, праздники, развлечения способствуют
созданию условий эмоционального восприятия детьми сведений о ЗОЖ, закреплению
полученных представлений и их систематизации.
В ходе физкультурно-оздоровительной работы развивают
физические, психические и нравственные качества детей, воспитывают
самостоятельность, творчество.
Режимные моменты используют для
формирования и закрепления у детей санитарно-гигиенических навыков, опыта закаливания.
Воспитание культурно-гигиенических навыков
предусматривает формирование привычки правильно умываться, вытираться,
ухаживать за полостью рта, пользоваться носовым платком, правильно вести себя
при кашле и чихании.
Например, во время выполнения санитарно-гигиенических
мероприятий создают игровые ситуации «Белые перчатки», «Чистые ладошки
скрипят – спасибо говорят» и др. При этом обращают внимание детей на качество
выполнения мероприятий и поощряют потребность в них. Во время мытья рук
после прогулки можно реализовать контрастное закаливание рук кубиками льда
и теплой водой.
При организации прогулок следует
предусмотреть проведение с дошкольниками оздоровительных мероприятий – игр с
водой, световоздушных и солнечных ванн в теплое время года; подвижных игр,
занятий физической культурой.
Средствами формирования представлений о здоровом
образе жизни у дошкольников являются дидактические и сюжетно-ролевые игры,
художественная литература, продуктивная и предметно-практическая
деятельность.
Тематические игры должны
предусматривать возможность постепенного усложнения сюжета и способствовать
совершенствованию приобретенных навыков, знаний и умений. Важно, чтобы игры
были интересными и увлекательными для детей, способствовали активизации их
творческой инициативы. При организации игр необходимо использовать
разнообразные иллюстративные материалы к сказкам и рассказам, наглядные
пособия, муляжи, игрушки.
В сюжетно-ролевых играх
«Больница», «Семья» следует формировать у дошкольников поведение,
способствующее ЗОЖ, на основе представлений о значении для здоровья
проветривания помещения, его влажной уборки, стирки одежды и постельного белья,
ограничения времени просмотра телевизионных передач и игр за компьютером,
использование для профилактики заболеваний закаливающих мероприятий,
санитарно-гигиенических процедур, нелекарственных средств.
Детская художественная литература
способствует развитию познавательного интереса к человеку, его здоровью и ЗОЖ,
можно организовать выставку детской литературы «Здоровье и здоровый образ
жизни». В процессе подготовки к выставке детей знакомят с художественными
произведениями по теме ЗОЖ, обсуждают их содержание, разучивают стихотворения,
загадки.
Интересными для детей могут быть такие литературные
произведения, как «Мойдодыр», «Федорино горе», «Доктор Айболит» К. И.
Чуковского; «Что такое хорошо и что такое плохо» В.В. Маяковского. На основе
этих сюжетов можно разыгрывать маленькие сценки, распределив между собой роли.
Методы и приемы
Для формирования представлений дошкольников о ЗОЖ
используют наглядные, словесные и практические методы.
Наглядные методы включают
наблюдения, демонстрацию, просмотр видеоматериалов, иллюстраций, выставки работ
по изобразительной деятельности, выставки плаката.
Словесные методы включают
рассказы педагога, беседы, объяснения, методы проблемного обучения. Рассказы и
беседы следует направить на сообщение дошкольникам необходимых сведений о
здоровье и ЗОЖ, уточнение и систематизацию имеющихся представлений. Беседы
можно сопровождать опытами и наблюдениями детей.
Практические методы включают
опыты, упражнения, предметно-практическую деятельность, продуктивную
деятельность детей. Например, опытным путем с помощью влажных ватных дисков или
салфеток дети легко установят, что во время игр с песком, работы на огороде
руки становятся грязными.
Созданию позитивного отношения дошкольников к
формированию представлений о ЗОЖ способствуют различные способы организации
деятельности детей, установление эмоционально-личностных контактов педагогов с
дошкольниками, использование разнообразных приемов привлечения внимания детей
(создание непривычного окружения, появление сказочного персонажа, присутствие
педагогов и детей из других групп, использование средств педагогического
мастерства – мимики, пантомимики, силы и тембра голоса, темпа речи и т.д.).
Для закрепления представлений детей о здоровье и ЗОЖ
используют приемы, предусматривающие постановку ребенка в позицию субъекта
деятельности в ситуациях «Маленький учитель», «Совет по телефону», «Приход
Тимоши».
Данная педагогическая технология (технология
формирования представлений о ЗОЖ) предполагает:
1) системную
разработку проблемы в разных направлениях: работу с педагогами и родителями; формирование
здоровьесберегающего пространства, работу с детьми;
2) применение
разнообразных форм и методов работы;
3) использование
разных видов деятельности детей, а также совместной деятельности детей и
взрослых;
4) последовательное
формирование у ребенка представлений о ЗОЖ;
5) открывает
возможности для мониторинга представлений детей о ЗОЖ на любом этапе работы.
Заключение
Формирование здорового образа жизни – это воспитание
комплекса разнообразных навыков, правил, умений и знаний, которые дети могут
применять на практике. Такой образ жизни создает у них мотивацию и стремление
быть здоровым, ценить хорошее самочувствие, уметь защищать себя и своих
сверстников от вредных влияний среды и нежелательных контактов.
Сформированные в раннем детстве навыки здорового
образа жизни сохраняются и в дальнейшем. Ребенок, взрослея, будет всегда
защищен от разнообразных вредных воздействий, с которыми ему неизбежно придется
сталкиваться.
Закончить свой доклад хотелось бы словами Януша
Корчака, который писал: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем
здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, поутонули
бы, попали бы под машины, повыбивали бы себе глаза, поломали бы ноги и
позаболели бы воспалением мозга и воспалением легких – и уже сам не знаю,
какими болезнями. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть
здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо
делать. Объясним им, и они будут беречься».
Будьте здоровы!
Список
использованной литературы
1. Богина,
Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных
учреждениях. Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 112с.
2. Карепова,
Т. Г. Формирование здорового образа жизни у
дошкольников: планирование, система работы / авт.-сост.Т. Г. Карепова. –
Волгоград: Учитель, 2012. – 170с.
3. Новикова,
И. М. Формирование представлений о здоровом
образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. – М.:
Мозаика-Синтез, 2009. – 96 с.
4. Смирнова,
Т. В. Ребенок познает мир (игровые занятия по
формированию представлений о себе для младших дошкольников) / авт. – сост. Т.
В. Смирнова. – Волгоград: Учитель, 2011.
5. ФГОС
ДО
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.